ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ……8
1.1. Понятие и сущность изъятия земель……8
1.2. Понятие и классификация объектов транспортной инфраструктуры..........19
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ………….30
2.1. Порядок и условия изъятия земель……30
2.2. Проблемы правового регулирования изъятия земель...42
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ……….52
3.1. Анализ практики изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры…52
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования изъятия земель....62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……82
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….......91
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ……98
Выбранная тема является актуальной поскольку в настоящее время земля выступает одним из важнейших элементов производства и по праву считается главным ресурсом для людей.
Также земельные ресурсы можно считать главным богатством. В условиях растущих потребностей в транспортных услугах и увеличения объемов грузоперевозок, строительство новых объектов транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, железные дороги, аэропорты) становится необходимым. Это требует эффективного и законного изъятия земельных участков.
Изъятие земель должно происходить с учетом принципов устойчивого развития, что включает в себя защиту прав собственников, минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и соблюдение интересов местных сообществ.
Среди важнейших условий, необходимых для существования человечества особое место занимает земля. Она дает людям пищу, одежду, жилище и многое другое.
Неисчерпаемые ресурсы земли являются не только источником, питающим нашу жизнь, но и гарантией для процветания человеческого общества в будущем.
Однако важно так же понимать, что в связи с увеличением числа населения Земли растет и пространство, которое занимается под города, дороги и промышленные объекты.
А поэтому зачастую у государства и муниципальных округов возникает необходимость изымать у граждан земельные участки, которые принадлежат как физическим, так и юридическим лицам.
Земельные участки могут изыматься у граждан и юридических лиц для разных государственных нужд.
Это может быть выкуп земельного участка для муниципальных нужд, для обеспечения государственной безопасности, обороны, экологической безопасности, международных соглашений, и другие нужды.
Выкуп земельного участка для государственных нужд произойдет непременно ради этих исключительных, но очень важных случаев государство, согласны вы с фактом изъятия или нет.
Но вы можете не согласиться с размером возмещения за изымаемую недвижимость, поспорить в суде и предложить свою рыночную стоимость. Ключевым является то, что такое изъятие возможно только при обязательной предварительной равноценной компенсации собственнику стоимости изымаемого имущества
Государство может изъять землю у собственника и за нарушение земельного законодательства, но уже без компенсации,
Изъятие земель под строительство объектов транспортных инфраструктурных объектов в настоящее время представляет собой один из ключевых организационно-правовых вопросов в сфере градостроительства и развития транспортной сети.
Современное российское законодательство предусматривает возможность изъятия земельных участков у собственников и других правообладателей в случаях:
- когда использование земельного участка происходит с нарушением требований, установленных законодательством, например, использование не по целевому назначению,
- когда изымают земельный участок в виде санкции за совершение преступления – конфискация,
- когда наступают обстоятельства, носящие чрезвычайный характер, так называемая реквизиция земельного участка,
- когда изъятие земельных участков требуется для государственных и муниципальных нужд, например для строительства объектов транспортной инфраструктуры.
В данной работе подробному рассмотрению представлен порядок изъятия, определение изъятия, действующая законодательная база, связанная с данным вопросом, и предлагаются рекомендации для ее улучшения.
Процедура изъятия устанавливает правовые основы и порядок осуществления выделения участков земли под строительство дорог, мостов, железных дорог и других объектов, необходимых для обеспечения функционирования и развития транспортной системы.
Регулирование процесса изъятия земель включает в себя нормы законодательства, правила взаимодействия собственников земельных участков, оценку имущественного ущерба различные компенсационные меры.
Организационно-правовые вопросы изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры требуют внимательного изучения и соблюдения законодательных норм для обеспечения соблюдения прав и интересов всех сторон, участвующих в данном процессе.
Изъятие земель для строительства объектов инфраструктуры транспорта также предусматривает регулирование вопросов, которые связаны с обязательствами по охране окружающей среды, компенсацией за ущерб при проведении работ, а также урегулированием вопросов согласования с местными органами власти и общественностью.
Основными этапами процесса изъятия земли являются определение территории для строительства, проведение оценки стоимости участка, уведомление собственников или правообладателей земли, возможное заключение договоров купли-продажи или иных соглашений, и в случае отсутствия согласия - принудительное изъятие.
