ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Развитие связной речи в норме 5
1.2. Характеристика нарушения речи у детей с задержкой
психического развития 9
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация, приемы и проведение исследования 17
2.2. Результаты экспериментального исследования 21
ГЛАВА III. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Организация и проведение обучения 30
3.2. Система упражнений по формированию связной речи детей с
ЗПР 36
3.3. Результаты контрольного эксперимента 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Развитие связной речи в норме 5
1.2. Характеристика нарушения речи у детей с задержкой
психического развития 9
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация, приемы и проведение исследования 17
2.2. Результаты экспериментального исследования 21
ГЛАВА III. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Организация и проведение обучения 30
3.2. Система упражнений по формированию связной речи детей с
ЗПР 36
3.3. Результаты контрольного эксперимента 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Связная речь играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самовыражения, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
Выдающийся советский лингвист А.Н. Гвоздев [7, C. 56] писал: «Развитие детской речи играет огромную роль в жизни ребенка. Она представляет собой известное высказывание, сообщение, является орудием мышления и общения...». Встречаются дети, у которых присутствует задержка психического развития, что задерживает формирование каждого из компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ЗПР отмечаются значительные трудности при овладении связной монологической речью, что обуславливается особенностью усвоения ими системы родного языка.
Несформированность связной речи дошкольников с ЗПР отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания этих детей. Вместе с тем в соответствующей специальной литературе не в полной мере отражено содержание логопедической работы по обучению осознанным умениям и навыкам построения связного и цельного высказывания. В связи с этим особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы выявления особенностей связной монологической речи детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: Дошкольники с ЗПР имеют специфические особенности связной монологической речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Специальное обучение связному рассказыванию дошкольников с ЗПР обеспечит положительную динамику их речевого развития и будет способствовать совершенствованию логопедической работы.
Цель: Разработать систему приемов и упражнений по коррекции нарушения связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общую и специальную литературу по проблеме
исследования.
2. Подобрать соответствующие методики по изучению особенностей связной речи детей с ЗПР дошкольного возраста.
3. Выявить особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста с ЗПР и нормальным речевым развитием.
4. Разработать и экспериментально апробировать систему приемов и упражнений по коррекции нарушения связной речи в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с ЗПР.
5. Провести контрольный эксперимент с целью изучения эффективности предложенной системы приемов и упражнений.
Объект исследования: связная монологическая речь детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: система приемов и упражнений по коррекции нарушения связной речи детей дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью и задачами исследования мы использовали следующие методы:
1. Анализ литературных источников по теме исследования.
2. Изучение медико-педагогической документации.
3. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты с использованием методов статистической обработки данных.
4. Качественный и количественный анализ, обобщение полученных результатов.
Выдающийся советский лингвист А.Н. Гвоздев [7, C. 56] писал: «Развитие детской речи играет огромную роль в жизни ребенка. Она представляет собой известное высказывание, сообщение, является орудием мышления и общения...». Встречаются дети, у которых присутствует задержка психического развития, что задерживает формирование каждого из компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ЗПР отмечаются значительные трудности при овладении связной монологической речью, что обуславливается особенностью усвоения ими системы родного языка.
Несформированность связной речи дошкольников с ЗПР отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания этих детей. Вместе с тем в соответствующей специальной литературе не в полной мере отражено содержание логопедической работы по обучению осознанным умениям и навыкам построения связного и цельного высказывания. В связи с этим особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы выявления особенностей связной монологической речи детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: Дошкольники с ЗПР имеют специфические особенности связной монологической речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Специальное обучение связному рассказыванию дошкольников с ЗПР обеспечит положительную динамику их речевого развития и будет способствовать совершенствованию логопедической работы.
Цель: Разработать систему приемов и упражнений по коррекции нарушения связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общую и специальную литературу по проблеме
исследования.
2. Подобрать соответствующие методики по изучению особенностей связной речи детей с ЗПР дошкольного возраста.
3. Выявить особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста с ЗПР и нормальным речевым развитием.
4. Разработать и экспериментально апробировать систему приемов и упражнений по коррекции нарушения связной речи в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с ЗПР.
5. Провести контрольный эксперимент с целью изучения эффективности предложенной системы приемов и упражнений.
Объект исследования: связная монологическая речь детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: система приемов и упражнений по коррекции нарушения связной речи детей дошкольного возраста с ЗПР.
В соответствии с целью и задачами исследования мы использовали следующие методы:
1. Анализ литературных источников по теме исследования.
2. Изучение медико-педагогической документации.
3. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты с использованием методов статистической обработки данных.
4. Качественный и количественный анализ, обобщение полученных результатов.
