СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1. Понимание проблемы детского церебрального паралича в
современной литературе 6
1.2. Структура речевых нарушений детей с церебральным параличом 11
1.3. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с церебральным
параличом 16
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. Цель и задачи изучения 22
2.2. Организация и содержания изучения 27
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 37
3.2. Организация логопедической работы с дошкольниками с детским
церебральным параличом 38
3.2.1. Организация логопедической работы по формированию фонетико-фонематического строя речи 40
3.2.2. Организация логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи 44
3.2.3. Организация логопедической работы по формированию связной речи 50
3.3. Результаты констатирующего эксперимента 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1. Понимание проблемы детского церебрального паралича в
современной литературе 6
1.2. Структура речевых нарушений детей с церебральным параличом 11
1.3. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с церебральным
параличом 16
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. Цель и задачи изучения 22
2.2. Организация и содержания изучения 27
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 37
3.2. Организация логопедической работы с дошкольниками с детским
церебральным параличом 38
3.2.1. Организация логопедической работы по формированию фонетико-фонематического строя речи 40
3.2.2. Организация логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи 44
3.2.3. Организация логопедической работы по формированию связной речи 50
3.3. Результаты констатирующего эксперимента 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Проблема детского церебрального паралича является одной из наиболее актуальных. Это обусловлено, с одной стороны, значительной распространенностью ДЦП и не всегда своевременной его диагностикой, с другой - недостаточной эффективностью имеющихся сегодня в арсенале большинства детских специалистов методов лечения специального обучения и реабилитации таких больных. Однако нередко такие пациенты, находясь под наблюдением какого-либо одного врача, соответственно получают лишь однопрофильный вид медицинской помощи, что оказывается обычно малоэффективным. Это связано с тем, что само заболевание требует комплексного многостороннего лечебно-реабилитационного подхода с позиций разных медицинских специальностей. Именно поэтому очень важно знать, как справится с нарушениями речи при ДЦП в той или иной степени тяжести и минимизировать тяжелое влияние на умственное развитие.
Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с ДЦП изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно-мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей.
По данным Министерства Здравоохранения и Социального Развития Российской Федерации быстрыми темпами растет число детей с заболеванием детский церебральный паралич. Так по сообщению пресслужбы Минздрава в период с 2015 по 2020 год число детей с таким диагнозом увеличилось на 19.8%, что составляет порядком 85000 человек.
В последнее время проблема детского церебрального паралича является объектом пристального внимания специалистов различных областей научного значения: клиницистов (Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова), педагогов (Р.Д. Бабенкова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.И. Панченко, Н.В. Симонова), психологов (И.И. Мамайчук, Н.М. Сараева) и является весьма актуальная с точки зрения выбора адекватных путей обучения, воспитания и социальной адаптации обучающихся.
Как отмечает О.Г. Приходько [27] в сложной структуре нарушений у детей с ДЦП значительное место занимают речевые расстройства. У больных с церебральным параличом имеют место сложные вариативные проявления речевого дефекта, разнообразная структура речевой патологии, различные сочетания нарушенных звеньев речевого процесса, что требует целенаправленного коррекционного подхода.
По утверждению Е.М. Мастюковой, И.И Панченко, Л.Б. Халиловой, к началу обучения в школе у детей с ДЦП недостаточно сформирована произносительная сторона речи, что обусловлено патологическими процессами различных мозговых структур, вызывающих церебрально- органическую патологию. Наличие таких нарушений препятствует формированию полноценной речевой и учебной деятельности. Эти дети составляют группу риска по успеваемости.
Речевые нарушения ограничивают контакт и общение детей со взрослыми и здоровыми сверстниками, снижает мотивацию к речевому общению.
Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что тема исследования является значимой, недостаточно изученной, что и определяет ее актуальность.
Объектом нашего исследования является состояние звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи и связной речи дошкольников с детским церебральным параличом.
Предмет исследования - специфика логопедической работы у дошкольников с детским церебральным параличом.
Цель исследования: подобрать игры, упражнения, задания на формирование звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматической стороны речи и связной речи, учитывающие специфику работы с дошкольниками с детским церебральным параличом.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Изучить литературу по данной теме и дать теоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы.
2. Выявить особенности состояния речевого развития дошкольников с детским церебральным параличом.
3. Провести экспериментальное обучение, с учетом специфических особенностей, по формированию звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматической стороны речи и связной речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования:
1. Дошкольники с детским церебральным параличом имеют нарушения в развитии всех сторон речи.
2. Логопедическая работа с дошкольниками с детским церебральным параличом имеет свою специфику.
Практическая значимость нашей работы заключается в результатах констатирующего эксперимента, которые могут быть полезны учителям- логопедам, дефектологам, воспитателям, родителям.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент, качественный анализ полученных результатов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с ДЦП изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно-мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей.
