Введение
Глава 1. Общая характеристика понятий правонарушения и юридической ответственности.
1.1 Понятие правонарушения, виды правонарушений по законодательству Российской Федерации
1.2 Понятие, признаки и основные виды юридической ответственности.
1.3 Правонарушение в области охраны и использования земель как основание применения мер юридической ответственности.
Глава 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства
2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства
2.2. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства
2.3. Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства
2.4 Гражданско - правовая и специальная (земельная правовая)
ответственность за земельные правонарушения.
Заключение.
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Правовая охрана земель представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за правомерные действия субъектов и наказание правонарушителей.
Земельное право сравнительно молодая отрасль Российского права но, тем не менее, она является одним из основных отраслей права. Ее важность предопределяется не только тем что, земля это недвижимое имущество которое закрепляется в гражданском законодательстве, но и тем, что это основа вообще всего живого нашей в планете.
В первобытное время человечество еще не осознавало до конца о роли земли для него, человек все вокруг воспринимал как необъятное пространство, в котором процессы, протекавшие в природе это не что иное, как воля высших сил. В это период влияния человечества на природную среду была не велика и практически сводилась к нулю. Но в современный период влияние человека настолько сильно отражается на биосферу земли, что граничит катастрофой планетарного масштаба. С развитием индустриальной промышленности и научно техническим прогресса, земля необратимо меняет свой прежний облик. И тем самым заинтересованность государства, общества и индивида в сохранении земли выходит на первый план
Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.
Формулировка конституционной нормы позволяет выявить приоритет природного происхождения земли. Человечество уже не может не замечать тех изменений, которая принесла научно-техническая революция. Земля-это основа всего существующего на планете, промедление изучения тех явлений происходящих с землей может отразиться в неизбежной ее гибели.
Одним из основных методов регулирования правовой охраны и использования земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства, где первостепенной задачей является сохранения земли как природного ресурса, ведь по своим свойствам земля уникальна. Ни один другой ресурс не имеет такой важной особенностью как возобновляемость и восполняемость. Взять землю сельскохозяйственного назначения, ее плодородие дает возможность сеять урожай из года в год, без каких либо существенных вмешательств со стороны человека.
Земельный кодекс Российской Федерации был принят в 2001 году, принятие такого важного нормативного правового акта означало необходимость регулирования земельно-правовых отношений. Регулировавшие до введения в действе земельного кодекса нормативно правовые акты уже не отвечали тем стандартам, которые требовались преобразованной рыночной системы страны. Земля во все времена была особой ценностью для всего живого, в первую очередь для человека. И в зависимости, на сколько, уделяет государство земельному законодательству в вопросах: толкования, изменения и развития нормативно правовых актов, зависит и то, на сколько, стабильно функционирует государство и вместе с ним общество. Принятие закона государством, без эффективных мер принуждения делает ее попросту не нужным и бестолковым. Институт ответственности является неотъемлемой частью правовой системы в целом, оно придает закону общеобязательность и общепризнанность ее норм. Освещения вопросов ответственности земельного законодательства, представляется одним из основных задач стоящим перед наукой.
Объектом исследования: общественные отношения, связанные с привлечением к ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель.
Предметом являются нормы земельного, административного, трудового, уголовного и гражданского законодательств регулирующих юридическую ответственность в области использования и охраны земель
Цель выпускной квалификационной работы - исследования правонарушений в области использования и охраны земель, изучения содержания правонарушений в земельном законодательстве, анализ нормативной базы, выработка предложений для устранения выявленных недостатков.
В рамках поставленных целей определены следующие задачи:
- исследовать теоретические положения правомерного поведения и правонарушения;
- раскрыть понятие ответственности за правонарушения в сфере земельного законодательства и его отличительные признаки;
- сформулировать понятие, выявить сущность, проанализировать состав и признаки правонарушения в области охраны и использования земель;
-провести теоретическую классификацию земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность;
- провести анализ основных видов юридической ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель;
- оценить состояние законодательства в сфере охраны и использования земель, относящегося к юридической ответственности,
- выявить недостатки и пробелы в правовом регулировании, а также разработать предложения по его совершенствованию;
- выработать практические рекомендации для повышения эффективности правового регулирования юридической ответственности в области охраны и использования земель.
