Работа сделана на примере администрации Ольского городского округа Магаданской области.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………...8
Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной этики и этикета муниципальных служащих Российской Федерации……………………….….12
1.1. Сущность, функции, основные принципы этики государственных служащих…12
1.2. Особенности служебного этикета государственных служащих.....20
1.3 Нормативно-правовая база, регламентирующая профессиональную этику муниципальных служащих в Российской Федерации…………………24
Выводы по главе 1…………………………………….………………….30
Глава 2. Анализ соблюдения муниципальными служащими профессиональной этики и служебного этикета в Администрации Ольского городского округа Магаданской области…31
2.1 Организационно-управленческая характеристика деятельности Администрации Ольского городского округа Магаданской области………..31
2.2 Опрос населения и муниципальных служащих на знание и соблюдение профессиональной этики и служебного этикета……….……….36
2.3 Проблемы, выявленные в части применения профессиональной этики и служебного этикета муниципальными служащими Администрации Ольского городского округа Магаданской области…………..……………….45
Выводы по главе 2………………………………………………………...49
Глава 3. Совершенствование компетенций муниципальных служащих во профессиональной этике и служебному этикету в Администрации Ольского городского округа Магаданской области……………………….…50
3.1 Разработка мероприятий по формированию компетенций муниципальных служащих в части применения профессиональной этики и соблюдении служебного этикета в Администрации Ольского городского округа Магаданской области………… 50
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий по формированию компетенций муниципальных служащих в профессиональной этике и служебному этикету в Администрации Ольского городского округа Магаданской области…56
Выводы по главе 3………………………………………………………59
Заключение……………………………………..…………………………60
Список литературы……………………………………………………....66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………... 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………72
На сегодняшний день на фоне растущей потребности в совершенствовании политических систем и совершенствовании государственных и муниципальных услуг, перед любой государственной структурой стоит задача максимального повышения уровня производительности. Успешное решение этих задач во многом зависит от ответственности и профессионализма руководства. В этой связи особенно остро проявляются проблемы управления, соответствия муниципальных служб современным требованиям и профессиональной этике.
В последние годы вопросы этики в государственной службе стали предметом пристального внимания, так как население все чаще выражает недовольство и задает вопросы к служителям народа. В этом контексте философская дисциплина этика может быть полезна, поскольку помогает выявить факторы, формирующие профессиональную и административную этику в органах государственной и муниципальной власти. Это, в свою очередь, открывает пути к решению проблем, связанных с отсутствием квалифицированных кадров в системе государственной и муниципальной службы.
Как со стороны граждан, так и со стороны представителей органов власти, становится очевидным, что в системе общественного служения необходимо иметь корпорацию профессионально подготовленных и сплочённых сотрудников, способных сформировать новое поколение эффективных чиновников. Поведение государственных и муниципальных служащих напрямую влияет на то, какую значимость и роль они будут играть в служебной деятельности. Их поступки становятся не только лицом государственной структуры, но и визитной карточкой, определяющей отношения с коллегами и гражданами. Таким образом, от их действий зависит как внутренний климат в коллективе, так и взаимодействие с обществом на уровне района, области и страны в целом.
Актуальность данной темы исследования обусловлена необходимостью изучения этики муниципальных служащих, которая служит основой для формирования современного гражданского общества в России. В качестве объекта исследования в данной выпускной квалификационной работе выступают муниципальные служащие администрации Ольского городского округа Магаданской области.
Объектом исследования послужила администрация Ольского городского округа Магаданской области.
Предметом исследования являются аспекты профессиональной этики и этикета муниципальных служащих Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке мероприятий по формированию компетенций муниципальных служащих в профессиональной этике и соблюдении служебного этикета в Администрации Ольского городского округа Магаданской области на основе проведённого исследования и выявленных проблем.
