Использование моделирования при изучении табличных случаев сложения
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования моделирования при изучении табличных случаев сложения
1.1. Психолого-педагогические основы формирования умственных
действий у младших школьников 7
1.2. Понятие модели и моделирования 13
1.2.1. Понятие о модели. Виды моделей 13
1.2.2. Понятие о моделировании. Учебное моделирование 18
1.3. Специфика обучения младших школьников использованию
моделирования на уроках математики 27
Глава 2. Методические основы изучения табличных случаев сложения на основе моделирования в начальном курсе математики
2.1. Изучение арифметических действий в начальном курсе
математики. Математический смысл действия сложения 34
2.2. Методические особенности работы над табличным сложением 42
2.2.1. Методика работы над сложением в пределах 10 42
2.2.2. Методика работы над сложением в пределах 20 48
2.3. Анализ учебников математики для начальной школы по
проблеме использования моделирования при изучении табличных случаев сложения 53
2.4. Изучение табличных случаев сложения на основе приема
моделирования 62
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения 72
Глава 1. Теоретические основы использования моделирования при изучении табличных случаев сложения
1.1. Психолого-педагогические основы формирования умственных
действий у младших школьников 7
1.2. Понятие модели и моделирования 13
1.2.1. Понятие о модели. Виды моделей 13
1.2.2. Понятие о моделировании. Учебное моделирование 18
1.3. Специфика обучения младших школьников использованию
моделирования на уроках математики 27
Глава 2. Методические основы изучения табличных случаев сложения на основе моделирования в начальном курсе математики
2.1. Изучение арифметических действий в начальном курсе
математики. Математический смысл действия сложения 34
2.2. Методические особенности работы над табличным сложением 42
2.2.1. Методика работы над сложением в пределах 10 42
2.2.2. Методика работы над сложением в пределах 20 48
2.3. Анализ учебников математики для начальной школы по
проблеме использования моделирования при изучении табличных случаев сложения 53
2.4. Изучение табличных случаев сложения на основе приема
моделирования 62
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения 72
Современная система обучения в начальной школе направлена на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в связи с чем обусловлена необходимость поиска и внедрения новых подходов в организации учебно-воспитательного процесса, а также поиска и разработки новых технологий и моделей развития школьников. Одной из основных задач образования стало выявление и развитие способностей каждого обучающегося и воспитание его личности, готовой к жизни в современном мире.
Успешная реализации и достижение этой задачи предполагает направленность процесса обучения не просто на передачу объема знаний, а на формирование у младших школьников умения учиться. О чем и сказано в стандартах второго поколения, где сделан акцент на формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), направленных на формирование у детей умения учиться, а также способности личности к саморазвитию и само-совершенствованию. Достижение чего осуществляется через формирование у школьников общеучебных умений. Современная концепция развития УУД разработанна на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов). Начальная ступень образования является фундаментом для дальнейшего образования. Поэтому от успешности прохождения данного периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях образования.
Каждый из школьных учебных предметов способствует формированию учебных действий, определяемых, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. На наш взгляд предмет математика относится к одной из дисциплин наиболее благоприятных для формирования различных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития. Большие возможности в этом плане открывается при изучении табличных случаев сложения и формировании вычислительных навыков младших школьников.
Одним из наиболее важных понятий в начальном курсе математики является понятие арифметической операции. При изучении операций над числами одними из базовых знаний и умений является усвоение табличных случаев сложения и вычитания. Для обеспечения прочного овладения которыми необходимо вовремя создать у детей установку на запоминание и практически на каждом уроке выполнять тренировочные упражнения. Предлагаемые детям задания должны быть разнообразными и включать в работу всех учащихся класса. Следует использовать такие приемы и формы работы, которые будут способствовать поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи. В соответствии с требованиями ФГОС НОО, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Значение вычислительных навыков состоит в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием других учебных дисциплин, в которых систематически используются различные вычисления.
