Формирование познавательных учебных действий у третьеклассников с легкой умственной отсталостью в условиях разных образовательных маршрутов
|
Введение 9
Глава I. Теоретические основы изучения формирования познавательных базовых учебных действий 17
1.1. Базовые учебные действия как требования к разделам Адаптированной
основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 17
1.2. Изучение особенностей базовых (познавательных) учебных действий у
детей с умственной отсталостью легкой степени 21
1.3. Подходы и принципы формирования познавательных учебных действий младшими школьниками с умственной отсталостью легкой
степени 24
Выводы по главе 1 32
Глава II. Эмпирическое исследование по формированию базовых (познавательных) учебных действий обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости 34
2.1 Организация и методики эмпирического исследования 34
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
Выводы по главе II 44
Глава III. Формирующий эксперимент и его анализ 46
3.1. Организация и методика проведения формирующего эксперимента ... 46
3.2. Результаты изучения сформированности базовых (познавательных)
действий обучающихся с умственной отсталостью легкой степени 58
3.3. Методические рекомендации по формированию познавательных базовых (познавательных) действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью в условиях совместного обучения с другими обучающимися 63
Заключение 66
Библиография 68
Приложения 78
Глава I. Теоретические основы изучения формирования познавательных базовых учебных действий 17
1.1. Базовые учебные действия как требования к разделам Адаптированной
основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 17
1.2. Изучение особенностей базовых (познавательных) учебных действий у
детей с умственной отсталостью легкой степени 21
1.3. Подходы и принципы формирования познавательных учебных действий младшими школьниками с умственной отсталостью легкой
степени 24
Выводы по главе 1 32
Глава II. Эмпирическое исследование по формированию базовых (познавательных) учебных действий обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости 34
2.1 Организация и методики эмпирического исследования 34
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
Выводы по главе II 44
Глава III. Формирующий эксперимент и его анализ 46
3.1. Организация и методика проведения формирующего эксперимента ... 46
3.2. Результаты изучения сформированности базовых (познавательных)
действий обучающихся с умственной отсталостью легкой степени 58
3.3. Методические рекомендации по формированию познавательных базовых (познавательных) действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью в условиях совместного обучения с другими обучающимися 63
Заключение 66
Библиография 68
Приложения 78
На сегодняшний день в России действует Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, который предоставляет возможность получать образование всем детям, независимо от ограничений возможностей их здоровья.
Согласно закону, обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей - это задача инклюзивного образования.
Инклюзивное образование осуществляет обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) не только в специализированном учебном учреждении или коррекционном классе, но и в обычном классе с нормотипичными детьми.
По статистике Минпросвещения России (от марта 2020 года) среди детей с ОВЗ большую группу на сегодняшний день занимают дети с умственной отсталостью. Дети с лёгкой степенью умственной отсталости имеют право на взаимодействие и обучение со сверстниками, что является одной из главных ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии.
В классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения в 1994 г. (МКБ-10), зафиксировано «умственная отсталость, в зависимости от количественной оценки интеллекта, предполагает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. В данной
классификации умственная отсталость легкой степени имеет шифр - F-70 (отсутствие или слабая выраженность нарушения поведения)». У детей этой нозологической группы ориентировочный IQ составляет 50-69, так в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет. Не исключено, что дети будут испытывать некоторые трудности при обучении. Данная позиция отражена в трудах Л.Б. Баряевой, А.Р. Маллера, Л.Ф. Тихомировой.
Инклюзивное образование является предметом доступного образования, ориентированного на ребёнка с умственной отсталостью, учитывая его индивидуальные потребности, что даёт шансы и возможности для эффективной его социализации. В настоящее время педагоги, обучающие ребёнка с умственной отсталостью легкой степени, должны знать особенности образовательных потребностей данной категории детей, создавая специальные условия обучения в условиях образовательной инклюзии.
Основным отличием нового образовательного стандарта от предыдущих реализаций программ заключается в переходе от знаний, умений и навыков к формированию базовых учебных действий. Базовые учебные действия (далее - БУД) являются элементарными и необходимыми единицами учебной деятельности, формирующие овладение содержанием образования
обучающимися с умственной отсталостью.
Для эффективной работы по обучению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени разрабатываются примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) - Вариант 1 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ. Данная общеобразовательная программа адаптирована с учетом особенностей психофизического развития детей с легкой степенью умственной отсталости, их индивидуальных возможностей, а также создает условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Методологической основой разработки АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) легкой степени являются дифференцированный и деятельностный подходы.
...
Согласно закону, обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей - это задача инклюзивного образования.
Инклюзивное образование осуществляет обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) не только в специализированном учебном учреждении или коррекционном классе, но и в обычном классе с нормотипичными детьми.
По статистике Минпросвещения России (от марта 2020 года) среди детей с ОВЗ большую группу на сегодняшний день занимают дети с умственной отсталостью. Дети с лёгкой степенью умственной отсталости имеют право на взаимодействие и обучение со сверстниками, что является одной из главных ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии.
В классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения в 1994 г. (МКБ-10), зафиксировано «умственная отсталость, в зависимости от количественной оценки интеллекта, предполагает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. В данной
классификации умственная отсталость легкой степени имеет шифр - F-70 (отсутствие или слабая выраженность нарушения поведения)». У детей этой нозологической группы ориентировочный IQ составляет 50-69, так в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет. Не исключено, что дети будут испытывать некоторые трудности при обучении. Данная позиция отражена в трудах Л.Б. Баряевой, А.Р. Маллера, Л.Ф. Тихомировой.
