Введение 3
Глава I. Войлоковаляние, как вид декоративно-прикладного искусства 5
1.1 История возникновения и развития войлоковаляния 5
1.2. Традиционные техники и приемы декорирования войлока 8
Глава II. Войлок в обычаях и традициях тувинцев 21
2.1. Войлок в жизни тувинцев 21
2.2. Способы изготовления войлока у тувинцев 25
2.3. Праздники, связанные с войлоком 29
2.3.1. Тувинский обряд праздник шерсти «Дук дою» 31
Глава III. Методика преподавания в условиях сельской общеобразовательной школы ( из опыта работы) 36
3.1. Организация занятий кружка «Войлоковаляние» 38
3.2. Образовательная программа кружка «Войлоковаляние» 39
3.3. Методические разработки занятий 49
Заключение 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Культовый материал кочевых народов - войлок, в настоящее время стал одним из самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую обстановку. Он экологичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из него делаются вручную и несут тепло рук.
Войлок -плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Единственный природный материал, из которого может быть изготовлен войлок, - это шерсть, причем лучше всего овечья. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.
Изучение возможностей войлока, как художественного материала и различные техники работы с ним позволяют знакомить детей со множеством вариантов создания творческих работ, искать «свой» материал и совершенствоваться в нем или быть успешным в самых разных материалах и техниках.
В настоящее время нет ни одного серьёзного научного труда посвящённого войлоку. Нет и учебников, рассматривающих войлоковаляние, как вид декоративно-прикладного искусства. Войлоковаляние обычно рассматривалось как историческая составляющая народов, в виде небольших статей или глав, включаемых в обзорные издания по ДПИ и народному творчеству. Нет научной литературы, рассматривающей исторический процесс становления данного искусства и современное состояние войлоковаляния. Именно этот недостаток источников и позволяет говорить об актуальности исследования.
Всё вышесказанное позволит поставить следующие задачи: представить историю войлоковаляния, познакомить с традиционными приёмами изготовления и декорирования войлока, продемонстрировать динамичное развитие технологий, расширение сфер применения, показать тенденции к изобразительности.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение традиций художественной обработки - войлоковаляния и апробация методики преподавания войлоковаляния в сельской общеобразовательной школе.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. анализ научно-методической литературы;
2. изучение истории возникновения и способы изготовления развития войлоковаляния;
3. исследование теории и практики технологии валяния;
4. проектирование изделий;
5. разработка программы дополнительного образования;
Объект - история, развитие и технология изготовления войлоковаляния в традиционной культуре тувинцев.
Предмет - методика преподавания технологии изготовления изделий из войлока.
Методы исследования: анализ публикаций и других источников информации, обобщение и систематизация материала, анализ практической деятельности профессиональных художников и любителей валяния.
Гипотеза-обучение учащихся на занятиях по технологии войлоковалянию способствует развитию интереса к народным промыслам, обычаям, формированию творческой личности, воспитанию толерантности, трудолюбию.
Практическая ценность - работа имеет практическую ценность для учителей технологии, а также может послужить основой для разработки рабочих программ, творческих проектов.
Войлок - это уникальный продукт человеческого труда, который очень близок нашему народу, и эта связь сохраняется на протяжении многих веков. Яркая декоративность и эмоциональная выразительность войлочных ковров делает их особенно привлекательными в современном интерьере. Они вносят в него самобытность и национальное звучание.
Из всех народных ремесел для тувинцев особый интерес вызывает войлок, существовавший в виде бытовых вещей в жилище кочевого народа. Казалось, что, не будучи востребованным в нашей жизни сегодня, он навсегда забыт, а навыки изготовления войлока давно уже утрачены. В содержании нашей работы мы выражаем уверенность в том, что войлок не забыт, более того, он перерождается в иное качество, обретая новую жизнь. Тому подтверждением является желание современного общества придавать войлочным изделиям значение уже не утилитарных бытовых вещей, а уникальных образцов художественной культуры, объектов дизайна, имеющих эстетическую ценность.
Практическая часть работы позволяет приобрести им глубокие знания об истории и теории войлоковаляния, сформировать необходимые навыки работы над идейным замыслом в ходе проектирования изделия из войлока, полноценно изучить технические приемы изготовления войлока, закрепив их на практике.
В первой главе мы писали об истории войлока среди народов Азии и традиционные приемы декорирования войлока. Вторая глава посвящена тувинскому обряду «Дук дою» и различным благопожеланиям. Третья глава содержит методические рекомендации для проведения кружка по изготовлению войлочного изделия «Войлоковаляние».
Данный проект в обучении технологии во внеурочное время в школе необходимо, чтобы будущее подрастающее поколение знали историю своего народа, культуру и народные ремесла, берегли и развивали их.
Работая над созданием своего проекта, деятельность учащихся направляем не на воспроизведение увиденных образцов, а на изготовление своих, так как изделия, выполненные технике валяния, привлекательны не только художественной выразительностью, но практически неограниченной возможностью импровизировать.
Выполнение проектов по данному ремеслу требует от учащихся тщательной подготовки: оформления результатов проектной деятельности; презентации полученных результатов и возможных способов внедрения в практику; внешней оценки проектов.
Благодаря доступности данных способов творчества и возможности широкого выбора сюжетов учащиеся учатся: реализовывать свой творческий потенциал; проводить самостоятельные исследования; принимать самостоятельные решения; обрабатывать различные материалы и изготавливать изделия; проводить экономическую и экологическую оценку.
Осваивая технику валяния войлоком, учащиеся изготавливают много красивых и нужных изделий, которые служат украшением интерьера дома, Традиционные ремесла необходимо включить в программу обучения технологии в сельской общеобразовательной школе, чтобы народно-художественные промыслы не исчезли, сохранились и развивались из поколения в поколение.
