Введение 2
Глава 1. Аналитический обзор проблемы изучаемого вопроса в теории и практике педагогической науки 8
1.1. Понятие «здоровье» и основные факторы, влияющие на его состояние у
детей школьного возраста 8
1.2. Содержание здорового образа жизни и его показатели 19
1.3. Основные направления работы общеобразовательных учреждений по
сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни 30
Глава 2 Организация и методы исследования 46
2.1. Организация и этапы экспериментального исследования 46
Глава 3. Результаты исследования и их анализ 51
3.1. Разработка и обоснование проектов исследования по развитию
интереса к здоровьесбережению у учащихся в условиях обучения в кадетском корпусе 51
3.2. Анализ результатов исследования двигательных способностей кадетов
в процессе эксперимента 61
Заключение 73
Список использованной литературы 74
Приложение1 78
Приложение 2 79
Приложение 3 80
Приложение 4 84
Приложение 5 85
Приложение 6 86
Приложение 7 87
Анализ статистики здоровья населения Российской Федерации именно молодежи и подрастающего поколения показывает, что причины для беспокойства со стороны государства есть. Данные за последнее десятилетие показывают, что число заболеваемости и патологий увеличивается с каждым годом. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества.
По данным Росстата на 1 апреля 2024 года в общей численности населения Российской Федерации (147 160 789 человек) дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет составляют 11,71 % (17 364 062 человек)
Согласно научным и статистическим данным, В Российской Федерации показатели здоровья подрастающего поколения имеют отрицательную динамику. Исследования показывают, что 2/3 детей имеют отклонения в здоровье, 1/3 детей только полностью здоровы. С каждым десятилетием состояние здоровья в целом имеют не наилучшую динамику, нагляден рост хронических заболеваний. [37]
Существующий кризис здоровья детей является следствием действия многих внутренних и внешних факторов. Это и экологическая ситуация, и экономическая нестабильность, и стремительно растущий поток информации, который обрушивается на ребенка.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание учащихся в школе, оказался одним из периодов, в течение, которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов-педагогов. В школе на детей оказывают влияние учебные нагрузки, интенсивный и не всегда сбалансированный режим дня, стресс проверки знаний, расширение круга и уровня общения. Все это происходит на фоне интенсивного роста, половой дифференцировки и формирования личности и, несомненно, ведет к ухудшению состояния
здоровья. Отмечена прямая связь между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у многих учащихся ухудшается самочувствие к концу учебного дня, более 60% учащихся плохо засыпают (сказываются учебные перегрузки: после 6-7, а в старших классах зачастую и 8 уроков на
выполнение домашних заданий многие школьники тратят 2,5-3 часа ежедневно). Налицо нервное переутомление, которое, хронически накапливаясь, приводит и к подрыву здоровья, и к падению интереса к учебе.
Естественно, что такое состояние здоровья детей и подростков требует поиска эффективных средств, форм и методов, способствующих выходу из создавшегося положения.
Актуальность исследования. На современном этапе развития системы школьного образования оздоровительное направление работы школы становится все более значимым. Переход от традиционных форм к здоровьесберегающим технологиям - основная задача образовательных учреждений. Здоровьесберегающий принцип педагогического процесса состоит в такой организации обучения и воспитания, которая, не исключая трудностей, позволяет соблюсти соответствие нагрузки возрастным возможностям детей, сохраняет их работоспособность, обеспечивает правильное гармоничное, всестороннее развитие и тем самым охрану здоровья. Необходимо сознавать, что оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи составляют единый комплекс.
Оздоровительные задачи направлены на комплекс лечебнопрофилактических мероприятий, воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности, развитие движений.
В воспитательных задачах формируются культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, способность к общению, а также развитие эмоциональной, моральной и волевой сферы учащихся.
В образовательных задачах приоритет ставится на формирование здорового образа жизни, представлений о своем организме, основах физической культуры, навыков выполнения основных движений.
Проблемы воспитания здорового ребенка продолжают диктовать необходимость поиска эффективных средств их реализации. Самым действенным средством профилактики нарушения здоровья учащихся является физическое воспитание. Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают положительное влияние на характер человека, способствуют развитию и совершенствованию всех функциональных систем, повышают иммунитет. Под влиянием физической культуры учащиеся становятся активными не только в спорте, но и в других сферах деятельности.
...
