Особенности взаимодействия следователя с органом дознания
|
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………….……...3-5
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия следователя и органов дознания в уголовном процессе…6-37
1.1. Понятие, задачи и значение взаимодействия следователя с органами дознания…6-16
1.2. Принципы взаимодействия следователя с органами дознания…..…17-37
Глава 2. Особенности взаимодействия следователя и органов дознания на отдельных этапах уголовного судопроизводства…38-57
2.1. Этапы взаимодействия следователя и органов дознания ……….….38-44
2.2. Особенности взаимодействия следователя и органа дознания на досудебных стадиях уголовного судопроизводства…………45-57
Глава 3. Совершенствование взаимодействия следователя и органа дознания в уголовном судопроизводстве России…58-68
3.1. Теоретические проблемы регулирования взаимодействия следователя и органов дознания……………………………………………………………..…58-63
3.2. Практические проблемы, возникающие в ходе взаимодействия следователя и органов дознания………………………………………………..63-68
Заключение………………………………………………………...………69-71
Список использованных источников…72-79
Приложения……………………………………………………………..…80-84
Введение……………………………………………………………….……...3-5
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия следователя и органов дознания в уголовном процессе…6-37
1.1. Понятие, задачи и значение взаимодействия следователя с органами дознания…6-16
1.2. Принципы взаимодействия следователя с органами дознания…..…17-37
Глава 2. Особенности взаимодействия следователя и органов дознания на отдельных этапах уголовного судопроизводства…38-57
2.1. Этапы взаимодействия следователя и органов дознания ……….….38-44
2.2. Особенности взаимодействия следователя и органа дознания на досудебных стадиях уголовного судопроизводства…………45-57
Глава 3. Совершенствование взаимодействия следователя и органа дознания в уголовном судопроизводстве России…58-68
3.1. Теоретические проблемы регулирования взаимодействия следователя и органов дознания……………………………………………………………..…58-63
3.2. Практические проблемы, возникающие в ходе взаимодействия следователя и органов дознания………………………………………………..63-68
Заключение………………………………………………………...………69-71
Список использованных источников…72-79
Приложения……………………………………………………………..…80-84
В последние десятилетия происходят качественные изменения во всех сферах жизни общества, которые требуют постоянных преобразований в правовой сфере, в том числе в области, касающейся разработки наиболее эффективных способов борьбы с преступностью, которая отличается высоким уровнем криминального профессионализма ввиду технического прогресса и растущей мобильности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что взаимодействие следователя с органами дознания является важным этапом работы по раскрытию преступлений и, как правило, данная работа является эффективной, приносящей удовлетворительный результат, что делает необходимым изучение теоретических и практических вопросов правильного определения форм и принципов указанного взаимодействия. Мы считаем необходимым разработать и применить на практике меры, обеспечивающие комплексный подход как к оценке процесса взаимодействия следователя с органами дознания, так и к совершенствованию этого процесса для повышения эффективности борьбы с преступностью.
В настоящее время взаимодействию следователей с органами дознания в России уделяется большое внимание. Постоянно разрабатываются новые ведомственные инструкции, которые утверждаются приказом министра МВД РФ, Генерального прокурора по взаимодействию следственных подразделений с оперативными подразделениями, участковых уполномоченных полиции по раскрытию и расследованию преступлений, для организации незамедлительных выездов на место происшествия дежурных и специализированных следственно-оперативных групп совместно с ответственным от руководства территориального органа внутренних дел (отдела полиции) при совершении тяжких и особо тяжких преступлений для организации деятельности (и обеспечения контроля за деятельностью) следственно-оперативной группы.
В современном мире необходимо постоянно пересматривать роль и место следователя в системе правоохранительных структур, поскольку следователь должен выполнять ведущую роль в процессе раскрытия преступлений.
