Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здоровьесберегаюшей грамотности у обучающихся начальных классов во внеучебной деятельности

Работа №163331

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования
здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов 11
1.1. Место здоровьесберегающей грамотности в структуре
функциональной грамотности современного школьника 11
1.2. Обучающиеся начальных классов как субъекты процесса
формирования здоровьесберегающей грамотности в образовательной организации 22
1.3. Характеристика внеучебной деятельности как благоприятной
среды формирования здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов 32
Выводы по первой главе 43
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов во внеучебной деятельности . . . 44
2.1. Диагностика сформированности здоровьесберегающей
грамотности у обучающихся начальных классов во внеучебной деятельности 44
2.2. Обоснование и реализация программы формирования здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов
во внеучебной деятельности 53
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов во внеучебной деятельности 67
Выводы по второй главе 78
Заключение 80
Список использованных источников 82
Приложение 91

Актуальность исследования. В международных документах «Конвенция ООН о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» отмечено, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 41, 42), Национальной доктрине развития образования, приоритетных национальных проектах «Образование» и «Здоровье», совместном приказе Министерств образования и здравоохранения «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» сохранение и укрепление здоровья школьников обозначено как первостепенная задача. В Федеральной программе развития образования, Программе «Здоровый ребенок» в рамках Федеральной целевой программы «Дети России», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве ведущих выделены задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Указом президента РФ 2018 - 2027 годы в нашей стране объявлены Десятилетием детства (Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства") и утвержден план мероприятий, проводимых в этот период.
Педагогическое и медицинское сообщество едино во мнении о важнейшей роли младшего школьного возраста для последующего успешного воспитания и обучения ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Вместе с тем данные статистики отчетливо свидетельствуют о тревожной тенденции в состоянии здоровья и физического статуса младших школьников. По данным Минобрнауки России количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа обучающихся. Такая ситуация обусловлена медико­гигиеническими, демографическими факторами. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 10-15% обучающихся.
Структура заболеваемости младших школьников характеризуется доминированием простудных заболеваний (50,9%). Наиболее распространенными также являются нарушение осанки (48,5%), нарушение зрения (29,9%), заболевания дыхательной системы (44,1%), заболевания сердечно-сосудистой системы (6,9%), заболевания желудочно-кишечного тракта (12,3%), эндокринные патологии (3,4%), заболевания почек (1,5%) [57, с. 45-57]. Около 17% младших школьников имеют лишний вес, в то время как около 20% детей не добирают до нормы. Значительно выросло число аллергических реакций: около 30% детей страдают аллергией. Еще несколько лет назад эти показатели были гораздо ниже.
По мнению Н.К. Смирнова, В.Д. Сонькина, Ю.В. Науменко, первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, составляют 22-25%. У 60% первоклассников обнаруживаются функциональные нарушения, 21,3% показывают отставание биологического возраста от паспортного почти на 2 года. Около 45% детей не готовы к обучению и усвоению школьной программы на нейропсихологическом уровне. К концу первого учебного года у трети младших школьников наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой системы, число страдающих близорукостью увеличивается с 3 до 30%, нервнопсихическими расстройствами - с 15 до 40%,
гастроэнтерологическими заболеваниями - в 3, 8 раза. Согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН дети в возрасте 6 лет имеют в среднем 1 диагноз, в 7-9 лет - 2 диагноза. Отягощает сложившуюся ситуацию то обстоятельство, что у детей не сформирована мотивация на здоровый образ жизни.
Понимание необходимости изменения организационно­
содержательных аспектов здоровьесбережения обучающихся начальных классов приводит к обоснованию актуальности проблемы формирования здоровьесберегающей грамотности младших школьников. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено: «Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни».
И все же следует позитивно оценить накопленный педагогической наукой опыт в области здоровьесбережения школьников. В частности, проблема гигиены детей как один из структурных компонентов компетенции в области здоровьесбережения нашла отражение в научных трудах И.А. Арнольди, М.В. Антроповой, О.А. Василенко, А.К. Кагиева, Н.Ф. Петровой, Л.А. Потаповой, Г.Н. Сердюковской, С.П. Шишкунова и др. Вопросы компетентностной подготовки школьников в области формирования социального, психического, духовного здоровья освещены в работах О.Ф. Алексеева, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, С.Д. Демидовой, Б.С. Гершунского, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, О.А. Кухаревой, И.В. Черкасовой и др.
Анализ научных исследований позволил выделить противоречия между:
• требованиями Федерального образовательного стандарта начальной школы к формированию здоровьесберегающей компетенции у обучающихся и слабой теоретико-методологической базой в этой области;
• постоянно возрастающей по объему и усложняющейся по содержанию научной информацией, приходящей в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке обучающихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья;
• реально существующим и необходимым уровнем здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: можно ли эффективно формировать здоровьесберегающую грамотность у младших школьников во внеучебной деятельности?
