Традиционная технология художественной обработки серебра в Туве
|
Введение 2
Глава 1.Историко-культурный анализ тувинских украшений 5
1.1. Кузнечное и литейное дело тувинцев 5
1.2. Конская упряжка 17
Глава 2. Разработка украшения из серебра по мотивам традиционных украшений Тувы 23
2.1. Женские украшения 23
2.2. Мужские украшения 31
Глава 3. Описание технологии изготовления украшений 41
3. 1. Приемы ручной обработки драгоценных металлов Ковка. Литье. Чеканка. Резьба (гравировка) и оброн. Скань. Басма.
Травление 41
3.2. Приемы механизированной обработки драгоценных металлов Штамповка. Прокатка (вальцовка). Гильоширование.
Выдавливание на станках 48
3.3. Приемы украшения драгоценных металлов
Чернь. Эмаль. Золочение 53
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Глава 1.Историко-культурный анализ тувинских украшений 5
1.1. Кузнечное и литейное дело тувинцев 5
1.2. Конская упряжка 17
Глава 2. Разработка украшения из серебра по мотивам традиционных украшений Тувы 23
2.1. Женские украшения 23
2.2. Мужские украшения 31
Глава 3. Описание технологии изготовления украшений 41
3. 1. Приемы ручной обработки драгоценных металлов Ковка. Литье. Чеканка. Резьба (гравировка) и оброн. Скань. Басма.
Травление 41
3.2. Приемы механизированной обработки драгоценных металлов Штамповка. Прокатка (вальцовка). Гильоширование.
Выдавливание на станках 48
3.3. Приемы украшения драгоценных металлов
Чернь. Эмаль. Золочение 53
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Актуальность. Изучение художественной обработки металла тувинского народа как уникального архаичного пласта народной культуры позволяет приблизиться к пониманию всей системы традиционной культуры тувинцев, проследить мифологические истоки верований и культов, а также в дальнейшем послужить сохранению исторической памяти народа, его духовных ценностей и национальных традиций. Укрепление и сохранение уникальной культуры тувинского народа, национальной самобытности и уходящих вглубь веков традиций в наши дни актуально. Ведь сознавая особое значение культурных ценностей и их важнейшую роль в развитии образования, науки, культуры, а также в обогащении культурной жизни народов и взаимного сотрудничества, каждое государство сегодня стремится к сохранению этих предметов для последующих поколений. Среди актуальных проблем современного осмысления истории народной культуры Республики Тыва одной из первостепенных является проблема изучения процесса развития и становления народных украшений и предметов быта.
Художественная обработка металлов известна со времен глубокой древности. Человек, встретив на своем пути золото, был очарован его красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти качества металла в сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых видов народного художественного творчества.
Художественная обработка металлов - искусство малых форм. Благодаря красоте материала, талант и техническое мастерство исполнителя позволили придать изделиям изысканность, высокую художественную ценность, особую выразительность.
Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. Изделия, созданные мастерами, призваны служить не только в качестве украшений и предметов быта; они способны нести в себе воспитательное начало: удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его художественный вкус культуру, пробуждать интерес к творчеству.
Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Новый скачек в развитии искусства художественной обработки металлов произошел на современном этапе с выходом закона об индивидуальной трудовой деятельности.
Художественная обработка металла включает: фигурное литье, ковка, чеканка, гравировка, высечение ажурных узоров, создание эмалей и других приемы.
Цель исследования - выявить место и роль традиционной тувинской обработки металла как части культурного наследия Республики Тува.
Объект исследования - процесс художественной обработки металла.
Предмет исследования - современное состояние развития художественной обработки металла в Туве.
Гипотеза исследования: раскрытие особую «природу» художественной обработки металла и функции народного искусства промыслов в современном развитии Тувы в целом и за ее пределами.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой решались следующие задачи исследования:
1. проанализировать литературные источники;
2. дать характеристику феномена художественной обработки металла, показать их место в этнокультурных практиках Тувы;
3. провести анализ специфики возникновения и существования художественной обработки металла и условий их развития;
4. выявить самобытные черты художественной обработки металла, в том числе и традиционной обработки серебра, существующих в Туве;
5. рассмотреть общие и специфические черты обработки серебра;
6. рассмотреть творчество мастеров.
