ФОРМИРОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ
НОМИНАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Развитие номинативного словаря у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности сформированности номинативного словаря у младших
школьников с задержкой психического развития 19
1.3. Методики развития номинативного словаря у детей с задержкой
психического развития 24
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТ АЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1.Организация, цель и задачи методики констатирующего эксперимента... 32
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.2. Методические рекомендации по активизации номинативного словаря у
обучающихся первых классов с задержкой психического 43
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ
НОМИНАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Развитие номинативного словаря у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности сформированности номинативного словаря у младших
школьников с задержкой психического развития 19
1.3. Методики развития номинативного словаря у детей с задержкой
психического развития 24
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТ АЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1.Организация, цель и задачи методики констатирующего эксперимента... 32
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.2. Методические рекомендации по активизации номинативного словаря у
обучающихся первых классов с задержкой психического 43
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
евыми дефектами. Сформированные компоненты речи в дошкольном возрасте способствуют всестороннему полноценному развитию ребёнка. Тем самым ребёнок сможет грамотно излагать свои мысли, познавание окружающего мира будет даваться легко, в общении со своими родителями, сверстниками, учителями он не будет испытывать каких-либо трудностей.
Изучение вербального общения детей с нарушениями речи вербальных средств общения является одной из актуальных проблем современной логопедии. С одной стороны, невербальные средства общения рассматриваются как средство компенсации коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств (В A. Ковшиков, ЛВ Лопатина, E A Чаладзе и др), с другой стороны - как своеобразная предречевая, пред-коммуникативная подготовка детей с ЗПР (O E Грибова, O E. Громова, И Ю Кондратенко, O С. Павлова, С.Н Шаховская, К В Якунина и др).
В то же время в современной науке показано, что вербальные средства не просто включены в общение, а являются одним из факторов, обусловливающих развитие и совершенствование речи, прогрессирование механизмов речевой деятельности.
Интегрированность вербальных средств общения в речевую деятельность, их значение для развития речи и формирования процессов речепорождения и речевосприятия, необходимость повышения
эффективности коррекции речевого недоразвития определяет актуальность исследования проблемы, использования вербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе.
Изучение детей с ЗПР выявило наличие трудностей формирования номинативного словаря, переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения.
Суть логопедического воздействия заключается в направленном формировании номинативного словаря у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Формирование номинативного словаря чрезвычайно важно, так как с его помощью передается смысл высказывания, понимание которого наряду со значениями слов обеспечивает общение людей. Владение номинативным словарем помогает ребенку снимать напряженность в общении с людьми, а также позволяет, дополняя свою естественную речь невербальными и паралингвистическими коммуникациями, полнее передать людям ту информацию, которой он располагает.
Также у таких детей отмечается низкий уровень мотивации к обучению, и сниженная познавательная активность. Если говорить про детей с ЗПР, то здесь стоит отметить нарушение многих компонентов речевой системы.
В настоящем исследовании проблема формирования номинативного словаря y детей с таким нарушением рассматривается с позиций коммуникативно-прагматического подхода, учитывающего совокупность лингвистических, психологических исследовательских данных и
позволяющего формировать обозначенные проблемы в целом.
Полагаем, что наш подход поможет не только упорядочить процесс коррекционной логопедической работы по формированию номинативного словаря у детей c задержкой психического развития, но и будет помогать развитию речевого общения детей и их социальному приспособлению в целом Цель: Выявить особенности сформированности номинативного словаря у детей 7-10 лет, подобрать содержание коррекционной работы по преодолению нарушений номинативной лексики у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования - номинативный словарь у школьников первого класса с задержкой психического развития
Предмет исследования - количественные и качественные особенности номинативного словаря у детей 7-10 лет с задержкой психического развития
Задачи:
1. Изучить теоретические основы сформированности номинативного словаря у детей с задержкой психического развития.
2. Изучить сформированность номинативного словаря у младших школьников задержкой психического развития.
...
Изучение вербального общения детей с нарушениями речи вербальных средств общения является одной из актуальных проблем современной логопедии. С одной стороны, невербальные средства общения рассматриваются как средство компенсации коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств (В A. Ковшиков, ЛВ Лопатина, E A Чаладзе и др), с другой стороны - как своеобразная предречевая, пред-коммуникативная подготовка детей с ЗПР (O E Грибова, O E. Громова, И Ю Кондратенко, O С. Павлова, С.Н Шаховская, К В Якунина и др).
В то же время в современной науке показано, что вербальные средства не просто включены в общение, а являются одним из факторов, обусловливающих развитие и совершенствование речи, прогрессирование механизмов речевой деятельности.
Интегрированность вербальных средств общения в речевую деятельность, их значение для развития речи и формирования процессов речепорождения и речевосприятия, необходимость повышения
эффективности коррекции речевого недоразвития определяет актуальность исследования проблемы, использования вербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе.
