Введение 3
Глава 1. Общая характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.1. Общая характеристика института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 13
Глава 2. Опека и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 22
2.1. Органы опеки и попечительства: понятие и их разграничение 22 2.2. Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства 28
2.3. Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительств 39
Глава 3. Проблемы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и пути их решения 52
3.1. Правоприменительная практика и оценка эффективности деятельности органов опеки и попечительства. 52
3.2. Предложения по совершенствованию форм поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 58
Заключение 71
Список источников и литературы 74
Актуальность исследования заключается в том, что семья призвана полноценно осуществлять свои основные социально-демографические функции, формировать и реализовывать собственные жизненные и репродуктивные установки на основе самообеспечения и саморазвития. Одно из условий успешного функционирования семьи (в том числе многодетной), снижения социальной напряженности в обществе - развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.
Во-первых, переход к многообразию форм социального обеспечения, которое наиболее полно соответствует принципам построения рыночной экономики, как во времена нэпа, так и в начале XXI века приводит к единственно оптимальному решению объединить вопросы управления делом обязательного социального страхования с отраслью администрирования публичного элемента трудовых отношений. Вопросы регламентации отчислений страховых взносов с заработка, определения страхового стажа, охраны труда и т.д. - все это выражает тесную связь между отношениями по социальному обеспечению и трудовыми отношениями, контролировать и координировать которые целесообразнее от имени единого властного субъекта.
Во-вторых, в зависимости от семейного положения дети могут быть разделены на имеющих семью и воспитываемых в ней, а также лишенных попечения родителей. Это различие существенно отражается на их правовом положении, условиях жизнедеятельности, а также на их социальном обеспечении.
В-третьих, семья жизненно необходима для полноценного развития ребенка. Ее отсутствие для него трагично. Ребенок, оказавшийся без родительского попечения, нуждается в попечении общества и государства. Проблемы таких детей актуальны не только с общественно-политической и научной точек зрения, но и с человеческой, эмоциональной и духовно-нравственной. Речь идет о сегодняшней и грядущей судьбе ребенка, его счастье, безопасности, здоровье, любви, окружающей его или, напротив, отсутствующей в его мире. Неслучайно мировым сообществом признано, что "ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания".
Цель настоящего исследования: провести комплексный анализ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
1. Охарактеризовать институт социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2. Рассмотреть формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
3. Изучить органы опеки и попечительства: понятие и их разграничение;
4. Рассмотреть опекунов и попечителей как субъектов института опеки и попечительства;
5. Изучить опекаемых и подопечных как субъектов института опеки и попечительства;
6. Изучить правоприменительную практику и оценить эффективность деятельности органов опеки и попечительства
7. Разработать предложения по совершенствованию форм поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования являются правоотношения возникающие в процессе реализации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Нормативную основу исследования составили действующее законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты, основа судебной практики.
Методы исследования. При проведении исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы: общие и частные (специальные) методы исследования: системный, сравнительно-правовой, структурно-логический.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
В заключение исследования хочу отметить, что цель и задачи, поставленные мною в работе, выполнены. В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из самых социально уязвимых категорий населения в Российской Федерации. Проблема реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время является едва ли не самой животрепещущей. Особенно это касается жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодатель предусматривает целый комплекс прав несовершеннолетних в сфере охраны их здоровья, определяемых не только в зависимости от возраста, но и с учетом их физиологических особенностей. Иными словами, в законе учитываются разные критерии, оказывающие влияние на содержание правовых статусов несовершеннолетних: общего (принадлежность каждому ребенку, без исключения, права на охрану его здоровья и право на получение достоверной информации о состоянии своего здоровья); специального (принадлежность к одной возрастной группе - несовершеннолетние); индивидуального (физиологические особенности и состояние здоровья отдельно взятого ребенка).
Во первых, права и обязанности ребенка основаны на нормах закона, что служит дополнительной гарантией для их эффективной реализации. Собственно сами нормы, на наш взгляд, не являются элементом статуса ребенка, а выступают в качестве необходимой нормативной предпосылки существования прав и обязанностей ребенка.
Во вторых, законное представительство играет крайне важную роль в реализации права на судебную защиту лицами, имеющими пороки гражданской дееспособности. Однако имеющееся пробельное правовое регулирование, особенно в арбитражном процессе, и отсутствие единства судебной практики по отдельным вопросам участия в процессуальных отношениях законных представителей создают предпосылки для нарушения указанного конституционного права лиц с пороками гражданской дееспособности. Данная ситуация требует совершенствования процессуального законодательства, а также дачу Верховным Судом РФ разъяснений по соответствующим вопросам судебной практики.
