РАЗРАБОТКА ОНЛАЙН-КУРСА «МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Понятие и сущность дистанционных образовательных технологий 6
1.2 Современные концепции использования дистанционных образовательных
технологий 9
1.3 Критерии и показатели качества обучения при использовании
дистанционных образовательных технологий 12
1.4 Обзор методов исследования в медицинской биохимии 17
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1 Обоснование выбора темы и структуры курса 19
2.2 Методы исследования 21
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1 Биохимические показатели крови 30
3.2 Молекулярно-генетическая диагностика 45
3.3 Гематологические показатели крови 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Понятие и сущность дистанционных образовательных технологий 6
1.2 Современные концепции использования дистанционных образовательных
технологий 9
1.3 Критерии и показатели качества обучения при использовании
дистанционных образовательных технологий 12
1.4 Обзор методов исследования в медицинской биохимии 17
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1 Обоснование выбора темы и структуры курса 19
2.2 Методы исследования 21
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1 Биохимические показатели крови 30
3.2 Молекулярно-генетическая диагностика 45
3.3 Гематологические показатели крови 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность исследования. В настоящее время для активизации деятельности студентов применяются различные методы обучения, в том числе создание дистанционных обучающих курсов, базирующихся на использовании компьютерной техники. Освоение информационных технологий в образовательных целях предполагает переход к их использованию в сетевом варианте, включая системы и средства мультимедиа, развитие электронного обучения, дистанционного образования. Появление и развитие новых информационных технологий между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия учащегося и перемены места жительства.
Элементы дистанционного обучения могут быть применены при подготовке обучающихся направления 06.03.01 Биология, профиль Биохимия. Платформа Moodle, используемая в ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», обеспечивает возможность загрузки дополнительных материалов и создания онлайн-курсов для студентов.
Студенты-биохимики должны владеть навыками работы в лаборатории на современном оборудовании, выполнения экспериментальных исследований и обработки результатов для решения будущих профессиональных задач. Многие выпускники выбирают для себя работу в учреждениях медицинского профиля, где в их должностные обязанности входит: проведение лабораторных исследований и самостоятельная подготовка для их проведения лабораторной аппаратуры, реактивов, химической посуды, питательных сред, красящих и дезинфицирующих растворов, приготовление стандартных и рабочих растворов для градуировки. В связи с этим актуальным является разработка материалов, посвященных методам медицинской и клинической биохимии, реализуемым на базе кафедры и исследованиям, выполняемым сотрудниками кафедры, которые будут способствовать эффективной подготовке обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Одним из актуальных направлений исследований кафедры является участие в разработке материалов и лекарственных покрытий для имплантируемых медицинских изделий совместно с предприятиями биомедицинского кластера г. Пензы. В рамках данных работ необходимо проведение исследований по изучению цитотоксического действия экспериментальных образцов на культурах клеток и общетоксического действия при гетеротопической имплантации образцов малым лабораторным животным. Для оценки состояния здоровья животных на разных сроках после оперативного вмешательства проводится забор крови и определение гематологических показателей на анализаторе и биохимических показателей с использованием наборов клинической лабораторной диагностики. Углубленное изучение дополнительных материалов по медицинской биохимии позволит заинтересованным студентам лучше понимать основные требования к организации экспериментальных исследований на лабораторных животных, особенности забора биологического материала, взаимосвязь изменений параметров крови с состоянием здоровья животных, принимать активное участие в исследованиях.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка фрагмента онлайн-курса «Медицинская биохимия».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные направления информатизации образования и современные концепции использования, а также обозначить критерии и показатели качества обучения при использовании дистанционных образовательных технологий;
- проанализировать современные методы медицинской биохимии, широко применяемые в практике;
- оценить наличие общетоксического действия пептидов из продуктов пчеловодства на лабораторных животных, подготовить видеоматериалы по основным этапам эксперимента;
- обработать результаты исследования и разработать практико-
ориентированные задания по ним.
Выпускная квалификационная работа написана на 61 листе, содержит 4 рисунка, 4 таблицы и список литературы на русском языке из 32 источников
Элементы дистанционного обучения могут быть применены при подготовке обучающихся направления 06.03.01 Биология, профиль Биохимия. Платформа Moodle, используемая в ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», обеспечивает возможность загрузки дополнительных материалов и создания онлайн-курсов для студентов.