Методологическая основа исследования. В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: сравнения, системного и структурного подходов, толкование норм права, анализ и синтез законодательства в рамках данной тематики,использование формально юридического метода, структурно - логическое изложение исследуемого материала, сравнительно - правовое исследование.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Гражданский кодекс РФ Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г., Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001, Трудовой кодекс Российской Федерации. от 30 . 12 . 2001, Закон РФ от 17 декабря 1992 г. № 4121—1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений и объединений за правонарушения в области строительства
В данной работе также была использована научная учебная литература таких авторов как: А.Б. Агапова., Д. Н., Бахраха., А.П.Анисимова., В.Е. Лукьяненко, Е.И. Пудлины, Е.С. Болтановы, А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, Е.А.Суханова, Е.А. Галиновской, В.Э. Улюкаева, Б.В. Чуркина, А.Г. Ерофеева, О.И. Нецветаевой, Р.К. Веденина, Д.В. Дудника, М. Е. Смоленского, Г.А. Борисова, В.Д. Перевалова, И.Я.Казаченко, З.А. Незнамовы, В.П. Ревины, С.А. Боголюбова, С.О. Шаляпина, Е.М. Примакова, В.Л. Лютцера, О.Л. Дубовика.
Структура работы. Исходя из поставленных целей и задач, данная работа включает: введение, две главы, объединяющие семь параграфов, заключение, список использованных источников.
В настоящее время Российская Федерация входит в круг стран наиболее развивающихся экономик в мире. Развитие экономического сектора также дает мощный толчок правовых институтов, в первую очередь нормативно-правовых актов предусматривающих ответственность за правонарушение. Но создание или усовершенствование уже существующих норм права предусматривающих земельные правонарушения, не дает гарантий, что субъекты правоотношений будут слепо им повиноваться.
Государству при регулировании тех или иных правоотношений следует в первую очередь исходить из того что, любая норма права должна учитывать частные интересы физических и юридических лиц. Российская Федерация как правопреемник советского союза, должна опираться на прошлый опыт, где очевидно было, что ограничение частных интересов чревато неодобрением и недоверием граждан к политическому режиму страны.
Развитие добросовестного предпринимательства, улучшение качества жизни граждан и усиление поддержки социально незащищенных слоев населения, принятие или усовершенствование, по настоящему, важных и нужных законопроектов усилит государственные институты, а также что очень важно общественно правовое сознание населения.
Как известно эти два важнейшие отрасли права, как уголовное и административное право регулируют отношения властно-распорядительного характера. Но все, же есть немаловажное отличие, уголовное право регулирует отношения связанные с преступлением, а административное право регулирует отношения связанные с административными проступками по тяжести которых нельзя квалифицировать как преступление.
Земля это природный объект хоть и является объектом гражданских правоотношений. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения. Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения неправомерного поведения субъектов или наказания за совершение таких действий. Основанием для привлечения к ответственности в каждом случае является правонарушение, т. е. конкретное действие или бездействие, которое противоречит требованиям земельного законодательства.
Земельно-правовая ответственность как специфический вид ответственности находится на стадии развития, так как в последние годы законодательство развивается очень быстро. Но и все же земельное право тяготеет к публичным отраслям права, это объясняется тем, что земля в соответствии с Конституцией, является основой жизни народов проживающих на соответствующей территории и в связи с этим человечество обязано сохранить землю не только себе, но и будущим поколениям.
Ввиду неоднозначности мнений, представителей науки земельного права о существовании специальной (земельно - правовой) ответственности как института сугубо относящейся к данной отрасли права, проведенное исследование показало, что как отдельный вид ответственности оно все же существует. Юридическая ответственность это не что иное, как реагирование государства на незаконные действия участников правоотношений и в основе этого реагирования лежит наказание правонарушителя. Наказание с точки зрения юриспруденции, отражается в санкциях нормативно правовых актов. Традиционные виды ответственности не могут регулировать специфичные правоотношения присущие только земельному праву, например: соблюдения собственников и иных лиц, владеющих на ограниченном праве требований о целевом использовании предоставленных им земельных участков, соблюдение экологической обстановки земли, несоблюдение обязательных предписаний государственных органов, нарушение правила платности земли и т.д. Еще один фактор, свидетельствующий о существовании земельно - правовой ответственности является то, что правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия в виде убытия из его владения, пользования и распоряжения земельного участка не по своей воле.
Важность земли для общества неоценима, так как она является базисом для проживания всех живых организмов существующих на нашей планете. Ухудшение состояния земли в целом, приведет к неисправимым трагическим последствиям, в этой связи юридическая ответственность выполняет важнейшую функцию сохранения земли.
Подводя итоги исследования предлагаем:
1. Ужесточить ст. 7.1 КоАП РФ Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
2. Ужесточить ст. 8.6 КоАП РФ Порча земель. Такие действия как: самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, а также уничтожение плодородного слоя почвы или порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления являются наиболее опасными по их последствиям.
