Развитие познавательного интереса к изучению русского языка на примере особенностей употребления фразеологизмов в русских народных сказках
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения фразеологических единиц на уроках литературного чтения в начальных классах в аспекте развития познавательного интереса 5
1.1 Взгляды лингвистов на фразеологическую единицу и её категориальные свойства 5
1.2 Источники фразеологизмов в русском языке 8
1.3 Классификации фразеологических единиц. Однозначные и многозначные
фразеологизмы 9
1.4 Специфика использования фразеологических единиц в русских народных
сказках 15
1.5 Психологические особенности восприятия устойчивых оборотов младшими школьниками с точки зрения воспитания познавательного интереса.. 18
Глава 2. Методика работы с фразеологическими единицами в русских народных сказках на уроках литературного чтения в начальной школе с точки зрения развития познавательного интереса 20
2.1 Анализ учебников по литературному чтению в аспекте изучения фразеологических единиц в сказках 20
2.2 Методические рекомендации по работе с устойчивыми оборотами в сказках 24
2.3 Фрагменты уроков по работе с фразеологизмами в фольклорных произведениях 31
2.4 Экспериментальная работа по изучению фразеологизмов в русских народных сказках в начальной школе 40
Заключение 56
Список литературы 57
Приложение 1 60
Приложение 2 76
Глава 1. Теоретические основы изучения фразеологических единиц на уроках литературного чтения в начальных классах в аспекте развития познавательного интереса 5
1.1 Взгляды лингвистов на фразеологическую единицу и её категориальные свойства 5
1.2 Источники фразеологизмов в русском языке 8
1.3 Классификации фразеологических единиц. Однозначные и многозначные
фразеологизмы 9
1.4 Специфика использования фразеологических единиц в русских народных
сказках 15
1.5 Психологические особенности восприятия устойчивых оборотов младшими школьниками с точки зрения воспитания познавательного интереса.. 18
Глава 2. Методика работы с фразеологическими единицами в русских народных сказках на уроках литературного чтения в начальной школе с точки зрения развития познавательного интереса 20
2.1 Анализ учебников по литературному чтению в аспекте изучения фразеологических единиц в сказках 20
2.2 Методические рекомендации по работе с устойчивыми оборотами в сказках 24
2.3 Фрагменты уроков по работе с фразеологизмами в фольклорных произведениях 31
2.4 Экспериментальная работа по изучению фразеологизмов в русских народных сказках в начальной школе 40
Заключение 56
Список литературы 57
Приложение 1 60
Приложение 2 76
В ФГОС НОО определены основные цели, одной из которых является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, развитию умения учиться.
Вопрос о том, как сделать обучения для детей более увлекательным, интересовал многих деятелей науки и заключается он в том, чтобы сделать процесс обучения для детей желанным.
При этом в системе развития речи немало внимания уделяется усвоению школьниками лексического богатства русского языка и особенно такому ценному пласту словаря языка, как фразеология. Таким образом, в формировании образности речи в процессе усвоения русского языка, значение которой подчёркивается педагогами (Ладыженская Т.
А., Рождественский Н. С., Львов М. Р., Гаврин С. Т, Розенталь Д. Е. и др.) и психологами (Леонтьев А. А., Жинкин Н. И., Ряховский К. В. и др.), огромную роль может сыграть именно работа с фразеологическими единицами (ФЕ).
Речь современных младших школьников бедна устойчивыми выражениями, им трудно осознавать значение некоторых оборотов, встречающихся в текстах для чтения. На уместность введения в речь ФЕ указывали К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М.А. Рыбникова. В частности, Ушинский К.Д. считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с «Азбуки», с тем, чтобы ребёнок взглянул на предметы зорким глазом народа и выразился его метким словом.
Проблеме изучения устойчивых оборотов и использованию их на уроках в начальной школе посвящены работы Н.М. Шанского, А.А. Шахматова, Ф.Ф. Фортунова, А.А. Потебни, М.А. Рыбниковой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, Т.А. Ладыженской и др.
Проблема усвоения ФЕ учащимися начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения не нашла ещё должного решения, невзирая на то, что есть определённые результаты.
Встает вопрос, каким же образом организовать обучение так, чтобы увлечь ребенка процессом познания русского языка с помощью использования устойчивых выражений. Этим обусловлена актуальность темы нашего исследования.
Предметом исследования являются фразеологизмы из русских народных сказок.
Объект исследования - учебная деятельность школьников при рассмотрении ФЕ на уроках литературного чтения.
Цель: представить потенциальное использование ФЕ на уроках литературного чтения в начальной школе в аспекте формирования познавательного интереса к изучению родного языка.
В соответствии с поставленной целью, обозначенными объектом и предметом исследования предлагается решение следующих задач:
1. Изучить лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть психологические и лингвистические основы работы с ФЕ на уроках литературного чтения.
3. Разработать и предложить методические рекомендации по использованию фразеологизмов на уроках литературного чтения.
4. Провести экспериментальное исследование по проверке эффективности предложенной системы работы.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что систематическая работа с ФЕ на уроках литературного чтения в начальной школе способствует развитию познавательного интереса к изучению родного языка.
Вопрос о том, как сделать обучения для детей более увлекательным, интересовал многих деятелей науки и заключается он в том, чтобы сделать процесс обучения для детей желанным.