В соответствии с выделенными противоречиями и поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Формирование здоровьесберегающей грамотности у младших школьников во внеучебной деятельности».
Объект исследования: процесс внеучебной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: программа формирования
здоровьесберегающей грамотности у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования: теоретически разработать, обосновать и опытно­экспериментальным путем проверить эффективность программы формирования здоровьесберегающей грамотности у младших школьников во внеучебной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование здоровьесберегающей
грамотности у младших школьников во внеучебной деятельности будет эффективным, если:
• будут выявлены и учтены особенности возрастного развития младших школьников;
• будут изучены теоретические основы и методологические подходы к процессу формирования здоровьесберегающей грамотности у младших школьников во внеучебной деятельности;
- работа по формированию у младших школьников здоровьесберегающей грамотности будет организована в системе с использованием специально разработанной программы.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать сущностное содержание понятий
«здоровьесберегающая грамотность» и «здоровьесберегающая грамотность обучающихся начальных классов».
2. Раскрыть возрастные особенности обучающихся начальных классов как субъектов процесса формирования здоровьесберегающей грамотности.
3. Разработать программу «Радуга здоровья», направленную на формирование у обучающихся начальных классов здоровьесберегающей грамотности во внеучебной деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепция целостного процесса формирования личности (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, Ю.П. Сокольников и др. [8, 17, 43]); концепции, определяющие сущностную основу здоровья, его сохранения и здорового образа жизни (Т.В. Кружилина, А.М. Митяева, Т.Ф. Орехова и др. [20, 24, 27]); современные достижения педагогов-исследователей и практиков в области разработки способов сохранения здоровья обучающихся в процессе образования (Н.М. Амосов, В.Ф. Базарный, И.И. Брехман, Н.Н. Куинджи, М.Л. Лазарев, С.Г. Сериков, Л.Г. Татарникова и др. [3, 9, 12, 21, 22, 40, 46]); теории
компетентностного подхода в системно-методическом обеспечении образовательного процесса (В.А. Адольф, В.П. Беспалько, В.П. Панасюк, В.П. Симонов, Ю.Г. Татур [1, 2, 11, 28, 41, 47]).
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической, научно­методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно­программной документации по тематике исследования);
• эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности школьников, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 84». В исследовании было задействовано 49
обучающихся.
Достоверность обеспечена методологией исследования, её соответствием поставленной проблеме; обоснованной логикой научного исследования; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; выбором методов, адекватных целям и задачам исследования; репрезентативностью объема выборки и статистическими расчетами; внедрением результатов в педагогическую практику.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• раскрыто сущностное содержание понятий «здоровьесберегающая грамотность», «здоровьесберегающая грамотность обучающихся начальных классов»;
• выявлена структура здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов во внеучебной деятельности, включающая в себя мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты;
• разработана и реализована во внеучебной деятельности обучающихся начальных классов программа «Радуга здоровья», направленная на формирование у них здоровьесберегающей грамотности;
• доказана эффективность данной программы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована сущность понятия «здоровьесберегающая грамотность»; разработана программа формирования здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов во внеучебной деятельности; разработаны уровни сформированности здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов и описаны их содержательные характеристики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации программы формирования здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов во внеучебной деятельности; во внедрении разработанной программы по формированию здоровьесберегающей грамотности у младших школьников во внеучебную деятельность.
Положения, выносимые на защиту:
1. Здоровьесберегающая грамотность обучающихся начальных классов - это овладение ими системой основных понятий в области здоровьесбережения и их значений, воспитание привычек здорового образа жизни и ценностных ориентаций на здоровье.
2. Структура здоровьесберегающей грамотности у обучающихся
начальных классов во внеучебной деятельности, включающая в себя мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты. Мотивационный компонент составляет комплекс установок
здоровьесбережения, доносимых до ребенка ближайшим окружением: учителем, семьей, родственниками. Содержательный компонент позволяет первостепенно удовлетворить и развить мотивы, интересы, потребности и ценностные ориентации в здоровьесбережении. Деятельностный компонент определяет практическую готовность младших школьников к использованию знаний и умений в области здоровьесбережения, к демонстрации своей здоровьесберегающей компетентности.
3. Программа «Радуга здоровья», направленная на формирование здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов во внеучебной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 84» г. Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в публикациях XIII Международной научной конференции «Образование и социализация
личности в современном обществе» (г. Красноярск, 26-27 мая 2022 г.), XIV Международной научной конференции «Образование и социализация
личности в современном обществе» (г. Красноярск, 6-7 июня 2023 г.).
