Формирование основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня с использованием логоритмики
|
Реферат
Введение 7
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 13
1.1. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста
с ОНР I уровня 13
1.2. Овладение ребенком вербальной коммуникацией 19
1.3. Особенности формирования вербальной коммуникации у детей
младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 27
1.4. Подходы по формированию вербальной коммуникации у детей
младшего дошкольного возраста с ОНР 32
Глава II. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 37
2.1. Констатирующий эксперимент 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
Глава III. Организация работы по формированию основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня средствами логоритмики и проверка ее эффективности 59
3.1. Методические и теоретические основы формирующего
эксперимента 59
3.2. Содержание логопедической работы по формированию основ
вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня средствами
логоритмики 63
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 68
Заключение 83
Библиография 87
Приложения 99
Введение 7
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 13
1.1. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста
с ОНР I уровня 13
1.2. Овладение ребенком вербальной коммуникацией 19
1.3. Особенности формирования вербальной коммуникации у детей
младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 27
1.4. Подходы по формированию вербальной коммуникации у детей
младшего дошкольного возраста с ОНР 32
Глава II. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 37
2.1. Констатирующий эксперимент 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
Глава III. Организация работы по формированию основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня средствами логоритмики и проверка ее эффективности 59
3.1. Методические и теоретические основы формирующего
эксперимента 59
3.2. Содержание логопедической работы по формированию основ
вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня средствами
логоритмики 63
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 68
Заключение 83
Библиография 87
Приложения 99
Актуальность исследования предопределена непреходящим значением речи в жизни каждого человека. Речь выступает неотъемлемым компонентом существования и жизнедеятельности любого индивида, она служит средством общения и механизмом для объединения людей в группы. Речь является условием социализации личности, успешность которой обусловлена разнообразием и богатством речевого общения человека с окружающими его людьми.
Речь - это специфичный вид деятельности, посредством которого люди строят свои отношения друг с другом. Именно речь выступает средством общения людей, связующим звеном развития всех психических процессов. Сформированная речь опосредует коммуникативные связи и оказывает непосредственное влияние на социализацию индивида. Формирование коммуникативных умений продиктовано темпами развития современного общества, что в свою очередь отражено в Федеральном законе от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
Полноценное развитие детей, формирование их личности, а также способности анализировать себя и окружающий мир невозможно без умения вербально общаться. Развитие ребенка неразрывно связано с усвоением родного языка, овладением различными коммуникативными навыками, а также способностью уверенно общаться со сверстниками.
Особую важность в формировании вербальной коммуникации имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этот период формируются основы речи. В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в пункте 2.6 поставил перед педагогами определенные задачи образовательной области «речевое развитие», включающее владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [67].
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей дошкольного возраста. Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием является группа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), при этом такой дефект может иметь самостоятельное значение или сопутствовать другому заболеванию или же врожденной патологии. Как пишет ряд авторов (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская ), у ребенка с нарушением речевого развития, имеется ряд особенностей формирования речевых навыков - как правило, такие дети самостоятельно спонтанно ничему не учатся в плане речи, у них формируется свой язык как с позиции лексики и фонетики, так с позиции грамматического сочетания слов в предложении. Дети с общим нарушением речевого развития приспосабливаются к говорению так, как им удобно, так как они изначально находятся в другом положении по сравнению с остальными детьми. Искажение языка может быть спокойно перенесено в рамках семьи, но не в рамках детских коллективов, поскольку такие дети всегда будут выделяться и не с лучшей стороны, - таких детей дразнят, высмеивают, обижают, что наносит непоправимые детские травмы и губительным образом влияет на психику такого ребенка, вплоть до болезненных состояний.
Исходя из изложенного, проблема формирования основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня является одной из наиболее актуальных в современной дефектологии и логопедии.
Цель исследования - Теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня с использованием логоритмики.
Объект исследования: вербальная коммуникация у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня будет более эффективным, при условии разработки и реализации содержания логопедической работы с использованием логоритмики.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой предстояло решить указанные задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности сформированности вербальной коммуникации у детей млпдшего дошкольного возраста с ОНР I уровня.
...
Речь - это специфичный вид деятельности, посредством которого люди строят свои отношения друг с другом. Именно речь выступает средством общения людей, связующим звеном развития всех психических процессов. Сформированная речь опосредует коммуникативные связи и оказывает непосредственное влияние на социализацию индивида. Формирование коммуникативных умений продиктовано темпами развития современного общества, что в свою очередь отражено в Федеральном законе от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
Полноценное развитие детей, формирование их личности, а также способности анализировать себя и окружающий мир невозможно без умения вербально общаться. Развитие ребенка неразрывно связано с усвоением родного языка, овладением различными коммуникативными навыками, а также способностью уверенно общаться со сверстниками.
Особую важность в формировании вербальной коммуникации имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этот период формируются основы речи. В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в пункте 2.6 поставил перед педагогами определенные задачи образовательной области «речевое развитие», включающее владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [67].
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей дошкольного возраста. Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием является группа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), при этом такой дефект может иметь самостоятельное значение или сопутствовать другому заболеванию или же врожденной патологии. Как пишет ряд авторов (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская ), у ребенка с нарушением речевого развития, имеется ряд особенностей формирования речевых навыков - как правило, такие дети самостоятельно спонтанно ничему не учатся в плане речи, у них формируется свой язык как с позиции лексики и фонетики, так с позиции грамматического сочетания слов в предложении. Дети с общим нарушением речевого развития приспосабливаются к говорению так, как им удобно, так как они изначально находятся в другом положении по сравнению с остальными детьми. Искажение языка может быть спокойно перенесено в рамках семьи, но не в рамках детских коллективов, поскольку такие дети всегда будут выделяться и не с лучшей стороны, - таких детей дразнят, высмеивают, обижают, что наносит непоправимые детские травмы и губительным образом влияет на психику такого ребенка, вплоть до болезненных состояний.
