Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ РУКОВОДЯЩЕГО ЗВЕНА ГПС МЧС РОССИИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Работа №163090

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы182
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Анализ литературы по проблеме исследования 10
1.1. Коммуникативная компетентность: понятие, компоненты,
характеристики 10
1.2. Социально-психологический тренинг и его роль в развитие
коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России 19
1.3. Современное состояние изучения проблемы развития
коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальное изучение коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России 30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Результаты исследования 41
Выводы по второй главе 53
Глава 3. Развитие коммуникативной компетентности средствами социально­психологического тренинга у сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России 56
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента 56
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 68
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 79
Выводы по третьей главе 88
Заключение 91
Литература 95
Приложение 120

Современные условия развития российского общества предъявляют повышенные требования к эффективности и качеству выполнения служебных обязанностей сотрудниками руководящего звена
Государственной противопожарной службы МЧС России. Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России, разработанное «Центром экстренной психологической помощи МЧС России», определяет практическую значимость развития коммуникативной компетентности у сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России М.М. Бобровницкая, О.Ю. Голубева, Т.Н. Коняева, Ю.С. Шойгу (2006). От того, насколько руководитель воинского подразделения успешно решает коммуникативные задачи, устанавливает и поддерживает психологический контакт с различными категориями граждан, объясняет, структурирует и объективно оценивает полученную информацию, ориентируется в непрерывном потоке неструктурированной или слабоструктурированной информации, зависит престиж службы и формирование позитивного мнения, как об отдельных подразделениях, так и обо всей системе в целом Ю.Г. Баскин (2016), В.А. Бодров (2001), Л.Б. Гапоненко (2014), М.Н. Марьин (2013), Л.Б. Морозова (2015).
Вопросом изучения коммуникативной компетентности занимались такие ученые, как И.Р. Алтунина (1999), А.В. Батаршев (1999), В.А. Горянина (1997), Ю.М. Жуков (2003), Л.А. Петровская (2007), П.В. Растянников (1991) и др.. В последние годы в психологии заметно возрос интерес к изучению коммуникативной компетентности, так как без его развития невозможно конструктивное сотрудничество ни в одной области профессиональной деятельности. Комплексное исследование коммуникативной компетентности встречается в работах Н.В. Александрова (2014), О. Я. Гойхман (2014), А.Б.
Дубакова (2012), С.А. Езова (2015), Т.М. Надеина (2014), В.А. Тарабанова (2014), Э.Г. Эйдемиллер (2014) и рассматривается ими как поиск эффективных средств построения взаимодействия, знаний и умений в системе межличностных отношений, связанных с взаимным обменом информацией и познанием людьми друг друга, с управлением собственным поведением и поведением других, организацией деятельности.
Сфера деятельности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России выходит далеко за границы части. Успех их работы зависит от качества взаимоотношений с сотрудниками других подразделений, с местными органами, с различными организациями. По мнению А.В. Осипова (2004), Л.Б. Морозовой (2015), В.А. Куфлиной (2015) работа в особых условиях может приводить к стрессам и конфликтам с сослуживцами, в данной ситуации изучение коммуникативной компетентности становится еще более актуальной. Поэтому сотрудникам руководящего звена ГПС МЧС России, сегодня уже недостаточно опираться на простой здравый смысл, традиции и опыт в своей узкопрофессиональной области и в области общения. Сейчас ему для успешной и профессиональной деятельности все более необходимой становится специальная социально-психологическая подготовка.
Социально-психологический тренинг может рассматриваться как специфическое преломление идей формирующего эксперимента в специальной практике развития коммуникативной компетентности взрослых людей Н.В. Александрова, В.А. Тарабанова, Э.Г. Эйдемиллер (2014), представляя уникальную возможность комплексного изучения многих социально - психологических феноменов с их процессуально-динамической стороны [44, с. 120].
Проблема социально-психологического тренинга является большим полем деятельности для социального психолога. Как отмечает В.В. Новиков, в современной психологической литературе недостаточно исследований по проблематике коммуникативной компетентности военных. Отмечаем и то, что опыт применения такой формы работы, как социально-психологический тренинг в данной профессиональной группе очень мал.
Одним из ключевых аспектов системы МЧС России является повышение профессионализма кадров и совершенствование системы подготовки военных специалистов всех уровней. Усиление человеческого потенциала, определяющего боеспособность и моральный дух МЧС России, связывается с повышением роли руководящего состава ГПС МЧС России - ключевой фигуры во всех подразделениях. Именно через повышение уровня обученности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России, освоение ими реальных навыков и умений управления и коммуникации возможно качественное повышение профессионализма, боевого мастерства, слаженности действий подчиненных военнослужащих и подразделений.
