Изучение личностных характеристик старших школьников с разным статусом в учебной группе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы причин, вызывающих трудности межличностного общения в подростковом и старшем школьном возрасте 7
1.1. Социально-педагогическое содержание понятий «подросток»,
«подростковый возраст» 7
1.2. Особенности подросткового возраста 10
1.3. Взаимоотношения подростков с членами группы 12
1.4. Особенности межличностного общения подростков 14
1.5. Основные трудности в коммуникативной деятельности 21
1.6 Социометрия как метод исследования межличностных отношений 29
Выводы 35
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных характеристик подростков с различным социометрическим статусом 37
2.1. Описание выборки и методик исследования 37
2.2. Анализ полученных данных 44
Выводы 53
Заключение 54
Рекомендации педагогам 56
Список используемых источников 57
Приложение 59
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы причин, вызывающих трудности межличностного общения в подростковом и старшем школьном возрасте 7
1.1. Социально-педагогическое содержание понятий «подросток»,
«подростковый возраст» 7
1.2. Особенности подросткового возраста 10
1.3. Взаимоотношения подростков с членами группы 12
1.4. Особенности межличностного общения подростков 14
1.5. Основные трудности в коммуникативной деятельности 21
1.6 Социометрия как метод исследования межличностных отношений 29
Выводы 35
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных характеристик подростков с различным социометрическим статусом 37
2.1. Описание выборки и методик исследования 37
2.2. Анализ полученных данных 44
Выводы 53
Заключение 54
Рекомендации педагогам 56
Список используемых источников 57
Приложение 59
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Ведущим видом деятельности подросткового возраста, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится общение. Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович [3] отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения.
Подростки могут не пользоваться всеобщим признанием в группе и входить в число незаметных и нелюбимых, так как они замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому они не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. В результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Подросток с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это может способствовать формированию отрицательного отношения к людям, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Такие трудности в межличностном общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений общения в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д. Кати, М. Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Б.Ф.Ломов, Н.Л. Коломинский, Е.А. Климов и др.)
В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, Е.В. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Поварницына и др.
В качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики старшего подросткового возраста, т.к. они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника [22]. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие способностей и потребностей [22]. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. А поскольку подростковый возраст традиционно считается «трудным» в воспитательном отношении нам представилось актуальным исследование личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом как возможных причин, влияющих на формирование эмоциональной основы межличностных отношений.
Целью дипломной работы является изучение личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом для разработки рекомендаций педагогам по оптимизации воспитательной работы с ними.
Объект личностные характеристики подростка.
Предметом исследования являются личностные характеристики подростков с различным социометрическим статусом.
Гипотеза: подростки с низким социометрическим статусом отличаются от подростков с высоким социометрическим статусом следующими личностными характеристиками: склонностью к депрессии, застенчивостью, замкнутостью, неуверенностью в себе, высоким уровнем тревожности и агрессивности, низким уровнем эмпатии.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме общения в подростковом возрасте.
2. Выявить личностные характеристики подростков с разным социометрическим статусом.
3. Разработать рекомендации педагогам по оптимизации общения и воспитания подростков.
Методы исследования:
- теоретический анализ проблем общения подростков в психологии;
- методика исследования межличностных отношений в группе (социометрия);
- диагностический эксперимент.
В дипломной работе использованы следующие методики:
- методика для выявления личностных особенностей (Фрайбургский личностный опросник, );
- Опросник Меграбяна по изучению эмпатии;
-Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет в адаптации A.M. Прихожан;
-Методика диагностики агрессии А.Басса и А. Дарки;
В работе также использовались методы математической статистики: подсчет средних значений, подсчет достоверности различий средних значений по t критерию Стьюдента для двух независимых выборок, угловое преобразование Фишера ф*.
Методологической базой исследования явились труды: Б.Д. Парыгина, Б.Ф. Ломова, Н.Л. Коломинского, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, В.А. Кан-Калика, Л.А. Поварницыной, В.Н. Куницыной, Н.В. Клюевой.
Организационная база исследования: исследования проводились с октября 2018г. по март 2019г. В исследовании принимали участие подростки 9-х классов. Количество испытуемых - 43 человека.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Ведущим видом деятельности подросткового возраста, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится общение. Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович [3] отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения.
Подростки могут не пользоваться всеобщим признанием в группе и входить в число незаметных и нелюбимых, так как они замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому они не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. В результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Подросток с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это может способствовать формированию отрицательного отношения к людям, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Такие трудности в межличностном общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений общения в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д. Кати, М. Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Б.Ф.Ломов, Н.Л. Коломинский, Е.А. Климов и др.)