Инклюзивное образование является предметом доступного образования, ориентированного на ребёнка с умственной отсталостью, учитывая его индивидуальные потребности, что даёт шансы и возможности для эффективной его социализации. В настоящее время педагоги, обучающие ребёнка с умственной отсталостью легкой степени, должны знать особенности образовательных потребностей данной категории детей, создавая специальные условия обучения в условиях образовательной инклюзии.
Основным отличием нового образовательного стандарта от предыдущих реализаций программ заключается в переходе от знаний, умений и навыков к формированию базовых учебных действий. Базовые учебные действия (далее - БУД) являются элементарными и необходимыми единицами учебной деятельности, формирующие овладение содержанием образования
обучающимися с умственной отсталостью.
Для эффективной работы по обучению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени разрабатываются примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) - Вариант 1 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ. Данная общеобразовательная программа адаптирована с учетом особенностей психофизического развития детей с легкой степенью умственной отсталости, их индивидуальных возможностей, а также создает условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Методологической основой разработки АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) легкой степени являются дифференцированный и деятельностный подходы.
...
В заключении стоит отметить, что тема исследования является актуальной в настоящее время, так как до настоящего времени вопросом о формировании базовых (познавательных) учебных действий (БУД) задавались многие исследователи, но итоговый продукт так и не был сформирован. Проблема формирования познавательных БУД практически не изучена, отсутствуют педагогические рекомендации, отвечающие современным требованиям. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция изменения количества детей с интеллектуальными нарушениями, которая характеризуется увеличением круга лиц данной нозологии.
Решая задачи данного исследования, нами было изучены особенности познавательной сферы обучающихся с умственной отсталостью легкой степени. В познавательной сфере такие дети имеют возможность развиваться, несмотря на трудности в формировании представлений и усвоении знаний, навыков, а также несмотря на задержку в развитии разных видов деятельности. В целом такие дети имеют сохранное конкретное мышление, что способствует им ориентироваться в практических ситуациях, они более ориентированы на взрослого.
В исследовании представлена коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование познавательных БУД обучающихся 3 класса с умственной отсталостью легкой степени.
Сравнивая результаты констатирующего и формирующего эксперимента наблюдаются улучшения результатов формирования познавательных БУД обучающихся с умственной отсталостью - это связано с тем, что соблюдались разработанные нами методические рекомендации.
Так, у обучающихся экспериментальной группы высокий уровень развития мыслительных операций повысился до 29% (2 ученика), у 57% (4 ученика) остался на среднем уровне, и только у 14% (1 ученик) показатели остались неизменными - низкий уровень.
Показатели уровня развития мыслительных операций контрольной группы, лишь у 14% (1 ученик) обучающихся уровень освоения
познавательных БУД вырос - высокий уровень, 57% (4 ученика) вышли на средний уровень, 29% (2 ученика) остались уровне ниже среднего.
Также видны изменения в развитии математических действий экспериментальной группы. У 43% (3 ученика) обучающихся выявлен
высокий уровень, у 43% (3 учеников) показатели остались на среднем уровне и у 14% (1 ученик) результаты показали ниже среднего уровня.
Результаты исследования контрольного эксперимента контрольной группы являются следующие: высокий уровень развития математических действий показали 28% (2 ученика) обучающихся, и по 43% (3 ученика) - средний и низкий уровни каждый.
...
Решая задачи данного исследования, нами было изучены особенности познавательной сферы обучающихся с умственной отсталостью легкой степени. В познавательной сфере такие дети имеют возможность развиваться, несмотря на трудности в формировании представлений и усвоении знаний, навыков, а также несмотря на задержку в развитии разных видов деятельности. В целом такие дети имеют сохранное конкретное мышление, что способствует им ориентироваться в практических ситуациях, они более ориентированы на взрослого.
В исследовании представлена коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование познавательных БУД обучающихся 3 класса с умственной отсталостью легкой степени.
Сравнивая результаты констатирующего и формирующего эксперимента наблюдаются улучшения результатов формирования познавательных БУД обучающихся с умственной отсталостью - это связано с тем, что соблюдались разработанные нами методические рекомендации.
Так, у обучающихся экспериментальной группы высокий уровень развития мыслительных операций повысился до 29% (2 ученика), у 57% (4 ученика) остался на среднем уровне, и только у 14% (1 ученик) показатели остались неизменными - низкий уровень.
Показатели уровня развития мыслительных операций контрольной группы, лишь у 14% (1 ученик) обучающихся уровень освоения
познавательных БУД вырос - высокий уровень, 57% (4 ученика) вышли на средний уровень, 29% (2 ученика) остались уровне ниже среднего.
Также видны изменения в развитии математических действий экспериментальной группы. У 43% (3 ученика) обучающихся выявлен
высокий уровень, у 43% (3 учеников) показатели остались на среднем уровне и у 14% (1 ученик) результаты показали ниже среднего уровня.
Результаты исследования контрольного эксперимента контрольной группы являются следующие: высокий уровень развития математических действий показали 28% (2 ученика) обучающихся, и по 43% (3 ученика) - средний и низкий уровни каждый.
...





