Введение Глава I. Общая характеристика опасных природных явлений 5
1.1. Стихийные бедствия геолого-геофизического характера 5
1.2. Стихийные бедствия метеорологического и гидрологического характера
Морские опасные гидрометеорологические явления 15
1.3. Природные пожары 24
Глава II. Физико-географическая характеристика Красноярского края,
возможность возникновения стихийных бедствий на территории края 31
2.1 Физико-географическая характеристика Красноярского края 31
2.2. Стихийные бедствия Красноярского края 38
Глава III. Методическая разработка: Проект «Частичка Родины» 46
Заключение
Библиографический список
В современной жизни, и деятельности человека, география имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привели к тому, что интерес к географии снизился у учащихся еще в школе. Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результат работы учителя, который проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и так же их интересе к предмету. Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в проектную и исследовательскую работу. В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения географии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать географические знания. В решении данных проблем может найти свое место проектная деятельность обучающихся, которая способна выступать в качестве действенного средства обучения. Проектная деятельность создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, формируются новые знания. Кроме того, проектная деятельность предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда.
Цель: Разработка и реализация проектной деятельности по географии на основе физико-географической характеристики Красноярского края и опасных природных явлений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: -собрать теоретический материал по теме опасных природных явлений; -дать краткую физико-географическую характеристику красноярского края;
-изучить информацию об опасных природных явлениях, протекающих на территории Красноярского края;
- на основе собранной информации создать рабочую тетрадь по географии для 8 класса.
Объект исследования: Изучение опасных природных явлений, возникающих на территории Красноярского Края.
Предмет исследования: Проектная деятельность в школе, как метод формирования знаний учащихся.
Актуальность данной темы обусловлена, тем что современное общество стремительно развивается, и для того чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений. Проектная деятельность направлена на развитие личности школьников, их самостоятельность, творчество, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Гипотеза исследования: Повышение качества обученности школьников в результате проектной деятельности.
Практическая значимость: применение метода проектной деятельности в школе, использование данной рабочей тетради на уроках географии в 8 классе.
Методы исследования:
Литературный, картографический, исторический, аналитический.
В связи с поставленной целью был разработан проект по географии на основе анализа физико-географической характеристики Красноярского края и опасных природных явлений. Для достижения этой цели были поставлены задачи, которые тоже решены по ходу выполнения моей работы. Следующей задачей будет реализация проекта в школе. Реализуя данный проект, учащиеся смогут не только значительно пополнить знания, но и применять их на практике в повседневной жизни, научатся работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения и взаимодействия. Создание ученических проектов становится одной из важнейших методических форм в деятельности педагога, объединяющей всех участников образовательного сообщества. Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, сформировать знания учащихся, позволит им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности. Работа над проектом приносит многим учащимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей, формирует положительную мотивацию к учебе. Учителю проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, формирование знаний, воспитания и развития личности школьника. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.
1. Актуальные проблемы непрерывного образования: материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 24-25 апреля 2007года/В.Л Гавриков; ред.кол.; Красноярск гос.пед.ун-т им. В.П Астафьева.-Красноярск, 2007.-228с.
2. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них.- М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-496с.
3. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в
разновозрастных группах: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с. - (Работаем по новым стандартам).
4. Безруких В.А., Елин О.Ю. Практикум по физической географии Красноярскогкрая: -Красноярск: РИО КГПУ. 2005.-200с.
5. Безруких В.А., Елин О.Ю.Физическая география Красноярского Края: -Красноярск: РИО КГПУ. 2005.-200с.
6. Виноградов. Ю.Б. Современые проблеммы гидрологии. М.:издательский центр «Академия», 2008. -320с.
7. Геология. Основные понятия и термины. Справочное пособие. - М.: Едиториал УРС. 2004.-152с.
8. Говорушко С. М. Взаимодействие человека с окружающей средой.. - М.: академический проект ; Киров; Константа. 207.660с.
9. Дэвид Ротери. Вулканы. пер. с англ. к. Савельева. -М.: ФАИР- ПРЕСС, 2004.-384с.
10. Дюков Валерий. Педагог-руководитель проектов: Модуль
«Системный подход к проектной деятельности педагога»..- Красноярск, ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010.- 108с.
11. Ефремов С.В., Цаплин В.В. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Санкт -Петербург 2011г.
12. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование.
М.:издательский центр «Академия», 2005. -288с.
13. Короновский. Н.В. Геология России и сопределенных территрий: М.:издательский центр «Академия», 2011.-240с.
14. Короновский Н.В.Общая геология: .М.:издательский центр
«Академия», 2011.-480с.
15. Короновский Н.В., Ясманов Н.А. Геология: М.:издательский центр «Академия», 2003.-448с...30