Цель исследования заключается в том, чтобы сделать подробное теоретическое описание особенностей взаимодействия следователя с органом дознания, а также наметить пути совершенствования взаимодействия следователя с органом дознания в ходе раскрытия и расследования преступлений. Указанная цель достигается решением следующих задач:
1. Изучить понятие, задачи и значение взаимодействия следователя с органами дознания.
2. Изучить принципы взаимодействия следователя с органами дознания.
3. Рассмотреть взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения дела и предварительного расследования.
4. Проанализировать теоретические проблемы регулирования взаимодействия следователя и органов дознания.
5. Выявить практические проблемы, возникающие в ходе взаимодействия следователя и органов дознания.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при взаимодействии следователя с органами дознания.
Предметом настоящей работы является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность следователей при взаимодействии с органами дознания, научные публикации по теме исследования.
Методами исследования, применяемые для исследования указанных задач, составляют общенаучные методы, в частности системный метод.
В работе были использованы труды таких авторов, как Плеснева Л.П., Луковников Г. Д., Бегиев Х.Б., Багмет А.М., Гриненко А.В., Викторов Б.А., Косимов О.А. Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.
Практическая значимость взаимодействия следователя и органов дознания заключается в том, что оно служит залогом успешного решения задач уголовного судопроизводства.
Эмпирическая база исследования построена на судебной и следственной практике, а также статистике. Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ и нормативно-правовые акты.
Структура выпускной квалификационной работы традиционна. Работа состоит из введения, основной части, состоящая из трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что взаимодействие следователя с органами дознания является важным этапом работы по раскрытию преступлений и, как правило, данная работа является эффективной, приносящей удовлетворительный результат, что делает необходимым изучение теоретических и практических вопросов правильного определения форм и принципов указанного взаимодействия. Мы считаем необходимым разработать и применить на практике меры, обеспечивающие комплексный подход как к оценке процесса взаимодействия следователя с органами дознания, так и к совершенствованию этого процесса для повышения эффективности борьбы с преступностью.
В настоящее время взаимодействию следователей с органами дознания в России уделяется большое внимание. Постоянно разрабатываются новые ведомственные инструкции, которые утверждаются приказом министра МВД РФ, Генерального прокурора по взаимодействию следственных подразделений с оперативными подразделениями, участковых уполномоченных полиции по раскрытию и расследованию преступлений, для организации незамедлительных выездов на место происшествия дежурных и специализированных следственно-оперативных групп совместно с ответственным от руководства территориального органа внутренних дел (отдела полиции) при совершении тяжких и особо тяжких преступлений для организации деятельности (и обеспечения контроля за деятельностью) следственно-оперативной группы.
В современном мире необходимо постоянно пересматривать роль и место следователя в системе правоохранительных структур, поскольку следователь должен выполнять ведущую роль в процессе раскрытия преступлений.
Цель исследования заключается в том, чтобы сделать подробное теоретическое описание особенностей взаимодействия следователя с органом дознания, а также наметить пути совершенствования взаимодействия следователя с органом дознания в ходе раскрытия и расследования преступлений. Указанная цель достигается решением следующих задач:
1. Изучить понятие, задачи и значение взаимодействия следователя с органами дознания.
2. Изучить принципы взаимодействия следователя с органами дознания.
3. Рассмотреть взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения дела и предварительного расследования.
4. Проанализировать теоретические проблемы регулирования взаимодействия следователя и органов дознания.
5. Выявить практические проблемы, возникающие в ходе взаимодействия следователя и органов дознания.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при взаимодействии следователя с органами дознания.
Предметом настоящей работы является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность следователей при взаимодействии с органами дознания, научные публикации по теме исследования.
Методами исследования, применяемые для исследования указанных задач, составляют общенаучные методы, в частности системный метод.
В работе были использованы труды таких авторов, как Плеснева Л.П., Луковников Г. Д., Бегиев Х.Б., Багмет А.М., Гриненко А.В., Викторов Б.А., Косимов О.А. Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.
