Салонная культура в России в первой половине XIX века как историко-культурный феномен
|
Введение 3
Глава I. Общая характеристика салонной культуры начала XIX в 10
§1. Дворянские салоны как социокультурный феномен 10
§2. Типы, виды и функции салонов XVIII - XIX в 14
Глава II. Национальные особенности салонной культуры первой
половины XIX в 21
§1. Салоны европейских традиций 21
§2. Столичные дворянские салоны в России конца XVIII - первой половины XIX веков 28
§3. Провинциальные салоны 39
§4. Дворянские гнёзда Пензенской губернии 46
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании
истории в средних общеобразовательных учреждениях 52
§ 1. Тематическое планирование 52
§ 2. Конспект урока 56
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 69
Приложение
Глава I. Общая характеристика салонной культуры начала XIX в 10
§1. Дворянские салоны как социокультурный феномен 10
§2. Типы, виды и функции салонов XVIII - XIX в 14
Глава II. Национальные особенности салонной культуры первой
половины XIX в 21
§1. Салоны европейских традиций 21
§2. Столичные дворянские салоны в России конца XVIII - первой половины XIX веков 28
§3. Провинциальные салоны 39
§4. Дворянские гнёзда Пензенской губернии 46
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании
истории в средних общеобразовательных учреждениях 52
§ 1. Тематическое планирование 52
§ 2. Конспект урока 56
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 69
Приложение
Актуальность темы исследования. Первая половина XIX века является важнейшим периодом в истории России, временем быстрых и глубоких изменений, привлекающим большое внимание исследователей. Одним из ярких явлений культурной жизни этой эпохи выступает русская салонная культура, возникшая в XVIII веке и достигшая наибольшего расцвета в XIX веке, несущая в себе черты как сугубо национального явления, так и явления европейской культуры.
В условия роста многообразия способов и форм самовыражения индивидуума, необходимо обратиться к тем феноменам культуры прошлого, которые могут быть использованы в процессах реализации интеллектуального и творческого потенциала, а так же, духовного подъема современной интеллигенции. Салонная культура удовлетворяла множество потребностей людей в интеллектуальном общении, которое отличается эстетической или общефилософской направленностью, возможностями самосовершенствования и самореализации через приобщение к искусству. Салон противостоит массовой культуре и ориентируется на небольшую группу людей, обладающих особой, художественной восприимчивостью и развитым эстетическим вкусом. Там царит психологически комфортная атмосфера, которая способствует раскрытию творческих возможностей.
Традиции салонной культуры стали своеобразным способом трансляции и воспроизводства социальных и культурных отношений в России XIX века. Салоны XIX века явились особым феноменом художественной жизни России. Они, обогатив русскую культуру в целом, способствовали решению задач воспитания творческой интеллигенции.
Объектом исследования является повседневная культура российского дворянства в первой половине XIX века.
Предметом изучения стала организация деятельности дворянских салонов конца XVIII - начала XIX веков.
Степень научной разработанности темы. Формирование историографической традиции в деле изучения салонной культуры приходится на середину XIX века. В это время появляется ряд статей и книг, которые посвящены отдельным представителям дворянства, выступавшим организаторами салонов. Среди таких изданий можно назвать работы П. И. Бартенева («Александр Сергеевич Пушкин: Материалы для его биографии» Глава 2-я: Лицей и Глава 3-я), С. П. Сушкова, Н. А. Белозерской («Русская старина», «Княгиня З. А. Волконская»), И. А. Кубасова, Б. Рапгоф, и др., которые носили описательный характер, анализ салонной культуры в них отсутствовал как таковой .
По данной проблематике отсутствуют фундаментальные работы, в которых бы всесторонне анализировалась салонная культура именно как культурный феномен; с другой стороны - существует большое количество работ, в которых затрагиваются те или иные стороны салонной культуры, выступавшие, как правило, в роли объекта дополнительного исследования. Научную литературу по исследуемой теме, можно подразделить на относящуюся к периоду XIX - начала XX века и современную.