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (56 источников), 9 таблиц, 14 рисунков, 1 приложения, 94 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема здоровьесбережения школьников в педагогике сформировалась не так давно и стала следствием тенденций изменения как ценностных приоритетов общества, так и содержания образования. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании именно для настоящего времени, выступает проблема формирования здоровьесберегающей грамотности у подрастающего поколения.
Исходя из анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов в школе не достаточно изучено. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования
здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов, разработали и реализовали программу «Радуга здоровья», включающую 9 тем, раскрывающихся на 34 занятиях: вводная тема «Звездочки здоровья» (занятия 1-4); тема 1 «Здоровье в движении» (занятия 5-8); тема 2 «Я и мои друзья» (занятия 9-12); тема 3 «Цветные мысли» (занятия 13-16); тема 4 «Витамины здоровья» (занятия 17-20); тема 5 «Лёгкое дыхание» (занятия 21­24); тема 6 «Чистая капля» (занятия 25-28); тема 7 «Семь нот здоровья» (занятия 29-32); заключительная тема «Детские игры здоровья» (занятия 33 и 34).
Для её реализации было необходимо влиться в уже существующее воспитательное пространство внеучебной деятельности образовательной организации, выбрать наиболее результативные виды деятельности, способствующие формированию здоровьесберегающей грамотности первоклассников.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы формирования здоровьесберегающей грамотности у младших школьников во внеучебной деятельности.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к интересующей нас проблеме.
При диагностике уровней сформированности здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов нами были выделены их компоненты (мотивационный, содержательный и деятельностный); определены три уровня её проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования здоровьесберегающей грамотности у первоклассников.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Цель исследования была достигнута. Проведенная опытно-экспериментальная работа по формированию здоровьесберегающей грамотности у обучающихся начальных классов подтвердила нашу гипотезу.


1. Адольф, В.А. Горизонты и границы современного образования / В.А. Адольф, К.В. Адольф // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2018. - № 3. - С. 186-196.
2. Адольф, В.А. К вопросу формирования культуры здоровья молодого поколения россиян: проблемы, перспективы, опыт / В.А. Адольф, К.В. Адольф, Г.В. Юрчук // Адаптация детей и молодёжи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий: материалы Х Всероссийской научно-практической конференции (г. Абакан, 27 октября 2023 г.). - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2023. - С. 76-77.
3. Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н.М. Амосов. - М.: Альфа-книга, 2019. - 672 с.
4. Андреева И. Г. Вопросы здоровья в контексте социально­
профессионального самоопределения / И.Г. Андреева. [Электронный ресурс] // elibrary.ru: научная электронная библиотека. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=22830846&ysclid=lq9mgyaisn464054984 (дата обращения 20.11.2023)
5. Андреева, И.Г. Воспитательный потенциал естественнонаучного
образования / И.Г. Андреева. [Электронный ресурс] // elibrary.ru: научная электронная библиотека. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=24501191&ysclid=lq9md8908w850020604 (дата обращения 20.11.2023)
6. Андреева, И.Г. Здоровье человека в содержании образования / И.Г.
Андреева. [Электронный ресурс] // elibrary.ru: научная электронная библиотека. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?ysclid=lq9lsqzpc6835594997&id=17239111 (дата
обращения 20.11.2023)
7. Андреева, И.Г. Физиологические механизмы формирования дистонических состояний / И.Г. Андреева. [Электронный ресурс] //
elibrary.ru: научная электронная библиотека. URL:
https://elibrary.ru/wfnddd7ysclidHq9m4ylu7j564529208 (дата обращения
20.11.2023)
8. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для
педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, Н.А. Сорокин. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с. - Режим доступа: http://www.p-
lib.ru/pedagogika/babanskiy-pedagoika (дата обращения 16.03.2023)
9. Базарный, В.Ф. Педагогика здорового развития ребёнка / В.Ф.
Базарный // Народное образование. - 2011. - № 9 (1412). - С. 54-60. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-zdorovogo-razvitiya-
rebyonka (дата обращения 16.03.2023)
10. Безруких, М.М. Разговор о здоровье и правильном питании: методическое пособие / М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. - М.: Абрис, 2019. - 80 с.
11. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.
Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с. - Режим доступа:
https://libren.org/d/ped/ped020.htm (дата обращения 16.03.2023)
12. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с. - Режим доступа: https://scibook.net/page/brexman/ist/ist-8--idz-ax245.html (дата обращения 16.03.2023)
13. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы: программа / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение / Вентана-Граф, 2019. - 192 с.
14. Габеркорн, И. И. Формирование здорового образа жизни в процессе
валеологического образования учащихся // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №10 (152). С. 35-39. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=30543209
15. Дик, Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников / Н.Ф. Дик. [Электронный ресурс] // bookmix.ru: клуб любителей книг. URL:
https://bookmix.ru/book.phtml?id=144362&ysclid=lq9mpa5vjl666328547 (дата
обращения 20.11.2023)...56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