Практическая значимость взаимодействия следователя и органов дознания заключается в том, что оно служит залогом успешного решения задач уголовного судопроизводства.
Эмпирическая база исследования построена на судебной и следственной практике, а также статистике. Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ и нормативно-правовые акты.
Структура выпускной квалификационной работы традиционна. Работа состоит из введения, основной части, состоящая из трех глав, заключения и списка использованной литературы.
На основании проделанной работы и изученных данных можно сделать вывод о том, что процесс взаимодействия следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел является необходимостью для успешного раскрытия и расследования преступлений. Целью взаимодействия служит максимальное объединение сил и средств органов следствия и дознания в борьбе с преступностью за счет правильного использования в ходе расследования уголовных дел процессуальных, административных и оперативно-розыскных функций, получение таким путем наиболее эффективных результатов в осуществлении задач уголовного судопроизводства.
В настоящее время набирает силу тенденция формализации взаимодействия сотрудников следственных и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений. Попытки каждого наделить определенными обязанностями, не учитывая психологические аспекты данной деятельности, которые проявляются в неправовом взаимодействии. Такая позиция может вести к снижению эффективности совместных действий. Хотелось бы, чтобы в нормативных актах больший акцент уделялся правам каждого участника взаимодействия, а выбор конкретных приемов и способов должен производиться самими сотрудниками. Для повышения эффективности совместных действий большее внимание нужно уделять мотивации сотрудников на достижение высоких результатов служебной деятельности, причем применение императивных приемов следует ограничить необходимым минимумом. Ранее мы более подробно изучили проблемы, возникающие во время взаимодействия, поэтому теперь можем сделать вывод и выделить:
1. Отсутствие необходимого обсуждения и планирования совместной деятельности;
2. Отсутствие должного информирования следователем оперативного сотрудника при выдаче поручения и как следствие посредственное исполнение этого поручения;
3. Нескоординированность механизма обмена информацией между следователем и оперуполномоченным;
4. Проблемы в использовании результатов ОРД в качестве доказательств по делу.
Среди возможных предложений самым главным, на наш взгляд, является необходимость закрепления норм регламентирующих деятельность следственно оперативной группы в УПК РФ. Так же необходимо в рамках ведомственных актов обозначить формы не процессуального взаимодействия следователя и оперативного сотрудника, наглядно показав, таким образом, возможности эффективного выполнения стоящих перед сотрудниками задач.
На основе выполненного анализа можно утверждать, что были решены поставленные задачи, которые позволили сформулировать следующие выводы. Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит
Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения совершения преступлений, прежде всего зависит от четко налаженной и согласованной деятельности следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сочетания процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Их тесная связь обусловлена наличием общих задач, касающихся раскрытия и расследования преступлений, привлечения всех виновных к уголовной ответственности и установления всех обстоятельств произошедшего.
Однако взаимодействие следователей и органов дознания может быть эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой не набор случайных бессвязных мероприятий, а глубоко продуманную совокупность строго упорядоченных, связанных друг с другом действий.
Взаимодействие следователей и органов дознания является процессом параллельного, скоординированного динамического функционирования двух механизмов - расследования (включающего в себя уголовное преследование) и оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на определенные различия в структуре и принципах действия, содержание функционирования каждого из них взаимообусловлено содержанием функционирования другого.
Рациональное использование сил и возможностей следователей и сотрудников органов дознания, применение ими в ходе раскрытия и расследования преступлений наиболее эффективных приемов и методов должны осуществляться как планомерный процесс, что будет способствовать повышению раскрываемости преступлений, подследственных органам внутренних дел.
Совершенствование сложной работы следователя и органа дознания предполагает четкое разграничение их полномочий и вместе с тем установление надлежащих контактов в их деятельности по раскрытию преступления. Особенно актуальны здесь вопросы, связанные с оптимизацией процесса управления взаимодействием, направленной к достижению общей цели - раскрытию и расследованию преступлений, установлению объективной истины по делу.
