Формирование лексического навыка у обучающихся начальной школы на уроке английского языка с помощью метода фонетических ассоциаций
|
Введение 4
1. Теоретические основы применения метода ассоциаций при
формировании лексического навыка 8
1.1. Формирование лексического навыка обучающихся 8
1.2. Сущность ассоциативного метода и классификация
ассоциативных приемов 14
1.3. Метод фонетических ассоциаций и его применение на уроках
иностранного языка 22
Выводы по главе 1 30
2. Опытно-экспериментальная работа по применению мнемотехники в
процессе введения и активизации нового лексического материала на
уроке английского языке в начальной школе 31
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 31
2.2. Требования к обучению иностранному языку в начальной
школе 39
2.3. Содержание, ход и результаты проведения опытно -
экспериментальной работы 42
Выводы по главе 2 51
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложение А 59
Приложение Б 60
Приложение В 62
Приложение Г 63
Приложение Д 64
Приложение Е 65
Приложение Ж 66
Приложение И 67
Приложение К 68
Приложение Л 69
1. Теоретические основы применения метода ассоциаций при
формировании лексического навыка 8
1.1. Формирование лексического навыка обучающихся 8
1.2. Сущность ассоциативного метода и классификация
ассоциативных приемов 14
1.3. Метод фонетических ассоциаций и его применение на уроках
иностранного языка 22
Выводы по главе 1 30
2. Опытно-экспериментальная работа по применению мнемотехники в
процессе введения и активизации нового лексического материала на
уроке английского языке в начальной школе 31
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 31
2.2. Требования к обучению иностранному языку в начальной
школе 39
2.3. Содержание, ход и результаты проведения опытно -
экспериментальной работы 42
Выводы по главе 2 51
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложение А 59
Приложение Б 60
Приложение В 62
Приложение Г 63
Приложение Д 64
Приложение Е 65
Приложение Ж 66
Приложение И 67
Приложение К 68
Приложение Л 69
Базовый уровень английского языка в наши дни считается обязательным для успешного овладения множеством профессий и продуктивной работы в разных сферах деятельности.
Помимо изучения грамматических правил, в процессе формирования у человека языковой компетенции по английскому языку, отдельной сложностью непосредственно является формирование словарного запаса.
Развитие лексического навыка, а также формирование отвечающего требованиям современных реалий вокабуляра требует огромных затрат времени и усилий, несмотря даже на обладание достаточными для общения знаниями по грамматике. Объем включенной в программу лексики в школах относительно большой, поэтому перед современной педагогикой стоит сложная задача поиска такой современной педагогической технологии, которая была бы способна облегчить ученикам задачу формирования англоязычного вокабуляра, а также повысить эффективность процесса освоения новой лексики.
С увеличением объема необходимого для изучения материала наблюдается такая проблема, как снижение мотивации учеников из-за торможения процесса запоминания, что ведет к последующему ухудшению успеваемости по данному предмету. В связи с этим возникает потребность в использовании такой педагогической технологии, которая способна адаптироваться под индивидуальные особенности психики каждого обучающегося, а также способствует развитию памяти. Традиционная система образования даёт развитие лишь механической памяти. Это приводит к формальному усвоению знаний, а значит, к «зазубриванию» материала, то есть заучиванию без понимания, поэтому важно перестраивать методы обучения так, чтобы стимулировать развитие процессов мышления и памяти.
Мнемотехника, являясь одной из перспективных, позволяет запоминать большой объем бессистемной информации при помощи образования системы ассоциативных связей, анализу которой посвящена наша работа.
Будучи ориентированными на индивидуальный подход к обучению, мнемотехнические приемы могут быть эффективно использованы для формирования англоязычного вцкабуляра у обучающихся.
Актуальность нашего исследования, таким образом,
обусловлена противоречием между необходимостью достижения высокого уровня сформированности англоязычного вцкабуляра и недостаточным внедрением в образовательную практику мнемотехнических упражнений.
Проблема исследования в этой связи определяется нами следующим образом: каким должно быть содержание комплекса мнемотехнических упражнений, направленного на повышение эффективности формирования лексического запаса на занятиях по английскому языку.
Актуальность проблемы нашего исследования и обозначенное противоречие обусловили выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Формирование лексического навыка у обучающихся начальной школы на уроке английского языка с помощью метода фонетических ассоциаций».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: метод фонетических ассоциаций как
педагогическая технология.
