Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИОННО ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ИГР

Работа №163089

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 7
Глава 1. Теоретические предпосылки развития коммуникативных уме- 15 ний педагогов школы
1.1. Сущность понятия «Коммуникативные умения педагогов школы», 15 его структура и виды умений.»
1.2. Развитие коммуникативных умений педагогов школы на основе ор- 23 ганизационно-деятельностной игры
1.3. .Факторы и условия формирования коммуникативных умений педа- 30 гогов
Глава 2. Исследование условий развития коммуникативных умений пе- 35 дагогов
2.1. Принцип проблемности и диалогичности в реализации функций ди- 35 дактического коммуникационного воздействия на педагога школы
2.2. Критерии и показатели сформированности коммуникативных уме- 47 ний педагогов в условиях организационно-деятельностной игры
2.3. Психолого-педагогические особенности обучения педагогов школы 61
Глава 3. Совершенствование условий проведения организационно- 76 деятельностных игр при обучении педагогов образовательной организа­ции
3.1. Модель управления коммуникативными умениями педагогов обра- 76 зовательной организации
3.2. Механизм реализации модели управления коммуникативными уме- 79 ниями через ОД-игры
3.3.Эффективность внедрения разработанной модели управления 83
Заключение 86
Список используемой литературы 87
Приложения 94

