Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №163126

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Проблема преодоления недостатков чтения у младших школьников в современной литературе
1.1. Психофизиологические механизмы чтения и процесс овладения
чтением в норме 6
1.2. Дислексия у младших школьников и причины ее вызывающие 17
1.3. Классификация дислексии 22
Глава II. Изучение процесса чтения у младших школьников
2.1. Цель, задачи и приемы организации констатирующего
эксперимента 33
2.2. Нарушение чтения у детей по данным констатирующего
эксперимента 35
Глава III. Система работы по преодолению нарушения чтения у младших школьников
3.1. Цель и содержание формирующего эксперимента 39
3.2. Сравнительный анализ эффективности проведенной работы 58
Заключение 63
Список литературы


Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Владение полноценным навыком чтения является важным условием существования человека в современном мире с увеличивающимся потоком информации, расширением сфер компьютерной техники.
В связи с этим чтение выступает важным компонентом деятельности каждого школьника любого возраста. Но особое значение становления навыка чтения приобретает в начальной школе, когда создается база для усвоения всех школьных дисциплин. От умения детей читать зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний. Чтение, являясь основным способом получения учебной информации, играет ведущую роль в процессе усвоения знаний.
Некоторые учителя считают дислексические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумение слушать объяснение учителя, невнимательностью при чтении, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Известно, что чтение представляет собой сложный интегративный психофизиологический процесс, осуществляемый при непосредственном участии и контроле со стороны высших отделов центральной нервной системы и при совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов. Чтение включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв, соотнесение букв со звуками и звукового образа слова с его звучанием.
В начальной школе ребенок должен овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. Нарушение чтения у детей с сохранным слухом, зрением и интеллектом составляет серьезное препятствие для этого процесса.
Большинство авторов, глубоко изучающих проблему чтения в младшем школьном возрасте (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев и др.), подчеркивают, что в основе нарушения чтения лежат общие закономерности нарушения развития устной речи, и среди них в особенности неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения. Используя термин «дислексия» одни авторы имеют в виду определенную локализацию, тогда как другие трактуют это нарушение как компонент системного недоразвития речи.
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфика овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него процесса чтения. Этим и определяется актуальность нашего исследования.
Цель исследования - выявление нарушения чтения у младших школьников и разработка системы упражнений, способствующих коррекции выявленных нарушений.
Задачи:
1. обзор литературы по данной теме;
2. обследование процесса чтения у детей;
3. подбор системы упражнений, игр и приемов, направленных на преодоление нарушения чтения и проведение формирующего эксперимента;
4. проведение контрольного эксперимента с целью выявления эффективности формирующего эксперимента;
Объектом исследования является процесс чтения у учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования - система упражнений, направленная на коррекцию нарушения чтения у младших школьников.
Гипотезой работы является предположение о том, что у младших школьников имеются специфические ошибки чтения и специально разработанная система упражнений способствует устранению выявленных нарушений.
Для реализации поставленных нами задач мы использовали методы анализа литературы, констатирующий, обучающий, итоговый эксперимент, сравнительного анализа данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельностям. В процесс чтения вовлекаются волевые качества читающего, его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы. Приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе. Активизируются модели словоупотребления, словообразования, модели построения предложений, текста и др.
Нарушение чтения приводит к нарушению письма, а письмо и чтение очень важные компоненты учебной деятельности. Нарушение письменной речи приводит к вторичному отставанию в умственном развитии. Отсутствие этих навыков приводит к значительным трудностям в усвоении других школьных предметов, в основе которых лежит употребление чтения и письма. Это сказывается на усвоении школьной программы и приводит к педагогической запущенности.
Наше исследование показало, что среди учащихся есть немалый процент детей, который уже в начальной школе имеют нарушения чтения. В основном это дети, которые не овладели фонематическим анализом и у них не сформировано фонематическое восприятие.
Для этих детей необходима специальная коррекционная работа по исправлению данных нарушений, которые надо корректировать на логопедических занятиях.
Предложенная нами система упражнений по развитию фонематического восприятия и фонематического анализа позволяет скорректировать нарушения чтения в короткие сроки и повысить качество обучения.



1. Несчастная, Е.И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников. // Начальная школа. - 2000. - №9.
2. Бугрименко, Е.А. Учимся читать и писать. / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман- http://en.bookfi.net/book/1481429
3. Гончарова, Т.А. Как я прививаю любовь к чтению. // Начальная школа. - 1996. - №1.
4. Городилова, В.И. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление
недостатков. / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева -
https://booksee.org/book/335827
5. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения. / Т.Г. Егоров - М., 1953.
6. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова - М., Просвещение, 1972.
7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. / Л.Н. Ефименкова - М.:ВЛАДОС, 2001.
8. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению. -
http: //shi27 .edusite.ru/DswMedia/rezervyiobucheniyachteniyu-izopyitarabotyi- .pdf
9. Залмаева, Р.Я. Сам себе логопед / Р.Я. Залмаева - СПб., 1996.
10. Ионова, Е.Н. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее. // Начальная школа. - 2000. - №2.
11. Иваненко, С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжёлыми нарушениями произношения: Кн. для учителя. / С.Ф. Иваненко - М.: Просвещение, 1984.
12. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект). // Дефектология. - 1984. - №1.
13. Калинина, И.Л. Обучение первоначальному чтению при работе с букварем. // Начальная школа. - 2000. - №5.
14. Климанова, Л.Ф. Причина ошибок при чтении и их предупреждение. // Начальная школа. - №11 - 1973.
15. Кобзарёва, Л.Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. Практическое пособие. / Л.Г. Кобзарёва, Т.Н. Кузьмина - М.,
2000...48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