3. Убрать в качестве меры уголовной ответственности возможность конфискации земельного участка (как имущества, недвижимости) по приговору суда (ст. 62 - 66 УИК РФ)
4. Определить конкретный перечень дисциплинарных правонарушений в Трудовом кодексе в области использования и охраны земель.
5. Закрепить в Гражданском кодексе особенности возмещения вреда и упущенной выгоды за земельное правонарушение.
6. Сократить срок указанный ст. 44 п. 2 Земельного кодекса за неиспользование земельного участка предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течении трех лет. В обход данного правила, недобросовестные землевладельцы и землепользователи до истечения определенного в законе трехлетнего периода, начинают использовать земельные участки по целевому назначению, чтобы земельный участок не был принудительно изъят, после истечения срока земельный участок может быть также заброшен. Вред, наносимый такими действиями обществу и государству наиболее ощутимый.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс РФ Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года (ред. от 31.01.2016)
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ с изм. и доп. От 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. с. 2954; 2015 г. № 13. с. 1811
4. Кодекс Российской Федерации «об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
5. Трудовой кодекс Российской Федерации. от 30.12.2001 № 197 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001).
6. Закон РФ от 17 декабря 1992 г. № 4121—1 «Об
административной ответственности предприятий, учреждений и объединений за правонарушения в области строительства» (с изм. и доп. от 16 ноября 1997 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. С. 58; (СЗ РФ. 1997. № 47. с. 5341).
7. Конституционный закон о земле Республики Тыва от 27 ноября 2004 года № 886 ВХ-I
8. Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 августа 2015 года
9. Решение Верховного суда Республики Тыва от 29 декабря 2015 года. Дело № 12-154/2015
10. Постановление Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 ноября 2015 года
11. Решение Кызылского районного суда Республики Тыва пгт.Каа- Хем Дело №2-191/2015
Научная и учебная литература:
1. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Статут, 2000. 1 251
2. Административное право / Под ред. Д. Н.Бахрах. М., 2001.
3. Административное принуждение: проблемы определения понятия// Евразийский юридический журнал 2013. № 12 (67).
4. Административное принуждение: проблемы определения понятия // Евразийский юридический журнал 2013. № 12 (67). С. 11.
5. Анисимов А.П. Земельно-правовая ответственность за нарушение правового режима земель поселений // Журнал российского права. 2004. № 2;
6. Болтанова Е.С. Земельно-правовая ответственность: проблемы правоприменения // Российское правосудие. 2009. № 2. С. 43 - 50
7. Болтанова Е.С. Земельное право России : курс лекций / - Томск : Эдь Контент, 2016. С. 148
8. Гражданское право под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого Учебник 5-е издание, переработанное и дополненное 2014 год.
9. Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е.А.Суханова. М. Волтерс Клувер, 2008
10. Галиновская Е.А. Институт юридической ответственности как составляющая земельного правопорядка // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 41.
11. Земельное право / Под ред. В. Х. Улюкаев,В. Э. Чуркин. М., 2014.
12. Земельное право России / Под ред. Б. В. Ерофеев. М., 2014. с
13. Земельное право / Под ред. А. Г. Нецветаев. М., 2008. Учебно - методический комплекс М. с. 321.
14. Земельное право / Под ред. Г.В. Чубуков М. 2004. с. 126.
15. Земельное право / Под ред. О. И. Крассов. М., 2000.
16. Земельное право / Под ред. Н.Н Веденин Н.Н..М., 2001. М. с. 56
17. Земельное право / Под ред. Р. К. Гусев. М., 2002.
18. Дудник Д. В. Оценочные критерии и критические факторы эффективности организационно экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации// Управление собственностью: теория и практика. / Под ред. Д. В Дудник М.,2013. № 4.
19. Теория государства и права: Учебник М. Е. Смоленский.- М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К» Академцентр, 2013 .С. 285
20. Теория государства и права_Борисов Г.А_Учебник_БелГУ 2007
21. Теория государства и права : учебник. - М.: Нома, 2004. С. 355
22. Теория государства и права Отв. ред. д. ю. н. проф. В.Д. Перевалов - 3-е изд. перераб. И доп.- М.: Норма, 2005. С. 259.
23. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. И.Я.Казаченко, З.А. Незнамова. М., 2001.
24. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. 2-е изд., испр и доп. (под редакцией В.П. Ревина, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации). - «Юстицинформ», 2010 г.
25. Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 277.
26. Шаляпин С.О. Установление возраста уголовного вменения в русском праве XVII - XIX вв. // История государства и права. 2005. № 3.
27. Примаков Е.М. Россия в 2004 г.: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 января.
28. Основы знаний о государстве и праве / Под ред. Лютцер В.Л. М.,1998.
29. Юридическая ответственность за экологические правонарушения/ Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2012.