Введение 3
1. Обзор литературы 5
1.1 Состояние и перспективы развития рынка чая 5
1.2 Химический состав и пищевая ценность чая 7
1.3 Факторы, формирующие ассортимент и качество чая 10
1.4 Классификация и ассортимент чая 13
1.5 Упаковка, маркировка, хранение чая 17
1.6 Требования к качеству чая, дефекты 19
2. Экспериментальная часть 24
2.1 Объекты и методы исследования 24
2.2 Результаты исследований 27
Заключение 39
Использованная литература 41
Приложения 42
Сегодняшний покупатель, имея возможность выбора, не хочет приобретать случайные товары. Огромную роль в доведении большого разнообразия продукции до потребителя играют розничные торговые предприятия. Актуальность темы работы обусловлена обостряющейся на сегодняшний день проблемой продовольственной безопасности, которая может быть решена только с помощью своевременной экспертизы.
Чайная промышленность мира на сегодняшний день вооружена высокопроизводительной техникой, позволяющей получить большие объемы продукции, контролировать технологические операции. Лабораторные исследования могут установить химико-аналитическим путем содержание тех или иных компонентов в продукте. Но никакая техника не может заменить человека при определении качества продукта.
Для каждого человека существует свойственное лишь ему одному представление о вкусе и аромате. Поэтому становится понятна неуместность часто задаваемого несведущими людьми вопроса о том, какой же все-таки чай лучше.
Невозможно оценить чай из разных стран, полученный в различных климатических зонах, на разных высотах над уровнем моря и на разных почвах. Чайные кусты восприимчивы и к превратностям погоды, и к тому, как ухаживали за деревом, как собирали листья, как их обрабатывали, хранили и перевозили.
Поэтому оценить достоинства того или иного сорта чая можно только субъективно, такова специфика чайной продукции.
Однако любой потребитель с целью защиты своей жизни и здоровья стремится приобрести только качественную продукцию. Экспертиза является основополагающим фактором в обеспечении безопасности чайных напитков. Она позволяет предупредить потребителя о плохом качестве.
Объектом курсовой работы является чай, реализуемый в розничных предприятиях г. Рязани.
Предметом исследования является анализ ассортимента, оценка качества чая, реализуемого в розничных предприятиях г. Рязани.
Цель работы рассмотреть сравнительную товароведную характеристику чая по сортам и торговым брендам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обобщить теоретический материал по состоянию рынка чая, классификации и качеству чая;
определить объекты и методы исследования;
провести оценку качества чая;
проанализировать ассортимент товаров в данном магазине.
Информационной базой для написания работы послужили публикации периодической печати, научные издания, учебники, Интернет, результаты моментных наблюдений.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В курсовой работе обобщены основные положения в области товароведения чая. Рассмотрен химический состав и пищевая ценность чая, показаны методы оценки качества. Приведены сведения о требованиях к условиям хранения.
Разнообразие видов чая, его уникальные свойства, высокая пищевая ценность и вкусовые качества данного продукта открывают широкие возможности для развития рынка чая. В это же время увеличение производства чая влечет за собой увеличение количества фальсификатов на рынке. В связи с этим возрастает ответственность торговых работников и представителей контролирующих организаций в вопросах своевременного выявления и изъятия данных продуктов. Такая деятельность невозможна без надежного инструментария методов экспертизы и оценки, повышения информированности населения, работников торговли.
В работе проведен сравнительный анализ ассортимента и качества черного байхового чая, реализуемого в магазине «Продукты», на соответствие требованиям стандартов. Отражены объекты и методы исследования, анализ показателей ассортимента, а также результаты проведенной оценки качества чая черного байхового фасованного, производимой компанией «Орими-Трейд» на соответствие маркировки и органолептических показателей требованиям стандартов.
Для анализа ассортимента были проведены моментные наблюдения на данном предприятии. На основе полученных данных рассчитана широта и полнота ассортимента.
Информация, регламентируемая ГОСТ 51074-2003 для черного байхового чая, на маркировке исследуемых объектов присутствует и соответствует данному стандарту, однако следует учесть, что сорт, указанный в маркировке не соответствует сорту, устанавливаемому стандарту на чай.
Органолептическая оценка качества исследуемых объектов осуществлялась по ГОСТ 1938-90 «Чай черный байховый фасованный. Технические условия».
Органолептическая оценка показала, что объект №1 чай «Принцесса Канди» имеет слабый аромат с незначительной терпкостью, приятный вкус, без посторонних, настой «средний», цвет разваренного листа однородный, а внешний вид чая ровный, пластинчатый, с наличием черешков древесины. Следовательно, данному объекту может быть присвоен только первый сорт по ГОСТ 1938-90 Чай черный байховый фасованный. Технические условия.
Органолептическая оценка объекта №2 чай «Принцесса Гита» показала, что вкус и аромат у данного образца грубые и терпкие, а настой чуть мутноватый, цвет разваренного листа коричневый и однородный, а внешний вид чая представляет собой сферическую форму. Вывод: данный объект соответствует требованиям второго сорта по ГОСТ 1938-90 Чай черный байховый фасованный. Технические условия.
Объект №3 чай «Акбар» соответствует высшему сорту по всем показателям стандарта, и имеет нежный аромат, вкус приятный с терпкостью, прозрачный, яркий настой, цвет разваренного листа коричневого цвета, и внешний вид однородный, ровный и скрученный, без посторонних включений. Вывод: данный объект соответствует ГОСТ 1938-90 Чай черный байховый фасованный. Технические условия.