Цель исследования: изучить особенности использования метода
фонетических ассоциаций и апробировать данный метод на уроке английского языка в начальной школе.
...
Помимо изучения грамматических правил, в процессе формирования у человека языковой компетенции по английскому языку, отдельной сложностью непосредственно является формирование словарного запаса.
Развитие лексического навыка, а также формирование отвечающего требованиям современных реалий вокабуляра требует огромных затрат времени и усилий, несмотря даже на обладание достаточными для общения знаниями по грамматике. Объем включенной в программу лексики в школах относительно большой, поэтому перед современной педагогикой стоит сложная задача поиска такой современной педагогической технологии, которая была бы способна облегчить ученикам задачу формирования англоязычного вокабуляра, а также повысить эффективность процесса освоения новой лексики.
С увеличением объема необходимого для изучения материала наблюдается такая проблема, как снижение мотивации учеников из-за торможения процесса запоминания, что ведет к последующему ухудшению успеваемости по данному предмету. В связи с этим возникает потребность в использовании такой педагогической технологии, которая способна адаптироваться под индивидуальные особенности психики каждого обучающегося, а также способствует развитию памяти. Традиционная система образования даёт развитие лишь механической памяти. Это приводит к формальному усвоению знаний, а значит, к «зазубриванию» материала, то есть заучиванию без понимания, поэтому важно перестраивать методы обучения так, чтобы стимулировать развитие процессов мышления и памяти.
Мнемотехника, являясь одной из перспективных, позволяет запоминать большой объем бессистемной информации при помощи образования системы ассоциативных связей, анализу которой посвящена наша работа.
Будучи ориентированными на индивидуальный подход к обучению, мнемотехнические приемы могут быть эффективно использованы для формирования англоязычного вцкабуляра у обучающихся.
Актуальность нашего исследования, таким образом,
обусловлена противоречием между необходимостью достижения высокого уровня сформированности англоязычного вцкабуляра и недостаточным внедрением в образовательную практику мнемотехнических упражнений.
Проблема исследования в этой связи определяется нами следующим образом: каким должно быть содержание комплекса мнемотехнических упражнений, направленного на повышение эффективности формирования лексического запаса на занятиях по английскому языку.
Актуальность проблемы нашего исследования и обозначенное противоречие обусловили выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Формирование лексического навыка у обучающихся начальной школы на уроке английского языка с помощью метода фонетических ассоциаций».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: метод фонетических ассоциаций как
педагогическая технология.
Цель исследования: изучить особенности использования метода
фонетических ассоциаций и апробировать данный метод на уроке английского языка в начальной школе.
...
В процессе выполнения данной выпускной квалификационной работы мы рассмотрели одну из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам - это проблема формирования лексического навыка у младших школьников. Опытно-экспериментальным путем нами выделены следующие положения:
1. Мнемотехника - это искусство запоминания информации. На сегодняшний день проблема усвоения новой информации школьниками стоит весьма остро. Поэтому важно тренировать и развивать процессы памяти обучающихся, чему способствует мнемотехника.
2. На сегодняшний день нет систематизированного и обобщенного комплекса информации по практическому применению данной техники на уроках иностранного языка.
3. На основе проведенного анализа учебно-методической литературы, обосновано, что лексический навык является базой для формирования элементарной коммуникативной компетенции.
4. Доказано, что формирование лексического навыка элементарной коммуникативной компетенции будет более эффективной, если в ее основу будет положен комплекс упражнений, направленный на активизацию и развитие памяти младших школьников.
5. Проведена опытно-экспериментальная апробация разработанного методического комплекса упражнений с применением метода фонетических ассоциаций для введения и активизации нового лексического материала.
Результаты экспериментальной работы подтвердили целесообразность и значимость выдвинутых теоретических положений и эффективность разработанного методического комплекса упражнений, что отражено в таблицах и диаграммах с результатами апробации данного комплекса.
Подтверждено, что успешность формирования и активизация лексического навыка у младших школьников повышается при использовании метода фонетических ассоциаций на уроках английского языка.
Применение мнемотехники способствуют более быстрому и прочному запоминанию информации. Данные методы привносят эффект новизны, привлекательности и мотивирует детей на дальнейшее изучение иностранного языка. Это также способствует развитию памяти учащихся, их познавательного интереса, нестандартного творческого мышления, созданию благоприятной атмосферы на уроке.
