Введение 3
Глава 1. Англия эпохи Тюдоров 12
1.1. Экономическое развитие Англии эпохи Тюдоров 13
1.2. Политическое развитие Англии эпохи Тюдоров 17
Глава 2. Образ Генриха VIII в официальной пропаганде 22
2.1. Жизнь и правление Генриха VIII 22
2.2.Образ Генриха VIII и механизмы его формирования 31
Глава 3. Образ Елизаветы I в официальной пропаганде 46
3.1. Жизнь и правление королевы Елизаветы I 46
3.2.Образ Елизаветы I и механизмы его формирования 55
Заключение 70
Библиографический список 74
Список визуальных источников 79
Приложение 81
Профильный элективный курс по теме «Изучение политической истории раннего нового времени через визуальные источники (на примере Генриха
VIII и Елизаветы I)» 81
Использованные изображения 90
Проблема взаимоотношения власти и народа, личности и государства была значительна для любой страны во все исторические времена. Актуальность данной проблемы определяется тем, что в современных гуманитарных науках - политологии, социологии, культурологи и истории наблюдается особый интерес к символике власти, в связи чем, все чаще появляются междисциплинарные исследования посвященные анализу репрезентации политической власти и ее отражению в массовом политическом сознании.
Существует отдельное направление научного знания, которое изучает образы власти - потестарная имагология (от лат. potestas - власть, imago - образ). Историки, относящие себя к этому направлению, изучая политическую историю, на первый план ставят коммуникативный аспект власти. Они понимают власть как общение, в ходе которого оспаривается или подтверждается легитимность сложившегося политического порядка, выражаются желания, ожидания и опасения разных общественных групп - как правящей элиты, так и подвластного большинства. Предметом изучения потестарной имагологии являются как способы репрезентации власти, т.е. создания определенного образа власти, дающего выгодное представление об оригинале, так и впечатления от этого образа.
Изучение способов репрезентации власти и формирования политических образов позволяет на углубленном уровне понимать процессы легитимизации власти, распределения политического влияния и мобилизации общества вокруг политических лидеров. Помимо этого, проблема формирования образа власти особенно актуальна в связи с тем, что современная политика часто носит персонифицированный характер, строясь вокруг политических имиджей соответствующих лидеров.
Английская династия Тюдоров, правящая с 1485 по 1603 годы, является одним из самых показательных примеров формирования образов власти из истории раннего нового времени. Легитимность Тюдоров, утвердившихся у власти в результате затяжной междоусобной войны, не раз подвергалась сомнению современниками, что поставило представителей династии перед необходимостью обосновать свои права на власть и доказать свои царственные качества. Начало мифологизации монархов дома Тюдоров было положено его основателем - Генрихом VII, но наибольшего размаха пропаганда величия королевской власти достигла при Генрихе VIII (1509 - 1547 гг.) и Елизавете I (1558-1603 гг.). Генрих VIII - абсолютный монарх, порвавший с римской католической церковью и ставший первым единственным главой и государства и церкви, всеми средствами доказывал свое право на единоличную власть. Елизавета I - незамужняя женщина на престоле, дочь казненной Анны Болейн, в связи с этим занимающая шаткое положение на престоле, и поэтому вынужденная завоевывать любовь, как рядовых англичан, так и придворных.
Степень изученности проблемы:
Изучение проблемы формирования образов Генриха VIII Тюдор и Елизаветы I Тюдор в официальной пропаганде затрудняется тем, что хотя в зарубежной историографии есть исследования, посвященные этой теме, особенно это относится к образу Елизаветы I, многие работы пока не переведены на русский язык или недоступны. Большинство доступных для знакомства исследований не акцентирует внимание на политических образах Тюдоров, а дает оценку их деятельности в целом.
Генрих VIII был весьма противоречивой личностью и в зарубежной историографии, начиная уже с XVI века, сомнению предается практически каждая черта его характера: умен он или глуп, талантлив или бездарен, искренен или лицемерен.
Часть историков придерживается отрицательной точки зрения - они считают Генриха деспотом и тираном, жестоким лишь из-за своей извращенной натуры. Это мнение наиболее ярко прослеживается в работах А.Ф. Полларда 1, Голдсмита , М. Юма .
Очень характерным для историографии политической деятельности Генриха VIII является отсутствие положительной оценки, историки которые не оценивают его правление однозначно отрицательно, оправдывают Г енриха той ролью, которую Реформация сыграла в истории Англии. Этой средней оценки придерживаются Д.Р. Элтон , и биограф Генриха VIII А. Келли .
...
В данной работе были рассмотрены методы формирования политических образов Генриха VIII и Елизаветы I. После выполнения означенных во введении данной работы задач, можно прийти к следующим выводам:
Необходимость широкой пропаганды сформированных Генрихом и Елизаветой образов была вызвана следующими факторами:
Во-первых, особенностями развития Англии в XV-XVI вв. К XVI веку уже сложились предпосылки для установления абсолютной монархии: широкие социальные слои нуждались в сильной государственной власти - дворяне, в условиях социальной напряженности из-за огораживаний, нуждались в защите; буржуазии была необходима активная внешняя политика, для завоевания новых рынков. Первые абсолютные монархи в Англии, в лице династии Тюдоров, стремились всячески укрепить свои позиции среди народа;
Во-вторых, шаткостью дома Тюдоров, обладавшего довольно спорными правами на английский престол (Генрих VII закрепил за династией престол по праву завоевания, подобно Вильгельму I), поэтому представителям династии необходимо было всеми возможными способами доказывать свою законность и легитимность.
