Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Различия в показателях коммуникативной сферы младших школьников, занимающихся разными видами музыкального творчества

Работа №163108

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты различий в показателях коммуникативной сферы младших школьников, занимающихся различными видами музыкального творчества
1.1. Особенности развития личности в младшем школьном
возрасте 7
1.2. Особенности коммуникативной сферы в младшем школьном
возрасте 21
1.3. Особенности организации досуговой деятельности младшего
школьника в учреждениях дополнительного образования 34
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы различий в показателях коммуникативной сферы младших школьников, занимающихся различными видами музыкального творчества
2.1 Описание этапов и методов исследования 44
2.2 Анализ и интерпретация диагностических данных 51
Выводы 61
Заключение 63
Список используемых источников 64
Приложение 69


Изменения, которые произошли в обществе за последнее десятилетие, затронули все стороны человеческой жизни. Значительные перемены произошли и в системе образования. Очень большое значение стало уделяться досуговой деятельности младших школьников, и поэтому все больше дополнительным образованием детей начинают заниматься не школы и внешкольные организации, детские центры развития, клубы, а также и сами родители. Это способствуют развитию творческого потенциала, познавательной сферы и удовлетворяет потребности младших школьников и не только.
Занимаясь в учреждениях дополнительного образования различными видами творчества, в том числе и музыкальным, происходит всестороннее развитие личности младшего школьника. Музыкальное воспитание, является неделимой частью подрастающего поколения. Тем более, когда интерес в изучении исходит от самого ребенка. Имеет достаточно большое значение, чтобы воздействие искусства на личность ребенка начиналось как можно раньше. В процессе занятий происходит развитие таких способностей как, понимание искусства, вкус человека, этнических чувств.
Музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно - эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание человека как такового. В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки.
Занятия различными видами музыкального искусства, это сильнейшее средство для формирования интеллекта, чувств, нравственности, эмоциональной культуры. Главный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки и обогащение музыкального слуха и опыта детей.
Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование общественной нравственности личности, закладывается фундамент нравственного поведения и моральных норм. Поэтому так важно учувствовать в воспитании ребенка,помогать ему регулировать свою досуговую деятельность. Можно сказать, что музыка играет важную роль в воспитании и развитии младшего школьника. Благодаря тому, что ребенок занимается музыкальным видом творчества, происходит незаменимое воздействие на развитие в целом. Происходит совершенствование мышления, развитие эмоциональной сферы, младший школьник становиться более сенситивным к красоте в жизни и в искусстве.
Сейчас у нас достаточно большое количество организаций, клубов и кружков, детских центров занимаются музыкально-эстетическим воспитанием детей, но все они преследуют цель воспитать духовно богатую и гармонично развитую личность ребенка.
Мы в нашем исследовании ставим целью изучение различий в показателях коммуникативной сферы младших школьников, занимающихся различными видами музыкального искусства для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной работе педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста.
Объект -коммуникативная сфера младших школьников.
Предмет -различия в показателях коммуникативной сферы младших школьников, занимающихся разными видами музыкального творчества.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют различия в показателях коммуникативной сферы младших школьников, занимающихся разными видами музыкального творчества. Эти различия проявляются в показателях социального интеллекта, эмпатии и уровня принятия других.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по вопросам развития личности младшего школьника и влияния на них музыкальных занятий.
2. Подобрать адекватные цели исследования методы и методики, позволяющие изучить коммуникативную сферу личности испытуемых.
3. Эмпирическое изучение различий в показателях коммуникативной сферы младших школьников, занимающихся различными видами музыкального искусства.
4. Проанализировать результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, сформулировать выводы.
Методологическую базу исследования составляют концептуальные разработки отечественных и зарубежных психологов в области исследования психического развития (Д.Б. Эльконин, З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.Колберг, А.В. Петровский);самооценки (Л.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон); социального интеллекта (Дж. Гилфорд, В. Векслер, М.И. Бобнева); формирование коммуникативных навыков у младших школьников (Е.А. Архипова, А.Г. Антонова, Р.В. Овчарова, О.А. Веселкова, Ю.В. Касаткина); направления развития общения (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, У. Хартуп, М.И. Лисина); досуга (С.Т. Шацкий, С.А. Шмаков); эмпатии (Т. Шибутани, В. Дильтей, Дж.Мид).
Исследование проводилось в период с октября по декабрь 2016 года на базе МАУ ДО ДШИ «Гармония» г. Пензы.
В исследовании приняли участие младшие школьники в возрасте от 7 до 11 лет. Всего испытуемых 50 человек. Общая выборка была разделена на 2 группы по 25 человек. В первую группу вошли дети, занимающиеся коллективным музыкальным творчеством. Вторую группу составили испытуемые, которые занимаются музыкальным творчеством индивидуально.
В диагностическом эксперименте были использованы следующие методики:
1. «Диагностика принятия других» (В. Фей);
2. Проективная методика «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гаврилова); 
4. «Диагностика социального интеллекта» (Д. Векслер).Тест WISC (echslerIntelligenceScaleforChildren) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
В качестве методов математической статистики был использован Т- критерий Стьюдента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире крайне важно заниматься воспитанием подрастающего поколения. Ведь именно в их руках будущее. Поэтому стоит грамотно распределить время младшего школьника, что бы в его жизни присутствовала не только школа, но и досуговая деятельность, она формирует более целостную личность ребенка.
Занятия в учреждениях дополнительного образования обладают рядом особенностей: они менее регламентированы, более гибкие, свободнее по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале. К тому же одним из главных факторов является, что ребенок идет на занятия по собственной инициативе.
Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.
Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребенка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребенка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная деятельность младших школьников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
В результате исследования мы частично доказали нашу гипотезу, имеется математически значимая разница между младшими школьниками, которые занимаются различными видами музыкального искусства по таким показателям как: принятие других людей, невербальный интеллект, «понятливость».