Связная монологическая речь обеспечивается интеграцией мыслительной и речевой активности ребенка, проявляющейся в использовании усвоенного ранее социального и речевого опыта. Недостаточная изученность проблемы обуславливает актуальность изучения данной темы.
Связная речь представляет собой интегрированное овладение его основными компонентами: структурой речевого сообщения (композиционное построение и логическая последовательность изложения), содержанием речевого сообщения (использование разнообразных лексических и эмоционально-выразительных средств при грамматически правильном построении фраз), творческим компонентом рассказа (индивидуальность, самостоятельность изложения, использование собственного опыта, «новизны»).
Разработанная система приемов и упражнений позволила выявить особенности монологической речи в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с ЗПР. Нами были выявлены специфические особенности, которые обусловлены трудностями актуализации детьми социально- коммуникативного опыта, комбинированием полученных ранее представлений, а также особенностями речемыслительной деятельности. В целом трудности обозначились в отсутствии навыков композиционного построения рассказа, логике повествования, что, в свою очередь, обуславливало низкую содержательность речевого сообщения. Узкий диапазон использования лексических средств, синонимии слов, малое использование эмоционально-выразительных средств имели определенное соответствие с трудностями грамматического оформления предложений. Особенно ярко это выступало в самостоятельном рассказывании.
Процесс овладения связной монологической речью органически связан и положительно влияет на интеллектуальное развитие ребенка, познавательную деятельность, художественные, музыкальные, нравственные и эстетические способности, обеспечивает творческую направленность общего развития личности ребенка.
Трудности овладения связной речью объясняются многими причинами: недостаточной сформированностыо психических процессов - мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью. Дети с ЗПР нуждаются в создании условий, соответствующих специфике овладения связной речью в онтогенезе. Использование разработанной нами системы приемов и упражнений по овладению связной монологической речью в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми результативно способствует коррекции речевого недоразвития.
Работа по данной методике дала положительные результаты. Устные речевые высказывания детей в несколько раз увеличились в объеме, углубилось содержание создаваемых текстов, значительно снизилось количество композиционных и речевых недостатков в формировании текста.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что преодоление недостатков развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ЗПР требует длительного специально организованного коррекционного воздействия, включающее комплекс логопедических мероприятий, направленных на формирование компонентов языковой системы, коммуникативной и регулирующей функции речи.
Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению.
Связная речь представляет собой интегрированное овладение его основными компонентами: структурой речевого сообщения (композиционное построение и логическая последовательность изложения), содержанием речевого сообщения (использование разнообразных лексических и эмоционально-выразительных средств при грамматически правильном построении фраз), творческим компонентом рассказа (индивидуальность, самостоятельность изложения, использование собственного опыта, «новизны»).
Разработанная система приемов и упражнений позволила выявить особенности монологической речи в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с ЗПР. Нами были выявлены специфические особенности, которые обусловлены трудностями актуализации детьми социально- коммуникативного опыта, комбинированием полученных ранее представлений, а также особенностями речемыслительной деятельности. В целом трудности обозначились в отсутствии навыков композиционного построения рассказа, логике повествования, что, в свою очередь, обуславливало низкую содержательность речевого сообщения. Узкий диапазон использования лексических средств, синонимии слов, малое использование эмоционально-выразительных средств имели определенное соответствие с трудностями грамматического оформления предложений. Особенно ярко это выступало в самостоятельном рассказывании.
Процесс овладения связной монологической речью органически связан и положительно влияет на интеллектуальное развитие ребенка, познавательную деятельность, художественные, музыкальные, нравственные и эстетические способности, обеспечивает творческую направленность общего развития личности ребенка.
Трудности овладения связной речью объясняются многими причинами: недостаточной сформированностыо психических процессов - мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью. Дети с ЗПР нуждаются в создании условий, соответствующих специфике овладения связной речью в онтогенезе. Использование разработанной нами системы приемов и упражнений по овладению связной монологической речью в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми результативно способствует коррекции речевого недоразвития.
Работа по данной методике дала положительные результаты. Устные речевые высказывания детей в несколько раз увеличились в объеме, углубилось содержание создаваемых текстов, значительно снизилось количество композиционных и речевых недостатков в формировании текста.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что преодоление недостатков развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ЗПР требует длительного специально организованного коррекционного воздействия, включающее комплекс логопедических мероприятий, направленных на формирование компонентов языковой системы, коммуникативной и регулирующей функции речи.
Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Развитие связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной монологической речи старших дошкольников с
задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с
окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ОБОГОЩЕНИИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по развитию лексико-семантической
стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического
развития
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по развитию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022