Хочется надеяться, что начатое дело по возрождению народного ремесла и искусства войлока не пройдет бесследно, а сам «материал» не утратит свои художественные возможности в современном обществе, поскольку мы понимаем, что история войлока - это наша жизнь: вчера,сегодня и завтра.
1. Ахмеров Р.Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Уфа: Китап, 1996.
2. Башкирское народное искусство /под ред. С. Шитовой. -Уфа: Демиург,2002.
3. Башкортостан: краткая энциклопедия. Уфа, 1996.
4. Благословение юрты: стихи, поэма.- Кызыл: Центр развития национальной школы МОПО РТ, 2004. -144 с.
5. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев: проблемы кочевого хозяйства. - М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1972. - 316 с.
6. Ванштейн С.И. История народного искусства Тувы. // М.: 1974.224 с.
7. Ванштейн С.И. Краткая история этнографического изучения тувинцев - Сб. «Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии». М., 1968, стр. 240 - 255.
8. Гогель Ф. В. Ковры. -М.: Искусство, 1950.
9. Горяева Н. А., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни людей. -М.: Просвещение, 2003.
10. Гофман П. Картины из шерсти Изд. АРТ-Родник,2007г
11. Дворников И. А. Гобелен за десять вечеров. - М.: Культура и традиции, 1991.
12. Журнал «Проделки» Изд. Петроцентр.
13. Зайцева А. Войлок и фетр. Большая иллюстративная энциклопедия / Анна Зайцева.- М.: ЭСКМО. 2011.- 208 с. 6 ил.-( Подарочные издания.Рукоделие).
14. Ибрагимов Л. Люди, птицы и легенды: птицы в башкирском эпосе// Табигат, 2000. №6. С.5.
15. Кайдалова К. Ступая на белый войлок... // Рампа, 2002.
16. Катарина Г. Войлочные шляпы и шапки.Изд. АРТ-Родник 2007г
17. Кенин-Лопсан М. Гимн войлоку.//. Тув. правда.- №102-103.19.08.2011.
18. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев.- Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. - 232с.
19. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная этика тувинцев. Часть 1и II. Научно-практическое издание. На тувинском языке. - Кызыл: ОАО «Тываполиграф», 2013. - 528 с.
20. Кокарева И. Живописный войлок. Техника. Приемы. Изделия. Издательство: «АСТ-Пресс Книга»-2011.,120с.
21. Кокарева И. Живописный войлок.Изд. АСТ-Пресс Книга, 2009г.
22. Кузин В. С., Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство 5- 9 классы. -М.: Дрофа, 1999.
23. Лена. Рукоделие. Спецвыпуск, 31 / 2014 (13) ЗАО « ЭДИПРЕСС - КОНЛИГА», 2014 www. Iena- rukodeli.ru
24. Лещенко Т. А. Нетканый гобелен.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
25. Люцкевич Л., Игрушки в технике фильц. Изд. Эксмо, 2008г.
26. Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц. Изд. ЭКСМО.2009г.
27. Мертвищев Ю. Н. Технология и оборудование валяльно-войлочного производства. -М., 1990.
28. Момкова В. Г. Ковры народов Средней Азии конца Х1Х -нач. ХХ в. Материалы экспедиции 1929 -1945 гг. Ташкент: Фан, 1970, ил.
29. Нимеровский Л. С. Сапоговаляльное производство. -М., 1991.
30. Пипер А. Шерстяные панно своими руками: практическое руководство / пер. с нем.- м.: Издательство « Ниола - Пресс», 2007.- 48 с.: ил. -( Дизайн и мода).
31. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика.-М.: Просвещение, 1976.
32. Пуничева Э. В. Застывшая музыка гобелена // Декоративное искусство СССР.-1976. № 5. С. 23 -25.
33. Радлов В. В. Древнейшие ковровые покрытия. -М.: Просвещение,1986.
34. Разина Т. Н. Красота природы в декоративном искусстве // Народное творчество. 1996. № 4. С. 2 - 4.
35. Речкалова Г. Под знаком рода или искусство предков / Вечерняя Уфа.1990. № 10 -11. С. 16.
36. Руденко С. И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая. -М.: Искусство, 1968, ил.
37. Семенов В.А. Искусство варварских племен.- СПб.: ООО « Типография «Нп-Принт»,
38. Семпелс Е.Б. Энциклопедия войлока. Возвращение мастерства ( книга 1 ) - м. « Мода и рукоделие», 2008. 80 с .илл.
39. Семпелс Е.Б. Энциклопедия войлока. Изд. Мода и Рукоделие, 2008г2015.- 400 с. : ил.
40. Столяров Ю. С. Уроки творчества.-М.: Просвещение, 1981.
41. Фильц. Валяние фигуры животных / Е.В. Курчак, Л.И. заец.-М.Эксмо, 2012. - 64 с.: ил. - ( Азбука рукоделия).
42. Фильц. Валяние. Русский Кукольный Дом. Изд. "Дизайн Кора", 2006г.
43. Чартай-оол Г. Техническая последовательность изготовления войлочного изделия « Ширтек» // Башкы.-2006-№4.-С. 83-85.
44. Шинковская К.А.Войлок. Изд. АСТ-Пресс Книга, 2011г
45. Шитова С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). -Уфа: Китап, 2006, ил.
46. Штакова А. В. Удачи и просчеты гобелена// Декоративное искусство. 1981. № 6. С. 6 - 8.
47. http://gfwsheep.com/birdmaking/birdmakingl.html
48. http://www.l-art-com/аllае.html