В условиях образования, ориентированного на развитие мышления у младших школьников, особое значение в обучении и, в том числе, при изучении табличных случаев сложения, приобретает овладение действием моделирования. Поскольку, согласно исследованиям В.В. Давыдова, оно способствует формированию обобщенных знаний. Это и определяет основные пути организации деятельности учащихся, направленных на развитие мышления в процессе изучения табличных случаев сложения на основе моделирования, а также формирование необходимых для этого умений и способов действий.
Проблема моделирования исследуется в разных науках: философии, психологии, педагогике. В психолого-педагогических исследованиях решение этой проблемы определяется психологической теорией учения (П.Я. Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Пойа, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман).
Проблема формирования табличных навыков сложения является актуальной, так как недостаточная сформированность данных знаний затрудняет дальнейшее обучение вычислительным приемам вычитания и других арифметических действий. Поэтому выбранная нами тема исследования является актуальной. В данной работе мы постараемся отразить методические особенности изучения табличных случаев сложения.
Вышесказанное определило актуальность. В данной работе мы акцентировали свое внимание на особенностях использования учебного действия моделирования при изучении табличных случаев сложения.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников табличным случаям сложения на уроках математики.
Предмет исследования - методика использования приема моделирования как средства обучения младших школьников табличным случаям сложения.
Цель исследования - рассмотреть и выявить методические особенности использования приема моделирования при изучении табличных случаев сложения на уроках математики в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности формирования умственных действий у младших школьников.
2. Раскрыть сущность модели, моделирования; рассмотреть специфику использования приема моделирования в начальной школе.
3. Рассмотреть теоретические основы изучения табличных случаев сложения на уроках математики в начальных классах; выявить особенности методики изучения табличных случаев сложения в начальных классах.
4. Изучить педагогический опыт с целью выявления методических приемов использования приема моделирования при изучении табличных случаев сложения на уроках математики в начальных классах.
5. Подобрать и разработать задания с использованием моделирования, направленные на формирование табличных навыков сложения у младших школьников, разработать технологическую карту урока с использованием заданий, нацеливающих детей применять прием моделирования при выполнении табличных случаев сложения.
Методологической основой исследования являются положения отечественных ученых, сформулированные в трудах В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М.А. Бантовой, М.И. Моро и др.
При решении данных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение учебно-методических пособий, материалов и публикаций по исследуемой теме; метод систематизации теоретического и практического опыта использования приема моделирования, конструирование собственных методических приемов использования моделирования в процессе изучения табличных случаев сложения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Успешная реализации и достижение этой задачи предполагает направленность процесса обучения не просто на передачу объема знаний, а на формирование у младших школьников умения учиться. О чем и сказано в стандартах второго поколения, где сделан акцент на формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), направленных на формирование у детей умения учиться, а также способности личности к саморазвитию и само-совершенствованию. Достижение чего осуществляется через формирование у школьников общеучебных умений. Современная концепция развития УУД разработанна на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов). Начальная ступень образования является фундаментом для дальнейшего образования. Поэтому от успешности прохождения данного периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях образования.
Каждый из школьных учебных предметов способствует формированию учебных действий, определяемых, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. На наш взгляд предмет математика относится к одной из дисциплин наиболее благоприятных для формирования различных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития. Большие возможности в этом плане открывается при изучении табличных случаев сложения и формировании вычислительных навыков младших школьников.
Одним из наиболее важных понятий в начальном курсе математики является понятие арифметической операции. При изучении операций над числами одними из базовых знаний и умений является усвоение табличных случаев сложения и вычитания. Для обеспечения прочного овладения которыми необходимо вовремя создать у детей установку на запоминание и практически на каждом уроке выполнять тренировочные упражнения. Предлагаемые детям задания должны быть разнообразными и включать в работу всех учащихся класса. Следует использовать такие приемы и формы работы, которые будут способствовать поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи. В соответствии с требованиями ФГОС НОО, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Значение вычислительных навыков состоит в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием других учебных дисциплин, в которых систематически используются различные вычисления.