Методы исследования: для достижения поставленной цели были применены общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, наблюдение.
Степень изученности тувинской культуры определяется многочисленными историческими, археологическими и этнографическими научными работами по истории и культуре Тувы и достаточным количеством монографических исследований. Своим необычайным разнообразием и широким распространением самобытная традиционная культура тувинцев привлекала внимание этнографов, историков, фольклористов, географов- путешественников, посещавших Туву в конце XIX - нач. XX вв. В своих кратких обзорах и отчетах о поездке по Туве они дают подробные описания тувинской культуры. Художественная обработка украшений и предметов быта в Туве нашли отражение в трудах Г. Е. Грумм-Гржимайло, Ф. Кона, С. И. Вайнштейна, В. П. Дьяконовой, М. А. Некрасова и других. Значимость работ этих ученых состоит в том, что знание мировоззренческих основ позволяет глубже понять культурный контекст истории бытования традиционной тувинской культуры.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.Цель исследования - выявить место и роль традиционной тувинской обработки металла как части культурного наследия Республики Тува.
Художественная обработка металлов известна со времен глубокой древности. Человек, встретив на своем пути золото, был очарован его красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти качества металла в сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых видов народного художественного творчества.
Художественная обработка металлов - искусство малых форм. Благодаря красоте материала, талант и техническое мастерство исполнителя позволили придать изделиям изысканность, высокую художественную ценность, особую выразительность.
Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. Изделия, созданные мастерами, призваны служить не только в качестве украшений и предметов быта; они способны нести в себе воспитательное начало: удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его художественный вкус культуру, пробуждать интерес к творчеству.
Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Новый скачек в развитии искусства художественной обработки металлов произошел на современном этапе с выходом закона об индивидуальной трудовой деятельности.
Художественная обработка металла включает: фигурное литье, ковка, чеканка, гравировка, высечение ажурных узоров, создание эмалей и других приемы.
Цель исследования - выявить место и роль традиционной тувинской обработки металла как части культурного наследия Республики Тува.
Объект исследования - процесс художественной обработки металла.
Предмет исследования - современное состояние развития художественной обработки металла в Туве.
Гипотеза исследования: раскрытие особую «природу» художественной обработки металла и функции народного искусства промыслов в современном развитии Тувы в целом и за ее пределами.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой решались следующие задачи исследования:
1. проанализировать литературные источники;
2. дать характеристику феномена художественной обработки металла, показать их место в этнокультурных практиках Тувы;
3. провести анализ специфики возникновения и существования художественной обработки металла и условий их развития;
4. выявить самобытные черты художественной обработки металла, в том числе и традиционной обработки серебра, существующих в Туве;
5. рассмотреть общие и специфические черты обработки серебра;
6. рассмотреть творчество мастеров.
Методы исследования: для достижения поставленной цели были применены общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, наблюдение.
Степень изученности тувинской культуры определяется многочисленными историческими, археологическими и этнографическими научными работами по истории и культуре Тувы и достаточным количеством монографических исследований. Своим необычайным разнообразием и широким распространением самобытная традиционная культура тувинцев привлекала внимание этнографов, историков, фольклористов, географов- путешественников, посещавших Туву в конце XIX - нач. XX вв. В своих кратких обзорах и отчетах о поездке по Туве они дают подробные описания тувинской культуры. Художественная обработка украшений и предметов быта в Туве нашли отражение в трудах Г. Е. Грумм-Гржимайло, Ф. Кона, С. И. Вайнштейна, В. П. Дьяконовой, М. А. Некрасова и других. Значимость работ этих ученых состоит в том, что знание мировоззренческих основ позволяет глубже понять культурный контекст истории бытования традиционной тувинской культуры.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.Цель исследования - выявить место и роль традиционной тувинской обработки металла как части культурного наследия Республики Тува.
Искусство художественной обработки металлов прошло длительный путь развития и, опираясь на традиции и знания великих мастеров, продолжает развиваться в современных условиях. Мастерами художественной обработки металлов созданы множество произведений вошедших в духовную сокровищницу человечества, в его культуру. В этих произведениях наиболее сильно и ярко выражено мировоззрение той или иной эпохи, понимания людьми красоты.