По данным Министерства Здравоохранения и Социального Развития Российской Федерации быстрыми темпами растет число детей с заболеванием детский церебральный паралич. Так по сообщению пресслужбы Минздрава в период с 2015 по 2020 год число детей с таким диагнозом увеличилось на 19.8%, что составляет порядком 85000 человек.
В последнее время проблема детского церебрального паралича является объектом пристального внимания специалистов различных областей научного значения: клиницистов (Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова), педагогов (Р.Д. Бабенкова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.И. Панченко, Н.В. Симонова), психологов (И.И. Мамайчук, Н.М. Сараева) и является весьма актуальная с точки зрения выбора адекватных путей обучения, воспитания и социальной адаптации обучающихся.
Как отмечает О.Г. Приходько [27] в сложной структуре нарушений у детей с ДЦП значительное место занимают речевые расстройства. У больных с церебральным параличом имеют место сложные вариативные проявления речевого дефекта, разнообразная структура речевой патологии, различные сочетания нарушенных звеньев речевого процесса, что требует целенаправленного коррекционного подхода.
По утверждению Е.М. Мастюковой, И.И Панченко, Л.Б. Халиловой, к началу обучения в школе у детей с ДЦП недостаточно сформирована произносительная сторона речи, что обусловлено патологическими процессами различных мозговых структур, вызывающих церебрально- органическую патологию. Наличие таких нарушений препятствует формированию полноценной речевой и учебной деятельности. Эти дети составляют группу риска по успеваемости.
Речевые нарушения ограничивают контакт и общение детей со взрослыми и здоровыми сверстниками, снижает мотивацию к речевому общению.
Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что тема исследования является значимой, недостаточно изученной, что и определяет ее актуальность.
Объектом нашего исследования является состояние звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи и связной речи дошкольников с детским церебральным параличом.
Предмет исследования - специфика логопедической работы у дошкольников с детским церебральным параличом.
Цель исследования: подобрать игры, упражнения, задания на формирование звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматической стороны речи и связной речи, учитывающие специфику работы с дошкольниками с детским церебральным параличом.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Изучить литературу по данной теме и дать теоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы.
2. Выявить особенности состояния речевого развития дошкольников с детским церебральным параличом.
3. Провести экспериментальное обучение, с учетом специфических особенностей, по формированию звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматической стороны речи и связной речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования:
1. Дошкольники с детским церебральным параличом имеют нарушения в развитии всех сторон речи.
2. Логопедическая работа с дошкольниками с детским церебральным параличом имеет свою специфику.
Практическая значимость нашей работы заключается в результатах констатирующего эксперимента, которые могут быть полезны учителям- логопедам, дефектологам, воспитателям, родителям.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент, качественный анализ полученных результатов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе ВКР были рассмотрены научно-теоретические основы речевого развития дошкольников с дизартрией при ДЦП.
Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основным клиническим симптомом при детском церебральном параличе является нарушение зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.
В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или период новорожденности.
У детей с церебральным параличом препятствует нормальному развитию познавательных способностей психоорганический синдром в виде астенических состояний, вегетативных, эмоциональных нарушений, инертности нервных процессов. Наиболее характерны задержки психического развития с точки зрения динамики различных видов мышления. У детей с церебральным параличом наблюдаются затруднения в формировании восприятия формы, соотнесения элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы.
У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70-80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.
Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов.
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания; нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича; все формы дисграфии и дислексии.
Во второй и третьей главах было проведено экспериментальное исследование особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом, выделена методика экспериментального изучения состояния речевого развития детей с детским церебральным параличом, которая проходила по следующим направлениям: обследование звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматической стороны речи и связной речи.
Представлено содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической и связной речи и выявлена специфика работы по каждому из представленных направлений.
Перспектива исследования заключается в дальнейшем изучении детей с детским церебральным параличом, изучения коррекционной работы и методов обучения детей данной группы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основным клиническим симптомом при детском церебральном параличе является нарушение зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.
В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или период новорожденности.
У детей с церебральным параличом препятствует нормальному развитию познавательных способностей психоорганический синдром в виде астенических состояний, вегетативных, эмоциональных нарушений, инертности нервных процессов. Наиболее характерны задержки психического развития с точки зрения динамики различных видов мышления. У детей с церебральным параличом наблюдаются затруднения в формировании восприятия формы, соотнесения элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы.
У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70-80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.
Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов.
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания; нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича; все формы дисграфии и дислексии.
Во второй и третьей главах было проведено экспериментальное исследование особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом, выделена методика экспериментального изучения состояния речевого развития детей с детским церебральным параличом, которая проходила по следующим направлениям: обследование звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматической стороны речи и связной речи.
Представлено содержание логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической и связной речи и выявлена специфика работы по каждому из представленных направлений.
Перспектива исследования заключается в дальнейшем изучении детей с детским церебральным параличом, изучения коррекционной работы и методов обучения детей данной группы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фразовой речи с использованием лего-технологии у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня и детским церебральным параличом
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление задержки
речевого развития у детей раннего
возраста средствами сенсорной интеграции
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