В условиях образования, ориентированного на развитие мышления у младших школьников, особое значение в обучении и, в том числе, при изучении табличных случаев сложения, приобретает овладение действием моделирования. Поскольку, согласно исследованиям В.В. Давыдова, оно способствует формированию обобщенных знаний. Это и определяет основные пути организации деятельности учащихся, направленных на развитие мышления в процессе изучения табличных случаев сложения на основе моделирования, а также формирование необходимых для этого умений и способов действий.
Проблема моделирования исследуется в разных науках: философии, психологии, педагогике. В психолого-педагогических исследованиях решение этой проблемы определяется психологической теорией учения (П.Я. Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Пойа, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман).
Проблема формирования табличных навыков сложения является актуальной, так как недостаточная сформированность данных знаний затрудняет дальнейшее обучение вычислительным приемам вычитания и других арифметических действий. Поэтому выбранная нами тема исследования является актуальной. В данной работе мы постараемся отразить методические особенности изучения табличных случаев сложения.
Вышесказанное определило актуальность. В данной работе мы акцентировали свое внимание на особенностях использования учебного действия моделирования при изучении табличных случаев сложения.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников табличным случаям сложения на уроках математики.
Предмет исследования - методика использования приема моделирования как средства обучения младших школьников табличным случаям сложения.
Цель исследования - рассмотреть и выявить методические особенности использования приема моделирования при изучении табличных случаев сложения на уроках математики в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности формирования умственных действий у младших школьников.
2. Раскрыть сущность модели, моделирования; рассмотреть специфику использования приема моделирования в начальной школе.
3. Рассмотреть теоретические основы изучения табличных случаев сложения на уроках математики в начальных классах; выявить особенности методики изучения табличных случаев сложения в начальных классах.
4. Изучить педагогический опыт с целью выявления методических приемов использования приема моделирования при изучении табличных случаев сложения на уроках математики в начальных классах.
5. Подобрать и разработать задания с использованием моделирования, направленные на формирование табличных навыков сложения у младших школьников, разработать технологическую карту урока с использованием заданий, нацеливающих детей применять прием моделирования при выполнении табличных случаев сложения.
Методологической основой исследования являются положения отечественных ученых, сформулированные в трудах В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М.А. Бантовой, М.И. Моро и др.
При решении данных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение учебно-методических пособий, материалов и публикаций по исследуемой теме; метод систематизации теоретического и практического опыта использования приема моделирования, конструирование собственных методических приемов использования моделирования в процессе изучения табличных случаев сложения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Согласно современным образовательным стандартам второго поколения процесс обучения направлен на формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и формирования компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении математике имеет моделирование, которое способствует формированию обобщенных знаний.
Федеральным образовательным стандартом предусмотрена работа с предметными, знаковыми, графическими моделями, которая способствует развитию образного и логического мышления, воображения учащихся. Моделирование в обучении математике служит методическим приемом формирования у школьников математических понятий и привития им навыков математических действий, а также использования моделей как внешних опор для организации мыслительной деятельности.
Одной из важных задач начального курса математики является формирование навыков табличного сложения, которые совершенствуются в процессе овладения приемами устного сложения однозначных и двузначных, а также двузначных чисел с переходом в другой разряд. Поэтому обучать использовать модели разных видов на уроках математики следует и при изучении табличных случаев сложения, и формировании вычислительных навыков.
Целью нашей работы было рассмотрение и выявление методических особенностей использования приема моделирования при изучении табличных случаев сложения на уроках математики в начальной школе.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования мы решали поставленные задачи путем изучения и анализа психолого¬педагогической и методической литературы, учебников математики для начальной школы, педагогического опыта и разработки методических средств использования моделирования при изучении табличных случаев сложения.
