Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация краеведческих исследований: методология и опыт практической деятельности (на примере Пензенского края)

Работа №163156

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы110
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теория организации краеведческих исследований 15
§ 1. Этапы возникновения и развития краеведения в России 15
§ 2. Основные направления и организационные формы краеведческой работы в современной России 24
§ 3. Методика и формы организации историко-краеведческой работы в учебных заведениях различного типа 29
§ 4. Проведение краеведческих исследований государственными учреждениями и общественными организациями 42
Глава II. Методология и практический опыт организации краеведческой деятельности (на примере Пензенского края) 56
§ 1. Особенности работы с архивной базой региональной истории 56
§ 2. Алгоритм выявления сведений об истории населенного пункта из
различных источниковых баз 71
Глава III. Методическая разработка 84
§ 1. Положение о студенческой научно-практической конференции «В Пензе вся история России...» 84
Заключение 94
Список используемых источников и литературы 96


Актуальность темы исследования. Изменения глобального характера, произошедшие в России на рубеже XX-XXI вв., благоприятствуют переосмыслению ее исторического пути. Появляются новые оригинальные направления, среди которых значительное место занимают историческая регионалистика и локалистика, ассоциирующиеся в отечественной науке с историческим краеведением.
Краеведение выполнят ряд общественно-полезных функций: научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, функцию по выявлению и хранению исторических памятников, формированию исторического сознания, воспитания патриотизма и др. Кроме того, в условиях становления и развития информационного общества XXI в. краеведение призвано стать эффективным инструментом, способным решать проблемы формирования гражданской идентичности на локальном и региональном уровнях.
В последние два десятилетия наблюдается определенный рост исследовательского интереса к истории населенных пунктов Пензенского края. Существенное влияние на активизацию краеведческой деятельности призвано оказать создание общественных организаций соответствующей направленности: Пензенского областного отделения Русского
географического общества (2010 г.), Региональной общественной
организации краеведов Пензенской области (2013 г.), отделения Российского исторического общества в Пензе (2013 г.), Пензенского регионального
отделения Российского военно-исторического общества (2016 г.).
Накопленный опыт работы ставит на повестку дня необходимость тщательной проработки вопросов методологии организации и проведения краеведческих исследований.
В качестве объекта нашего исследования выступает историческое краеведение как форма деятельность по изучению и сохранению истории и культуры родного края.
Предметом являются методология и методика организации и проведения краеведческих исследований.
Степень изученности проблемы. В ходе исследования нами были выделены следующие этапы развития исследовательского интереса к заявленной проблематике: 1) 1920-е - конец 1930-х гг.; 2) 1950-е - первая половина 1960-х; 3) вторая половина 1960-х - середина 1980-х гг.; 4) конец 1980-х гг. - настоящее время...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, изучение проблемы организации и проведения краеведческих исследований дает основание утверждать, что активизация исследовательского интереса к рассматриваемым аспектам
непосредственным образом связана с периодами роста заинтересованности государства в историко-краеведческих знаниях. «Архивная революция» рубежа XX - XXI вв. позволила многочисленным исследователям получить доступ к многочисленным архивным материалам. Однако демократизация и информатизация науки принципиально не изменили методологию организации краеведческих исследований.
В процессе развития в России к настоящему времени сложились три организационные формы краеведения: государственное, общественное и учебное. Каждая из них дает возможность заинтересованным группам населения осуществлять краеведческую деятельность в нескольких направлениях, став достойным наследником лучших традиций родной истории и культуры.
На сегодняшний день в большинстве регионов России центрами краеведческой работы являются высшие учебные заведения, что обусловлено рядом объективных причин. Компенсировать негативные тенденции, сложившиеся в развитии отечественного краеведения, и стимулировать его рост в будущем возможно лишь при проведении комплекса продуктивных преобразований, прежде всего, социально-экономического характера.
Говоря о пензенском краеведении, отметим, что, такие благоприятные тенденции как появление новых общественных организаций, осуществляющих научную деятельность, активизация издательской деятельности, обращение к вопросам краеведения академического сообщества и оживление исследовательской активности среди обычного населения города Пензы, не смогли вывести краеведение на новую ступень развития. Основная масса населения не рассматривает краеведение как 94
серьезную («солидную») сферу деятельности, и относится к нему, исключительно, как к увлечению. Большинство положительных подвижек основаны на альтруизме энтузиастов краеведческого движения и недостаточны для его дальнейшего интенсивного развития. Следующим, по своему революционным, шагом в развитии пензенского краеведения должно стать создание в регионе государственного учреждения по типу НИИ, специализирующегося на проведении краеведческих исследованиях, а также повышение уровня социальной привлекательности краеведения в обществе.
Главенствующее место в системе источников информации, необходимой для проведения региональных исторических исследований, занимают государственные архивы субъектов РФ и муниципальные архивы, предоставляющие наиболее широкие возможности для работы с архивными фондами. Введение в научный оборот и проведение комплексного анализа, хранящихся в них источников, позволяет рассмотреть основные вехи истории интересующего населенного пункта, выявить общее и частное в происходящих микроисторических процессах: от повседневности до микроэкономики. Однако следует отметить и то, что в последние годы региональном уровне наблюдается некоторая тенденция к постепенному ограничению доступности архивных фондов...


1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 350. Ландратские книги и ревизские сказки.
2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 5. Канцелярия Пензенского губернатора.
3. ГАПО. Ф. 6. Пензенское губернское правление.
4. ГАПО. Ф. 9. Пензенский губернский статистический комитет.
5. ГАПО. Ф. 14. Пензенское отделение дворянского земельного банка.
6. ГАПО. Ф. 15. Пензенское отделение крестьянского поземельного банка.
7. ГАПО. Ф. 33. Нижнеломовский уездный суд.
8. ГАПО. Ф. 53. Пензенское губернское присутствие.
9. ГАПО. Ф. 54. Пензенское губернское по крестьянским делам присутствие.
10. ГАПО. Ф. 60. Пензенская губернская казенная палата.
11. ГАПО. Ф. 81. Дирекция народных училищ губернии.
12. ГАПО. Ф. 158. Пензенская губернская земская управа.
13. ГАПО. Ф. 182. Пензенская духовная консистория.
14. ГАПО. Ф. 198. Пензенский губернский дворянский комитет.
15. ГАПО. Ф. 225. Пензенская губернская чертежная...126


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