Задачи выпускной квалификационной работы сформулированы следующим образом:
1. Рассмотреть теоретические аспекты профессиональной этики и этикета муниципальных служащих в Российской Федерации, включая их сущность, функции и основные принципы.
2. Изучить особенности служебного этикета муниципальных служащих и ознакомиться с нормативно-правовой базой, регулирующей профессиональную этику.
3. Проанализировать организационно-управленческую деятельность администрации Ольского городского округа Магаданской области.
4. Провести опрос населения и муниципальных служащих для оценки уровня знаний и соблюдения профессиональной этики и служебного этикета.
5. Выявить проблемы в применении профессиональной этики и служебного этикета муниципальными служащими администрации Ольского городского округа.
6. Разработать рекомендации по формированию компетенций муниципальных служащих в области профессиональной этики и соблюдению служебного этикета.
7. Оценить эффективность предложенных мероприятий по формированию этических компетенций муниципальных служащих и соблюдению служебного этикета.
Вопросы этики государственных служащих рассматривались на протяжении всего развития централизованных государств и в настоящее время стали объектом углубленного изучения в научной литературе. Исследования в данной области ведутся рядом авторов, среди которых можно выделить следующих ученых: Арапова М., Садыкова Р., Тултемирова Г., Ершова Н. А., Сергеева Н. В., Клиньшанс Е. В., Кузнецов А. М.
Степень изученности темы профессиональной этики государственных и муниципальных служащих в научном сообществе на текущий момент можно охарактеризовать как высокую, однако она продолжает развиваться и углубляться. В последние годы наблюдается рост интереса к данной проблематике, что связано с увеличением требований к прозрачности и ответственности государственных структур, а также с развитием концепций управления, основанных на этических принципах.
Несмотря на множество материалов, и исследований по данной теме, пространство для новых исследований и разработок в области профессиональной этики государственных служащих остается обширным, что делает данную область весьма актуальной и значимой для будущих исследований.
В основе практических исследований лежат материалы с официального сайта администрации Ольского городского округа Магаданской области, учебные пособия, а также результаты опросов населения и анкетирования муниципальных служащих. В рамках анализа нормативно-правовых актов, касающихся профессиональной этики, для администрации Ольского городского округа были выбраны кодексы корпоративной культуры Магаданской области.
Для определения того, как применяется профессиональная этика в администрации, был проведен опрос с помощью анкетирования, в котором участвовали 20 муниципальных служащих администрации Ольского муниципального округа. Чтобы выяснить мнение населения о муниципальных служащих Ольского городского округа, был организован опрос, в котором приняли участие 50 респондентов, представляющих лиц, использующих государственные услуги.
В данной работе использованы различные методы, включая анализ научной и исторической литературы по данной проблеме, а также методы опроса, анкетирования, статистического анализа и аналитического подхода.
Данное исследование имеет важное практическое значение для администрации Ольского городского округа Магаданской области и для всех, кто интересуется качеством работы муниципальных служащих. Изучение профессиональной этики и этикета муниципальных служащих поможет выявить слабые места в их работе и предложить конкретные способы улучшения.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, промежуточных выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Актуальность этой темы исследования связана с важностью изучения этики для муниципальных служащих, которая помогает создать современное гражданское общество в России. Исследование сосредоточено на муниципальных служащих администрации Ольского городского округа Магаданской области.
Главной целью работы было разработать мероприятия для повышения компетенций муниципальных служащих в области профессиональной этики и служебного этикета. Чтобы этого достичь, мы поставили перед собой несколько задач:
- Изучить теоретические основы профессиональной этики и этикета для муниципальных служащих, в том числе их функции и основные принципы.
- Проанализировать особенности служебного этикета и ознакомиться с правовыми нормами, которые его регулируют.
- Исследовать организационно-управленческую деятельность администрации Ольского городского округа.
- Провести опрос среди населения и служащих для оценки их знаний о профессиональной этике и этикете.
- Выявить проблемы в применении этих норм муниципальными служащими.