Генрих VIII заложил фундамент абсолютной монархии, но часто использовал при этом крайне деспотические методы. Несмотря на то, что он основал англиканскую церковь, сыгравшую значительную роль в формировании национального самосознания и культуры англичан, с его руки были разрушены монастыри, церкви и другие католические памятники, а также казнены многие несогласные, среди которых самые выдающиеся гуманисты и политики эпохи. Это вредило репутации мудрого и прагматичного монарха, которую так старался поддерживать Генрих VII, 70
помня о своих шатких правах на престол. Для того, чтобы доказать свое право на абсолютную власть и тем самым оправдать свои действия, Генрих VIII продолжал традицию отца, формируя выгодный для себя образ в глазах народа и иностранных гостей.
Генрих VIII прибегал к самым различным средствам формирования политического образа: он тщательно следил за своим внешним видом и тем, как его изображали художники-портретисты - обилие ярких золотых и алых красок призвано создавать образ великого правителя. Генрих обращался к придворной литературе, писал стихи и песни сам, формируя в глазах народа и придворных образ короля-гуманиста, покровителя искусств. С целью создать впечатление богатого и щедрого ренессансного монарха он тратил огромные деньги на строительство новых дворцов, украшения и дорогое оружие. Также король организовывал турниры и участвовал в них сам, пропагандируя образ рыцаря, короля-воина в лучших традициях Средневековья.
Созданный Генрихом образ монарха-гуманиста, покровителя искусств, воина и рыцаря, хотя и активно распространялся среди народа, все же не мог затмить собой реального Генриха, в памяти народа оставшегося хотя и без сомнения внушающим трепет своим величием, но вместе с тем коварным, подозрительным и жестоким тираном.
Чего нельзя сказать о Елизавете. Несмотря на то, что ее принадлежность к женскому полу и незаконность, как следствие признания ее незаконнорождённой, создавали определенные трудности в управлении страной, она смогла добиться любви и уважения народа. Важную роль сыграли ее политическое чутье и умение найти компромисс. Она сумела без лишних жертв восстановить англиканскую церковь, пострадавшую от рук католички Марии Кровавой и обезопасила страну от внешних угроз, позволяя иностранным монархам рассчитывать на брак с ней. Также Елизавета прославила Англию как повелительницу морей, активно 71
способствуя развитию мореплавания, заморским экспедициям и внешней торговле.
...
1. Paul Hentzner. Travels in England during the Reign of Queen Elizabeth;
with Fragmenta Regalia. [Эл. ресурс] URL:
http://www.gutenberg.org/files/1992/1992-h/1992-h.htm;
2. Richard Mulcaster. The Passage of our Most Dread Sovereign Lady, Queen
Elizabeth, Through the City of London to Westminster, the Day before her Coronation.[Эл. ресурс] URL:
http://tudorhistory.org/primary/elizaprocession.html;
3. Hall's chronicle : containing the history of England, during the reign of
Henry the Fourth, and the succeeding monarchs, to the end of the reign of Henry the Eighth [Эл. ресурс] URL:
https://archive.org/details/hallschronicleco00halluoft
4. The Act of Supremacy (1558). [Эл. ресурс] URL:
http://www.tudorplace.com.ar/Documents/act_of_supremacy2.htm;
5. Tne Act of Uniformity (1558). [Эл. ресурс] URL:
https: //history.hanover. edu/texts/engref/er80. html;
6. Акт касательно ферм и овец. Практикум по новой истории стран Европы и Америки. ч. 1/сост. С.И. Кангун, М.В. Эберхардт; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. С.16-18;
7. Акт о наказаниях бродяг (1547 г.). Практикум по новой истории стран Европы и Америки. ч. 1/сост. С.И. Кангун, М.В. Эберхардт; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. С. 22;
8. Акт против разрушения деревень (1489 г.). Практикум по новой
истории стран Европы и Америки. ч. 1/сост. С.И. Кангун, М.В.
Эберхардт; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. С.9-10;
9. Генрих VIII. Though some Saith that Youth Ruleth me. пер. Д.В.
Кирюхина [Эл. ресурс] URL:
http: //www.poetryfoundation. org/poem/173617;
10. Генрих VIII. Досуг в хорошем обществе, пер. А.А. Петровой [Эл. ресурс] URL:http://www.thecurseoftudor.ru/Archives/Poems/Henry_poetry/h_pasti mewith.html;
11. Генрих VIII. Досуг в хорошем обществе, пер. А.А. Петровой [Эл. ресурс] URL:http://www.thecurseoftudor.ru/Archives/Poems/Henry_poetry/h_pasti mewith.html;
12. Диего де Сильва. Письмо к правительству. [Эл. ресурс] URL: http://ebooks.cambridge.org/chapter.jsf?bid=CBO9781139833851&cid=CB O9781139833851A006&tabName=Chapter&imageExtract= / Calendar of state papers, Spanish;;
13. Елизавета Тюдор. На его отъезд. Пер. А. Петровой. [Эл. ресурс] URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/05/petrova05.shtml;
14. Елизавета Тюдор. Я в юности прекрасна. Пер. А. Петровой. [Эл. ресурс] URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/05/petrova05.shtml;
15. Речь Елизаветы I перед войскам в Тилбери. [Эл. ресурс] URL: http: //hrono .ru/dokum/1500dok/rede_tilbery.php;
16. Уолтер Рэли. Океан к Цинтии, пер. Г. Кружкова [Эл. ресурс] URL: http://kruzhkov.net/translations/english-poetry/walter-raleigh.
... всего 36 источников