Выполнена работа по изучению художественной обработке металла. Рассмотрены ее виды, а так же материал и инструменты, необходимые для выполнения работ.
Выдвинутая гипотеза нашла подтверждение, цель и задачи исследования реализованы.
Дальнейшая работа по совершенствованию художественной обработке металла заключатся в развитии.
Вопрос о выживании народного искусства возник не сегодня и даже не вчера. Он возник в ту пору, когда веками складывавшаяся картина мира начала резко меняться, когда тенденции обновления стали проникать буквально во все сферы жизни. То, что прежде существовало в нераздельном виде (материально-практическая, духовно-религиозная, познавательная и эстетическая деятельность человека), в современной культуре всё более дифференцируется, становится мозаичным и раздробленным. Некогда ведущая функция крестьянского искусства - утилитарно-бытовая сегодня сохраняется главным образом в этнических национальных округах, в глубинке, где вещи по-прежнему рождаются и живут на корнях быта.
Приметой последних лет является возникновение совершенно новой функции народных промыслов - памятно-культурной. Сундуки, коробки, лошадки-качалки и другие предметы старого ремесла, казалось бы навеки ушедшие из быта и прочно обосновавшиеся в музейных витринах, вновь привлекают людей, во-первых, своей практичностью и тем, что сделаны они
из природных материалов, а во-вторых - напоминанием о минувшем,невосполнимом.
Народные промыслы и ремёсла на современном этапе развития существуют как в форме творчества индивидуальных мастеров, так и на предприятиях, сохраняющих коллективный опыт творчества и ремесленный характер воспроизводства продукции, усовершенствованный развивающимся технологическим прогрессом. Возрождаются уникальные технологии и утерянные традиции изготовления изделий художественных промыслов. В связи с развивающимся технологическим прогрессом народные промыслы и ремёсла, ещё сохранившие традиционные ремесленные способы создания вещей с их традиционным стиле образованием, ограничиваются изготовлением технически простых вещей, с ярко выраженным эмоционально-образным содержанием, национальной и региональной тематикой. Большинство из них реализуется в качестве сувенирных и подарочных изделий. Рынок промыслов заполнен изделиями, выполненными в стиле народных художественных промыслов, но без соблюдения технологий и традиций и представляющими собой сувенирный и ярмарочный вид. Изделия имеют низкую цену и, как следствие, конкурируют с изделиями народных художественных промыслов.
В настоящее время интерес в народным промыслам и ремеслам постепенно возрастает, но по мнению мастеров он еще не достаточно активен и данный вид деятельности нуждается в более полномасштабной поддержке со стороны государства.
Народное промыслы Тувы, как преображающая действительность - особый тип национального художественного творчества, отличительными признаки которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного не всем народам мира, а так же их общечеловечность духовных ценностей. Народные промыслы России и Тувы являются неотъемлемой частью национальной своеобразной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа сохраняют, сохраняют историческую память. Мастера народного искусства Тувы создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены и особой уникальностью отличается художественная резьба по камню (агальматолит), войлочные ковровые изделия, вышивка национальным орнаментом, резьба по дереву, кожевенное дело, ковка, литьё гравирование, чеканка и др. и многими другими произведениями народного искусства в настоящее время пользуются в быту. Народные мастера Тувы, художники декоративно-прикладного искусства, в своём творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: камня, дерева, металла, кожи, кости.
В целях сохранения и дальнейшего развития художественно-стилевых особенностей тувинского народного творчества, национальных традиций декоративно-прикладного искусства, повышения конкурентоспособности изделий народных мастеров и продвижения их на российский и зарубежный рынки Министерством культуры разработан ряд мероприятий, вынесенных на рассмотрение Правительства Республики Тува. Планом мероприятий предусмотрена широкая популяризация тувинского декоративно¬прикладного искусства, организация различных фестивалей и конкурсов и выставок-ярмарок, на которых народные мастера могли бы обмениваться опытом и сбывать свои изделия. Этой же цели должно служить открытие ряда новых торговых точек в Кызыле и районах республики для реализации тувинской сувенирной продукции.
Выполнена работа по изучению художественной обработке металла. Рассмотрены ее виды, а так же материал и инструменты, необходимые для выполнения работ.
Выдвинутая гипотеза нашла подтверждение, цель и задачи исследования реализованы.