Изучение детей с ЗПР выявило наличие трудностей формирования номинативного словаря, переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения.
Суть логопедического воздействия заключается в направленном формировании номинативного словаря у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Формирование номинативного словаря чрезвычайно важно, так как с его помощью передается смысл высказывания, понимание которого наряду со значениями слов обеспечивает общение людей. Владение номинативным словарем помогает ребенку снимать напряженность в общении с людьми, а также позволяет, дополняя свою естественную речь невербальными и паралингвистическими коммуникациями, полнее передать людям ту информацию, которой он располагает.
Также у таких детей отмечается низкий уровень мотивации к обучению, и сниженная познавательная активность. Если говорить про детей с ЗПР, то здесь стоит отметить нарушение многих компонентов речевой системы.
В настоящем исследовании проблема формирования номинативного словаря y детей с таким нарушением рассматривается с позиций коммуникативно-прагматического подхода, учитывающего совокупность лингвистических, психологических исследовательских данных и
позволяющего формировать обозначенные проблемы в целом.
Полагаем, что наш подход поможет не только упорядочить процесс коррекционной логопедической работы по формированию номинативного словаря у детей c задержкой психического развития, но и будет помогать развитию речевого общения детей и их социальному приспособлению в целом Цель: Выявить особенности сформированности номинативного словаря у детей 7-10 лет, подобрать содержание коррекционной работы по преодолению нарушений номинативной лексики у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования - номинативный словарь у школьников первого класса с задержкой психического развития
Предмет исследования - количественные и качественные особенности номинативного словаря у детей 7-10 лет с задержкой психического развития
Задачи:
1. Изучить теоретические основы сформированности номинативного словаря у детей с задержкой психического развития.
2. Изучить сформированность номинативного словаря у младших школьников задержкой психического развития.
...
B соответствии c поставленной целью выпускной квалификационной работы, нами были решены следующие задачи.
1. Изучена литература, в том числе ФГОС и АООП, по проблеме исследования. Изучением этой проблемы занимались такие учёные, как И.В. Андрусёва, М.В. Капылова, Е.П. Антонова, Г. А. Баранова, Л. А. Ремизова, А.Ю. Бондарь, Л.М. Берман, О.А. Выголова, Л.С. Выготский, Е.А. Ефремова, Л.Р. Лизунова, Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, Л.А. Лошкарева, А.В. Останина, Э.З. Муртузаева и Б.П. Пузанов.
Номинативный словарь - это словарь для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Периферия номинативного состава языка включает в себя единицы, «в которых номинативная функция осложняется эмотивной или чисто интеллектуальной (ментальной) экспрессией, разнообразными культурными коннотациями, а также более или менее жесткой прикрепленностью к тому или иному стилю языка» Нарушения речевого развития детей c задержкой психического развития отрицательно влияют на всю психическую деятельность, что вызывает у детей затруднение общения c окружающими, так как нарушаются коммуникативные возможности. Также, наблюдается задержка формирования познавательных процессов, то есть существенные препятствия в формировании личности.
2. Проведен констатирующий эксперимент по изучению номинативного
словаря у обучающихся с задержкой психического развития. В настоящем исследовании проблема формирования номинативного словаря у детей с ЗПР рассматривается c позиций коммуникативно-прагматического подхода, учитывающего совокупность лингвистических, психологических
исследовательских данных и позволяющего формировать целостное видение обозначенной проблемы. C целью изучения уровня сформированности номинативного словаря у обучающихся младших классов c ЗПР были поставлены следующие задачи:
-Изучить теоретические основы сформированности номинативного словаря у детей с задержкой психического развития.
-Изучить сформированность номинативного словаря у младших школьников задержкой психического развития.
-Разработать содержание коррекционной работы по преодолению нарушений номинативной лексики у младших школьников с задержкой психического развития.
Результаты обследования номинативного словаря у младших школьников c ЗПР фиксировались в протоколы обследования на каждого ребенка, отбирались и анализировались материалы, имевшие непосредственное отношение к объекту исследования, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов. Необходимо отдельно отметить, что у всех детей диагностируемой группы недостаточно сформировано умение подбирать обобщающие слова(менее часто встречающиеся в обиходе), называть слова по описанию функции предмета, недостаточно сформирован словарь антонимов и синонимов(в подборе антонимов к малознакомым и редко употребляемым словам и использование антонима вместо синонима), а также были выявлены выраженные трудности в подборе слова на основе его описания(замена понятий близкими по значению словами) Нарушение формирования номинативной лексики у детей связаны с непониманием значения слова, слабой заторможенностью звуковых ассоциативных связей слова, а также проблемами в осознании поставленной задачи, что и свидетельствует об ограниченности словарного запаса детей.
