Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
|
Реферат
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основания формирования навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 12
1.1. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 12
1.2. Навыки словообразования: сущность, структура и уровни
сформированности 22
1.3. Комплекс логопедических упражнений как средство формирования навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня 35
Выводы по первой главе 46
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 47
2.1. Организация и методики исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 55
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытноэкспериментальной работы 78
Выводы по второй главе 90
Заключение 92
Библиография 96
Приложения 104
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основания формирования навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 12
1.1. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 12
1.2. Навыки словообразования: сущность, структура и уровни
сформированности 22
1.3. Комплекс логопедических упражнений как средство формирования навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня 35
Выводы по первой главе 46
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 47
2.1. Организация и методики исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 55
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытноэкспериментальной работы 78
Выводы по второй главе 90
Заключение 92
Библиография 96
Приложения 104
Актуальность исследования. Проблема развития речи детей актуальна во все времена и вызывает особый интерес у отечественных исследователей.
С каждым годом количество детей с различными речевыми проблемами только увеличивается.
Ученые утверждают, что в 1980 годы нарушения в речевом развитии наблюдались у каждого четвертого ребенка, в настоящее время речевые проблемы имеются почти у каждого второго дошкольника.
Раскрытию вопроса навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены работы исследователей Т.В. Тумановой, Р.И. Лалаевой, О.М. Вершининой, Р.Е. Левиной, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской.
В трудах ученых Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой обозначены проблемы несформированности навыков словообразования в дошкольном возрасте и если их не исправить, то третья часть обучающихся с недостатками речи будут испытывать трудности в усвоении чтения и письма в школе .
Нарушения речевого развития, в том числе несформированность навыков словообразования активно обсуждались не только в трудах отечественных исследователей, но и в работах зарубежных ученых В. Дресслера, Х. Брекле, Д. Кастовского, Л. Липки, Э. Уильямса, Т. Репера и других. Вопросы нарушения речи рассматривались в исследованиях Worster- Drought C., Dean Sutherland Gail T., Mahin Hassibi [75; 76; 77]. Изучение трудов зарубежных ученых доказывает, что словообразование является одним из основных процессов в речевом развитии дошкольников, значимой функцией которого служит изучение и познание окружающего через мир слов.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) «Речевое развитие» рассматривается как одна из основных образовательных областей, которая является неотъемлемой частью содержания образовательной программы дошкольной организации. Согласно ФГОС ДО «Речевое развитие» содержит основные компоненты владение правильной речью как средством общения со сверстниками и взрослыми, в том числе владение монологической и диалогической речью, расширение и развитие активного словаря . Владение дошкольником правильной и грамотной речью неразрывно связано со сформированностью навыков словообразования у детей в образовательном процессе. В стандарте дошкольного образования в освоении целевых ориентиров ребенок к концу дошкольного возраста должен овладеть устной правильной речью, уметь верно и точно формулировать свои желания и мысли, вести диалог со сверстниками и взрослыми, владеть звуковым анализом слова .
В концепции развитие образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на 2020 - 2030 годы уделяется особое значение предоставлению для социального развития дошкольников стимулирующей среды, в том числе важной составляющей служат созданные условия для полноценного общения с детьми. В концепции рассматривается решение задач инклюзивного образования. Исследователь Т.Б. Филичева указывает на существенные затруднения у детей в образовании сложных слов, имен существительных и прилагательных преффиксальным и суффиксальным способами, в том числе несформированность навыков словообразования .
Для обеспечения результативности детей в усвоении школьной программы, их социальной адаптации значимым является сформированный уровень речевого развития детей старшего возраста.
Сформированность навыков словообразования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной и обсуждаемой проблемой в современном обществе. В своих трудах автор Т.В. Туманова, рассматривая психолого-педагогическую литературу доказывает, что глубокого изучения сформированности навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи не организовывалось. Ученый утверждает, что содержание в научных работах рассматривается поверхностно и носит описательный характер. В трудах отечественных исследователей раскрыты трудности словообразования, но детального анализа механизма, в основе нарушения навыков словообразования, нет .
...