Органы опеки и попечительства вправе обращаться в суд с исками и принимать участие в рассмотрении судом дел по защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе об отмене усыновления и признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста; представлять суду акт обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), желающего принять его на воспитание в семью, а также основанное на нем заключение при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей.
Законное представительство играет крайне важную роль в реализации права на судебную защиту лицами, имеющими пороки гражданской дееспособности. Однако имеющееся пробельное правовое регулирование, особенно в арбитражном процессе, и отсутствие единства судебной практики по отдельным вопросам участия в процессуальных отношениях законных представителей создают предпосылки для нарушения указанного конституционного права лиц с пороками гражданской дееспособности.
В третьих, сегодня в России нужен координирующий орган, деятельность которого будет в полной мере отвечать эффективной реализации положений Конституции РФ, направленных на защиту семьи и детства, создание условий для достойного воспитания детей в семье, сохранение традиционных семейных ценностей.
На сегодняшний день отсутствует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который мог бы системно решать актуальные вопросы в сфере защиты прав детей, исключить несогласованность в подходах различных ведомств к решению узловых вопросов, касающихся института семьи и детства.
Целесообразно создать специальный орган исполнительной власти Российской Федерации, который был бы единым координирующим органом, формирующим политику в сфере защиты детства и семьи. Таким органом могло бы стать, например, Министерство семейной, молодежной и демографической политики Российской Федерации.
Проблемы защиты прав детей носят комплексный, межотраслевой характер, и их решение возможно только при эффективном межведомственном взаимодействии и наличии действенной координации.
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XVLI. 1993.
2. Конвенция о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года N 61/106 // Собрание законодательства РФ. 11 февраля 2013 г. N 6. Ст. 468.
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета - 1996 - №17 - 27 янв. - Ст.65
12. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // "Собрание законодательства РФ", 28.04.2008, N 17, ст. 1755.
13. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2018, N 53 (часть I), ст. 8427.
14. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802
15. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // "Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
16. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // "Собрание законодательства РФ", 23.04.2001, N 17, ст. 1643.
17. Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 2), ст. 7860.
18. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 27.01.2020, N 4, ст. 346.
19. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2020 г. М., 2021. С. 22.
Научная учебная литература и материалы периодических изданий:
20. Аскеров А. Квартиры мамам-сиротам с детьми / А. Аскеров // Жилищное право. 2021. N 1. С. 65 - 70.
21. Актуальные проблемы эффективности частного права: монография / К.А. Абдуллаев, Э.Б. Абдуряхимова, С.В. Алборов и др.; отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева. М.: Юстицинформ, 2022. 464 с.
22. Алькова М.А., Альков Н.С. Проблемы правового регулирования дополнительных гарантий детей, имеющих специальный правовой статус (на примере механизма предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т.19, вып. 4.
23. Александрова Е.В. Организация публичной власти в субъектах Российской Федерации: реформирование или совершенствование? / Е.В. Александрова. Пролог: журнал о праве. 2021. N 4. С. 16 - 23.
24. Беседкина Н.И. Завещательное возложение как особое завещательное распоряжение гражданина на случай смерти / Н.И. Беседкина // Образование и право. 2020. N 5. С. 64 - 68.
25. Булавина М.А., Долинская В.В., Заикина И.В. Проблемы правосубъектности несовершеннолетних // Современное право. 2023. N 6. С. 40 - 46.
26. Волков К.В. К вопросу о дискриминации постмортальных детей в их наследственных правах в России / К.В. Волков // Сфера права. 2021. N 1. С. 86 - 92.
27. Внукова В.А. О нормативном регулировании опеки и попечительства / В.А. Внукова, С.Н. Лихачева, Е.В. Плетникова // Юрист. 2022. N 7. С. 21 - 26.
28. Внукова В.А., Воронова О.Н., Лихачева С.Н. Опека и завещательное возложение: приглашение к обсуждению // Наследственное право. 2023. N 1. С. 13 - 15.
29. Володченко А. Юрий Скворцов: Закон о публичной власти расширит полномочия Ставрополя / А. Володченко // Ставропольская правда. 2022. 2 марта.
30. Гусев А.Ю. Установление предварительной опеки над несовершеннолетним // СПС КонсультантПлюс. 2023.
31. Ережипалиев Д.И. Защита прокурором прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 2. С. 29 – 35.
32. Зайков Д.Е. Особенности взыскания судебных расходов в деле с участием процессуального истца // Администратор суда. 2017. N 4. С. 24 – 30.