При изъятии земель для транспортной инфраструктуры важно учитывать интересы всех заинтересованных сторон, соблюдать законодательство о компенсации потерь собственникам земли, а также обеспечивать минимизацию вреда окружающей среде.
В диссертационном исследовании было использовано федеральное законодательство, регулирующее деятельность в данной области, различные статьи, книги, информационная сеть интернет.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является анализ организационно-правовых вопросов изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры и разработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятия «изъятие земель» и «объекты транспортной инфраструктуры».
• Рассмотреть порядок и условия изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры.
• Выявить проблемы правового регулирования изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с изъятием земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры. Предметом исследования являются нормы права, регулирующие изъятие земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры, а также практика их применения.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования будут использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, моделирование.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе организационно-правовых вопросов изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры
Нормативная основа исследования: Нормативную основу исследована составляют Федеральное законодательство, обзоры судебной практики, кодексы и постановления.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего развития теории земельного права. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейшей работе.
Положения, выносимые на защиту:
1.Понятие и сущность изъятия земель: определение понятия «изъятие земель», его значение и роль в развитии транспортной инфраструктуры.
2.Правовые основы изъятия земель в Российской Федерации: анализ законодательства, регулирующего процесс изъятия земель.
3.Организационно-правовые аспекты изъятия земель: рассмотрение процедуры изъятия, включая этапы, сроки и порядок действий.
4.Анализ практики изъятия земель для транспортной инфраструктуры
6.Проблемы и сложности, возникающие при изъятии земель: выявление основных проблем, связанных с процедурой изъятия, таких как несогласие собственников, судебные споры и т. д.
7.Разработка предложений по совершенствованию законодательства: формулирование рекомендаций по внесению изменений в законодательство, регулирующее изъятие земель.
Диссертация состоит из введения трех глав, списка использованной литературы, приложения и списка условных сокращений.
В заключение ко всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что изъятие это процесс лишения права собственности т.е. добровольно-принудительный процесс отчуждения земельного участка государству или муниципальным органам власти, для целей строительства того или иного объекта.
Вопросы изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры представляют собой сложный и многогранный аспект, требующий внимательного анализа и комплексного подхода.
В процессе исследования были рассмотрены основные организационно-правовые механизмы, регулирующие данный процесс, а также выявлены ключевые проблемы и недостатки существующей законодательной базы.
Необходимость изъятия земельных участков для нужд строительства транспортной инфраструктуры обусловлена стремлением к развитию и модернизации транспортной сети, что, в свою очередь, способствует экономическому росту и улучшению качества жизни населения.
Однако данный процесс должен проводиться с соблюдением правовых норм и интересов всех заинтересованных сторон, включая собственников земель, местные сообщества и органы власти.
В ходе анализа было установлено, что важнейшими аспектами, требующими дальнейшего совершенствования, являются: упрощение процедур изъятия, обеспечение прозрачности и доступности информации для граждан, а также развитие механизмов компенсации и социальной ответственности. Кроме того, актуальной остается необходимость в создании эффективных инструментов для разрешения споров, возникающих в процессе изъятия земель.
Таким образом, для успешного решения организационно-правовых вопросов изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры необходимо комплексное обновление законодательства, а также активное взаимодействие между государственными органами, бизнесом и обществом. Это позволит не только обеспечить устойчивое развитие транспортной инфраструктуры, но и защитить права граждан, что в конечном итоге станет залогом гармоничного развития общества в целом.
Организационно-правовые вопросы изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры являются ключевыми для обеспечения эффективного и устойчивого развития транспортной сети.
В процессе анализа выявлены как положительные аспекты действующей правовой системы, так и существенные недостатки, требующие внимания.
Изъятие земельных участков необходимо для реализации проектов, способствующих экономическому росту и улучшению качества жизни. Однако данный процесс должен осуществляться с максимальным учетом прав и интересов граждан, собственников земель и местных сообществ. Это требует от государственных органов не только соблюдения законодательства, но и активного диалога с населением.
Ключевые направления для улучшения ситуации включают упрощение процедур изъятия, обеспечение прозрачности на всех этапах процесса, развитие адекватных механизмов компенсации и социальной ответственности, а также создание эффективных инструментов для разрешения споров. Важно, чтобы законодательство стало более гибким и адаптивным к изменяющимся условиям и потребностям общества.
