Введение 3
Глава 1.Общие теоретические сведения по теме «Распределение молекулы в поле тяжести Земли
1.1. Барометрическая формула 5
1.2. Закон Больцмана о распределении частиц во внешнем потенциальном поле 7
Глава 2. Методика изучения темы давления в школе
2.1. Методика обучения физике как педагогическая наука 13
2.2. Экскурсия как форма внеклассного занятия 18
2.3. Методика проведения экскурсий в средней школе на уроках физики 19
2.4. Разработка исследовательской экскурсии «Восхождение на гору» 22
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 33
Представленная работа посвящена теме "Распределение давление газа в поле тяжести Земли".Тема "Распределение давление газа в поле тяжести Земли (распределение Больцмана)" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных с физикой учебных предметов, таких как химия, география. Вопросам исследования данной темы и методики обучения данному разделу посвящено множество работ научного и методического характера. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Распределение давления газа в поле тяжести Земли". Однако, требуется более понятное объяснение данной темы, так как понятие давления, давления газов является важной в курсе обучения физике в средней школе.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Распределение давления газа в поле тяжести Земли" в современной науке, с другой стороны, с методикой рассмотрения данного вопроса в курсе физики средней школы.Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения "Распределение давления газа в поле тяжести Земли" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Целью исследования является изучение темы распределение Больцмана частиц по энергиям и обобщение и систематизация знаний учащихся о зависимости давления газа от высоты на основе барометрической формулы.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
• Изучить теоретические аспекты и выявить природу Распределение
Больцмана частиц по энергиям.
• Рассмотреть и проанализировать основные методические приемы обучения темы давление в 7 и в 10 классах.
• Выявить особенности формирования навыков исследовательской деятельности во время внеклассной работы.
• Разработать методику проведения исследовательской экскурсии «зависимость давления газа от высоты» с использованием измерительных приборов.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования.
Глава первая раскрывает общие вопросы, основные понятия и физическое содержание темы "Распределение давления газа в поле тяжести Земли".
В главе второй рассмотрена методика изучения давления в средней школе и методика организации и проведения внеклассного мероприятия по физики, в частности экскурсии. Вторая глава имеет практический характер и приведена методическая разработка исследовательской экскурсии по исследованию зависимости давления газа (воздуха) от высоты и установление высоты горной местности.
Источниками информации для написания работы по теме "Распределение давления газа в поле тяжести Земли" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды в рассматриваемой области, результаты практических исследований посвященных тематике "Распределение давления газа в поле тяжести Земли" и учебная, научная литература по общей и частной методике обучения физике в средней и в старшей школе, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
В результате написания работы, анализа литературы и проведенных измерений исследования цель и задачи, поставленные в начале работы были полностью решены. На основе базовой учебной литературой, фундаментальные теоретические труды в рассматриваемой области, результаты практических исследований посвященных тематике "Распределение давления газа в поле тяжести Земли" и учебная, научная литература по общей и частной методике обучения физике в средней и в старшей школе, справочная литература, прочие актуальные источники информации были изучены теоретические аспекты и выявлена природу распределение Больцмана частиц по энергиям;рассмотрены и проанализированы основные методические приемы обучения темы давление в 7 и в 10 классах; выявлены особенности формирования навыков исследовательской деятельности во время внеклассной работы.
Разработана методика проведения исследовательской экскурсии «зависимость давления газа от высоты» с использованием измерительных приборов с применением регионального компонента в обучении физике, которая позволяет увидеть физические основы в происходящих вокруг нас явлениях и процессах.
1. А.В.Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др.; Под ред. А. В. Усовой Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя /.4-е изд.,М.: Просвещение, 1990.—319 с.
2. С. В. Анофрикова, М. А. Бобкова, Л. А. Бордонская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого, Л. А. Ивановой Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы: Учеб.пособие для студентов пед. ин- тов по физ.-мат. спец./.— М.: Просвещение, 1987.- 336 с.
3. А. К. Кикоин, И. К. Кикоин.-2-е изд.,Молекулярная физика ..- М.:Просвещение, 1976.-480 с.
4. Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. М.:Просвещение, 1991.-223 с.
5. В. И. Елькин. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. Библиотека Журнала «Физика в школе». М.: Школа-пресс. 2000, 124 с.
6. Перельман Я.И.Занимательная физика Ч1-М:Наука,1983г Интернет источники:
7. http://www.novosibirskgid.ru/nature/mountain/svyaschennaya-gora-uttug-haya.html.
8. http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=
1705:-q-q-11-&catid=59:physics&Itemid=68