- Разработать рекомендации по повышению этических компетенций у служащих.
- Оценить, насколько эффективны предложенные мероприятия.
Анализ литературы позволил выделить перспективные направления для разработки предложений, и мы видим, что эффективность государственного управления и местного самоуправления определяется высоко только профессионализмом и личностными качествами государственных и муниципальных служащих, которые, по сути, становятся катализатором для социальных и политических преобразований в обществе.
Чиновник по праву является представителем власти и несомненно, что его имидж и умение регулировать и профессиональное поведение, оказывают большее влияние на формирование доверия не только к нему, но и к органам государственного и муниципального управления.
В каждой профессии, связанной с взаимодействием людей, появляются свои нравственные искушения, где моральные успехи и неудачи создают внутренние противоречия. Здесь, как раз, вырабатываются специфические способы их разрешения. Как поведёт себя чиновник? Что в нем говорит? На что он опирается? Как только профессиональные отношения становятся качественными и устойчивыми, сразу начинается создание и комплектация особых нравственных установок, которые разделены по характеру труда, вот в этом самом моменте и действует профессиональная этика и мораль.
Гражданское общество порой предъявляет через чур повышенные требования к представителям тех профессий, чья деятельность социальна, и ожидает следования только своим интересам, интересам общества. От профессионализма и уровня нравственности, государственных и муниципальных служащих во многом зависит не только авторитет власти, но и социальное самочувствие общества. Моральное регулирование является необходимым дополнением к правовому регулированию профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.
Если обобщить все этические принципы и нормы, то можно проследить, что они все взывают к нравственности государственного и муниципального служащего, а также напоминают ему о назначении его деятельности, к характеру его взаимодействия с государством. Нормы этики служат напоминание о том, что чиновник выступает доверенным лицом государства и не волен поступать так, как заблагорассудится.
В настоящее время уровень нравственного имиджа государственных и муниципальных служащих не соответствует требованиям, предъявляемым к нему, и это диктует необходимость дальнейшего его развития и совершенствования, как со стороны государства, так и со стороны самих государственных и муниципальных служащих. Проведенный анализ на предмет изучения нравственной культуры государственных и муниципальных служащих показывает о том, что их нравственность существенно отличается от тех показателей, которые диктуются запросами общества и требованиями нормативных правовых актов и этических норм. Настоящий уровень развития этики государственных и муниципальных служащих требует дальнейшего развития с целью формирования высокой духовности и устранения существующих сейчас проблем и конфликтов. Таким образом, на уровень нравственности государственной службы в целом негативно сказываются характерные для всех структур и институтов современного российского общества, тенденция резкого падения, уважения к закону и общепринятым нравственным нормам и ориентация в достижении поставленных целей не на гуманизм и порядок, а не силу. Проведенный анализ существующих этических проблем в системе государственной и муниципальной службы показывает, что нравственность и морально-психологический климат в коллективах не соответствуют требованиям, не способствуют формированию высокой духовности, порождая много проблем и конфликтов, разрешение которых требует принятия особых организационных и правовых мер.
В качестве мер было предложено:
- Ввести в Кодекс положения об ответственности руководителя за действия подчиненных;
- Создать должность для выполняющих функции управления нравственным развитием государственных служащих в госорганах;
- Включить в систему обучения;
- Служащих освоение норм деловых отношений и отработку на практике нестандартных поведенческих ситуаций
Расширение шаблонов этического поведения для отдельных сотрудников, формирование нравственную атмосферу в муниципальном образовании;
- Участие руководителя к неукоснительному выполнению всеми сотрудниками норм и правил кодекса профэтики;
- Обеспечение плановой ротацию кадрового состава муниципальной службы.
-Эффективное использование кадрового резерва.
Нравственная оценка населением муниципальных служащих сегодня отражается знанием подлинных нужд людей, стремлением работать на общественный интерес. Этика государственных и муниципальных служащих вносит конкретику и помогает реализовать моральные ценности в специфических условиях работы с населением.