В XIX - начале ХХ в. вышел ряд работ, посвящённых истории дворянства в целом, в которых также затрагивались те или иные аспекты дворянской салонной культуры.
Первые книги, посвящённые собственно самой салонной культуре, выходят в 20-е гг. ХХ века. Перу М. О. Гершензона принадлежит ряд работ, в которых поднимаются вопросы, близкие теме данного исследования, в том числе в «Избранное. (Российские Пропилеи) в 4-х томах».
Литературу первой половины XX века - XXI века можно разделить на советскую и постсоветскую (современную). Анализируя советские работы, по данной теме исследования, следует отметить труды Ю.М. Лотмана («Культура и взрыв», «Беседы о русской культуре»). В них излагаются результаты теоретического изучения русской культуры в целом и культуры XVIII - XIX вв., в частности. В его работах затрагиваются и вопросы салонной культуры, которую он рассматривает как выражение быта и традиций русского дворянства.
Монография известного исследователя российской культуры Н. И. Яковкиной «История русской культуры: XIX век» посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России XIX века. Историю дворянского быта первой половины XIX века освещает её другая работа «Русское дворянство первой половины XIX века: Быт и традиции». Здесь так же освещается проблематика салонной культуры.
В последние годы появилось множество работ, целиком или частично посвящённых отдельным представителям русской дворянской интеллигенции, в том числе тем, кто непосредственно организовывал салоны. Авторы этих работ стремятся раскрыть специфические черты того или иного салона через личностные особенности его хозяина (хозяйки), показав взаимосвязь индивидуальности организатора салона и его деятельности. Это, например, работа М. А. Турьян, одного из знатоков творчества В. Ф. Одоевского; статья Е. М. Грибковой, посвященная Е. П. Растопчиной; работа Е. В. Анисимова, исследовавшего деятельность И. И. Шувалова, в том числе и как организатора салона. В работе «Пушкинский век» А. М. и М. А. Гординых анализируется деятельность салонов В. Ф. Одоевского, Е. А. Карамзиной.
Для нашей работы, важными и интересными являются книга Е. Г. Мещериной и вступительная статья О. Кузиной к книге «Князь Владимир Одоевский: Дневник. Переписка. Материалы», посвящённые В. Ф. Одоевскому и деятельности его салона. А. О. Смирновой-Россет и ее салону посвящена книга Н. П. Колосовой «Россети-черноокая», а также работа И. А. Смирновой «А. О. Смирнова-Россет в русской культуре XIX века».
Все вышеназванные работы раскрывают те или иные важные стороны общественно-культурной, художественной жизни России XVIII - XIX веков, однако комплексное, разностороннее изучение деятельности салонов, их анализ как феноменов отечественной культуры с позиции традиций и наследования в современности предпринято в монографии Палий Е.Н. «Салон как феномен культуры России XIX века. Традиции и современность».
В отдельную группу можно выделить труды, посвященные деятельности литературно-музыкальных салонов. Среди них работы Н. Л. Бродского, А. И. Брудного, О. В. Глаголевой, В. В. Муравьева, Б. М. Эхенбаума и др. Исследованию камерного любительского музицирования уделялось внимание в работах Е. Ю. Артемовой, Б. В. Асафьева, М. А. Герасимовой-Персидской, Б. В. Доброховой, Е. И. Мокряк, Д. В. Сарабьянова, Л. П. Смирнова; Е. М. Сраго, В. И. Шередеги и В. С. Турчина и других.
Однако в них исследуется лишь одно из направлений деятельности салонов - литературно-музыкальные салоны, авторы не анализируют само понятие салонной культуры.
Изучение салонной культуры является частью более общей темы, связанную с процессами культурного наследования, которая отразилась в работах Ж. Маритена, Г. Риккерта, Й. Хейзинга, М. Шелера, О. Шпенглера, К. Ясперса, Н. Я. Данилевского, А. И. Ильина и др. Из современных авторов следует назвать работы В. С. Библера, М. Н. Громова, П. С. Гуревича, Ю. Н. Давыдова, И. К. Кучмаевой, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, М. А. Маслина, и др.
