Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психокоррекция личностных особенностей подростков зависимых от компьютерных игр (Московский Гуманитарно-Экономический Университет)

Работа №163321

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2024
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено анкетирование.
Выборка: 20 учеников 9-11 классов.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Сущность понятия «компьютерная зависимость» 5
1.2. Проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте 16
1.3. Формы и методы психокоррекции личностных особенностей подростков, имеющих компьютерную зависимость 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ПОДРОСТКОВ 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Диагностика зависимости от компьютерных игр у подростков 45
2.3. Результаты исследования и программа профилактики зависимости от компьютерных игр у подростков 50
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАВИСИМЫХ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 68

В современном обществе компьютерные игры стали неотъемлемой частью повседневной жизни многих подростков, предоставляя им развлечение, возможность самовыражения и социального взаимодействия. Однако, при неконтролируемом и чрезмерном увлечении компьютерными играми, некоторые подростки сталкиваются с проблемой зависимости, которая может негативно сказываться на их личностном развитии и социальной адаптации.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена ростом популярности компьютерных игр среди молодежи и увеличением числа случаев зависимости от них. Подростки, подверженные такой зависимости, могут испытывать трудности в учебе, взаимоотношениях с семьей и окружающими, а также развивать психологические проблемы, такие как депрессия, тревожность и агрессия.
Цель настоящего исследования заключается в разработке и реализации программы психокоррекции личностных особенностей подростков, зависимых от компьютерных игр, с целью улучшения их психологического состояния, социальной адаптации и повышения качества жизни.
Объектом исследования являются подростки, страдающие зависимостью от компьютерных игр.
Предметом исследования являются методы психокоррекции личностных особенностей подростков, зависимых от компьютерных игр, направленные на устранение негативных последствий данной зависимости и восстановление психологического равновесия.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели исследования будут использованы следующие методы:
1. Анкетирование: Проведение структурированных опросов среди подростков, зависимых от компьютерных игр, с целью выявления особенностей их личности, уровня игровой зависимости, а также оценки психологического и социального функционирования.
2. Наблюдение. Систематическое наблюдение за поведением и активностью подростков в игровой среде и вне её с использованием методов непрерывного и интервального наблюдения для выявления паттернов поведения и реакций.
3. Клинические интервью. Проведение глубоких интервью с подростками и их родителями с целью выявления внутренних конфликтов, эмоциональных состояний, а также факторов, способствующих развитию и поддержанию зависимости от компьютерных игр.
Теоретическая значимость. Результаты данного исследования предполагают внесение значительного вклада в теоретическое понимание проблемы зависимости от компьютерных игр среди подростков. Выявление особенностей личности, приводящих к развитию зависимости, а также эффективности различных методов психокоррекции, позволит расширить наши знания о механизмах формирования и поддержания игровой зависимости.
Практическая значимость. Разработка и реализация программы психокоррекции на основе полученных результатов позволит улучшить психологическое состояние и социальную адаптацию подростков, страдающих зависимостью от компьютерных игр.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломном исследовании была разработана и апробирована программа психокоррекции личностных особенностей подростков, зависимых от компьютерных игр. Программа основана на результатах теоретического анализа проблемы зависимости от компьютерных игр и личностных характеристик подростков, подверженных этой зависимости.
Программа психокоррекции, направленная на подростков, является комплексным подходом к развитию различных аспектов их психологического благополучия и социальной адаптации. Ее целью является формирование у подростков навыков самосознания и саморегуляции, увеличение их устойчивости к стрессу и развитие здоровых механизмов справления с трудностями.
Программа включает в себя следующие основные компоненты:
1. Развитие самосознания. Этот аспект направлен на помощь подросткам в понимании себя, своих эмоций, мыслей, убеждений и ценностей. Через различные практики, такие как самоанализ, рефлексия, визуализация, подростки учатся осознавать свои сильные и слабые стороны, различать свои потребности и желания.
2. Развитие саморегуляции. Подростки учатся эффективно управлять своими эмоциями, поведением и мыслями. Это включает в себя развитие навыков самоконтроля, умения управлять стрессом, адаптироваться к изменяющимся условиям и решать проблемы конструктивным образом.
3. Повышение устойчивости к стрессу. Программа предоставляет подросткам инструменты для эффективного справления со стрессом и негативными событиями. Это может включать в себя тренинги по релаксации, методы дыхательных практик, техники управления агрессией и тренинги по повышению уровня оптимизма.
4. Формирование здоровых механизмов совладания с трудностями. Подростки учатся различным стратегиям справления с трудностями, в том числе поиску поддержки у других людей, планированию и организации своей деятельности, адаптации к новым ситуациям и развитию гибких стратегий поведения.
5. Улучшение межличностных отношений. Программа помогает подросткам развивать навыки эмпатии, адекватного выражения своих эмоций и установление здоровых границ в отношениях с другими. Это способствует созданию поддерживающих и укрепляющих связей с окружающими.
6. Развитие социальных навыков. Программа помогает подросткам развивать навыки коммуникации, сотрудничества, решения конфликтов и адаптации к социальным ролям и ожиданиям. Это позволяет им успешно взаимодействовать в различных социальных ситуациях и общественных группах.
Программа психокоррекции для подростков представляет собой комплексный подход, направленный на развитие их психологической компетентности, социальной адаптации и общего благополучия. Она помогает подросткам стать более уверенными, самостоятельными и адаптивными в современном мире.
Результаты апробации программы показали ее эффективность в снижении симптомов зависимости от компьютерных игр, улучшении личностных характеристик подростков и повышении их общего психологического благополучия. Программа может быть рекомендована для использования в работе с подростками, страдающими зависимостью от компьютерных игр, в образовательных учреждениях, психологических центрах и других организациях, оказывающих помощь подросткам.
Дальнейшие исследования в этой области могут быть сосредоточены на изучении долгосрочной эффективности программы, а также на адаптации программы для работы с другими группами подростков, испытывающих зависимость от технологий.