1. Результаты анализа учебно-методической литературы по проблеме формирования здорового образа жизни через систему воспитательных мероприятий у обучающихся, а также проведенный в рамках нашего исследования анализ состояния отношения кадетов к своему здоровью и здоровому образу жизни свидетельствуют о значительном количестве проблем, отрицательно влияющих на состояние здоровья.
К основным из них следует отнести: значительное снижение двигательной активности детей в современных условиях трансформации общественного развития, интенсификация образовательного процесса (в настоящее время трудозатраты на учебную деятельность обучающихся в образовательных учреждениях составляют от 6,2 до 9,2 часа в день), несформированность культуры здоровья у учителей, а также неблагополучие их состояния здоровья, воздействие неблагоприятных для здоровья экологических, антропогенных и техногенных факторов, низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья и др.
2. Разработанные и реализованные нами в экспериментальной группе в Кадетском корпусе педагогические проекты «Спортивная рекреация» и «Живи и цвети наш корпус» позволили значительно укрепить здоровье и изменить к нему отношение у обучающихся. Так, в процессе реализации указанных проектов в течение девяти месяцев в экспериментальной группе по заключению медицинской комиссии увеличилось число детей, отнесенных по соответствующим показателям к первой группе, значительно возросли двигательные способности кадетов, средний прирост показателей прыжка в длину составил 11%, в подтягивании на перекладине - 82,9%, в беге на дистанцию 30 метров - 6% и в беге на дистанцию 1000 метров - 8,2%. Все представленные показатели имеют статистически достоверные результаты изменения. Естественно, что все эти изменения положительно сказываются на состоянии здоровья и способствуют формированию здорового образа жизни.
3. Созданные и апробированные нами в деятельности Кадетского корпуса педагогические проекты «Спортивная рекреация» и «Живи и цвети наш корпус» могут быть использованы в подобного рода учебных заведениях в целях формирования здорового образа жизни у обучающихся.Для повышения эффективности использования указанных проектов необходимо ориентироваться на разработанные нами рекомендации (см. приложение №7)
1. Брянцева Л,В, Здоровье современных школьников: проблемы, опыт
работы [Электронный ресурс], URL:
http://festival, 1september,ru/articles/618059/
2. Грудинская Т,Ю, От мониторинга здоровья - к его качеству, // Журнал
10 / 11, Здоровьесберегающие технологии, Диагностика здоровья
кадетов в работе воспитателя,
3. Емельянова О,Ю, Система формирования и сохранения здоровья
воспитанников коррекционного образовательного учреждения VIII вида [Электронный ресурс],
URL:http://festival, 1september,ru/articles/579140/
4. Дерябо С,Д, Здоровье как предмет экопсихологической диагностики/ Прикладная психология, - 2000, - N 4, - С, 52-66,
5. Житко Е,А, Методическая разработка по классному руководству (7 класс) по теме: «Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников» - М,, - 2011,
6. Золотухина И,В, Педагогический мониторинг как системная диагностика качества воспитания, Настольная книга классного руководителя, - М,: ООО Изд, «Астрель», 2003,
7. Исаев Д,Н, Шац И,К, "Внутренняя картина болезни" у детей с острым лейкозом, Педиатрия, 1995; (7): 42-7
8. Итконен Х, Молодёжная культура, здоровье и спорт// Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-Запада России: Материалы МНПК, Петрозаводск, 28-30 марта 2003 г, - Петрозаводск: КГПУ 2003, - С, 8-10,
9. Каграманян Г,А, Программа «Здоровье учащихся», - М,, -2008,
10. Касаткин В,Н, Щеплягина Л,А, Здоровье, Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов, Ярославль; Аверс-Плюс, 2007,
11. Кузнецова Е,В, Психология стресса и эмоционального выгорания : учебное пособие для студентов факультета психологии, / Куйбышев, 2012, - 96 с,
12. Кузнецова О,Н,, Хазова С,А, Формирование уверенного поведения: серия классных часов для младших подростков / Классный руководитель, - 2008, - N 2, - С, 77-80,
13. Махнач Л,Н, Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни [Электронный ресурс - URL: http://festival,1se ptember,ru/articles/580010/]
14. Монетова Е,О, Роль классного руководителя в воспитании культуры здорового образа жизни, - Журнал «Всё для классного руководителя» №8, 2013,
15. Мясищев В,Н, Проблемы личности и отношений человека// Материалы совещания по психологии, - М,, 1957, - С, 71-72,
... всего 37 источников