В целом, несмотря на отсутствие специальных трудов, посвящённых непосредственному изучению и рассмотрению феномена русской дворянской салонной культуры, отечественна историография даёт возможность в достаточной степени исследовать данную тему.
Цель работы - комплексное изучение сущностных черт, функций, динамики русской салонной культуры в период ее наивысшего расцвета в первой половине XIX веке, а также ее места и значения в процессах культурного наследования.
Для реализации поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- раскрыть специфические черты русских столичных и провинциальных салонов XIX века как самобытного явления русской салонной культуры;
- охарактеризовать типы и виды салонов конца XVIII - начала XIX веков;
- проанализировать европейские салоны и определить их степень влияния на формирование салонной культуры в России;
- изучить дворянские салоны в России конца XVIII - начала XIX веков;
- рассмотреть провинциальные салоны России и выявить специфические отличия между столичными салонами;
- рассмотреть дворянские усадьбы Пензенской губернии конца XVIII - начала XIX веков;
- разработать методические рекомендации для проведения обучающих занятий со школьниками по данной теме.
Хронологические рамки бакалаврской работы охватывают конец XVIII - первую половину XIX века. Рассматривается культура и организация досуга русского дворянства, так как она является частью русской национальной культуры.
В качестве источников были использованы воспоминания В. Г. Волконского, заметки камер-юнкера Ф. В. Берхгольца, воспоминания маркиза Астольфа де Кюстин, М. М. Щербатова, М. П. Погодина, В. Г. Белинского, М. Ю. Лермонтова, Д. В. Давыдова .
Методологическую основу бакалаврской работы составили принципы объективности, историзма и системности. Критический и комплексный подход к имеющимся источникам и исследовательским материалам позволил представить систему организации дворянских салонов, литературных и музыкальных вечеров эпохи конца XVIII - первой половины XIX века.
Методы исследования: анализ, синтез, системный метод (описание феномена салонной культуры), функциональный (анализ функций салонной культуры) и др.
Научная новизна работы состоит в том, что был использован сравнительный анализ значения жизни и деятельности дворянства в общероссийском масштабе и выявление их региональных особенностей.
Русская салонная культура XIX века как объект культурного наследования - это феномен, имеющий актуальную культурную ценность. При этом культурное наследование можно представить как процесс распредмечивания тех культурных смыслов, которые хранятся в предметном бытии салонной культуры и раскрываются, критически осмысливаются применительно к имеющейся наличной культуре, это процесс внедрения элементов салонной культуры в общественную практику, в систему социальных и межличностных отношений сегодняшнего дня.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в разработке и использовании методических материалов на школьных уроках, внеклассных занятия и пр.
Структура: данная работа состоит из: введения, трех глав (первая глава состоит из двух параграфов, вторая глава из четырех параграфов, третья глава - методическая, состоит из конспекта урока), заключения, списка использованных источников и литературы.
Апробация. С промежуточным результатом исследования автор выступил на научно-практической конференции «XVII Лебедевские чтения» 27 апреля 2016 г., г. Пенза, ПГУ.
В условия роста многообразия способов и форм самовыражения индивидуума, необходимо обратиться к тем феноменам культуры прошлого, которые могут быть использованы в процессах реализации интеллектуального и творческого потенциала, а так же, духовного подъема современной интеллигенции. Салонная культура удовлетворяла множество потребностей людей в интеллектуальном общении, которое отличается эстетической или общефилософской направленностью, возможностями самосовершенствования и самореализации через приобщение к искусству. Салон противостоит массовой культуре и ориентируется на небольшую группу людей, обладающих особой, художественной восприимчивостью и развитым эстетическим вкусом. Там царит психологически комфортная атмосфера, которая способствует раскрытию творческих возможностей.