В ходе проведения исследования мы:
- рассмотрели психолого-педагогические особенности формирования умственных действий у младших школьников;
- раскрыли сущность понятий «модель», «моделирование», а также специфику использования приема моделирования в начальной школе;
- рассмотрели теоретические основы и выявили особенности методики изучения табличных случаев сложения на уроках математики в начальных классах;
- на основе изучения педагогического опыта выявили методические приемы использования моделирования при изучении табличных случаев сложения;
- подобрали и разработали задания с использованием моделирования, направленные на формирование табличных навыков сложения у младших школьников.
На основе рассмотренных нами теоретических положений использования моделирования при изучении табличных случаев сложения и методических особенностей работы над табличным сложением мы разработали технологическую карту урока математики для 1 класса на тему «Таблица сложения». На данном уроке мы предлагаем использовать задания, нацеливающие детей применять прием моделирования при выполнении табличных случаев сложения.
Итак, предложенные нами задания на усвоение табличных случаев сложения с использованием приема моделирования будут способствовать лучшему пониманию и усвоению детьми изучаемых случаев сложения. Кроме того, задания такого вида направлены на формирование не только предметных компетенций, но и универсальных учебных действий (метапредметных результатов обучения). Подводя итог проделанной работе, можем считать целесообразным использование специальных заданий на основе применения приема моделирования при изучении табличных случаев сложения.
Таким образом, сделанные выводы позволяют нам считать, что цель исследования достигнута, задачи решены.
Федеральным образовательным стандартом предусмотрена работа с предметными, знаковыми, графическими моделями, которая способствует развитию образного и логического мышления, воображения учащихся. Моделирование в обучении математике служит методическим приемом формирования у школьников математических понятий и привития им навыков математических действий, а также использования моделей как внешних опор для организации мыслительной деятельности.
Одной из важных задач начального курса математики является формирование навыков табличного сложения, которые совершенствуются в процессе овладения приемами устного сложения однозначных и двузначных, а также двузначных чисел с переходом в другой разряд. Поэтому обучать использовать модели разных видов на уроках математики следует и при изучении табличных случаев сложения, и формировании вычислительных навыков.
Целью нашей работы было рассмотрение и выявление методических особенностей использования приема моделирования при изучении табличных случаев сложения на уроках математики в начальной школе.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования мы решали поставленные задачи путем изучения и анализа психолого¬педагогической и методической литературы, учебников математики для начальной школы, педагогического опыта и разработки методических средств использования моделирования при изучении табличных случаев сложения.
В ходе проведения исследования мы:
- рассмотрели психолого-педагогические особенности формирования умственных действий у младших школьников;
- раскрыли сущность понятий «модель», «моделирование», а также специфику использования приема моделирования в начальной школе;
- рассмотрели теоретические основы и выявили особенности методики изучения табличных случаев сложения на уроках математики в начальных классах;
- на основе изучения педагогического опыта выявили методические приемы использования моделирования при изучении табличных случаев сложения;
- подобрали и разработали задания с использованием моделирования, направленные на формирование табличных навыков сложения у младших школьников.
На основе рассмотренных нами теоретических положений использования моделирования при изучении табличных случаев сложения и методических особенностей работы над табличным сложением мы разработали технологическую карту урока математики для 1 класса на тему «Таблица сложения». На данном уроке мы предлагаем использовать задания, нацеливающие детей применять прием моделирования при выполнении табличных случаев сложения.
Итак, предложенные нами задания на усвоение табличных случаев сложения с использованием приема моделирования будут способствовать лучшему пониманию и усвоению детьми изучаемых случаев сложения. Кроме того, задания такого вида направлены на формирование не только предметных компетенций, но и универсальных учебных действий (метапредметных результатов обучения). Подводя итог проделанной работе, можем считать целесообразным использование специальных заданий на основе применения приема моделирования при изучении табличных случаев сложения.
Таким образом, сделанные выводы позволяют нам считать, что цель исследования достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Обеспечение преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Изучение сформированности представлений третьеклассников о единицах измерения массы на уроках математики(Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - Управление мотивацией государственных гражданских служащих по материалам Министерства экономики Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016