Исходя из изложенного, проблема формирования основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня является одной из наиболее актуальных в современной дефектологии и логопедии.
Цель исследования - Теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня с использованием логоритмики.
Объект исследования: вербальная коммуникация у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня будет более эффективным, при условии разработки и реализации содержания логопедической работы с использованием логоритмики.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой предстояло решить указанные задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности сформированности вербальной коммуникации у детей млпдшего дошкольного возраста с ОНР I уровня.
...
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что вербальная коммуникация - это языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников. С помощью вербальной коммуникации дети выстраивают свое поведение, выражают мысли, чувства. Без вербальной коммуникации невозможно развитие ребенка, познавая родной язык, дети усваивают коммуникативные формы и функции языковой действительности, практические речевые навыки, а также навыки вербального взаимодействия с другими людьми.
Общее недоразвитие речи отрицательно сказывается на развитии процесса общения: снижает речевую активность, порождает специфические черты речевого и общего поведения, способствует возникновению психологических особенностей. У детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня отсутствует речь как способ и как средство общения. Для них характерна невозможность спонтанного формирования речевых навыков, отсутствие мотивации к речевому общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает ребенку контактировать с социумом и благополучно развиваться, снижает уровень вербальной коммуникации.
Анализ подходов по формированию вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР показал, что большинство методик разработано для детей с легкими формами задержки речевого развития (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко, А.В. Ястребова и другие). В свою очередь, подходы по формированию основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня немногочисленны (А.В. Галахова, Т.В. Грузинова, Т.Н. Новикова-Иванцова, Ж.А. Травкина). Результаты перечисленных исследований - противоречивы. Это диктует необходимость нахождения и апробации форм и методов формирования основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня.
С целью изучения сформированности основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня на базе дошкольных образовательных организаций Красноярского края организовано исследование, в котором были задействованы 20 дошкольников 3-4 лет. Констатирующий эксперимент включал в себя 2 блока заданий: определение сформированности экспрессивной и импрессивной речи (по рекомендациям А.В. Мамаевой) и определение сформированности основ вербальной коммуникации (по рекомендациям: Т.Б. Филичевой, М.С. Жуковой, Е.В. Мастюковой, Н.В. Нищевой, Е.В. Кирилловой, Е.А. Стребелевой).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что детей с высоким уровнем сформированности вербальной коммуникации не выявлено. У 2 (10%) младших дошкольников диагностирован средний уровень сформированности вербальной коммуникации. У 9 (45%) младших
дошкольников диагностирован низкий уровень сформированности вербальной коммуникации. У 9 (45%) младших дошкольников
диагностирован очень низкий уровень сформированности вербальной коммуникации.
Полученные диагностические данные обусловили необходимость проведения логопедической работы по формированию основ вербальной коммуникации у младших дошкольников с ОНР I уровня средствами логоритмики.
...
В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что вербальная коммуникация - это языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников. С помощью вербальной коммуникации дети выстраивают свое поведение, выражают мысли, чувства. Без вербальной коммуникации невозможно развитие ребенка, познавая родной язык, дети усваивают коммуникативные формы и функции языковой действительности, практические речевые навыки, а также навыки вербального взаимодействия с другими людьми.
Общее недоразвитие речи отрицательно сказывается на развитии процесса общения: снижает речевую активность, порождает специфические черты речевого и общего поведения, способствует возникновению психологических особенностей. У детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня отсутствует речь как способ и как средство общения. Для них характерна невозможность спонтанного формирования речевых навыков, отсутствие мотивации к речевому общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает ребенку контактировать с социумом и благополучно развиваться, снижает уровень вербальной коммуникации.
Анализ подходов по формированию вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР показал, что большинство методик разработано для детей с легкими формами задержки речевого развития (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко, А.В. Ястребова и другие). В свою очередь, подходы по формированию основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня немногочисленны (А.В. Галахова, Т.В. Грузинова, Т.Н. Новикова-Иванцова, Ж.А. Травкина). Результаты перечисленных исследований - противоречивы. Это диктует необходимость нахождения и апробации форм и методов формирования основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня.
С целью изучения сформированности основ вербальной коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня на базе дошкольных образовательных организаций Красноярского края организовано исследование, в котором были задействованы 20 дошкольников 3-4 лет. Констатирующий эксперимент включал в себя 2 блока заданий: определение сформированности экспрессивной и импрессивной речи (по рекомендациям А.В. Мамаевой) и определение сформированности основ вербальной коммуникации (по рекомендациям: Т.Б. Филичевой, М.С. Жуковой, Е.В. Мастюковой, Н.В. Нищевой, Е.В. Кирилловой, Е.А. Стребелевой).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что детей с высоким уровнем сформированности вербальной коммуникации не выявлено. У 2 (10%) младших дошкольников диагностирован средний уровень сформированности вербальной коммуникации. У 9 (45%) младших
дошкольников диагностирован низкий уровень сформированности вербальной коммуникации. У 9 (45%) младших дошкольников
диагностирован очень низкий уровень сформированности вербальной коммуникации.
Полученные диагностические данные обусловили необходимость проведения логопедической работы по формированию основ вербальной коммуникации у младших дошкольников с ОНР I уровня средствами логоритмики.
...