Традиции салонной культуры стали своеобразным способом трансляции и воспроизводства социальных и культурных отношений в России XIX века. Салоны XIX века явились особым феноменом художественной жизни России. Они, обогатив русскую культуру в целом, способствовали решению задач воспитания творческой интеллигенции.
Объектом исследования является повседневная культура российского дворянства в первой половине XIX века.
Предметом изучения стала организация деятельности дворянских салонов конца XVIII - начала XIX веков.
Степень научной разработанности темы. Формирование историографической традиции в деле изучения салонной культуры приходится на середину XIX века. В это время появляется ряд статей и книг, которые посвящены отдельным представителям дворянства, выступавшим организаторами салонов. Среди таких изданий можно назвать работы П. И. Бартенева («Александр Сергеевич Пушкин: Материалы для его биографии» Глава 2-я: Лицей и Глава 3-я), С. П. Сушкова, Н. А. Белозерской («Русская старина», «Княгиня З. А. Волконская»), И. А. Кубасова, Б. Рапгоф, и др., которые носили описательный характер, анализ салонной культуры в них отсутствовал как таковой .
По данной проблематике отсутствуют фундаментальные работы, в которых бы всесторонне анализировалась салонная культура именно как культурный феномен; с другой стороны - существует большое количество работ, в которых затрагиваются те или иные стороны салонной культуры, выступавшие, как правило, в роли объекта дополнительного исследования. Научную литературу по исследуемой теме, можно подразделить на относящуюся к периоду XIX - начала XX века и современную.
В XIX - начале ХХ в. вышел ряд работ, посвящённых истории дворянства в целом, в которых также затрагивались те или иные аспекты дворянской салонной культуры.
Первые книги, посвящённые собственно самой салонной культуре, выходят в 20-е гг. ХХ века. Перу М. О. Гершензона принадлежит ряд работ, в которых поднимаются вопросы, близкие теме данного исследования, в том числе в «Избранное. (Российские Пропилеи) в 4-х томах».
Литературу первой половины XX века - XXI века можно разделить на советскую и постсоветскую (современную). Анализируя советские работы, по данной теме исследования, следует отметить труды Ю.М. Лотмана («Культура и взрыв», «Беседы о русской культуре»). В них излагаются результаты теоретического изучения русской культуры в целом и культуры XVIII - XIX вв., в частности. В его работах затрагиваются и вопросы салонной культуры, которую он рассматривает как выражение быта и традиций русского дворянства.
Монография известного исследователя российской культуры Н. И. Яковкиной «История русской культуры: XIX век» посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России XIX века. Историю дворянского быта первой половины XIX века освещает её другая работа «Русское дворянство первой половины XIX века: Быт и традиции». Здесь так же освещается проблематика салонной культуры.
В последние годы появилось множество работ, целиком или частично посвящённых отдельным представителям русской дворянской интеллигенции, в том числе тем, кто непосредственно организовывал салоны. Авторы этих работ стремятся раскрыть специфические черты того или иного салона через личностные особенности его хозяина (хозяйки), показав взаимосвязь индивидуальности организатора салона и его деятельности. Это, например, работа М. А. Турьян, одного из знатоков творчества В. Ф. Одоевского; статья Е. М. Грибковой, посвященная Е. П. Растопчиной; работа Е. В. Анисимова, исследовавшего деятельность И. И. Шувалова, в том числе и как организатора салона. В работе «Пушкинский век» А. М. и М. А. Гординых анализируется деятельность салонов В. Ф. Одоевского, Е. А. Карамзиной.
Для нашей работы, важными и интересными являются книга Е. Г. Мещериной и вступительная статья О. Кузиной к книге «Князь Владимир Одоевский: Дневник. Переписка. Материалы», посвящённые В. Ф. Одоевскому и деятельности его салона. А. О. Смирновой-Россет и ее салону посвящена книга Н. П. Колосовой «Россети-черноокая», а также работа И. А. Смирновой «А. О. Смирнова-Россет в русской культуре XIX века».
