ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ СФЕРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. Сущность и виды терминологических единиц сферы международной торговли 5
1.2. Особенности применения терминологии международной торговли в средствах массовой информации 8
Выводы по Главе 1 12
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ СФЕРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В НОВОСТНЫХ СООБЩЕНИЯХ 13
2.1. Функционирование терминов международной торговли в СМИ 13
2.2. Трансформация терминов международной торговли в новостных сообщениях в современных условиях 18
Выводы по Главе 2 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
На современном этапе международная торговля играет ключевую роль в социально-экономическом развитии нашей страны и представляет собой форму экономического взаимодействия между различными государствами.
Вклад международной торговли в экономическое развитие нашей страны очень значителен, т.к. главенствующая роль международной торговли заключается в ее влиянии на экономическую сферу стран, подчеркивая необходимость освоения определенной терминологии в этой области. Цель специализированной терминологии в международной торговле заключается в создании, организации и усовершенствовании процессов, связанных с международной торговлей.
Актуальность работы состоит в том, что вопрос функционирования терминологических единиц в международной торговле играет ключевую роль. Также особое значение имеют единые концептуальные основы и, соответственно, термины, связанные с конкретной обсуждаемой темой в новостных сообщениях, что определяет актуальность темы курсовой работы «Функционирование терминологических единиц сферы международной торговли (на примере новостных сообщений)».
Цель курсовой работы – исследовать особенности функционирования терминологических единиц сферы международной торговли на примере новостных сообщений.
Задачи курсовой работы:
1) исследовать сущность терминологических единиц сферы международной торговли;
2) расмсотреть особенности применения терминологии международной торговли в средствах массовой информации;
3) раскрыть функционирование терминов международной торговли в СМИ;
4) рассмотреть трансформацию терминов международной торговли в новостных сообщениях в современных условиях.
Объект курсовой работы – терминологические единицы сферы международной торговли.
Предмет курсовой работы – особенности функционирования терминологических единиц сферы международной торговли на примере новостных сообщений.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды таких авторов, как Г. Р. Аламинова, А. А. Амзин, Е. А. Баранова, А.А. Гируцкий, В.П. Даниленко, И. М. Дзялошинский и др.
Методологической основой исследования послужили методы: источниковый, описательный, компонентный анализ.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Неопределенность и сложности в мировой экономике, а также специфика экономической среды в России привлекает внимание, как специалистов, так и обычных людей к вопросам организации международной торговли. Терминологические единицы международной торговли играют ключевую роль в решении важных экономических вопросов между странами.
Оповещение важных вопросов сотрудничества России с зарубежными странами осуществляется в средствах массовой информации, делая внешнеэкономическую деятельность одной из ключевых обсуждаемых вопросов на современном этапе. Анализ и рассмотрение вопросов и проблем в сфере международной торговли теперь встречаются не только в профильных публикациях, но и в различных медиаформатах, доступных для общего населения, что способствует расширению использования терминологии международной торговли.
Терминологические единицы международной торговли включает в себя экономическую терминологию как элементы языка, которые напрямую или опосредовано связаны с международной торговлей и содержат экономические концепции в своем значении. Терминологические единицы международной торговли важны для понимания и обсуждения ключевых проблем во внешнеэкономической деятельности государства на современном этапе.
Повышенный интерес к этой теме вызван тем, что уникальные термины широко используются в различных сферах русского языка, таких как экономика, массовая информация, торговля и другие. Специализированный языковой набор, охватывающий социально значимые области, играет ключевую роль в научном дискурсе, обеспечивая точность в передаче информации любой сложности.
На современном этапе особо актуальными становятся новостные сообщения с использованием терминологических единиц международной торговли в связи со сложившимися экономическими условиями в России, установление новых внешнеторговых отношений в связи с западными санкциями. Отметили, что в новостных сообщениях авторы иногда используют сокращенные варианты терминов, например, санкционные товары на «санкционки», также авторы отходят от общепринятой терминологии и используют свои термины, например, вместо «пакет ценных бумаг» - «пакет акций», из существительного делают прилагательное, например, «санкции» - «санкционный товар». Все это делается, по нашему мнению, чтобы более понятнее передать содержание новостного сообщения для широкого круга потребителей.
