ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Цели и задачи эстетического воспитания школьников 6
1.2. Особенности эстетического воспитания в школьников 16
1.3. Методика изучения эстетического вкуса 22
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БИСЕРА 30
2.1. История возникновения и развития художественной вышивки с бисером 30
2.2. Организация рабочего места, инструменты и материалы необходимые для бисероплетения 43
2.3. Технология изготовления изделий из бисера 52
ГЛАВА III . МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БИСЕРА В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ 59
3.1. Учебная программа кружка «Веселый бисер» 59
3.2. План конспект занятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
В федеральном государственном стандарте образования процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Одной из приоритетных направлений в преподавании технологии является учебно-практическая деятельность учащихся. Наиболее эффективными методами практического обучения дисциплине «Технология» являются кружки, лабораторно-практические, творческие и проектные работы.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого - школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; одно должно дать ему возможность отыскать для себя груд в жизни. Но таково ли воспитание в наше время?
Образовательная область «Технология» способствует развитию у школьников функциональной технологической грамотности, общетрудовых политехнических знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в
достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы, которая подчеркивает, что обучение создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые культурологические, основанные на отношении человек, принципы и подходы к эстетическому воспитанию.
Цель исследования - изучить принципы и подходы эстетического воспитания школьников через кружок по изготовлению изделий из бисера.
Гипотеза исследования: Методическое обеспечение кружковой работы по технологии способствует нравственно-эстетическому воспитание детей, развивает мышление, внимание, память, моторику рук, глазомер; воспитывает трудолюбие, самостоятельность, волевые качества, интерес предмету.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды Г.И Кругликов, В.М. Заенчик, А.А. Карачев, В.Е. Шмелев.
Объект исследования - эстетическое воспитание школьников.
Предмет исследования - педагогические условия использования эстетического воспитания школьников и методическое обеспечение кружка «Веселый бисер».
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
- анализ проблемы в работах ученых;
- изучение методов воспитания в работе со школьниками;
- проведение формирующего эксперимента в воспитательной работе с учащимися;
- Разработать программу кружка «Бисероплетение»
- Разработка мультимедийной презентации.
В процессе решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
- сбор информации путем анализа литературы, по теме исследования;
- изучение опыта учителей практиков в рамках эстетического воспитания;
- наблюдение за процессом обучения;
- изучение результатов деятельности учащихся в ходе педагогической практики.
Практическая значимость работы: данная работа может служить методическим обеспечением кружков, и для учителей технологии в общеобразовательной школе.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. В работе имеются, декоративное изделие, мультимедийная презентация.
Во введении обоснована актуальность проблемы, определены предмет и объект исследования, поставлены цель и задачи, подлежащие решению, выдвинута гипотеза, основные теоретические вопросы по эстетическому воспитанию, изучены труды российских и зарубежных ученых, а также практическая значимость работы.
Во второй главе рассматриваются технологию изготовления изделий из бисера: приемы, способы и искусство создания бисерных изделий, расчет себестоимости изделия.
В третьей главе разработаны организация и проведение кружка, учебная программа кружка «Веселый Бисер», разработка занятий по изготовлению украшений, и декоративных изделий из бисера.
В заключении приведен перечень основных результатов проведения исследований, сформулированы основные выводы, даны рекомендации по использованию полученных результатов выпускной квалификационной работы, показаны степень выполнения поставленных задач, справедливость выдвинутой гипотезы.
Данная исследовательская работа была посвящена теме: «Эстетическое воспитание детей в кружке изготовления изделий из бисера». Нами был сделан анализ научно-методической литературы, собран большой теоретический материал по теме.
Актуальность изучения проблемы организации кружковой работы в настоящее время обусловлена тем, что этот вид учебной деятельности органично входит в учебно-воспитательный процесс, который на современном этапе школьного образования имеет свои особенности. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение кружковой работы в деле обучения и эстетического воспитания учащихся в школе. На уроках технологии учитель как нигде может повлиять на внутренний мир учеников, побудить в них интерес к достижениям.
Во второй главе дипломной работы представлены основные виды работы с бисером, приведены факты появления бисера в Европе и России и изделий из него, дана информация о необходимых материалах и инструментах для бисероплетения, а так же основные техники, используемые в бисероплетении.