Таким образом, развитие коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России является актуальной проблемой современной психологии, решение которой, имеет важное значение как для каждого конкретного индивида, так и для общества в целом.
Проблема исследования. Заключается в изучении уровня сформированности коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России, теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику тренинговой программы по их развитию.
Объект исследования: коммуникативная компетентность сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России.
Предмет исследования: развитие коммуникативной компетентности у сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России средствами социально­психологического тренинга.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень развития коммуникативной компетентности у сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России возможно оптимизировать, если в практику подготовки личного состава внедрить разработанную нами тренинговую программу.
Цель работы: обоснование и экспериментальная проверка
возможностей развития коммуникативной компетентности у сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России средствами социально - психологического тренинга.
Задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Изучить особенности коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность тренинговой программы развития коммуникативной компетентности у сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России.
Методологические основы исследования:
• основные положения компетентностного подхода (Ю.В. Жуков 2003, И.А. Зимняя 2004, Н.В. Кузьмина 2009, Е.В. Руденский 2013, А.В. Хуторской 2013 и др);
-положения педагогики, психологии о сущности служебной деятельности в особых условиях профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России (Ю.Г Баскин 2006, Т.Б. Ванеева 2009, И.В. Лаухина 2009, М.Н. Марьин 2013, И.О. Романова 2014);
• положения о взаимосвязи деятельности и общения (Б.Т.Ананьев 2007, Л.С. Выготский 2005, А.Н. Леонтьев 1986, Л.С. Рубинштейн 2002).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; ко вторым - наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В исследовании применялись методы количественной и качественной обработки и интерпретации результатов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: методика 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-FPQ-187-A), методика выявления
коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1 Синявского В.В. и Федоришина Б.А.) (1989, 2005), тест опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (1984), в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голыкиной, А.М. Эткинда (УСК) (2007).
Организация исследования. Базой исследования явился Сибирский филиал ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России» г. Красноярск. В эксперименте принимали участие исключительно сотрудники ГПС МЧС России, руководящего звена, в количестве 30 человек, в возрасте 34-45 лет, стаж работы от 6-и до 10-и лет. Исследование проводилось в период с 2014 г. по 2017 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап (ноябрь 2014 - февраль 2015) - анализ общей социально­психологической литературы по проблеме исследования. Определение современного состояния изучения проблемы исследования.
Второй этап (март 2015 - май 2015) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап (июнь 2015 - февраль 2016) - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения. Выявление особенностей развития коммуникативной компетентности у сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап (март 2016 - июнь 2017) - разработка и реализация тренинговой программы по формированию коммуникативной
компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России.
Пятый этап (июль 2017 - ноябрь 2017) - обработка результатов
формирующего эксперимента, оценка сформированности коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России. Формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений о коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России и их значимости в профессиональной деятельности. Разработана и научно обоснована тренинговая программа развития коммуникативной компетентности у сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России. Расширено, углублено и уточнено понятийно-терминологической поле по проблеме развития коммуникативной компетентности у изучаемого контингента.
Практическая значимость исследования определяется тем, что количественные данные, полученные в ходе экспериментального исследования и их качественная интерпретация, позволяют определить содержание тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России. Представленные в диссертационной работе материалы, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией сотрудников.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 116 источников, включает 5 таблиц, 6 гистограмм.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению уровня сформированное™ коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России и разработке тренинговой программы, направленной на их развитие у данного контингента сотрудников.
Современные условия развития российского общества предъявляют повышенные требования к эффективности и качеству выполнения служебных обязанностей сотрудниками руководящего звена
Государственной противопожарной службы МЧС России. Основой успешной работы сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России является развитая коммуникативная компетентность, помогающая успешно строить взаимодействие с коллегами и подчиненными, найти индивидуальный и грамотный подход к каждому из них. Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативной компетентности является социально­психологический тренинг, представляющий собой совокупность всех ключевых способов обучения.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что эффективность работы по развитию коммуникативной компетентности у сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России будет повышена, при условии использования тренинговой программы, направленной на развитие данной компетентности.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России, в процессе которого были использованы следующие методики:
1. Методика 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16- FPQ-187-A) (1972, 2001).
2. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1 Синявского В.В. и Федоришина Б.А.) (1989,2005).
3. Тест опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (1984), в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голыкиной, А.М. Эткинда (УСК) (2007).
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
• схожесть показателей возраста (34-45 лет);
• стаж работы (6-10 лет);
• статусная позиция (сотрудники руководящего звена ГПС МЧС России).