В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, Е.В. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Поварницына и др.
В качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики старшего подросткового возраста, т.к. они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника [22]. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие способностей и потребностей [22]. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. А поскольку подростковый возраст традиционно считается «трудным» в воспитательном отношении нам представилось актуальным исследование личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом как возможных причин, влияющих на формирование эмоциональной основы межличностных отношений.
Целью дипломной работы является изучение личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом для разработки рекомендаций педагогам по оптимизации воспитательной работы с ними.
Объект личностные характеристики подростка.
Предметом исследования являются личностные характеристики подростков с различным социометрическим статусом.
Гипотеза: подростки с низким социометрическим статусом отличаются от подростков с высоким социометрическим статусом следующими личностными характеристиками: склонностью к депрессии, застенчивостью, замкнутостью, неуверенностью в себе, высоким уровнем тревожности и агрессивности, низким уровнем эмпатии.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме общения в подростковом возрасте.
2. Выявить личностные характеристики подростков с разным социометрическим статусом.
3. Разработать рекомендации педагогам по оптимизации общения и воспитания подростков.
Методы исследования:
- теоретический анализ проблем общения подростков в психологии;
- методика исследования межличностных отношений в группе (социометрия);
- диагностический эксперимент.
В дипломной работе использованы следующие методики:
- методика для выявления личностных особенностей (Фрайбургский личностный опросник, );
- Опросник Меграбяна по изучению эмпатии;
-Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет в адаптации A.M. Прихожан;
-Методика диагностики агрессии А.Басса и А. Дарки;
В работе также использовались методы математической статистики: подсчет средних значений, подсчет достоверности различий средних значений по t критерию Стьюдента для двух независимых выборок, угловое преобразование Фишера ф*.
Методологической базой исследования явились труды: Б.Д. Парыгина, Б.Ф. Ломова, Н.Л. Коломинского, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, В.А. Кан-Калика, Л.А. Поварницыной, В.Н. Куницыной, Н.В. Клюевой.
Организационная база исследования: исследования проводились с октября 2018г. по март 2019г. В исследовании принимали участие подростки 9-х классов. Количество испытуемых - 43 человека.
В данной работе мы изучили личностные характеристики подростков с различным социометрическим статусом. Положение подростка в группе определяется состоянием межличностных отношений. А поскольку подростковый возраст традиционно считается «трудным» в воспитательном отношении нам представилось актуальным исследование личностных особенностей подростков с различным социометрическим статусом как возможных причин, влияющих на формирование эмоциональной основы межличностных отношений.
Наиболее весомыми причинами трудностей в межличностном общении подростков в группе являются эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, застенчивость, скромность, скованность, подозрительность, зависимость от группы, от общественного мнения, и др.
В процессе проведенного исследования можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: подростки, с низким социометрическим статусом отличаются от подростков с высоким социометрическим статусом следующими личностными характеристиками: депрессивность, застенчивость, замкнутость, тревожность, неуверенность, высокий уровень тревожности и агрессивности, низкий уровень эмпатии.
Подростки могут не пользоваться всеобщим признанием в группе и входить в число незаметных и нелюбимых, так как они замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому они не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. В результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Подросток с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это может способствовать формированию отрицательного отношения к людям, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Наиболее весомыми причинами трудностей в межличностном общении подростков в группе являются эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, застенчивость, скромность, скованность, подозрительность, зависимость от группы, от общественного мнения, и др.
В процессе проведенного исследования можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: подростки, с низким социометрическим статусом отличаются от подростков с высоким социометрическим статусом следующими личностными характеристиками: депрессивность, застенчивость, замкнутость, тревожность, неуверенность, высокий уровень тревожности и агрессивности, низкий уровень эмпатии.
Подростки могут не пользоваться всеобщим признанием в группе и входить в число незаметных и нелюбимых, так как они замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому они не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. В результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Подросток с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это может способствовать формированию отрицательного отношения к людям, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Подобные работы
- Исследование личностных характеристик слабовидящих подростков с разным типом гендерной идентичности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Связь ценностных ориентаций старших школьников и студентов с их отношением к ненормативной лексике
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Различия в показателях ценностно-мотивационной сферы старших школьников и студентов младших курсов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕСССА АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Адекватный уровень самооценки как условие благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет (Педагогика, психология)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018