33. Заикина И.В. Правовая природа ограничения дееспособности физического лица / И.В. Заикина, М.А. Кабак // Россия и мир: развитие цивилизаций. Инновации и консерватизм: поиск баланса: Сб. тр. молодых ученых и студентов XII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2022. С. 243 - 245.
34. Касаткина А.Ю. Наследственно-правовое положение ребенка в Российской Федерации: Монография / А.Ю. Касаткина. М.: Проспект, 2022. 96 с.
35. Крюкова Е.С., Савельева Н.М. Особенности правового режима жилых помещений для детей-сирот // Семейное и жилищное право. 2022. N 4. С. 39 - 42.
36. Карпова О.А., Балаян Э.Ю. Место органов опеки и попечительства над несовершеннолетними в системе органов публичной власти Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. N 4. С. 24 - 28.
37. Кобзарь-Фролова М.Н. Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие / М.Н. Кобзарь-Фролова // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т 18. N 2. С. 193 - 203.
38. Лизвинская В. Жилье для сирот - анализ споров / В. Лизвинская // Жилищное право. 2020. N 2. С. 63 - 72.
39.
40. Огурцова М.Л. Правовое регулирование вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное и пенсионное право. 2022. N 2. С. 40 - 44.
41. Пряженникова К.В. Проверка полномочий законного представителя несовершеннолетнего: проблемы правоприменения // Нотариус. 2020. N 2. С. 22 - 25.
42. Ракина Т.Н. Обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот / Т.Н. Ракина // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2021. N 22. С. 110 - 118.
43. Самойлов Т.В., Петров Д.С. Неоднократные попытки суицида как основание для отказа в установлении опеки и попечительства над ребенком: проблемы и пути решения // Семейное и жилищное право. 2023. N 5. С. 21 - 23.
44. Сучкова Т.Е. Проблемы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальным жильем / Т.Е. Сучкова, А.В. Борисова // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. N 2. С. 34 - 39.
45. Семья Г.В. Ребенок в условиях институционализации: результаты мониторинга условий жизни и воспитания воспитанников и их субъективного благополучия в организациях для детей-сирот // Социальные науки и детство. 2021. Т. 2. N 2. С. 19 – 24.
46. Семья Г.В. Возможные модели органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан как результат реформирования и совершенствования деятельности системы / Г.В. Семья, М.В. Лашкул // Ежегодник Российского образовательного законодательства. 2020. N 20. С. 160 - 180.
47. Щенникова Л.В. Социальная направленность гражданско-правового регулирования в отражении норм российского наследственного права / Л.В. Щенникова // Нотариус. 2020. N 2. С. 36 - 42.
Материалы судебной практики:
48. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» // Российская газета. 2017. 20 ноября.
49. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 1, январь, 2018.
50. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с взысканием алиментов" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2018. N 4 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 25.10.2024).
51. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 7.
52. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 78-КГ19-4. Требование: О признании недействительным договора купли-продажи квартиры и применении последствий недействительности сделки // СПС «КонсультантПлюс».
53. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 78-КГ19-4. Требование: О признании недействительным договора купли-продажи квартиры и применении последствий недействительности сделки // СПС «КонсультантПлюс»
54. Приговор Заринского районного суда Алтайского края. Дело N 1-57/2018 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.02.2024)
55. Постановление Кузьминского районного суда г. Москвы от 10 февраля 2014 г. по делу N 1-132/14 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.02.2024)
56. Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18 сентября 2015 г. по делу N 33-6571/2015; Определение Московского городского суда от 20 декабря 2016 г. N 33-50759/2016 // СПС "Гарант".
57. Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 2 апреля 2014 г. по делу N 33-7213/2014 // СПС "Гарант".
58. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции за 12 месяцев 2020 г. // Судебный департамент (cdep.ru) (дата обращения: 25.10.2024).
59. Апелляционное определение N 11-10/2015 11-319/2014 от 12 февраля 2015 г. по делу N 11-10/2015. URL: https://bsr.sudrf.ru (дата обращения: 25.10.2024).
60. Решение Гагаринского районного суда Московской области по делу N 2515/2010 от 13 октября 2010 г. // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 25.10.2024).
61. Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2018 г. по делу N 33-561 16/2018 // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.10.2024).
62. Апелляционное определение Ленинского районного суда г. Ульяновска по делу 11-65/2015 г. URL: https://bsr.sudrf.ru (дата обращения: 25.10.2024).
Электронные ресурсы
63. Официальный сайт благотворительного фонда "Наши дети". URL: http://www.nashideti.org/.
64. Официальный сайт Самарского государственного социально-педагогического университета. URL: http://www.pgsga.ru/academy/structure/administration/ex_serv/student-activities/archive/gos_pom_orphan.php (дата обращения: 25.10.2024 г.).