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности сформированности коммуникативной
компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России. У большинства сотрудников отмечаются трудности в межличностных взаимоотношениях. Большая часть сотрудников испытывают напряжение и тревогу при общение с большой аудиторией или авторитетными людьми, что может приводить к нарушению эмоционального равновесия. Не всегда могут просчитать возможные варианты решений. Большинство сотрудников не всегда могут взять на себя ответственность за какие - либо события или действия, в организации собственной производственной деятельности склонны придавать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, коллегам по работе, везению - невезению. Таким образом, коммуникативная компетентность сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России развита недостаточно.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на развитие коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России, а именно таких умений, как:
• развитие коммуникативных умений (умение выстраивать взаимоотношения с людьми, слушать и выслушивать, анализировать и объективно оценивать полученную информацию);
• развитие организаторских умений;
• развитие умения саморегуляции и самоконтроля;
• развитие умение сопереживать и не конфликтовать;
-обучать умению ориентироваться в проблемных ситуациях и нести ответственность за свои действия и поступки;
• развитие умение подчиняться требованиям общепринятых норм и правил поведения во взаимоотношениях с людьми.
Эффективность внедрения и реализации тренинговой программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России, показали результаты психодиагностического обследования в динамике.
Так анализ результатов полученных по методике 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-FPQ-187-A) (1972, 2001) выявил положительную динамику. Стало больше сотрудников демонстрирующих склонность к сопереживанию, сочувствию, эмоциональной вовлеченности, имеющих высокую потребность в общении, проявление интереса к людям. Большее число сотрудников стали устойчивы в отношении стресс факторов, проявляют независимость и самостоятельность, эмоциональную устойчивость, выдержанность и зрелость.
Анализ результатов полученных по методике выявления
коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1 Синявского В.В. и Федоришина Б.А.) (1989, 2005) выявил положительную динамику в
сформированности коммуникативных и организаторских способностях.
О положительной динамике свидетельствует анализ результатов теста опросника «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (1984), в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голыкиной, А.М. Эткинда (УСК) (2007). Стало больше сотрудников считающих, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Увеличилось число сотрудников считающих себя, свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Стало больше сотрудников способные вызывать уважение и симпатию других людей, они могут активно формировать свой круг общения и считают свои межличностные отношения результатом своей активности.
Таким образом, результаты развивающей работы, направленной на развитие коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России средствами социально - психологического тренинга свидетельствуют о том, что сотрудники, участвовавшие в формирующем эксперименте, стали демонстрировать склонность к сопереживанию, сочувствию, эмоциональной вовлеченности, имеют высокую потребность в общении, проявление интереса к людям. Стали достаточно устойчивы в отношении стресс факторов. Действия, поступки, увлечения, склонности и привязанности носят устойчивый характер. Потребности удовлетворяются оптимальным способом, высокий сознательный волевой контроль своих поступков. Поведение в коммуникациях стало более гармоничным и соответствующим особенностям личности. Принимают большую ответственность за свою жизнь, будущее для них выглядит как реальность, которую они способны самостоятельно проектировать и создавать (планировать и реализовывать).
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие коммуникативной компетентности сотрудников руководящего звена ГПС МЧС России будет протекать успешнее, если организация развивающей работы будет строиться на основе использования тренинговой программы.


1. Александрова Н.В., Тарабанова В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная компетентность - эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей) // Журнал практического психолога. - 2014 - №7-8. - С. 24-26.
2. Алтунина И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (с помощью видеотренинга): Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. - 15 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 2 Изд - во: Санкт-Петербургского университета 2007.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб.заведений / ред. Г. М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
5. Бакли Л., Кейпл. Дж. Теория и практика тренинга. - СПб.: Питер, 2014. - 352с.
6. Бакшеева Э.Л. Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в пед. вузе МЧС России: Дисс.канд. пед. наук. Сургут, 2002. - 246с.
7. Баламут А.Н. Психологическая подготовка сотрудников уголовно­исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях. Вологда, 2013. С. 36-39, 57-64.
8. Баскин, Ю.Г. Прогностическая модель выпускника вуза МЧС России / Ю.Г. Баскин, Е.П. Соловьева // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. -2006. - № 4 (15). - С. 35-38.
9. Бассет Л. Только без паники: как избавиться от чрезмерной тревожности.- СПб.: ПитерПресс, 2017. - 288с.
10. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. - СПб.: Питер, 2016. - 176 с.
11. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей общения или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176с.
12. Белозерских, А. В. Модель блочно-модульного обучения в вузе для развития интеллектуальных способностей к профессиональной деятельности у будущих сотрудников ГПС МЧС России / А.В. Белозерских // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (65). - С. 12-17.
13. Бобровницкая М.М., Голубева О.Ю., Коняева Т.Н., Шойгу Ю.С. Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России. Москва. - 2006. - 383с.
14. Бодалев А.А. Личность и общение М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с
15. Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. - М.: ФАИР-Пресс, 2015. - 352с....116


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...