ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Виды УУД и условия их формирования у школьников 8
1.2 Особенности формирования познавательных УУД в рамках ФГОС 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РАННЕГО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 24
2.1 Анализ УМК по истории Средних веков 24
2.2 Методические рекомендации, приемы и технологии преподавания вопросов
культуры на уроках истории 31
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ АПРОБИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО
РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ 49
3.1 Анализ урока «Культура Византии» 49
3.2 Анализ урока «Культура стран халифата» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
В «Концепции федеральных государственных стандартов общего образования» особое внимание уделяется личностному развитию учащихся, их познавательных способностей, формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Процесс формирования УУД реализуется с помощью учебных предметов и внеурочной деятельности. Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. В частности, история имеет большие возможности для формирования всех видов УУД. Задача педагога - вызвать у учеников интерес к своему предмету.
Однако практика работы показывает, что в современной школе ученики не всегда умеют анализировать, выделять главное, сравнивать, формулировать и решать проблемы, применять знания на практике, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контроль и оценку процесса и результатов деятельности, делать выводы. На уроках истории не в полной мере формируются компоненты познавательных универсальных учебных действий, в результате чего школьники не умеют использовать весь комплекс учебных средств.
Возникает противоречие между необходимостью формирования познавательных УУД школьников в процессе обучения истории и недостаточной разработкой этого процесса в условиях современной школы.
Отсюда вытекает актуальность выбранной темы - «Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников при изучении культуры Раннего Средневековья».
Степень изученности. Проблему развития универсальных учебных действий изучали такие ученые, как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. Изучением вопросов методики преподавания культуры на уроках истории занимались такие историки-методисты как: Вагин А.А., Короткова М.В., Коршунова И.Е., Сухова Ж.А., Игнатов А.В., Ратникова Д.В. и Самоходкина Т.В., Разбегаева Л.П., Шолько А.В. и другие. Ратникова Д.В. и Старцева Ю. К. в статье «Методические аспекты изучения вопросов культуры на уроках истории» рассматривают проблемы, возникающих при рассмотрении вопросов культуры на уроках истории и предлагают ряд рекомендаций, которые позволят сделать процесс обучения более эффективным.
В статье Коротковой М.В. «Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста» рассматриваются различные варианты подходов при изучении культуры в школьном курсе истории: персоналистский, ценностный, искусствоведческий, эстетический, диалогический, личностно-ориентированный, проектный, интегрированный подходы. Приводятся примеры реализации некоторых из них.
Коршунова И. Е. в статье «Изучение вопросов культуры на уроках истории» раскрывает методы, приемы и технологии, необходимых для эффективного преподавания культуры, так же рассматривает проблемы, возникающие перед учителем при подготовке к преподаванию культуры на уроках истории и предлагает пути их решения.
Игнатов А.В. в методическом пособии для учителей: «Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского): пособие для учителей общеобразоват. организаций» предлагает варианты разработок уроков по раннесредневековой культуре, при этом дает необходимые методические рекомендации для проведения уроков.
В связи с изменениями требований к системе образования в России меняются подходы к преподаванию культуры в целом так и к преподаванию раннесредневековой культуры на уроках истории. Возникает необходимость в разработке и усовершенствовании методических рекомендаций для проведения уроков посвященных преподаванию культуры на уроках истории.
Объект исследования - процесс формирования познавательных УУД на уроке истории Средних веков.
Предмет исследования - формирование познавательных УУД на уроках истории по Раннесредневековой культуре.
Цель данного исследования - изучение процессов формирования познавательных УУД школьников на уроках истории
Задачи:
1. Определить виды УУД и условия их формирования у школьников.
2. Выявить особенности формирования познавательных УУД в рамках ФГОС.
3. Провести анализ содержания УМК по истории Средних веков.
4. Определить методическую последовательность действий преподавания истории Раннего Средневековья.
5. Выявление методических подходов к проблеме изучения культуры в школьном курсе истории.
...
Под познавательными УУД понимают умственные действия, направленные на планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных учащимися на основе различных учебных предметов.
Универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они обеспечивают интеллектуальное развитие ребенка, который учится учиться, чтобы применять полученные знания на практике. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими.
Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.
На каждом уроке истории может быть проведена работа по развитию познавательных УУД, являющихся необходимым условием реализации стандартов третьего поколения. Они являются одним из критериев оценки достижения главной цели современного образования: научить учиться и тем самым становиться субъектами образовательного процесса.
1. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. Практическое пособие для системы постдипломного образования / П.А. Баранов. - М.: ТИД «Русское слово», 2002. - 160 с.
2. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / Л.П. Борзова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 236 с.
3. Вагин А.А. Вопросы культуры в школьном курсе истории / А.А. Вагин. - М.: ГУПИ, 1959. -168 с.
4. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
5. Дворецкая И.А. Западная Европа V-IX веков. Раннее средневековье: Учеб. пособие / И. А. Дворецкая; науч. ред. А. Г. Кузьмин. - М.: Прометей, 1990. - 322 с.
6. Ефимов П.П. Интерактивные методы обучения - основа инновационных педагогических технологий / П.П. Ефимов // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань, 2014. - С. 282-285.
7. Игнатов А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского): пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.В. Игнатов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.
8. История средних веков. В 2 т. Т. I. Учебник / под ред. С.Д. Сказкина. - изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 1977. - 471 с.
9. История средних веков: В 2 т. Т. 1: Учебник / под ред. С.П.Карпова. - изд. 4е. - М.: Высшая школа, 2003. - 640 с.
10. Колокольцева Н.Ю. Методика преподавания истории: учебное пособие / Н.Ю. Колокольцева, Т.Н. Соболева. - Барнаул: изд-во АлтГУ, 2016. - 314 с.
11. Колпаков С.В. История средних веков. 6 класс: учебник / С.В. Колпаков, М.В. Понамарев, В.А. Рогожкин. - М.: Баласс, 1999. - 304 с.
12. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей / М.В Короткова, М.Т. Студеникин. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 192 с.
13. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории / М.В. Короткова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 176 с.
14. Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста / М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - М., - 2010. - №5. - С. 71-75.
15. Коршунова И. Е. Изучение вопросов культуры на уроках истории / И. Е. Коршунова // Преподавание истории в школе. - М., - 2007. - №9. - С. 113-116.
... всего 41 источников