ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА
1.1. Современная семья, как объект и субъект социальной работы 11
1.2. Родительство как социальный и психолого-педагогический
феномен 16
1.3. Модели комплексного сопровождения семей с детьми, находящихся в
трудной жизненной ситуации в учреждениях социального обслуживания РФ 23 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ГОСТИНИЦЕ
2.1. Изучение особенностей сформированности родительских компетенций у
матерей, находящихся в социальном центре 36
2.2. Разработка и реализация программа формирования ответственного
родительства у матерей в условиях социальной гостиницы 45
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность темы исследования обусловлена широкомасштабным кризисом ценностей, который переживает современное общество, и семья как важнейший социальный институт, прямо или косвенно отражает все изменения, которые претерпевает общество. Исходя из этого, современная семья и ее проблемы становятся объектом изучения многих наук: педагогики, медицины, социологии, демографии, экономики, психологии.
Одними из острых проблем современности являются низкая подготовленность молодежи к ответственному родительству, трансформация традиционного распределения ролей в семье, девальвация семейных ценностей и традиций, значительное снижение стабильности семьи, распространение детской беспризорности и сиротства, увеличение количества однодетных семей, феминизация, рост «безотцовщины» и другие актуальные явления в сфере детско - родительских отношений. Проблема родительского отношения активно обсуждается отечественными исследователями А.Я Варга, Н.Н. Архиреевой, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллером, Т.В. Брагиной, В.И. Гарбузовым, Е.А. Савиновой и Р.В. Овчаровой. Даётся определение понятие «родительское отношение», рассматривается его структура такими авторами, как А.С. Спиваковской и Р.В. Овчарорвой. Неадекватные родительские позиции исследуются А.И. Захаровым, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллером и А.Е. Личко.
Н.В. Богачева отмечает, самоутверждение и автономность членов семьи как наиболее развитые принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи. При этом супружество становится основной линией внутрисемейных отношений, тогда как родительство - второстепенной.
По мнению Д.И. Фельдштейна, проблема отношений взрослых и детей в настоящее время приобрела особу остроту и значимость. Стремясь максимально полноценно воспитывать своих детей, современные родители активно передают эту важнейшую функцию в руки других людей (педагогов, психологов, социальных работников), родители снимают с себя многие обязанности и родительскую ответственность за образовательно-воспитательный процесс, в результате часто «атрофируется» их ответственное отношение к детям.
В связи с этим становится актуальным рассмотрение семьи в качестве важнейшего социального института воспитания детей. Более детальное изучение на теоретическом уровне его функций, структуры, а также факторов, определяющих характер его функционирования, будет способствовать оптимизации его деятельности, минимизации дисфункциональных состояний.
Выполнение поставленной задачи имеет не только теоретическую значимость, но и особую практическую ценность, заключающуюся в формулировании основных принципов создания социальных программ, проектов по повышению ответственного восприятия родительской роли. Современная социальная политика следует семейно-ориентированному подходу, принимаются меры по укреплению семьи как института социализации ребенка. Однако, несмотря на позитивные результаты, сфера организации работы с молодежью по формированию ответственного родительства требует особого внимания. Неоднозначный эффект от реализуемых программ обусловливает потребность в изучении факторов, влияющих на ответственное родительство, поэтому идея создания адресных проектов по формированию ответственного родительства в различных образованиях Красноярского края может способствовать решению вышеперечисленных проблем.
Как показывает проведенный анализ научной и методической литературы, вопросы реализации социальной роли «родитель», семейного воспитания, поддержки детско-родительских отношений находят отражение в работах А.И. Антонова, В.И. Горбачевой, С.Н. Куровской, И.С. Кона, С.Г. Чудовой и др. Вместе с тем, проблема готовности к ответственному родительству только начинает разрабатываться в науке. Самостоятельным предметом исследования родительская ответственность выступает лишь в отдельных работах Л.П. Алексеева, Н.В. Богачева, В.В. Коробкова, Р.В. Овчарова и т.д. Следует сказать, что одними из базовых источников информации являются труды Л.В. Карцевой, Т.А. Куликовой, Л.В. Мардахаева, где представлена общая информация о семье,
воспитании, воспитательном потенциале, а также описываются методы
повышения родительской компетентности.
В отечественной социологии и социальной работе, родительство рассматривается в контексте проблематики семьи. В работах А.И. Антонова, А.Г. Вишневского, А.Г. Волкова и др. охарактеризованы тенденции семейной жизни россиян, при этом родительство рассматривается как социально значимая функция семьи. Эта позиция выражена в публикациях Н.Г. Аристовой, И.В. Гребенникова, В.М. Медкова и др. На основе представленных источников и литературы был собран и систематизирован материал относительно теории, представляющей феномен ответственного родительства.
Анализ научной, педагогической и методической литературы и практики работы с родителями в условиях учреждений социального обслуживания позволил выявить ряд противоречий, на разрешение которых, направлено наше исследование:
...
Успешная социализация ребенка в обществе происходит под влиянием различных факторов, одним из которых является родительское отношение. Не все родители успешно справляются со своими родительскими функциями, что влечет за собой возникновение проблем у детей в развитии и социализации. В качестве основных причин выступают недостаточность родительских знаний об особенностях развития детей, неумение оценить возникающие потребности ребенка, осуществление неверного эмоционального реагирования. Все это позволяет говорить о важности оказания психолого-педагогического содействия семьям по формированию родительского отношения.