Таким образом, для успешного разрешения организационно-правовых вопросов изъятия земель необходимо комплексное обновление законодательства и активное сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами.
Это позволит создать баланс между интересами государства, бизнеса и граждан, что, в свою очередь, обеспечит гармоничное развитие транспортной инфраструктуры и общества в целом.
Важно строго следовать законодательству при осуществлении подобных действий, учитывая права и интересы собственников и пользователей земельных участков.
Следует проводить консультации со всеми заинтересованными сторонами и разработать чёткие процедуры изъятия земли.
Это поможет минимизировать возможные конфликты и обеспечить законное и эффективное использование земельных ресурсов для развития транспортной инфраструктуры.
В частности, нужно указать, что лицо, не согласное с размером упущенной выгоды, может самостоятельно рассчитать сумму убытков, предоставив результаты оценочной экспертизы. Если же это невозможно, суд будет определять размер убытков, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и учитывая все обстоятельства дела.
в настоящее время правовой механизм изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры нуждается в существенном совершенствовании.
Существующие нормы законодательства, хотя и предусматривают процедуру изъятия, часто сталкиваются с проблемами, приводящими к задержкам проектов, судебным разбирательствам и социальной напряженности. Необходимо комплексное решение, затрагивающее несколько аспектов:
Проблемы существующего механизма:
• Недостаточная прозрачность и предсказуемость: Процедура изъятия земель часто непрозрачна, что приводит к неопределенности для собственников и инвесторов. Отсутствие четких критериев оценки компенсаций и сроков проведения процедуры затрудняет планирование и реализацию проектов.
• Затянутость процедур: Многоступенчатая процедура согласования и утверждения, а также возможность многочисленных обжалований, приводят к значительным временным затратам, увеличивая стоимость проектов и срывая сроки их реализации.
• Неадекватность компенсаций: Система компенсаций за изъятие земель часто не учитывает всех потерь собственников, включая упущенную выгоду и моральный ущерб, что вызывает справедливые претензии и кон-флик ты.
• Отсутствие эффективных механизмов разрешения споров: Механизмы разрешения споров между собственниками и государством часто оказываются неэффективными, приводя к длительным судебным разбирательствам и затягиванию проектов.
• Неравномерность применения законодательства: на практике наблюдается неравномерность применения законодательства в разных регионах, что создает дополнительные сложности для инвесторов и затрудняет развитии транспортной инфраструктуры в целом.
Рекомендации по совершенствованию:
• Упрощение и ускорение процедуры изъятия: Сокращение числа смогла-сующих инстанций, оптимизация процедур оценки и утверждения, внедрение электронного документооборота.
• Повышение прозрачности и предсказуемости: Разработка четких и понятных критериев оценки компенсаций, установление жестких временных рамок для проведения всех процедур. Публикация всей необходимой информации на открытых государственных ресурсах.
• Улучшение системы компенсаций: Внедрение более справедливой системы компенсаций, учитывающей все виды потерь собственников, вклею-чая упущенную выгоду и моральный ущерб. Возможность предоставления альтернативных вариантов компенсации (например, предоставление земельных участков в другом месте).
• Создание эффективных механизмов разрешения споров: Развитие внесудебных механизмов разрешения споров (медиация, арбитраж), упрощение судебных процедур, обеспечение оперативного и объективного рассмотрения споров.
• Гармонизация законодательства: Обеспечение единообразного применения законодательства на всей территории страны.
• Усиление роли общественных обсуждений: Проведение широких обще-ставенных обсуждений проектов на ранних этапах, учет мнений заинтересуй сованных сторон.
Реализация данных рекомендаций позволит создать более эффективный и справедливый механизм изъятия земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры, способствуя ускорению развития транспортной сети и снижению социальной напряженности.
Это, в свою очередь, положительно повлияет на экономическое развитие страны и повышение качества жизни населения.