В настоящее время набирает силу тенденция формализации взаимодействия сотрудников следственных и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений. Попытки каждого наделить определенными обязанностями, не учитывая психологические аспекты данной деятельности, которые проявляются в неправовом взаимодействии. Такая позиция может вести к снижению эффективности совместных действий. Хотелось бы, чтобы в нормативных актах больший акцент уделялся правам каждого участника взаимодействия, а выбор конкретных приемов и способов должен производиться самими сотрудниками. Для повышения эффективности совместных действий большее внимание нужно уделять мотивации сотрудников на достижение высоких результатов служебной деятельности, причем применение императивных приемов следует ограничить необходимым минимумом. Ранее мы более подробно изучили проблемы, возникающие во время взаимодействия, поэтому теперь можем сделать вывод и выделить:
1. Отсутствие необходимого обсуждения и планирования совместной деятельности;
2. Отсутствие должного информирования следователем оперативного сотрудника при выдаче поручения и как следствие посредственное исполнение этого поручения;
3. Нескоординированность механизма обмена информацией между следователем и оперуполномоченным;
4. Проблемы в использовании результатов ОРД в качестве доказательств по делу.
Среди возможных предложений самым главным, на наш взгляд, является необходимость закрепления норм регламентирующих деятельность следственно оперативной группы в УПК РФ. Так же необходимо в рамках ведомственных актов обозначить формы не процессуального взаимодействия следователя и оперативного сотрудника, наглядно показав, таким образом, возможности эффективного выполнения стоящих перед сотрудниками задач.
На основе выполненного анализа можно утверждать, что были решены поставленные задачи, которые позволили сформулировать следующие выводы. Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит
Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения совершения преступлений, прежде всего зависит от четко налаженной и согласованной деятельности следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сочетания процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Их тесная связь обусловлена наличием общих задач, касающихся раскрытия и расследования преступлений, привлечения всех виновных к уголовной ответственности и установления всех обстоятельств произошедшего.
Однако взаимодействие следователей и органов дознания может быть эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой не набор случайных бессвязных мероприятий, а глубоко продуманную совокупность строго упорядоченных, связанных друг с другом действий.
Взаимодействие следователей и органов дознания является процессом параллельного, скоординированного динамического функционирования двух механизмов - расследования (включающего в себя уголовное преследование) и оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на определенные различия в структуре и принципах действия, содержание функционирования каждого из них взаимообусловлено содержанием функционирования другого.
Рациональное использование сил и возможностей следователей и сотрудников органов дознания, применение ими в ходе раскрытия и расследования преступлений наиболее эффективных приемов и методов должны осуществляться как планомерный процесс, что будет способствовать повышению раскрываемости преступлений, подследственных органам внутренних дел.
Совершенствование сложной работы следователя и органа дознания предполагает четкое разграничение их полномочий и вместе с тем установление надлежащих контактов в их деятельности по раскрытию преступления. Особенно актуальны здесь вопросы, связанные с оптимизацией процесса управления взаимодействием, направленной к достижению общей цели - раскрытию и расследованию преступлений, установлению объективной истины по делу.
Подобные работы
- Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при расследовании
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - Тактика обыска по преступлениям о незаконном обороте наркотических средств
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Организация деятельности органов предварительного расследования при расследовании преступлений против свободы граждан (Уголовное право и уголовный процесс)
Курсовые работы, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при расследовании преступлений (Тюменский Государственный Университет)
Курсовые работы, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Процессуальные, управленческие и тактико-психологические проблемы взаимодействия следователей (дознавателей) и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ КВАРТИРНЫХ КРАЖ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2024 - Организационные аспекты взаимодействия субъектов правоприменения при расследовании экологических преступлений
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018 - Расследование взяточничества
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Тактика осмотра места происшествия в следственной практике
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024



