Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические положения о транспортных обязательствах перевозки груза…5
1.1 Понятие договора перевозки груза…5
1.2.Классификация транспортных обязательств 7
Глава 2. Ответственность за нарушение транспортных обязательств перевозки груза13
2.1 Основания ответственности и пределы ответственности ………………13
2.2 Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза…………….17
2.3 Ответственность грузоотправителя и грузополучателя…………………23
Заключение………………………………………………………………30
Список использованных источников…32
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что договор перевозки груза является одним из важнейших инструментов в сфере транспортных отношений, регулирующий права и обязанности сторон, участвующих в процессе грузоперевозки. Существование данного договора обеспечивает защиту интересов как грузоотправителей, так и перевозчиков, устанавливая определенные нормы и условия, которые должны выполняться обеими сторонами.
Несмотря на наличие четкой законодательной базы, случаи нарушения обязательств перевозчиком по данному договору не являются редкостью. Причины могут быть многообразными, начиная от форс-мажорных обстоятельств до недостатка профессионализма со стороны перевозчика. Важно понимать, какие последствия могут наступить для перевозчика в случае нарушения условий контракта, а также как грузоотправитель может защитить свои права в таких ситуациях.
Объектом настоящего исследования выступают отношения, складывающиеся по поводу ответственности за нарушения организации перевозок пассажиров и багажа.
Предметом исследования является ответственность за нарушение обязательств по перевозке грузов.
Цель настоящей курсовой работы – проанализировать ответственность перевозчика за нарушение обязательств по договору перевозки груза, выявить основные причины возникновения такой ответственности и рассмотреть механизмы защиты прав грузоотправителей. Для достижения данной цели будут рассмотрены не только теоретические аспекты, но и практические примеры, основанные на судебной практике.
Теоретическую основу исследования составляют достижения отечественной юридической науки (прежде всего, цивилистики, коммерческого права и теории права). Кроме того, выводы опираются на труды таких ученых, как Доронина Н.Г., Резницкий Л. Я., Кабалкин А.Ю., С.Н. Братусь, В.В. Витрянский, О.С.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть содержание договора перевозки грузов;
Изучить основания и пределы ответственности;
Разобрать ответственность перевозчика за просрочку доставки груза;
Разобрать ответственность грузоотправителя и грузополучателя;
Изучить претензии и иски в транспортных обязательствах.
В качестве методов исследования в данной работе использовался диалектическая теория познания, а также системного, структурного и инструментального методологических подходов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на пять параграфов, заключения, списка использованных источников.
Транспортные договора играют немаловажную роль в становлении и упрочнении как хозяйственных связей, так и самой российской рыночной экономики с последующим ее интегрированием в мировое экономическое пространство. В связи с этим, исследование проблем правового регулирования транспортных договоров сегодня актуально как никогда. Это служит развитию и укреплению российского рынка в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами и достижениями в этой области.
Можно сделать вывод, что транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей. Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.
Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации – перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут ответственность, следовательно, договор перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов – реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком. Договора перевозки грузов играют одну из ключевых ролей в развитии экономики нашей страны.
На данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами, некоторые из которых были приняты ещё в СССР. Однако этих документов явно недостаточно для обеспечения полноценной работы. Гражданский кодекс, например, только определяет рамки и констатирует, что транспортные договора как вид деятельности существуют в гражданско-правовом обороте.
Проблема-то и заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т. к. нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение налаженных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями той или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов и т.п.
Договор перевозки грузов призван обеспечить строго регламентированные правила перевозки грузов, в связи с этим требуется его неукоснительное выполнение. Грузоотправитель и грузополучатель должны со всей ответственностью подходить к выполнению обязательств по перевозке. А наш закон не должен создавать препятствий в этом, как это порой бывает (что и вынуждает людей его обходить), а наоборот, всячески помочь и обеспечить справедливое административное наказание (взыскание и т.п.) в тех случаях, когда это необходимо.