Использование электронных сервисов Федеральной службе судебных приставов (ФССП РФ) в профессиональной деятельности юриста (Информационные технологии в юридической деятельности, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники)
Введение 3
1 Общая характеристика электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста 6
1.1 Понятие и основные направления цифровизации ФССП РФ 6
1.2 Виды электронных сервисов ФССП РФ 9
Выводы 16
2. Особенности использования отдельных электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста 17
2.1 Банк данных исполнительных производств 17
2.2 Проблемы и рекомендации по их преодолению в процессе использования электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста 25
Выводы 31
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
Законодательство Российской Федерации представляет собой постоянно меняющееся правовое явление, за которым должны следить компетентные юристы во избежание ошибок в своей профессиональной деятельности. Одной из основных областей, которая меняется каждый год, являются исполнительные дела.
Любое действующее исполнительное дело предполагает ряд правоприменительных действий, требующих качественного взаимодействия со сторонами, участвующими в исполнительном деле. Зачастую должники и кредиторы в исполнительных делах не обладают юридическими знаниями или способностью осуществлять компетентное представительство.
Данные обстоятельства закономерно приведут к затягиванию исполнительного процесса и большим очередям в судах судебных приставов, что, в свою очередь, приводит к недовольству и жалобам граждан, еще больше усложняя работу судебных приставов. Решение проблем в современной действительности неотделимо от мероприятий по использованию электронных сервисов ФССП РФ.
Сегодня профессиональные юристы должны демонстрировать в полной мере овладение навыками работы с правовыми актами, регулирующими исполнительные отношения, навыками выполнения абсолютно всех требуемых операций с целью реализации прав субъектов исполнительного производства, навыками реализации необходимых норм исполнительного производства в своей профессиональной деятельности, профессиональное использование электронных сервисов ФССП РФ.
Как показывает практика, услуги профессионального юриста по возбуждению и ведению исполнительного производства не менее востребованы, чем представительство в суде.
Степень разработанности проблемы в литературе. В нашей курсовой работе мы опирались на исследования таких авторов, как В. В. Буник, В. А. Гуреев, Д. Б. Данилов, М. Ю. Порохов, А. В. Зарубин, Е. В. Кирсанова. Также проанализированы: Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве», 02.10.2007 № 229-ФЗ (последняя редакция); Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 21.12.2021 № 417-ФЗ (последняя редакция), а также сайт Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).
Цель исследования – рассмотреть особенности использования электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие, историю возникновения электронных сервисов ФССП РФ.
2. Охарактеризовать электронные сервисы ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста.
3. Изучить основные возможности и функциональные инструменты использования электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста.
4. Рассмотреть проблемы и рекомендации по их преодолению в процессе использования электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста
Объект исследования – электронные сервисы ФССП РФ.
Предмет исследования – особенности использования электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста
Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, научной литературы, обобщение полученных результатов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она представляет собой исследование особенностей использования электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе «Общая характеристика электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста» на основе анализа литературы, информации, полученной с помощью сети Интернет, рассматриваются понятие, классификация, история развития электронных сервисов ФССП РФ, дается характеристика электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста
Во второй главе «Особенности использования электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста» определяются основные возможности и функциональные инструменты использования электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста, выявляются проблемы и рекомендации по их преодолению в процессе использования электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста.
Вопрос эффективного взаимодействия сторон исполнительного дела и ключевого лица, ответственного за исполнение (исполнительных должностных лиц), является актуальным для российской правовой действительности на протяжении многих лет. Необходимость решения этого вопроса зависит не только от основной цели исполнительного производства – обеспечения принудительного исполнения правовых актов, действий других органов и должностных лиц, – но и от необходимости общей правовой защиты участников исполнительного производства. Причины низкой производительности и качества работы в отрасли неизменно связаны с высокой загруженностью судебных приставов, поэтому важна роль профессиональных юристов.
На современном этапе ФССП России уделяет значительное внимание онлайн взаимодействию с другими госорганами, компаниями и частными лицами – для этого и создан официальный сайт службы. Наиболее важная для пользователя информация размещена непосредственно на главной странице.
Идея использования электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста, отказа от бумажных документов в целом очень привлекательна, но – это не панацея от всех проблем, существующих в системе судебных приставов и в обществе в целом. В частности, она не решает проблемы низкой социальной ответственности граждан, неравномерного технического оснащения служб ФССП в регионах, отсутствия достаточного количества подготовленных кадров.
Необходимо сначала решить эти проблемы, и не только в отдельных регионах, а в целом в стране.
Другой особенностью цифровой среды является так называемое цифровое равенство – информация, хранимая в цифровой форме, может быть передана без изменения. Однако цифровое равенство – это в большей степени иллюзия, а вот цифровое неравенство – реальность: это разный уровень цифровой грамотности населения: неготовность воспринимать новую форму оказания услуг приводит к невостребованности цифровых новшеств большинством граждан.
Решение данной проблемы требует модернизации всей информационной системы, а также работы со старшим поколением (в рамках соответствующих образовательных проектов в регионах).
Таким образом, использование электронных сервисов ФССП РФ в профессиональной деятельности юриста необходимо, и в сегменте законодательства, сопровождающего данный процесс, происходят положительные сдвиги. Однако все еще существует ряд проблем, отсутствие решения которых может свести к нулю весь положительный потенциал цифровизации.