Все вышеназванные работы раскрывают те или иные важные стороны общественно-культурной, художественной жизни России XVIII - XIX веков, однако комплексное, разностороннее изучение деятельности салонов, их анализ как феноменов отечественной культуры с позиции традиций и наследования в современности предпринято в монографии Палий Е.Н. «Салон как феномен культуры России XIX века. Традиции и современность».
В отдельную группу можно выделить труды, посвященные деятельности литературно-музыкальных салонов. Среди них работы Н. Л. Бродского, А. И. Брудного, О. В. Глаголевой, В. В. Муравьева, Б. М. Эхенбаума и др. Исследованию камерного любительского музицирования уделялось внимание в работах Е. Ю. Артемовой, Б. В. Асафьева, М. А. Герасимовой-Персидской, Б. В. Доброховой, Е. И. Мокряк, Д. В. Сарабьянова, Л. П. Смирнова; Е. М. Сраго, В. И. Шередеги и В. С. Турчина и других.
Однако в них исследуется лишь одно из направлений деятельности салонов - литературно-музыкальные салоны, авторы не анализируют само понятие салонной культуры.
Изучение салонной культуры является частью более общей темы, связанную с процессами культурного наследования, которая отразилась в работах Ж. Маритена, Г. Риккерта, Й. Хейзинга, М. Шелера, О. Шпенглера, К. Ясперса, Н. Я. Данилевского, А. И. Ильина и др. Из современных авторов следует назвать работы В. С. Библера, М. Н. Громова, П. С. Гуревича, Ю. Н. Давыдова, И. К. Кучмаевой, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, М. А. Маслина, и др.
В целом, несмотря на отсутствие специальных трудов, посвящённых непосредственному изучению и рассмотрению феномена русской дворянской салонной культуры, отечественна историография даёт возможность в достаточной степени исследовать данную тему.
Цель работы - комплексное изучение сущностных черт, функций, динамики русской салонной культуры в период ее наивысшего расцвета в первой половине XIX веке, а также ее места и значения в процессах культурного наследования.
Для реализации поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
- раскрыть специфические черты русских столичных и провинциальных салонов XIX века как самобытного явления русской салонной культуры;
- охарактеризовать типы и виды салонов конца XVIII - начала XIX веков;
- проанализировать европейские салоны и определить их степень влияния на формирование салонной культуры в России;
- изучить дворянские салоны в России конца XVIII - начала XIX веков;
- рассмотреть провинциальные салоны России и выявить специфические отличия между столичными салонами;
- рассмотреть дворянские усадьбы Пензенской губернии конца XVIII - начала XIX веков;
- разработать методические рекомендации для проведения обучающих занятий со школьниками по данной теме.
Хронологические рамки бакалаврской работы охватывают конец XVIII - первую половину XIX века. Рассматривается культура и организация досуга русского дворянства, так как она является частью русской национальной культуры.
В качестве источников были использованы воспоминания В. Г. Волконского, заметки камер-юнкера Ф. В. Берхгольца, воспоминания маркиза Астольфа де Кюстин, М. М. Щербатова, М. П. Погодина, В. Г. Белинского, М. Ю. Лермонтова, Д. В. Давыдова .
Методологическую основу бакалаврской работы составили принципы объективности, историзма и системности. Критический и комплексный подход к имеющимся источникам и исследовательским материалам позволил представить систему организации дворянских салонов, литературных и музыкальных вечеров эпохи конца XVIII - первой половины XIX века.
Методы исследования: анализ, синтез, системный метод (описание феномена салонной культуры), функциональный (анализ функций салонной культуры) и др.
Научная новизна работы состоит в том, что был использован сравнительный анализ значения жизни и деятельности дворянства в общероссийском масштабе и выявление их региональных особенностей.