С каждым годом количество детей с различными речевыми проблемами только увеличивается.
Ученые утверждают, что в 1980 годы нарушения в речевом развитии наблюдались у каждого четвертого ребенка, в настоящее время речевые проблемы имеются почти у каждого второго дошкольника.
Раскрытию вопроса навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены работы исследователей Т.В. Тумановой, Р.И. Лалаевой, О.М. Вершининой, Р.Е. Левиной, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской.
В трудах ученых Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой обозначены проблемы несформированности навыков словообразования в дошкольном возрасте и если их не исправить, то третья часть обучающихся с недостатками речи будут испытывать трудности в усвоении чтения и письма в школе .
Нарушения речевого развития, в том числе несформированность навыков словообразования активно обсуждались не только в трудах отечественных исследователей, но и в работах зарубежных ученых В. Дресслера, Х. Брекле, Д. Кастовского, Л. Липки, Э. Уильямса, Т. Репера и других. Вопросы нарушения речи рассматривались в исследованиях Worster- Drought C., Dean Sutherland Gail T., Mahin Hassibi [75; 76; 77]. Изучение трудов зарубежных ученых доказывает, что словообразование является одним из основных процессов в речевом развитии дошкольников, значимой функцией которого служит изучение и познание окружающего через мир слов.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) «Речевое развитие» рассматривается как одна из основных образовательных областей, которая является неотъемлемой частью содержания образовательной программы дошкольной организации. Согласно ФГОС ДО «Речевое развитие» содержит основные компоненты владение правильной речью как средством общения со сверстниками и взрослыми, в том числе владение монологической и диалогической речью, расширение и развитие активного словаря . Владение дошкольником правильной и грамотной речью неразрывно связано со сформированностью навыков словообразования у детей в образовательном процессе. В стандарте дошкольного образования в освоении целевых ориентиров ребенок к концу дошкольного возраста должен овладеть устной правильной речью, уметь верно и точно формулировать свои желания и мысли, вести диалог со сверстниками и взрослыми, владеть звуковым анализом слова .
В концепции развитие образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на 2020 - 2030 годы уделяется особое значение предоставлению для социального развития дошкольников стимулирующей среды, в том числе важной составляющей служат созданные условия для полноценного общения с детьми. В концепции рассматривается решение задач инклюзивного образования. Исследователь Т.Б. Филичева указывает на существенные затруднения у детей в образовании сложных слов, имен существительных и прилагательных преффиксальным и суффиксальным способами, в том числе несформированность навыков словообразования .
Для обеспечения результативности детей в усвоении школьной программы, их социальной адаптации значимым является сформированный уровень речевого развития детей старшего возраста.
Сформированность навыков словообразования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной и обсуждаемой проблемой в современном обществе. В своих трудах автор Т.В. Туманова, рассматривая психолого-педагогическую литературу доказывает, что глубокого изучения сформированности навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи не организовывалось. Ученый утверждает, что содержание в научных работах рассматривается поверхностно и носит описательный характер. В трудах отечественных исследователей раскрыты трудности словообразования, но детального анализа механизма, в основе нарушения навыков словообразования, нет .
...
Проблема развития речи детей вызывает особый интерес у отечественных исследователей. Анализируя состояние речи у дошкольников, ученые указывают на несформированность навыков словообразования именно в дошкольном возрасте, что отрицательно сказывается в образовательном процессе обучающихся школьников.
Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют речевые расстройства разного характера, которые препятствуют сформированности компонентов речевого развития. Данный факт тормозит становлению речевого развития в целом. Словообразование является одним из основных процессов в речевом развитии ребенка.
Под словообразованием понимается процесс образования новых слов на базе уже существующих. Доказано, что словообразование - наука о языковом явлении, а также лингвистическая дисциплина, рассматривающая психологические процессы, способы, средства образования слов, их строение.
Наиболее содержательно теоретические аспекты словообразования представлены в диссертационных трудах M.M. Покровского и Л.В. Щербы, А. И. Смирницкого и Г.О. Винокура и других.