В связи с анализом научной литературы по изучению формирования ответственного родительства у матерей в условиях социальной гостиницы влияния было построено с учетом следующих этапов:
первый этап - поисковый был направлен на проведение анализа и систематизации эмпирического материала исследований и научных публикаций, с целью формулирования проблемы исследования, что позволило выдвинуть гипотетические положения и определить логику проведения исследования;
второй этап - теоретический, способствовал разработке теоретических оснований и методологических подходов к исследованию родительского отношения и его влияния на родительско-детское взаимодействие и успешную социализацию ребёнка в обществе на основе теоретического анализа и синтеза отечественной и зарубежной научной литературы. В результате описано теоретико-методологическое обоснование формирования ответственного родительства у матерей в условиях социальной гостиницы и выбраны соответствующие критерии измерения родительского отношения;
третий этап - позволил осуществить подбор форм и видов деятельности для создания условий с целью изменения родительского отношения и фиксации изменений родительско-детского взаимодействия. В результате составлен комплексный цикл мероприятий из подобранных форм и видов деятельности, создана коррекционно-развивающая среда для включения родителей и детей в совместную деятельность, а также для индивидуальной работы;
четвёртый этап - экспериментальный, на котором была проведена апробация программа формирования ответственного родительства. В итоге осуществлена систематизация полученных результатов и подтверждено влияние родительского отношения на формирование родительской ответственности у матерей.
Проведенное нами исследование подтверждает результативность формирования ответственного родительства у матерей, его ключевым компонентом является родительское отношение, формирование которого происходит при определённых условиях. Данное исследование поможет нашему учреждению осуществлять задачи, поставленные в Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегии развития и воспитания в РФ на период до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей, Указе Президента РФ от 29.05.2017 № 240
2018 - 2027 гг. в Российской Федерации.
В ходе исследования изучен компонент «родительское отношение», и мнение ведущих психологов, о том, что он может изменяться и приобретать иные черты под воздействием различных событий. Родительство как родительское отношение раскрывается Р.В. Овчаровой и связывается с особенностями восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.
Родительское отношение, по мнению М. Эйнсворта, проявляющиеся в процессе материнско-детского взаимодействия, характеризуется тремя типами, проявляющиеся в специфике материнской чувствительности и реагировании на нужды ребенка в домашней обстановке. При этом оптимальный тип материнского отношения (тип В) характерен для чувствительных и заботливых матерей; матери с типом «С» характеризуются непоследовательностью и непредсказуемостью реагирования на поведение ребенка; для матерей с типом «А» характерны нечувствительность и ограничивающие реакции на нужды ребенка. По утверждению учёных (Р.В. Овчарова, М.И. Лисина), уровень развития детей во многом зависит от родительского типа общения с ними.
Базой исследования явился Центр семьи «Беерёзовский» с. Вознесенка (Красноярский край). В исследовании приняло участие 37 семей, это женщины с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, проживающие в социальной гостинице. Для работы с семьями создали среду, которая, во-первых, способствует достижению объективной оценки при наблюдении, во-вторых, направлена на изменение неадекватного родительского отношения и одновременное отслеживание изменений в родительско - детских отношениях.
В ходе обследования семей на начальном этапе предлагалось анкетирование родителей для изучения воспитательного потенциала (ВП) семьи, где мы использовали модифицированную диагностическую методику «Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи» Е.Н. Дроновой, К.А.Беляевой.
Также, в условиях социальной гостиницы велось формализованное (структурированное) наблюдение за родительско-детским взаимодействием, наблюдаемые характеристики фиксировались в листе наблюдений.
Специально разработанная программа мониторинга родительского отношения, позволила определить уровень родительского отношения у матерей, проживающих в социальной гостинице.
...
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. - Ростов н / Д.: Феникс, 1998. - 448 с.
2. Адрес детства Югра: социальная поддержка семьи и детей в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре / сост. Т.Н. Успенская и др. - Ханты- Мансийск: Полиграфист. 2007.
3. Александрова, Е.А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития // Народное образование. 2014. № 9. С. 180 - 187.
4. Алексеева, Э.Г. Анализ семенных форм социального родительства в современной России // Вестник Башкирского университета 2008, № 3 Серия философия, социология, психология и культура с. 644-646.
5. Алешина, Ю.С. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: «Класс», 2000. - 208с.
6. Алмазов, Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога / Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова H.H. и др.; под ред. М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева. - М.: ИЦ «Академия». 2004.
7. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного
образования // Новые ценности образования: забота - поддержка -
консультирование. - М.: Инноватор. 1996. Вып. 6. - С. 71-80.
8. Антонов, А.И. Кризис семьи и родительства / А.И. Антонов // Проблемы родительства и планирования семьи. - М., 1992. - С. 11-27.
9. Арсентьева, О.Ю. Сущность и особенности социально-педагогической поддержки семьи // Казанский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 129-135.
10. Батуев, А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общ. - 1996. -Т. 2. - Вып. 4.- С.69-70.
11. Безрукова, О. Н. Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молодых семьях. Изд-во Санкт- Петербургского университета, 2011. - 216 с.
12. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 2004.
13. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы
риска: межведомственный подход: Пособие для социальных педагогов и
работников. / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 2006.
14. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин - М.: 2000. - 192 с.
15. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич; под общ. ред. Е. В. Бондаревской. - Москва-Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель». 1999. -560 с.
... всего 76 источников