Русская салонная культура XIX века как объект культурного наследования - это феномен, имеющий актуальную культурную ценность. При этом культурное наследование можно представить как процесс распредмечивания тех культурных смыслов, которые хранятся в предметном бытии салонной культуры и раскрываются, критически осмысливаются применительно к имеющейся наличной культуре, это процесс внедрения элементов салонной культуры в общественную практику, в систему социальных и межличностных отношений сегодняшнего дня.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в разработке и использовании методических материалов на школьных уроках, внеклассных занятия и пр.
Структура: данная работа состоит из: введения, трех глав (первая глава состоит из двух параграфов, вторая глава из четырех параграфов, третья глава - методическая, состоит из конспекта урока), заключения, списка использованных источников и литературы.
Апробация. С промежуточным результатом исследования автор выступил на научно-практической конференции «XVII Лебедевские чтения» 27 апреля 2016 г., г. Пенза, ПГУ.
Таким образом, подводя итоги нашему исследованию, следует отметить, что салонная культура - это, прежде всего, высокая эстетика, построенная на стремлении к изысканности, красоте. Вместе с тем это и особые правила, культура общения, порожденные обществом того периода. Поэтому необходимо дать всеобъемлющую оценку этой культуры, видя в ней те стороны, которые важно перенести в день сегодняшний, и те, которые не адекватны современным реалиям.
С позиции нынешнего времени салонная культура в её классическом варианте XIX в. выглядит элитной, замкнутой, изысканно-старомодной. Так, салоны, которые получили наибольшее развитие во времена царствования Людовика XIV, отличались, как правило, вычурным тоном и жеманством.
Однако если рассматривать цели и задачи, выполняемые салоном, то эта форма организации культурной жизни выглядит вполне современно. Потребность в интеллектуальном общении является одной из основных и в современном, нынешнем обществе. Но если раньше выбор форм ее удовлетворяющих был крайне узким, то сейчас салон может занять свое достойное место в ряду многообразия возможностей для тех, кто организует удовлетворение этой потребности. Да и сами салоны были достаточно разнообразны: более или менее замкнутые по составу участников;
вариативные по своей направленности (общему интересу) - художественные, философские и пр., что позволяет выбрать наиболее отвечающие задачам современности.
Нельзя не отметить и еще одну черту салона, которая делает эту форму жизни весьма привлекательной в плане культурного наследования, а именно - романтический дух. Словосочетание это довольно точно описывает атмосферу даже тех салонов, объединяющим фактором в которых был интерес к науке или политический диспут. В принципе, это является логичным следствием всех свойств салона. Камерность обстановки, располагающая к общению, приятная атмосфера, проникнутая духом интеллектуального или эстетического творчества, - все это и порождает некое притягательное социальное пространство. За исключением своего «творческого» подвида, салон - это, как правило, общество «непрофессионалов». Профессионал может присутствовать в качестве почетного гостя и стать законодателем одного вечера, но увлечение большинства участников - именно романтическое.
Импровизации, блеск ума, игровое поведение - именно это делает салон формой, передаваемой от эпохи к эпохе в качестве объекта культурного наследования.
Что касается дворянских усадеб, то это целый сложный микромир, в котором родилось, получило воспитание и домашнее образование не одно поколение дворянских детей. Организовывая театральные, литературные, музыкальные и др. вечера в своих имениях, дворяне и гости не только отдыхали, обменивались мнениями, играли в карты, но и находили там своё вдохновение, великолепных и неповторимых муз, влюблялись, флиртовали. Там придерживались особых этических норм, соблюдая народный быт, фольклор, традиции и художественную культуру в целом. И это, может быть, главная особенность провинциальных, в том числе и Пензенской, губерний. К началу XX века большинство этих «оазисов» культуры разоряется, ветшает и постепенно уходит в прошлое. В бурных катаклизмах и изменениях нового столетия семейные гнёзда виделись последним оплотом стабильности, где дворяне чувствовали себя свободно и комфортно, как «равные среди равных».