В 2022 году Россия столкнулась с кардинальными переменами в своих условиях. Экономика страны вынуждена была приспособиться к работе под давлением введенных санкций, что способствовало возникновению новых понятий и подходов, ранее не актуальных или недоступных до этого года.
Параллельно, мировые кризисы, такие как инфляция, которая длилась десятилетие, и конфликт в Украине, вызвали повышенное беспокойство на международном уровне. Эти события привлекли общее внимание к вновь возникающим проблемам.
Изменения, произошедшие в российской экономике в текущем году, в той или иной мере связаны с последствиями введения экономических санкций. В связи с последними событиями в России, в новостных сообщениях стали использоваться новые терминологические единицы международной торговли, например, «делолларизация», «юанизация» и др.
1. Аламинова, Г.Р. Новые подходы к реализации интервью в современном медиапространстве / Г.Р. Аламинова // Медиаисследования. — 2018. — № 5. — С. 5—9.
2. Амзин, А.А. Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом / А.А. Амзин. — Москва: Изд-во АСТ, 2020. – 317 с.
3. Баранова, Е. А. Дата-журналистика (Па1а-)оигпаН5гп) как новая журналистская специализация / Е.А. Баранова // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. — Москва: Российский университет дружбы народов, 2018. — С. 205—208.
4. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика: учебное пособие для вузов / Е. А. Баранова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2020. – 327 с.
5. Гируцкий, А.А. Общее языкознание: учебник / А.А. Гируцкий. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 238 с.
6. Даниленко, В.П. Методы лингвистического анализа: курс лекций / В.П. Даниленко. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта, 2016. – 280 с.
7. Дзялошинский, И. М. Современный медиатекст. Особенности создания и функционирования : учебник для вузов / И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2020. – 392 с.
8. Енина, Л. В. Практика журналистского общения: учебное пособие для вузов / Л. В. Енина, В. Ф. Зыков. — Москва, 2020. – 429 с.
9. Желтухина, М.Р. Медиавоздействие на сознание и поведение адресата / М.Р. Желтухина. // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. – 2014. – № 4. – С. 65–73.
10. Желтухина, М.Р. Медиатексты в современной массовой коммуникации / М.Р. Желтухина. // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. – 2013. – № 3. – С. 7–11.
11. Колесниченко, А. В. Основы журналистской деятельности : учебное пособие для вузов / А. В. Колесниченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2020. – 428 с.
12. Колесниченко, А. В. Техника и технология СМИ. Подготовка текстов: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колесниченко. — Москва, 2017. – 369 с.
13. Комарова, З.И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие / З.И. Комарова. – 6-е изд. – М.: Флинта, 2018. – 820 с.
14. Косенко, Е.И. Анализ функционирования экономических заимствований в современных российских СМИ / Е.И. Косенко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 2. - С. 107-113.
15. Малкова, И.Ю. Экономические термины как объект лексикографического описания в учебном словаре для инофонов / И.Ю. Малкова. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. – № 7 (61): в 3-х ч. Ч. 2. – С. 129-132.
16. Мирзоева, С.Р. Ассимиляция экономических терминов в русском языке / С.Р. Мирзоева, М.А. Имаева // Перспективы развития науки, образования и технологий в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. 2020. - С. 30-37.
17. Мультимедийная журналистика : учебник для вузов / под общей редакцией А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 427 с.
18. Нестерская, Л.А. Сферы функционирования экономической лексики русского языка (от языка специализированного к языку прессы) [Электронный ресурс] / Л.А. Нестерская, Л.Н. Норейко. – Режим доступа: http://ru.convdocs.org/docs/index-233238.html (дата обращения: 17.02.2024).
19. Тарланов, З.К. Методы лингвистического анализа: учебник / З.К. Тарланов. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Юрайт, 2019. – 236 с.
20. Шевчук, Д.А. Экономическая журналистика : учебно-практическое пособие / Д. А. Шевчук. - Москва : ГроссМедиа : Российский Бухгалтер, 2008. - 564, [1] с.
21. Экономическая журналистика: пособие / сост. В. Иванов, И. Полтавец, О. Хоменок. - Киев: Центр Свободной Прессы, 2012. - 90 с.
22. Юкечев, В. Новые медиа и их роль в экономическом развитии. Опыт совместного обучения граждан и журналистов [Электронный ресурс]. / В. Юкечев. – Режим доступа: http://2011.finliteracy.kg/rus/materials/ (дата обращения: 17.02.2024).