Опыт свидетельствует, что организация разных форм кружковой программы вызывает у учителей определенные трудности. Это в полной мере относится учителям технологии, хотя каждый из них понимает, что кружковая работа дает широкие возможности учителю в формировании у школьников интереса к знаниям по технологии, к самостоятельной проектировочной, изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому и художественному творчеству. Именно во вне работе можно успешно культивировать у обучающихся те качества, которые являются неотъемлемыми чертами творческой личности - это трудолюбие, целеустремленность, добросовестность, умение работать в коллективе,
творческая смекалка и т.д. Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой кружковой работы по технологии, как олимпиады, выставки, конкурсы профессионального мастерства, обзоры достижений науки, защита творческих проектов и т.д.
В третьей главе подробно рассмотрена программа работы кружка по бисероплетению, рассчитанная на одного года. В процессе обучения учащиеся от простого к сложному, от образца к самостоятельным разработкам, учатся изготавливать украшения из простого и доступного материала - бисера. Так же учатся реализовывать свое изделие на выставках продажах, применяя на практике знания.
Государственный образовательный стандарт так определяет главную цель предмета «Технология» - « подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями в условиях рыночной экономики». Практическая направленность обучения, необходимо «учить качественному труду по созданию потребительской продукции и услуг с учетом требований дизайна, экономики и экологии, расширить политехнический кругозор учащихся, способствовать развитию их творческих способностей, помочь их профессиональному самоопределению».
В работе была исследована разработана программа и методика организации кружка по «Веселый бисер», план-конспект внеклассного занятия по бисероплетению.
Гипотеза исследования: Методическое обеспечение кружковой программы по технологии способствует нравственно-эстетическому воспитание детей, развивает мышление, внимание, память, моторику рук, глазомер; воспитывает трудолюбие, самостоятельность, волевые качества, интерес предмету подтверждена.
Таким образом, автор работы считает, что цель, поставленная в начале исследования, достигнута, а связанные с ней задачи решены.
I. Конституция Российской Федерации от 06 апреля 2015 года №3 - ФКЗ.
2. 3акон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273 -ФЗ.
3. Апyлyзyва, Л.М. Биверyплетение. - М.: Культура и трудитщи, 1997-112 с.
4. Магина, А.Р «Поделки из бисера для любимой мамочки» - Москва, «Сова», 2011.
5. Борев, Ю.Б. Эстетика.- М.: Высшая школа, 2002.-511 с.
6. Бабина, Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся. Школа и производство, 2002, №3.-С. 33-35
7. Беляев, А.А., Новиков, Л. И., Толстых, В.И. Эстетика. Словарь. - М.: Политиздат, 2000 - 448 с.
8. Бешенков, А.И., Казакевич. В.М. Технология. Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технического труда. А.И. Бешенков, В.М. Казакевич. - М/. Дрофа 2002. - 80с.
9. Божко Л.А. Бисер.- М.: Мартин, 2011.-120 с.
10. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов, учителей.
II. Бубекина, Г.В., Грибнева Л.А. Внеклассная работа по труду: работа с различными материалами. М.: Просвещение, 2000.- 176 с.
12. Бызова, А.Л. Школьные кружки - школьная коммерция. Народное образование. 1991, №10, с 15-16
13. Внеклассная работа по труду М.: Просвещение, 2014.-150 с.
14. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы. - М.: Знание. 2013- 62 с.
15. Донна ДеАнжелис Дикт «Цветы из бисера в вашем доме»- Москва, «Мартин», 2015.
16. Земцова, Т.В., Смирнова Т.В. Особенности организации свободного времени школьников (на материале кружка «Умелые руки»). Наука достижения и передовой опыт в области педагогики. М., 1992, с. 16-40
17. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебное пособие. М.:Владос, 2012.-65 с.
16. Исакова, Стародуб, Ткаченко «Сказочный мир бисера. Плетение на леске» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.
17. Ильванков, Э.В. К беседе об эстетического воспитании // Школа должна учить мыслить. - М. - Воронеж, 2002. С. 91-94.
18. Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке. - М.: Просвещение 1989.- 192 с.
19. Колесникова Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности. Народное образование. 2002, №4, с. 3
20. Колечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. М.: Просвещение, 2003.- 96 с.
21. Кругликов, Г.И. Творческие проекты учащихся / Г.И. Кругликов// Школа и производство. - 2008. - №2. - С. 39.
22. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания. - М.: Искусство, 1971.- 160 с.
23. Кушаев, Н.А Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение. - 1896.-240 с.
24. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
25. Лихачев, Б.Т Эстетика воспитания. - М.: Педагогика, 1972.-160 с.
26. Литова З.А. Внеклассная работа по технологии. Школа и производство, 2000, №6,с 15.
27. ЛяукинаН. Бисер. М..:Аст - Пресс, 1999.-174 с.
28. Ляукина М.В. Бисер. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
29. Л^тви^ц Э.Н. «Забытое искусство (о бвсеца)»,Сдалий сам - 2012 №2, с. 3-43.
31. Левин Л.А. На путях к методу проектов / Под ред. Б.В.Игнатьева и М.В. Крупениной - М.: Работник просвещения, 1930.
32. Базулина, Л.В, Новикова И.В «Бисер» - Ярославль, «Академия развития», 1999.
33. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе - М.: Просвещение, 1966. 255 с.
34. Магина А.Р. Изделия из бисера. М.: ЭКСМО, 2014.-120 с.
35. Москалюм О.А. Методическая разработка кружка «Бисеринка». - Новосибирск,2004.
36. Федотова, М., Г. Валюх «Цветы из бисера»- Москва, «Культура и традиции», 2005.
37. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение. - 1987. - 255 с.
38. Неменский, Б.М Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974. -190 с.
39. Бондарева, Н.И «Цветы из бисера» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007
40. Организатору внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М., 1998, с 135
41. Пантелеева, Р.А Изготовление сувениров как возможность выразить свое «Я». Воспитание школьников. 2004, №4, с. 27-32
42. Панфилова, Т.С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1999.- 83 с.
43. Плюхин, В.У. Творчество - у истоков гражданственности. М., 2000, 55-82
44. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова // М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
45. Пасынков, И.А. Методика обучения учащихся творческой деятельности (Методические указания) // И.А. Пасынков. - Владимир: ВГПУ, 2002.
46. Пидкасистый, П.И. Педагогика./ П.И.Пидкасистый.- М.: Педагогическое общество России 2009.- 576с.
47. Подласый, И. П. Педагогика. Учебник для ВУЗов./ И.П. Подласый.- М.: Высшее образование 2008.- 540с.
48. Сластенин, В.А Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002
49. Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов: книга для учителей технологии и предпринимательства/ П.С. Самородский.- Брянск: БГПУ, 1995.
50. Субботина, Н.М. Исследовательские проекты в практике школы/ Н.М. Субботина// Библиотека журналов «ДШ» . - № 7. - 2008. С. 110-121.
51. Смирнов, Д.В. Программы дополнительного образования детей. М., Сов. Спорт,№5,с 28.
52. Соломон, Д.М. Активизация познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе. М., 1990, с 17.
53. Сысоев, В. Кружковая работа как средство развития интересов и способностей детей. Воспитание школьников. 1991, с 30-32.
54. Таборидзе, М.Д Эстетическое воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1988.- 104 с.
55. Ткаченко, Т., Стародуб К.«Плетём объёмные игрушки из бисера»-Ростов- на-Дону, «Феникс», 2007
56. Ткаченко, Т., Стародуб К. «Бисер, драгоценные камни и фэн-шуй», «Феникс», 2005
57. Майкова, Т.Н «Бисерная миниатюра. Как создать объём» - «Феникс», 2007.
58. Ткаченко, Стародуб «Плетём снежинки из бисера»- «Феникс», 2007
59. Ткаченко, Стародуб «Плетём рыбок из бисера» - «Феникс», 2006
60. Ткаченко, Стародуб «Плетём насекомых из бисера» - «Феникс»,2006
61. Ткаченко, Стародуб «Плетём бабочек из бисера» - «Феникс», 2007
62. Энциклопедия Домоводство для девочек. М.: ЭКСМО, 2007.-260 с.
63. Исакова, Э., Ткаченко Т. «Подарки из бисера» - Ростов-на Дону, «Феникс», 2006.
64. Печко, Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока // Советская педагогика. - 1976. - №6. - С. 92-102.
65. Щацкая, В.Н. «Общие вопросы эстетического воспитания в школе». - М.: Педагогика, - 1976. - 168 с.