Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы изучения особенностей грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
1.1. Развитие процесса словообразования у дошкольников в
онтогенезе 8
1.2. Понятие и характеристики общего недоразвития речи как речевого
нарушения 17
1.3. Формирование словообразования у детей старшего дошкольного
возраста в норме и с общим недоразвитием речи 21
Глава II. Изучение особенностей грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи и организация исследования 25
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 28
Глава III. Экспериментальное обучение словообразованию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1. Основные направления формирования словообразования у детей с
общим недоразвитием речи 3 уровня 35
3.2. Анализ результатов логопедической работы 40
Заключение 48
Список литературы 51
Речь - это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами [7]. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного сотрудничества [27].
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека [34].
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Для правильной диагностики нарушений речи, для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять последовательность речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно - воспитательную работу по преодолению речевой патологии [38].
В последние десятилетия в психологических, лингвистических и психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словообразования зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Анализируя речевые проявления детей с нормальной речью, ученые определили закономерности, последовательность и этапы становления словообразовательной системы языка в онтогенезе.
В связи с тем, что в настоящее время значительно возросло число детей с речевыми нарушениями, а, как известно правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки.
В работах Л.Н. Ефименковой, Г.И. Жаренковой, Н.С. Жуковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Т.Б. Чевелевой, Г.В Чиркиной, А.В. Ястребовой и др., посвященных изучению и исправлению общего недоразвития речи, содержатся данные о неполноценности протекания словообразовательных операций у этих детей. Эта информация носит характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном создании новых слов. Опираясь на данное утверждение, ученые приходят к выводу о том, что дети с недоразвитием речи с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками словообразования существительных, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств.
...
Анализируя материал теоретической главы, можно сделать следующие выводы:
1. Словообразование - это процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов посредством принятых в русском языке способов.
2. Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс.
3. 5-ый год жизни - период активного развития словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи. Однако при спонтанном развитии у некоторых из них наблюдается задержка; активными словотворцами они становятся лишь на 6-ом году жизни.
4. Дошкольники с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
5. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива, единстве требований, предъявляемых детям.
6. Речь влияет на развитие восприятия и сознания детей, определяет практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.
Рассмотрев данные констатирующего эксперимента, можно прийти к выводам:
1. Задания, предлагаемые дошкольникам, должны предъявляться в игровой форме, так как игра является сильнейшим стимулом для проявления детской активности в области языка, и использоваться в интересах развития
речи детей.
2. В процессе проведения экспериментального исследования подтвердилась гипотеза, заключающаяся в том, что у дошкольников с ОНР III уровня недостаточно сформированы навыки использования суффиксов оценки.
3. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечаются
трудности использования суффиксов, образующих значение оценки (уменьшительности, ласкательности, увеличительности,
пренебрежительности), при образовании существительных.
4. Использование суффиксов субъективной оценки позволяет развивать словообразование у дошкольников с ОНР и оказывает большое влияние на овладение суффиксальным способом словообразования.
Анализируя данные контрольного эксперимента, можно прийти к следующим выводам:
1. Задания, предлагаемые детям старшего дошкольного возраста с ОНР на формирующем этапе, направлены на развитие всех психических процессов (зрительного восприятия, логического мышления, слухового внимания, памяти), фонематического восприятия, смыслового различия ласкового и пренебрежительного значения слов.
2. В процессе проведения контрольного эксперимента подтвердилась гипотеза, заключающаяся в том, что разработанная система игр и упражнений позволит скорректировать выявленные нарушения словообразования существительных с помощью суффиксов оценки. Это доказывает эффективность предложенной системы заданий в результате контрольного эксперимента.
3. У дошкольников с ОНР в ходе коррекционной работы на формирующем этапе большинство ошибок удалось устранить и качественно улучшить уровень словообразования существительных, что подтверждают данные контрольного эксперимента.
4. Овладение суффиксами субъективной оценки обогащает речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР и создает благоприятные перспективы для ее развития, позволяя выразить свое отношение к окружающему миру.
1. Русская грамматика - Академия наук СССР Институт русского языка Существительные с модификационными значениями http://rusgram.narod.ru/380-432.html
2. Аксаков, К.С. Опыт русской грамматики. / К.С. Аксаков - М., Изд-во: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», - 2011, - с. 61.
3. Аксаков, К.С. Опыт русской грамматики. / К.С. Аксаков - М., - 2011, - с. 63 - 64.
4. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. // Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1998.
5. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Просвещение, 2007.
6. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки. / Н.Д. Арутюнова - М., 1960, №2.
7. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для
воспитателей детского сада. / А.Г. Арушанова - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
8. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи. / А.Г. Арушанова - М.: Владос, 2005.
9. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. / А.Е.Белая, В.И. Мирясова - М., 2002.
10. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. / О.А. Белобрыкина - Ярославль: «Академия развития», 1998.
11. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. / Е.Н. Винарская - М., 1992.
12. Виноградов, В.В. Русский язык
http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5310&0a0=3
13. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. / И.Т. Власенко - М.: «Педагогика», 1990.
14. Галиев, И. Х. Способы образования слов в русском языке http://www.irgali.ru/joom/content/view/54/34/
15. Гараева, Л.И. Психолингвистический анализ семантической структуры производного слова: Автореф. дис. канд. филол. наук. - М, 1987.
...
47 источников