При этом в системе развития речи немало внимания уделяется усвоению школьниками лексического богатства русского языка и особенно такому ценному пласту словаря языка, как фразеология. Таким образом, в формировании образности речи в процессе усвоения русского языка, значение которой подчёркивается педагогами (Ладыженская Т.
А., Рождественский Н. С., Львов М. Р., Гаврин С. Т, Розенталь Д. Е. и др.) и психологами (Леонтьев А. А., Жинкин Н. И., Ряховский К. В. и др.), огромную роль может сыграть именно работа с фразеологическими единицами (ФЕ).
Речь современных младших школьников бедна устойчивыми выражениями, им трудно осознавать значение некоторых оборотов, встречающихся в текстах для чтения. На уместность введения в речь ФЕ указывали К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М.А. Рыбникова. В частности, Ушинский К.Д. считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с «Азбуки», с тем, чтобы ребёнок взглянул на предметы зорким глазом народа и выразился его метким словом.
Проблеме изучения устойчивых оборотов и использованию их на уроках в начальной школе посвящены работы Н.М. Шанского, А.А. Шахматова, Ф.Ф. Фортунова, А.А. Потебни, М.А. Рыбниковой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, Т.А. Ладыженской и др.
Проблема усвоения ФЕ учащимися начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения не нашла ещё должного решения, невзирая на то, что есть определённые результаты.
Встает вопрос, каким же образом организовать обучение так, чтобы увлечь ребенка процессом познания русского языка с помощью использования устойчивых выражений. Этим обусловлена актуальность темы нашего исследования.
Предметом исследования являются фразеологизмы из русских народных сказок.
Объект исследования - учебная деятельность школьников при рассмотрении ФЕ на уроках литературного чтения.
Цель: представить потенциальное использование ФЕ на уроках литературного чтения в начальной школе в аспекте формирования познавательного интереса к изучению родного языка.
В соответствии с поставленной целью, обозначенными объектом и предметом исследования предлагается решение следующих задач:
1. Изучить лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть психологические и лингвистические основы работы с ФЕ на уроках литературного чтения.
3. Разработать и предложить методические рекомендации по использованию фразеологизмов на уроках литературного чтения.
4. Провести экспериментальное исследование по проверке эффективности предложенной системы работы.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что систематическая работа с ФЕ на уроках литературного чтения в начальной школе способствует развитию познавательного интереса к изучению родного языка.
В настоящее время серьезной проблемой школы является падение интереса к русскому языку. Из этого следует снижение грамотности и неумение выражать свою мысль. Формировать интерес к родному языку необходимо с младшего школьного возраста. На уроках литературного чтения интерес у учащихся может быть сформирован в том случае, если проблема его отсутствия станет важной для самого обучающегося. Для решения этой проблемы используются разнообразные задания с ФЕ, которые способствуют обогащению словарного запаса и более глубокому пониманию русского языка.
В УМК по литературному чтению для начальной школы встречаются однотипные упражнения с ФЕ. Именно поэтому педагог, заинтересованный в более глубоких знаниях своего обучающегося, вынужден придумывать или искать разнообразные виды заданий.
Указанные выше особенности были учтены нами при разработке методических рекомендаций и фрагментов уроков. Апробация составленных фрагментов была осуществлена на базе МБОУ СОШ № 20 г. Пензы. Для эксперимента были взяты 4-в, 4-б классы МБОУ СОШ № 20 и 4- г класс гимназии № 13 г. Пензы.
Диагностический этап эксперимента, проводившийся на 4-в и 4-б классах показал, что уровень заинтересованности в работе с фразеологизмами, как и уровень познавательного интереса низкий. Из полученных результатов была разработана система заданий, которые в течение 3-х месяцев использовались на уроках литературного чтения в 4-в классе. После проведенных уроков был сделан замер знаний и уровня развития познавательного интереса. Полученные результаты позволяют нам говорить о том, что задания с ФЕ влияют не только на осознанное усвоение младшими школьниками знаний по русскому языку, на способность воспроизводить сформированные умения и навыки в условиях учебного процесса, но и на обеспечение формирования познавательного интереса к родному языку. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, нашла свое подтверждение на практике.
В УМК по литературному чтению для начальной школы встречаются однотипные упражнения с ФЕ. Именно поэтому педагог, заинтересованный в более глубоких знаниях своего обучающегося, вынужден придумывать или искать разнообразные виды заданий.
Указанные выше особенности были учтены нами при разработке методических рекомендаций и фрагментов уроков. Апробация составленных фрагментов была осуществлена на базе МБОУ СОШ № 20 г. Пензы. Для эксперимента были взяты 4-в, 4-б классы МБОУ СОШ № 20 и 4- г класс гимназии № 13 г. Пензы.
Диагностический этап эксперимента, проводившийся на 4-в и 4-б классах показал, что уровень заинтересованности в работе с фразеологизмами, как и уровень познавательного интереса низкий. Из полученных результатов была разработана система заданий, которые в течение 3-х месяцев использовались на уроках литературного чтения в 4-в классе. После проведенных уроков был сделан замер знаний и уровня развития познавательного интереса. Полученные результаты позволяют нам говорить о том, что задания с ФЕ влияют не только на осознанное усвоение младшими школьниками знаний по русскому языку, на способность воспроизводить сформированные умения и навыки в условиях учебного процесса, но и на обеспечение формирования познавательного интереса к родному языку. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, нашла свое подтверждение на практике.
Подобные работы
- РУССКО-ПОЛЬСКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ: ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - РУССКО-ПОЛЬСКИЕ
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ:
ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017