Несмотря на эффективность и привлекательность мнемонических методов, следует учитывать соответствие и частоту их использования на уроках, в противном случае они могут потерять эффект новизны и яркость эмоционального воздействия. Стоит отметить, подбор и адаптация тех или иных лексических единиц под какой-либо мнемонический прием с учетом темы урока занимает у учителя много времени, требует хорошо развитого воображения и нестандартного мышления.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Задачи выполнены. Результаты нашей работы могут найти применение при работе учителем английского языка в процессе формирования коммуникативной компетенции у детей младшей школы.
Применение мнемотехники будет способствовать повышению мотивационной обеспеченности урока и сделает новый материал легким для усвоения.
Говоря о перспективах применения отобранных мнемотехнических приемов, стоит подчеркнуть, что их использование возможно в рамках любой темы, любого учебно-методического комплекта по причине их универсальной природы. Единственная задача учителя - логично и последовательно использовать приемы в контексте темы урока. А, поняв суть мнемотехник и изучив большое их количество, ученик в дальнейшем может использовать их в самостоятельной работе при подготовке домашнего задания на иностранном языке или других предметах.
1. Мнемотехника - это искусство запоминания информации. На сегодняшний день проблема усвоения новой информации школьниками стоит весьма остро. Поэтому важно тренировать и развивать процессы памяти обучающихся, чему способствует мнемотехника.
2. На сегодняшний день нет систематизированного и обобщенного комплекса информации по практическому применению данной техники на уроках иностранного языка.
3. На основе проведенного анализа учебно-методической литературы, обосновано, что лексический навык является базой для формирования элементарной коммуникативной компетенции.
4. Доказано, что формирование лексического навыка элементарной коммуникативной компетенции будет более эффективной, если в ее основу будет положен комплекс упражнений, направленный на активизацию и развитие памяти младших школьников.
5. Проведена опытно-экспериментальная апробация разработанного методического комплекса упражнений с применением метода фонетических ассоциаций для введения и активизации нового лексического материала.
Результаты экспериментальной работы подтвердили целесообразность и значимость выдвинутых теоретических положений и эффективность разработанного методического комплекса упражнений, что отражено в таблицах и диаграммах с результатами апробации данного комплекса.
Подтверждено, что успешность формирования и активизация лексического навыка у младших школьников повышается при использовании метода фонетических ассоциаций на уроках английского языка.
Применение мнемотехники способствуют более быстрому и прочному запоминанию информации. Данные методы привносят эффект новизны, привлекательности и мотивирует детей на дальнейшее изучение иностранного языка. Это также способствует развитию памяти учащихся, их познавательного интереса, нестандартного творческого мышления, созданию благоприятной атмосферы на уроке.
Несмотря на эффективность и привлекательность мнемонических методов, следует учитывать соответствие и частоту их использования на уроках, в противном случае они могут потерять эффект новизны и яркость эмоционального воздействия. Стоит отметить, подбор и адаптация тех или иных лексических единиц под какой-либо мнемонический прием с учетом темы урока занимает у учителя много времени, требует хорошо развитого воображения и нестандартного мышления.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Задачи выполнены. Результаты нашей работы могут найти применение при работе учителем английского языка в процессе формирования коммуникативной компетенции у детей младшей школы.
Применение мнемотехники будет способствовать повышению мотивационной обеспеченности урока и сделает новый материал легким для усвоения.
Говоря о перспективах применения отобранных мнемотехнических приемов, стоит подчеркнуть, что их использование возможно в рамках любой темы, любого учебно-методического комплекта по причине их универсальной природы. Единственная задача учителя - логично и последовательно использовать приемы в контексте темы урока. А, поняв суть мнемотехник и изучив большое их количество, ученик в дальнейшем может использовать их в самостоятельной работе при подготовке домашнего задания на иностранном языке или других предметах.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ АССОЦИАТИВНОГО
МЕТОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Использование стихов и песен для развития фонетических навыков на уроках иностранного языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023 - Методика расширения словарного запаса младших школьников на основе применения мнемотехник
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Применение технологии ассоциативного поля при обучении лексике в 5 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Принципы работы с мультипликационными фильмами на занятиях по русскому языку как иностранному
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016