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Изд.-во Академ- проект, 2001. - 704 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - СПб: Изд.-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя. - М.: Изд.-во Просвещение, 2005. - 207 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд.-во Аспект- пресс 2001. - 376 с.
5. Басова А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 74-75.
6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения// Собр. соч.: в 2 т. Т.2. - М.: Педагогика. -- 1979 -399 с.
7. Бодалев A.A. О взаимосвязи общения и отношения //Вопросы психологии. 1994. - №1. - С.122-127.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: изд-во Питер, 2008. - 398 с. - Серия: Мастера Психологи.
9. Валлон А. Психическое развитие ребенка - СПб.: Изд.-во Питер, 2001. - 208 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - СПб.: Изд.-во Союз, 1997. - 224 с.
11. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии// Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147-157.
12. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. образования. - М.: Изд.-во ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
13. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико¬
психологические проблемы построения учебных предметов - 2-е изд. - М.: Изд.-во Педагогическое общество России, 2000. - 479 с.
14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд.-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 264 с.
15. Деркача А.А. Акмеология: учебник. - М.: Изд.-во РАГС, 2002. - 650 с.
16. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией О.Е Лебедева. - М.: Изд.-во ВЛАДОС, 2000. - 348с.
17. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. образования. - М.: Изд.-во ВЛАДОС, 2002. - 298 с.
18. Ермолаева М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - 4-е изд., стереотипное. - М.: Изд.-во МПСИ, 2008. - 376 с.
19. Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. - М.: Изд.-во Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. - 167с.
20. Жеребцов С.Н., Коломинский Я.Л. Социальная психология развития личности. - М.: Изд.-во Высшая школа, 2009. - 248 с.
21. Заброцкий М.М. Возрастная психология. - М.: Изд-во МАУП, 1998. - 89 с.
22. Калиш И.В. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Изд.-во ВЛАДОС, 2000. - 369 с.
23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Изд.-во Педагогика, 1991. - 150 с.
24. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Изд.- во Питер, 2005. - 275 с.
25. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей.- М.: Изд.-во Просвещение, 2001. - 303 с.
26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Изд.-во Сфера, 2001. - 464 с.
27. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - Изд.2-е, доп. и испр. Благовещенск: Изд.-во БГПУ, 2001. - 345 с.
28. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Изд.-во УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
29. Литвинова С.Н. Организация досуга детей и подростков: методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей. - М., Изд.-во ВЛАДОС, 2012. - 387 с.
30. Маслоу А. Мотивация и личность. - 3-e изд. - СПб.: Изд.-во Питер, 2008. - 352 с.
31. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения // Прикладная психология. -1999. - № 4. - С. 54-63.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд.- во Академия, 2006. - 608с.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. - М.: Изд. - во Юрайт ; МГППУ, 2011. - 460 с. - Серия : Основы наук.
34. Павелко Р.В. Детская психология: учеб пособие для вузов. - М.: изд- во Академ-выдал, 2011. - 373 с.
35. Павелко Р.В. Развитие морального сознания и самосознания в детском возрасте: монография. - М.: изд-во Вол.обереги, 2004. - 248 с.
36. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: изд-во Педагогика- Пресс, 2000. - 528 с.
37. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. - М.: Изд.-во Академ, 2000. - 398 с.
38. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Изд.-во Речь, 2002. - 694 с.
39. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А. А. Бодалева, И. М. Карлинской. - М.: Изд-во МГУ,
2001. -141 с.
40. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Изд.-во Бахрам - М, 2002. - 567 с.
41. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Изд.-во Прайм - Еврознак, 2002. - 656 с. - Серия «Психологическая энциклопедия»
42. Савчин М.В. Возрастная психология. - М.: Изд.-во Академ, 2006. - 360 с.
43. Столяренко Л.Д. Основы психологии: - Изд. 19-е. - Ростов на Дону, Изд.-во Феникс, 2008. - 673 с.
44. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием
художественного произведения. - М.: Изд.-во АНО ПЭБ, 2008. - 237 с.
45. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 197 с.
46. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Изд.-во Academia, 2001. - 158 с.
47. Хомская Е. Д. Нейропсихология. 4-е изд.- СПб.: Изд.-во Питер, 2005. -496 с.
48. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника. - М.: Изд.-во ВЛАДОС, 2014. - 451 с.
49. Хьелл А., Д. Зиглер Теории личности. - СПб.: Изд.-во Питер Пресс, 2003. - 608 с.
50. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: Изд.-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
51. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Изд.-во Педагогика, 1989. - 560 с.
52. Эриксон Э. Детство и общество. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
53. Яшкова А.Н. Возрастная психология: учебное пособие. - Саранск, изд-во Мордовский гос. пед. ин-т, 2011. - 101 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