1. Конституция Российской Федерации "Конституция Российской Федерации" " от (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Ст. 35 с изм. и допол. в ред. от с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. // Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru
2. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024). —// Консультант плюс: [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultat.ru
3. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.04.2024, с изм. от 25.04.2024) Официальный интернет-портал правовой информации. - Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document
4. "Гражданский кодекс Российской Федерации " от 30 .11.1994 года № 51-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. с изм. и допол. в ред. от 11.03.2024 //Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru
5. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 22.12.2004 № 190-ФЗ Ст. 36 с изм. и допол. в ред. от 08.08.2024// Официальный интернет-портал правовой информации. // Консультант плюс: [Электронный ресурс]. //URL: https:/www.consultant.ru
6. Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 № N 254-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru
7. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О государственной регистрации недвижимости" Официальный интернет-портал правовой информации // Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — URL: https:/www.consultant.ru
8. Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 18.10.2007 № 257-ФЗ- Ст. 3 п.1 с изм. и допол. в ред. от 08.05.2024. // Официальный интернет-портал правовой информации. Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — URL: https:/www.consultant.ru
9. "ПРИКАЗ N П/0336 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" от 04.08.2021 // Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. - Ст. п 1, 2. // Официальный интернет-портал правовой информации. Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — URL: https:/www.consultant.ru
10. Приказ "Об утверждении федеральных стандартов оценки и о внесении изменений в некоторые приказы минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки" от 14.04.2022 № 200 – 2022 Официальный интернет-портал правовой информации. // Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru
11. Приложение к приказу "Об Определении объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, являющихся объектами транспортной инфраструктуры" № 21 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2021 г. - Ст. 1 с изм. и допол. в ред. от 28.11. 2021// Консультант плюс: [Электронный ресурс] //URL: https://www.consultant.ru
12. Правила разработки проектов содержания автомобильных дорог: Отраслевой дорожный методический документ // Собрание законодательных актов Российской Федерации.2019 № 1816р. Ст. 3.1. от 15.07.2019 [Электронный ресурс]/https://rosavtodor.gov.ru
13. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р <О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года>// [Электронный ресурс]// http://static.government.ru
14. Акт министерств и ведомств "Правила разработки проектов содержания автомобильных дорог" от 15.07.2019 № 1816-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2019-[Электронный ресурс] //URL: https://rosavtodor.gov.ru
Научная и учебная литература
15. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). № 3. – С. 253-259 [Электронный ресурс] -— URL: https://sn-law.cfuv.ru. (дата обращения 30.05.2024).
16. Транспортная инфраструктура: учебник и практикум для вузов / А. И. Солодкий, А. Э. Горев, Э. Д. Бондарева, Н. В. Черных; под редакцией А. И. Солодкого 3-е изд., перераб. И доп. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 443 с. [Электронный ресурс] URL: https://urait.ru (дата обращения 30.05.2024)
17. Л.А. Голубева, В.А.Кургина Проблема баланса публичных и частных интересов при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд [Текст] / Л.А. Голубева, В.А. Кургина // Журнал правовых и экономических исследований. 2022 № 4. / [Электронный ресурс] — URL: https://giefjournal.ru (дата обращения 03.06.2024).
18. Копылова, А. А. Особенности изъятия земель для государственных и муниципальных нужд / А. А. Копылова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). —С. 259-261. URL: https://moluch.ru/archive/336/75192/ (дата обращения: 07.06.2024).
19. Исаев, В. М. Анализ судебной практики по изъятию земельных участков / В. М. Исаев, Д. С. Середа. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 228-229. [Электронный ресурс] //URL: https://moluch.ru (дата обращения: 13.06.2024).
20. Инна Смирнова. Изъятие земельного участка для строительства транспортной развязки // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024. [Электронный ресурс] — URL: https://spravochnick.ru (дата обращения: 17.06.2024).
21. Бокань В.А. Проблемы определения оснований изъятия земельных участков для нужд строительства автомобильных дорог // Транспортное право и безопасность. - 2023. №4(48). - С. 15. / [Электронный ресурс] — URL: //http://trans-safety.ru (дата обращения 17.06.2024)
22. Власов В.А., Семин Ю.С. Отдельные правовые аспекты изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд по законодательству российской федерации // Аграрное и земельное право. - 2020. - № 9(189). - С. 64-67.). [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 28.11.2024)
23. Секретарев Р.В. — К вопросу о совершенствовании земельного законодательства// Юридические исследования. – 2023. – № 1. – С. 74 - 85. [Электронный ресурс] — URL: https://nbpublish.com (дата обращения 15.05.2024);
24. Владимиров И. А., Иксанов Р. А. Проблемы правового режима земель транспорта в Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). — 2021. — № 3 (52). — С. 58–61. [Электронный ресурс] — URL: https://vestnik-bist.ru (дата обращения 15.07.2024).