Выходит, что основной проблемой в формировании этики становится подготовка и переподготовка кадров для службы. Такая необходимость в введении норм, задающих жёсткие рамки в поведении на службе, стала ключевой. Важным условием для эффективной работы службы является регулярное повышение уровня этики служащих, через формирование этических норм.
К практической значимости работы можно отнести те выводы и рекомендации, которые представлены во второй главе и могут быть использованы на практике, а также при разработке алгоритмов и программ по этике государственных служащих. В ходе исследований, оказалось, что уровень нравственности чиновников более значим для населения, чем их уровень профессиональной подготовки и личные качества и на это стоит обратить пристальное внимание.
Но что же нужно делать, чтобы максимально решить вопрос о нравственности госслужащих? Первым делом нужно доработать действующие нормы в законодательстве и обратить внимание на антикоррупционную деятельность. Изменение законодательной базы напрашивается давно. В Законе № 79-ФЗ содержится недостаточное количество социально-правовых качеств, поэтому необходимо закрепить в нем такие качества как гражданственность, профессиональная честь, нравственность и включить в этот перечень непредвзятость, добросовестность и справедливость.
Необходимо сказать, что типовой кодекс должен стать тем нормативно-правовым актом, за нарушение норм которого будет вестись применение к чиновнику мер как юридической ответственности, так и административной. Только в этом случае кодекс станет работать. Во-вторых, необходимо создать алгоритм мероприятий для стимулирования высоконравственного поведения чиновников.
Далее, целесообразным будет морально-психологический путь. Здесь будет использоваться правовой метод - введение единого этического Кодекса. Такая мера воссоздаст моральные ценности государственной службы, которые будут контролироваться одним конкретным Кодексом.
В идеале такой единый этический кодекс должен будет регулировать
следующие положения:
- Отношения с сослуживцами;
- Субординацию и отношения руководителя с подчиненными;
- Отношения с людьми, которые пользуются государственными услугами;
- Поведение служащего вне рабочего кабинета;
- Описывать конкретные нравственные качества служащего и ситуации, с примерами поведенческих решений.
Самое главное здесь, это то, что нормы в идеале должны носить не рекомендательный, а обязательный характер. Только в этом случае можно создать благоприятную нравственную почву для возрождения всех этических принципов государственной службы.
В ходе исследования мы изучили теоретические аспекты этики и этикета, рассмотрели действующие нормы, а также провели анализ работы администрации. Опрос населения и муниципальных служащих помог нам понять уровень знаний и соблюдения этических норм.
После анализа были выявлены некоторые проблемы, которые мешают эффективному применению профессиональной этики и служебного этикета.
В результате мы разработали конкретные рекомендации для улучшения ситуации, которые могут помочь муниципальным служащим повысить свои компетенции в этих областях.
Таким образом, все задачи, поставленные в работе, были успешно решены, и цель работы была достигнута. Проведённое исследование позволило не только понять текущее состояние вопросов профессиональной этики в администрации, но и предложить пути для их улучшения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О системе государственных служащих в Российской Федерации».
3. Пстановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 20.06.2024) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
4. Приказ Минюста России от 23.03.2011 № 93 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов"
5. "Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21))
6. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"
7. Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 25.01.2024) "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"
8. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ
9. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
10. Федеральный закон № 25.12.2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
2. Учебные пособия и монографии:
1. Аверченко, И.Г. «Этические стандарты в публичном управлении: обзор литературы». Научный вестник УГТУ. 23(2), 2020. С.78-85.
2. Арапова М., Садыкова Р., Тултемирова Г. Этика государственного и муниципального служащего // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. № 3. С. 432-435.
3. Аристотель. Никомахова этика. – М.: АСТ, 2003
4. Герасимова, М.В. Этика государственной службы: современные тенденции. – М.: Наука, 2020.