Проблемами словообразования интересовались не только отечественные исследователи, но и с большим интересом обсуждались в зарубежных трудах В. Дресслера, Х. Брекле, Д. Кастовского, Л. Липки,
Э. Уильямса и других.
Вопросами образования и развития детей с нарушениями речи занимались такие ученые как И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Н. Ефименкова, И.М. Жукова, ГА. Каше, Р.Е. Левина и другие.
Под общем недоразвитием речи понимается состояние, проявляющееся в несформированности речевого развития у детей, в том числе нарушении
формирования звуковой, семантической, лексико-грамматической стороны речи с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Анализ литературы позволил сделать вывод о целесообразности сформированности навыков словообразования именно
в дошкольном возрасте до поступления ребенка в школу, основываясь на сензитивности данного периода.
В ходе исследования литературы и изучения вопросов сформированности навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня внимание было акцентировано на логопедических упражнениях, как средстве формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Анализ методик по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня выявил, что исследователи применяют различные подходы к формированию навыков словообразования, созданию новых слов с помощью разных способов. Системная деятельность сможет обеспечить положительные результаты в усвоении морфем и осознанном отношении детей к правильному образованию и употреблению новых слов.
Теоретическая основа работы, описанная выше, позволила отобрать диагностический инструментарий для выявления у исследуемых уровня сформированности определенных умений. Результаты диагностирования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) выявили ниже среднего уровня показатели сформированности навыков словообразования, что свидетельствует о затруднениях и ошибках при образовании новых слов, дети не достаточно имеют знаний и не владеют способами словообразования.
Перспективные результаты диагностирования детей на констатирующем этапе ОЭР позволили составить довольно эффективный комплекс логопедических упражнений.
...
Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют речевые расстройства разного характера, которые препятствуют сформированности компонентов речевого развития. Данный факт тормозит становлению речевого развития в целом. Словообразование является одним из основных процессов в речевом развитии ребенка.
Под словообразованием понимается процесс образования новых слов на базе уже существующих. Доказано, что словообразование - наука о языковом явлении, а также лингвистическая дисциплина, рассматривающая психологические процессы, способы, средства образования слов, их строение.
Наиболее содержательно теоретические аспекты словообразования представлены в диссертационных трудах M.M. Покровского и Л.В. Щербы, А. И. Смирницкого и Г.О. Винокура и других.
Проблемами словообразования интересовались не только отечественные исследователи, но и с большим интересом обсуждались в зарубежных трудах В. Дресслера, Х. Брекле, Д. Кастовского, Л. Липки,
Э. Уильямса и других.
Вопросами образования и развития детей с нарушениями речи занимались такие ученые как И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Н. Ефименкова, И.М. Жукова, ГА. Каше, Р.Е. Левина и другие.
Под общем недоразвитием речи понимается состояние, проявляющееся в несформированности речевого развития у детей, в том числе нарушении
формирования звуковой, семантической, лексико-грамматической стороны речи с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Анализ литературы позволил сделать вывод о целесообразности сформированности навыков словообразования именно
в дошкольном возрасте до поступления ребенка в школу, основываясь на сензитивности данного периода.
В ходе исследования литературы и изучения вопросов сформированности навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР III уровня внимание было акцентировано на логопедических упражнениях, как средстве формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Анализ методик по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня выявил, что исследователи применяют различные подходы к формированию навыков словообразования, созданию новых слов с помощью разных способов. Системная деятельность сможет обеспечить положительные результаты в усвоении морфем и осознанном отношении детей к правильному образованию и употреблению новых слов.
Теоретическая основа работы, описанная выше, позволила отобрать диагностический инструментарий для выявления у исследуемых уровня сформированности определенных умений. Результаты диагностирования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) выявили ниже среднего уровня показатели сформированности навыков словообразования, что свидетельствует о затруднениях и ошибках при образовании новых слов, дети не достаточно имеют знаний и не владеют способами словообразования.
Перспективные результаты диагностирования детей на констатирующем этапе ОЭР позволили составить довольно эффективный комплекс логопедических упражнений.
...
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА «ЖИВОЕ СЛОВО»
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2022 - Методическое обеспечение коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений предикативной стороны речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017