3. Разработаны и апробированы приемы формирования номинативного словаря y обучающихся c задержкой психического развития. Описанная работа проводилась c детьми c октября по декабрь 2019г.
4. Проверена эффективность проделанной работы. Эффективность проделанной работы была оценена с помощью методик, использованных во время первичной диагностики. По результатам обследования номинативного словаря можем наблюдать следующий результат: дети знают или немного путают времена года, стали понимать значения слов антонимов и синонимов. Можно наблюдать, что y детей исследуемой группы произошло значительное улучшение в понимании номинативной стороны речи. Также y детей обследуемой группы вырос уровень сформированности номинативного словаря. Соответственно, проделанная работа необходима для повышения уровня сформированности номинативного словаря обучающихся младших классов c задержкой психического развития.
1. Изучена литература, в том числе ФГОС и АООП, по проблеме исследования. Изучением этой проблемы занимались такие учёные, как И.В. Андрусёва, М.В. Капылова, Е.П. Антонова, Г. А. Баранова, Л. А. Ремизова, А.Ю. Бондарь, Л.М. Берман, О.А. Выголова, Л.С. Выготский, Е.А. Ефремова, Л.Р. Лизунова, Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, Л.А. Лошкарева, А.В. Останина, Э.З. Муртузаева и Б.П. Пузанов.
Номинативный словарь - это словарь для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Периферия номинативного состава языка включает в себя единицы, «в которых номинативная функция осложняется эмотивной или чисто интеллектуальной (ментальной) экспрессией, разнообразными культурными коннотациями, а также более или менее жесткой прикрепленностью к тому или иному стилю языка» Нарушения речевого развития детей c задержкой психического развития отрицательно влияют на всю психическую деятельность, что вызывает у детей затруднение общения c окружающими, так как нарушаются коммуникативные возможности. Также, наблюдается задержка формирования познавательных процессов, то есть существенные препятствия в формировании личности.
2. Проведен констатирующий эксперимент по изучению номинативного
словаря у обучающихся с задержкой психического развития. В настоящем исследовании проблема формирования номинативного словаря у детей с ЗПР рассматривается c позиций коммуникативно-прагматического подхода, учитывающего совокупность лингвистических, психологических
исследовательских данных и позволяющего формировать целостное видение обозначенной проблемы. C целью изучения уровня сформированности номинативного словаря у обучающихся младших классов c ЗПР были поставлены следующие задачи:
-Изучить теоретические основы сформированности номинативного словаря у детей с задержкой психического развития.
-Изучить сформированность номинативного словаря у младших школьников задержкой психического развития.
-Разработать содержание коррекционной работы по преодолению нарушений номинативной лексики у младших школьников с задержкой психического развития.
Результаты обследования номинативного словаря у младших школьников c ЗПР фиксировались в протоколы обследования на каждого ребенка, отбирались и анализировались материалы, имевшие непосредственное отношение к объекту исследования, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов. Необходимо отдельно отметить, что у всех детей диагностируемой группы недостаточно сформировано умение подбирать обобщающие слова(менее часто встречающиеся в обиходе), называть слова по описанию функции предмета, недостаточно сформирован словарь антонимов и синонимов(в подборе антонимов к малознакомым и редко употребляемым словам и использование антонима вместо синонима), а также были выявлены выраженные трудности в подборе слова на основе его описания(замена понятий близкими по значению словами) Нарушение формирования номинативной лексики у детей связаны с непониманием значения слова, слабой заторможенностью звуковых ассоциативных связей слова, а также проблемами в осознании поставленной задачи, что и свидетельствует об ограниченности словарного запаса детей.
3. Разработаны и апробированы приемы формирования номинативного словаря y обучающихся c задержкой психического развития. Описанная работа проводилась c детьми c октября по декабрь 2019г.
4. Проверена эффективность проделанной работы. Эффективность проделанной работы была оценена с помощью методик, использованных во время первичной диагностики. По результатам обследования номинативного словаря можем наблюдать следующий результат: дети знают или немного путают времена года, стали понимать значения слов антонимов и синонимов. Можно наблюдать, что y детей исследуемой группы произошло значительное улучшение в понимании номинативной стороны речи. Также y детей обследуемой группы вырос уровень сформированности номинативного словаря. Соответственно, проделанная работа необходима для повышения уровня сформированности номинативного словаря обучающихся младших классов c задержкой психического развития.
Подобные работы
- Формирование номинативного словаря обучающихся младших классов с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Создание педагогических условий для успешного усвоения учебного материала о частях речи обучающимися с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Создание педагогических условий для успешного усвоения учебного материала о частях речи обучающимися с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Формирование словарного запаса у младших школьников с нарушением физического слуха в процессе логопедической работы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Формирование словарного запаса
у младших школьников с нарушением физического слуха в процессе
логопедической работы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022