Дальнейшая работа по совершенствованию художественной обработке металла заключатся в развитии.
Вопрос о выживании народного искусства возник не сегодня и даже не вчера. Он возник в ту пору, когда веками складывавшаяся картина мира начала резко меняться, когда тенденции обновления стали проникать буквально во все сферы жизни. То, что прежде существовало в нераздельном виде (материально-практическая, духовно-религиозная, познавательная и эстетическая деятельность человека), в современной культуре всё более дифференцируется, становится мозаичным и раздробленным. Некогда ведущая функция крестьянского искусства - утилитарно-бытовая сегодня сохраняется главным образом в этнических национальных округах, в глубинке, где вещи по-прежнему рождаются и живут на корнях быта.
Приметой последних лет является возникновение совершенно новой функции народных промыслов - памятно-культурной. Сундуки, коробки, лошадки-качалки и другие предметы старого ремесла, казалось бы навеки ушедшие из быта и прочно обосновавшиеся в музейных витринах, вновь привлекают людей, во-первых, своей практичностью и тем, что сделаны они
из природных материалов, а во-вторых - напоминанием о минувшем,невосполнимом.
Народные промыслы и ремёсла на современном этапе развития существуют как в форме творчества индивидуальных мастеров, так и на предприятиях, сохраняющих коллективный опыт творчества и ремесленный характер воспроизводства продукции, усовершенствованный развивающимся технологическим прогрессом. Возрождаются уникальные технологии и утерянные традиции изготовления изделий художественных промыслов. В связи с развивающимся технологическим прогрессом народные промыслы и ремёсла, ещё сохранившие традиционные ремесленные способы создания вещей с их традиционным стиле образованием, ограничиваются изготовлением технически простых вещей, с ярко выраженным эмоционально-образным содержанием, национальной и региональной тематикой. Большинство из них реализуется в качестве сувенирных и подарочных изделий. Рынок промыслов заполнен изделиями, выполненными в стиле народных художественных промыслов, но без соблюдения технологий и традиций и представляющими собой сувенирный и ярмарочный вид. Изделия имеют низкую цену и, как следствие, конкурируют с изделиями народных художественных промыслов.
В настоящее время интерес в народным промыслам и ремеслам постепенно возрастает, но по мнению мастеров он еще не достаточно активен и данный вид деятельности нуждается в более полномасштабной поддержке со стороны государства.
Народное промыслы Тувы, как преображающая действительность - особый тип национального художественного творчества, отличительными признаки которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного не всем народам мира, а так же их общечеловечность духовных ценностей. Народные промыслы России и Тувы являются неотъемлемой частью национальной своеобразной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа сохраняют, сохраняют историческую память. Мастера народного искусства Тувы создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены и особой уникальностью отличается художественная резьба по камню (агальматолит), войлочные ковровые изделия, вышивка национальным орнаментом, резьба по дереву, кожевенное дело, ковка, литьё гравирование, чеканка и др. и многими другими произведениями народного искусства в настоящее время пользуются в быту. Народные мастера Тувы, художники декоративно-прикладного искусства, в своём творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: камня, дерева, металла, кожи, кости.
В целях сохранения и дальнейшего развития художественно-стилевых особенностей тувинского народного творчества, национальных традиций декоративно-прикладного искусства, повышения конкурентоспособности изделий народных мастеров и продвижения их на российский и зарубежный рынки Министерством культуры разработан ряд мероприятий, вынесенных на рассмотрение Правительства Республики Тува. Планом мероприятий предусмотрена широкая популяризация тувинского декоративно¬прикладного искусства, организация различных фестивалей и конкурсов и выставок-ярмарок, на которых народные мастера могли бы обмениваться опытом и сбывать свои изделия. Этой же цели должно служить открытие ряда новых торговых точек в Кызыле и районах республики для реализации тувинской сувенирной продукции.
Подобные работы
- Тувинские женские украшении: истории и современность
Дипломные работы, ВКР, технология производства продукции. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Проектирование стилизованного традиционного тувинского платья с элементами техники бисероплетения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Дизайн коллекции современных этнических ювелирных украшений в контексте изучения культуры тюрков в период III тыс. до н. э - VIII в. н. э.
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