Таким образом, дворянская салонная культура была объединяющей общественной средой, где находили свои точки соприкосновения представители различных идейных течений, формировались новые тенденции общественной и культурной жизни. С усилением революционно - демократических настроений в среде российской интеллигенции происходило всё более явное размежевание на политической почве, и дворянские салоны постепенно утрачивали функцию катализатора общественной жизни.
С позиции нынешнего времени салонная культура в её классическом варианте XIX в. выглядит элитной, замкнутой, изысканно-старомодной. Так, салоны, которые получили наибольшее развитие во времена царствования Людовика XIV, отличались, как правило, вычурным тоном и жеманством.
Однако если рассматривать цели и задачи, выполняемые салоном, то эта форма организации культурной жизни выглядит вполне современно. Потребность в интеллектуальном общении является одной из основных и в современном, нынешнем обществе. Но если раньше выбор форм ее удовлетворяющих был крайне узким, то сейчас салон может занять свое достойное место в ряду многообразия возможностей для тех, кто организует удовлетворение этой потребности. Да и сами салоны были достаточно разнообразны: более или менее замкнутые по составу участников;
вариативные по своей направленности (общему интересу) - художественные, философские и пр., что позволяет выбрать наиболее отвечающие задачам современности.
Нельзя не отметить и еще одну черту салона, которая делает эту форму жизни весьма привлекательной в плане культурного наследования, а именно - романтический дух. Словосочетание это довольно точно описывает атмосферу даже тех салонов, объединяющим фактором в которых был интерес к науке или политический диспут. В принципе, это является логичным следствием всех свойств салона. Камерность обстановки, располагающая к общению, приятная атмосфера, проникнутая духом интеллектуального или эстетического творчества, - все это и порождает некое притягательное социальное пространство. За исключением своего «творческого» подвида, салон - это, как правило, общество «непрофессионалов». Профессионал может присутствовать в качестве почетного гостя и стать законодателем одного вечера, но увлечение большинства участников - именно романтическое.
Импровизации, блеск ума, игровое поведение - именно это делает салон формой, передаваемой от эпохи к эпохе в качестве объекта культурного наследования.
Что касается дворянских усадеб, то это целый сложный микромир, в котором родилось, получило воспитание и домашнее образование не одно поколение дворянских детей. Организовывая театральные, литературные, музыкальные и др. вечера в своих имениях, дворяне и гости не только отдыхали, обменивались мнениями, играли в карты, но и находили там своё вдохновение, великолепных и неповторимых муз, влюблялись, флиртовали. Там придерживались особых этических норм, соблюдая народный быт, фольклор, традиции и художественную культуру в целом. И это, может быть, главная особенность провинциальных, в том числе и Пензенской, губерний. К началу XX века большинство этих «оазисов» культуры разоряется, ветшает и постепенно уходит в прошлое. В бурных катаклизмах и изменениях нового столетия семейные гнёзда виделись последним оплотом стабильности, где дворяне чувствовали себя свободно и комфортно, как «равные среди равных».
Таким образом, дворянская салонная культура была объединяющей общественной средой, где находили свои точки соприкосновения представители различных идейных течений, формировались новые тенденции общественной и культурной жизни. С усилением революционно - демократических настроений в среде российской интеллигенции происходило всё более явное размежевание на политической почве, и дворянские салоны постепенно утрачивали функцию катализатора общественной жизни.
Подобные работы
- РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЙ БИЛИНГВИЗМ РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (на материале писем)
Диссертация , филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЙ БИЛИНГВИЗМ РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Диссертация , филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Русско-французский билингвизм российского дворянства первой половины ХIХ века(на материале писем)
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛЕНА ПАВЛОВНА:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - СВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА В ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА XXI ВЕКА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - СВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА В ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА XXI ВЕКА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2016 - Век академизма в в изобразительном искусстве России
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Мода и костюм в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Становление общественно-философских взглядов А.А. Григорьева (опыт историко-психологической биографии)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