Студенты-биохимики должны владеть навыками работы в лаборатории на современном оборудовании, выполнения экспериментальных исследований и обработки результатов для решения будущих профессиональных задач. Многие выпускники выбирают для себя работу в учреждениях медицинского профиля, где в их должностные обязанности входит: проведение лабораторных исследований и самостоятельная подготовка для их проведения лабораторной аппаратуры, реактивов, химической посуды, питательных сред, красящих и дезинфицирующих растворов, приготовление стандартных и рабочих растворов для градуировки. В связи с этим актуальным является разработка материалов, посвященных методам медицинской и клинической биохимии, реализуемым на базе кафедры и исследованиям, выполняемым сотрудниками кафедры, которые будут способствовать эффективной подготовке обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Одним из актуальных направлений исследований кафедры является участие в разработке материалов и лекарственных покрытий для имплантируемых медицинских изделий совместно с предприятиями биомедицинского кластера г. Пензы. В рамках данных работ необходимо проведение исследований по изучению цитотоксического действия экспериментальных образцов на культурах клеток и общетоксического действия при гетеротопической имплантации образцов малым лабораторным животным. Для оценки состояния здоровья животных на разных сроках после оперативного вмешательства проводится забор крови и определение гематологических показателей на анализаторе и биохимических показателей с использованием наборов клинической лабораторной диагностики. Углубленное изучение дополнительных материалов по медицинской биохимии позволит заинтересованным студентам лучше понимать основные требования к организации экспериментальных исследований на лабораторных животных, особенности забора биологического материала, взаимосвязь изменений параметров крови с состоянием здоровья животных, принимать активное участие в исследованиях.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка фрагмента онлайн-курса «Медицинская биохимия».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные направления информатизации образования и современные концепции использования, а также обозначить критерии и показатели качества обучения при использовании дистанционных образовательных технологий;
- проанализировать современные методы медицинской биохимии, широко применяемые в практике;
- оценить наличие общетоксического действия пептидов из продуктов пчеловодства на лабораторных животных, подготовить видеоматериалы по основным этапам эксперимента;
- обработать результаты исследования и разработать практико-
ориентированные задания по ним.
Выпускная квалификационная работа написана на 61 листе, содержит 4 рисунка, 4 таблицы и список литературы на русском языке из 32 источников
В процессе написания бакалаврской работы был разработан фрагмент онлайн-курса «Медицинская биохимия». Работа над онлайн-курсом включает в себя анализ литературы, определение ключевых понятий, выбор структуры и тематики разделов, подходящих методов исследования, создание видеоматериалов по основным этапам экспериментальных исследований, разработку практике ориентире ванных заданий.
По результатам выполнения бакалаврской работы можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что онлайн-курс представляет собой доступный и удобный инструмент для самообразования и получения компетенций для будущей профессиональной деятельности. Элементы дистанционного обучения могут быть применены при подготовке обучающихся направления 06.03.01 Биология, профиль Биохимия, дополнительные материалы могут быть загружены на платформу Moodle, используемую в ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».
2. Заинтересованность в онлайн-курсе «Медицинская биохимия», содержащем не только теоретический материал, но и практико¬ориентированные задания, связана с выбором будущей работы в учреждениях медицинского профиля, где в их должностные обязанности входит: проведение лабораторных исследований и самостоятельная подготовка для их проведения лабораторной аппаратуры, реактивов, химической посуды, питательных сред, красящих и дезинфицирующих растворов, приготовление стандартных и рабочих растворов для градуировки.
3. Проведение исследований общетоксического действия пептидов, выделенных из продуктов пчеловодства на лабораторных животных, а также видеоматериалы, подготовленные на их основе, демонстрируют методы, реализуемые на базе кафедры и тематику исследований, выполняемых сотрудниками кафедры, что способствует повышению мотивации студентов младших курсов к участию в научно-исследовательской работе кафедры.
4. Использование результатов, полученных в ходе эксперимента по оценке общетоксического действия пептидов, выделенных из продуктов пчеловодства на лабораторных животных для разработки практико¬ориентированных заданий способствует развитию критического мышления и способности к анализу, что подготовит студентов к практике и проведению более серьезных исследований в рамках выполнения курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
По результатам выполнения бакалаврской работы можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что онлайн-курс представляет собой доступный и удобный инструмент для самообразования и получения компетенций для будущей профессиональной деятельности. Элементы дистанционного обучения могут быть применены при подготовке обучающихся направления 06.03.01 Биология, профиль Биохимия, дополнительные материалы могут быть загружены на платформу Moodle, используемую в ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».
2. Заинтересованность в онлайн-курсе «Медицинская биохимия», содержащем не только теоретический материал, но и практико¬ориентированные задания, связана с выбором будущей работы в учреждениях медицинского профиля, где в их должностные обязанности входит: проведение лабораторных исследований и самостоятельная подготовка для их проведения лабораторной аппаратуры, реактивов, химической посуды, питательных сред, красящих и дезинфицирующих растворов, приготовление стандартных и рабочих растворов для градуировки.
3. Проведение исследований общетоксического действия пептидов, выделенных из продуктов пчеловодства на лабораторных животных, а также видеоматериалы, подготовленные на их основе, демонстрируют методы, реализуемые на базе кафедры и тематику исследований, выполняемых сотрудниками кафедры, что способствует повышению мотивации студентов младших курсов к участию в научно-исследовательской работе кафедры.
4. Использование результатов, полученных в ходе эксперимента по оценке общетоксического действия пептидов, выделенных из продуктов пчеловодства на лабораторных животных для разработки практико¬ориентированных заданий способствует развитию критического мышления и способности к анализу, что подготовит студентов к практике и проведению более серьезных исследований в рамках выполнения курсовой работы и выпускной квалификационной работы.