1. Брагина О.А. Анализ научных представлений об отдельных индивидуально-личностных факторах, определяющих вовлеченность в массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры // Журнал «Вестник Саратовского областного института развития образования». 2015. № 1. С. 94
2. Брагина О.А. Современные научные взгляды на феномен психологической зависимости от онлайн-игр как один из видов интернет аддикции // В сборнике: Advances in Science and Technology. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. 2017. С. 165-167.
3. Закаблукова А.А., Капустина Л.П. Психологические и физиологические признаки кибераддикции у подростков // Научный альманах. 2017. № 1-2 (27). С. 330-333.
4. Зарецкая О.В. Зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного поведения // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 105–120.
5. Каминская В.Г. Виртуальная зависимость в молодежной среде: девиация или реалии современности? // Образование и общество. 2014. Т. 6. № 89. С. 55-58.
6. Кириллова Д.С. Психологический аспект веномена игры в виртуальной реальности // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 9. № 2-2. С. 34-46.
7. Книжникова С.В., Серая Ю.В. Компьютерные игры как фактор формирования агрессивных и аутоагрессивных установок личности подростка // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 24. С. 82-87.
8. Кочетков Н.В. Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 148–163.
9. Кравцова Е.Е. Понимание игры в психологии Л.С. Выготского // Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 2011. №1. С. 15-20.
10. Левушкин Р.Н., Скрипичникова И.В. Личностные особенности и жизнеспособность кибераддиктивной молодежи // В сборнике: Социальная компетентность и жизнестойкость личности в многополярном мире:
11. интеграция научного знания. Исследование, практика, образование. 2010. С. 166-168.
12. Лысак И.В. Компьютерная и Интернет-зависимость: эволюция подходов к исследованию проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 206-208.
13. Лядская А.В., Руцких А.С., Белобрыкина О.А. Тенденция развития зависимости от виртуальной реальности у современных школьников // В сборнике: Актуальные проблемы специальной психологии в образовании. Материалы межрегиональной конференции. 2003. С. 22-25.
14. Максимов А.А. Особенности развития личности людей с компьютерно-игровой зависимостью // Журнал «Вестник РГГУ. Серия: психология, педагогика, образование». 2012. №7. С. 85-96.
15. Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Хомерики Н. С. Киберзависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М. «Мнемозина». 2010. С. 58-74.
16. Молокостова А.М., Дудова В.А. Личностные особенности пользователей ролевых онлайн-игр с разным уровнем склонности к зависимости // Журнал «Apriori». Серия: гуманитарные науки». 2014. №4. С. 11-16.
17. Набойченко Е.С., Окунева Л.И. Типология подростков, склонных к кибераддикции // Журнал «Педагогическое образование в России». 2016. № 1. С. 94-98.
18. Окунева Л.И. Моделирование психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к кибераддикции // Журнал «Современные тенденции развития науки и технологий». 2015. № 9-8. С. 112-116.
19. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. 2009. № 3-1. С. 32-39.
20. Попов П.М. Устинова Н.А. Кибераддикция как вид зависимого поведения // Журнал «Знание». 2016. № 3-4 (32). С. 127-132.
21. Рыбалтович Д.Г. Анализ анкетирования интернет-пользователей, имеющих опыт оn-line-игры // Вестник психотерапии. 2012. № 41. С. 67–80.
22. Рыбалтович Д.Г. Индивидуально_психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции: диплом. работа. СПб.: СПбГУ Каф. психол. обеспечения проф. Деятельности. 2012. 116 с.
23. Рыбалтович Д.Г. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. – 2014. № 40. С. 23–34.
24. Рыбалтович Д.Г. Лечение пациентов с игровой зависимостью в Международном институте резервных возможностей человека // Вестник психотерапии. 2013. № 34 (39). С. 18-24.
25. Рыбалтович Д.Г. Психологические особенности лиц с онлайн игровой аддикцией // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 4. С. 30–36.
26. Рыбников В.Ю., Рыбалтович Д.Г. Психологические особенности лиц с онлайн-игровой аддикцией // Медико-биологические и социально психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 4. С. 93–96.
27. Рыженко С.К. Психологическая коррекция компьютерной зависимости подростков методом символдрамы // Журнал Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10 С. 262-264.
28. Смокова Е.Ю., Богуш С.Б. Влияние развития информационных технологий на социально-психологическое развитие личности // Территория науки. 2017. № 1. С. 79-84.
29. Соколова Н.В. Роль компьютерных игр в воспитании подростка // Статья в сборнике трудов конференции «Современные тенденции в науке и образовании». 2015. С 75-78.
30. Узорова Т.М., Клинкхаммер Д. Изучение уровня осведомленности подростков об игровой компьютерной и Интернет зависимости // В сборнике: Актуальные проблемы социальной работы. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2013. С. 128-133.
31. Устинова Н.А. Детерминанты девиантного поведения современных подростков // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы развития личности». 2016. С. 148-157.
32. Устинова Н.А. Швецов П.В. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современная психология образования: проблемы и перспективы». 2017. С. 349-357.
33. Устинова Н.А., Щербачева П. П. Влияние кибераддикции на личность подростка // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1 (6). С. 93
34. Фоменко А.И., Семенцова И.А. Профилактика кибераддикции основа предотвращения преступного поведения подростков с пограничным состоянием психики // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2015. № 2. С. 113- 118.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