5. Громова, Т.Ю. «Служебная этика в современном публичном управлении». Журнал социологии и социальной антропологии. 25(3), 2022, с.145-158.
6. Ершова, Н.А. «Этика и профессиональные стандарты в системе муниципальной службы». Научный вестник. 24(2), 2020, с. 56-62.
7. Ершова Н. А., Сергеева Н. В. Профессиональная этика государственного и муниципального служащего. Конспект лекций. М. -2021
8. Завьялова, Н.А. «Этика государственной службы: теоретические и практические аспекты». Вестник РГУ. 12(3), 2017, 45-52с.
9. Иванов, А.С. «Проблемы этики публичного управления в России». Журнал публичного управления. 2(1), 2023, с.87-94.
10. Кашина, М. А., Вагина Л. В. Социология для государственных служащих / М. А. Вагина, Л. В. Кашина. — Санкт-Петербург: СЗАГС, 2006. — 392 c
11. Ковалев, А.Г. Этика: введение в философские основы. – М.: Наука, 2018.
12. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - С. 327.
13. Клиньшанс, Е.В. Профессиональная этика: нормы и принципы. – СПб.: Питер, 2021.
14. Кузнецов, А.М. «Этика и антикоррупционная деятельность в органах публичной власти». Русский журнал. 5(7), 2020, с. 34-41.
15. Кузнецов, А. М. Этика государственной и муниципальной службы: учебник и практикум для вузов / А. М. Кузнецов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 246 с.
16. Охотский. Государственный служащий: статус, профессия, призвание / Охотский, В. Е. —: Экономика, 2011. — 268 c. — Текст: непосредственный.
17. Петрова, Е.В. Этика государственной службы: требования и нормы. – М.: Юрайт, 2019.
18. Петрова, Е.В. «Ценности и этика администратора: современный взгляд». Актуальные проблемы управления. 10(1), 2021- с.56-63.
19. Платон Сочинения: Собрание сочинений : в 4 т. / Платон ; под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса ; пер. с древнегреч. [М. С. Соловьева и др.]. - Санкт-Петербург: Изд-во Олега Абышко, 2006
20. Пахомова, Н. В.. Основы профессиональной этики [Текст] : учебное пособие / Н. В. Пахомова, С. В. Ценцеря ; М-во внутренних дел Российской Федерации, Саратовский военный ин-т внутренних войск, Каф. военной педагогики и психологии. — Саратов : СВИ ВВ МВД РФ, 2015. — 173 с
21. Рубинштейн, С.Л. Основы этики: древняя философия и современность. – М.: Мысль, 2018.
22. Сидорова, Е.В. Профессиональная этика как составная часть общей этики. – СПб.: Питер, 2020
23. Сидорова, М.Ю. Нравственные аспекты профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2021.
24. Сидорова, Е.В. «Моральные аспекты государственной службы: проблемы и решения». Проблемы управления. 15(1), 2021, с.8-15.
25. Степанов П.П. Этические стандарты государственных служащих. - М., 2000. - С. 51
26. Тултемирова, Г. «Этика и институциональные меры реагирования на коррупцию в государственной сфере». Журнал прикладной этики, 15(2), 2022, с.200-210
27. Филиппов, А.С. Профессиональная этика и ее значение в административной практике. – СПб.: Питер, 2021.
28. Филиппов Г.Г. Этические аспекты функционирования государственной службы как социального института: материалы к курсу «Этика и культура управления». - СПб.: СЗАГС, 2008. - 131 с.
29. Шишкина, А. А. К вопросу о профессиональной этике государственного служащего/А. А. Шишкина//Проблемы современного профессионального образования: сборник статей. -Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. -С. 126-136.
30. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного служащего: нравственные основы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
31. Шуман, В.Л. «Этика и культура государственной службы в России». Государственная служба и местное самоуправление. 4, 2019, с.17-21.