Внедрение стандартов нового поколения предполагают ориентацию среднего профессионального образования не только на усвоение обучаю­щимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его по­знавательных и созидательных способностей. Создание условий для успеш­ной, самостоятельной учебной деятельности обучающегося является, одной из самых главных задач современного учителя, которая осуществляется через овладение системы универсальных способов мышления и деятельности, об­щих и профессиональных компетенций.
Цель образования, которая предполагает обучение всех, обозначена на государственном уровне. Это оправданно отражает потребности общества на нынешнем этапе развития и для каждого государства является условием вы­живания как государства [39,с.25]. Именно поэтому, вопрос об обучении всех, как государственный заказ должен восприниматься региональными ор­ганами управления образования и учитываться при создании разнообразных школ и образовательных учреждений. Но это не означает, что все школы должны выполнять этот заказ. Госзаказом предполагается, чтобы в итоге каждый ребенок освоил госминимум. Областью полипрофессиональной мыследеятельности является образование нового поколения вообще и обуче­ние, и воспитание детей в частности и связано с многообразием процессов искусственно-естественной природы.
Благодаря обучению есть история человечества. В организации процес­сов обучения и воспитания вопросы метода, технологии и методики имеют определяющее значение. В чем бы ни видели смысл обучения ребенка, как добиться реализации этих целей. Это обстоятельство требует теоретического осмысления и оформления общих представлений о способах, формах и сред­ствах организации обучения, а так же разработки конкретных способов, форм и средств организации разнообразных образовательных процессов.
Анализ психолого-педагогической литературы и практики подготовке учителей позволяет сделать вывод о том, что в теории педагогического обра­зования до настоящего времени проблема методических умений остается неразработанной: не определен состав умений, необходимых для компетент­ного выполнения педагогической деятельности учителя в различных режи­мах обучения. Модернизация системы образования в России выдвигает во­просы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффек­тивности организации воспитательно-образовательного процесса [47]. Си­стема профессионального педагогического образования, прежде всего, направлена на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить учителя, который обладает сформированными и развитыми компетенциями в сфере решения задач общеобразовательной школы, что, в свою очередь, поз­воляет обеспечить развитие обеспечивать развитие личности ученика.
В разрешении конкретных педагогических проблем, сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагог, позволяющей соче­тать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновацион­ностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подхо­дом. Необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях не­определенности. Личности творческой, ответственной, устойчивой к стрес­сам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия и решения в различных видах жизнедеятельности [51]. Поэтому у педагогов учебных заведений, должны быть уже сформированы основные компетенции и коммуникаций для их успешной педагогической деятельности. А формиро­вание этих компетенций и умений будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональ­ной компетентности педагога.
В этой ситуации важно определить те проблемы и противоречия, кото­рые сопутствуют реализации инноваций в целом и процессу повышения ква­лификации педагогических работников в частности.
Анализ ситуации позволил выявить следующие противоречия:
Между необходимостью решения новых образовательных задач в условиях введения и реализации ФГОС и неразработанностью системы ме­тодического обеспечения профессионального развития педагогических ра­ботников на институциональном, муниципальном и региональном уровне;
Между острой потребностью учителей в повышении квалификации и недостаточно эффективной ее реализацией через традиционно существую­щие формы, неосвоенностью современных технологий повышения профес­сиональной компетентности образовательной практикой, включая регио­нальный уровень;
Между растущими требованиями общества к уровню профессионализ­ма учителей и отсутствием у большинства из них системных знаний, умений и навыков развивающего образования; недостаточным владением технологи- ямиразвивающего образования в рамках системно-деятельностного подхода;
Между потребностью школы в высококвалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью механизма их профессиональной подготов­ки в рамках конкретной школы;
Противоречие между актуальным содержанием основных направлений модернизации образования и содержанием индивидуальных и групповых за­просов на повышение квалификации. Нередко эти запросы касаются узких методических аспектов в той или иной образовательной области и не затра­гивают ключевых вопросов модернизации образования;
Между требованиями ФГОС и недостаточной готовностью педагогов к решению задач ФГОС;
Между необходимостью командной работы педагогических работни­ков ОУ и неразвитостью данных форм работы в образовательной практике [53].
Анализ ситуации повышения квалификации выявляет основную про­блему, проявляющуюся в отсутствии системного подхода к формированию профессиональной компетентности педагогических работников, не освоен­ности, недостаточной укорененности эффективных технологий развития профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации инноваций. В силу чего результаты часто не соответствуют их целевым ориентациям.
Остается открытым вопрос, в рамках психолого-педагогической или методической подготовки осуществляется формирование коммуникативных умений будущих учителей и молодых педагогов. На деятельностном уровне, также отсутствует механизм диагностики сформированности профессио­нально значимых умений. Существующая методическая подготовка будущих учителей ориентирована на формирование у них некоторых аналитических умений, связанных с анализом учебных программ, учебно-методической, учебно-материальной базы, умений текущего и перспективного планирова­ния. Разработку дидактических средств, а также контроль учебного процесса, организованного в режиме объяснительно-репродуктивного обучения [40]. Механизмом формирования коммуникативных умений учителя, традицион­ная методическая подготовка не располагает. Эти умения, в свою очередь, определяют профессиональную готовность учителя реализовать цели и зада­чи различных видов обучения. Создание условий для формирования профес­сионально значимых умений предполагает значительную перестройку пси­холого-педагогической и в том числе методической подготовки педагогов, разработку форм и средств организации профессиональной деятельности и развитие коммуникативных умений в рамках организационно­деятельностной игры.
Нынешняя ситуация и в плане общечеловеческих ценностей, и в плане образовательных потребностей общества требует другого подхода, чем во времена Я.А. Коменского. Сейчас стоит противоположный, в предыдущую эпоху вопрос: как не потерять в учебной группе многообразие, как организо­вать такое обучение, где, с одной стороны, есть совместное пребывание, сов­местная деятельность разных людей, но с другой - учитываются индивиду­альные особенности об образовательные потребности, реализуются индиви­дуальные цели обучающихся. Несмотря на то, что члены учебной группы разные и по способностям и по образовательным потребностям, в отношении каждого из них необходимо реализовать общие образовательные цели. Фак­тически актуализируется задача создания такой технологии организации учебного процесса, которая позволяет реализовать индивидуальные образо­вательные программы обучающихся в условиях их совместной деятельности [42, с.6]. Но так как, на данном этапе образования все чаще стали использо­вать игротехнические навыки - организационно-деятельностные игры, кото­рые направлены на формирование общих программных представлений о бу­дущей деятельности. Коллективная мыслительная деятельность в процессе переподготовки позволяет учителям продвинуться в понимании проблемного вопроса, сформировать общие представления о дальнейшей деятельности, а также совершенствовать свои игротехнические навыки.
Цель исследования: Разработка и обоснование методики развития ком­муникативных умений педагогов школы на основе организационно­деятельностных игр
Объект исследования: : Муниципальное казённое учреждение «Ново- сёловский межшкольный методический центр»
Предмет исследования: Методика развития коммуникативных умений педагогов школы на основе организационно-деятельностных игр
Гипотеза исследования:
Развитие коммуникативных умений педагогов школы на основе организационно-деятельностных игр будет эффективно, если будут соблюдены следующие условия:
- определена сущность, структура и состав коммуникативных умений педагогов школы;
• определены критерии, показатели и уровни сформированное™ коммуникативных умений педагогов школы;
• определен характер влияния ОДИ на развитие коммуникативных умений педагогов и разработана и реализована методика развития коммуникативных умений у них;
• осуществлена оценка результатов методики развития
коммуникативных умений педагогов школы.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих за­дач:
Провести анализ сущности понятия и структуры коммуникативных умений педагогов школы.
Определить основные критерии, показатели и разработать уровни сформированности коммуникативных умений педагогов школы.
Изучить и выявить положительный характер влияния ОДИ на развитие коммуникативных умений.
Разработать и реализовать методику развития коммуникативных уме­ний педагогов школы.
Провести оценку результатов методики развития коммуникативных умений педагогов школы.
Опытно-экспериментальным путем проверить достоверность предло­женной методики.
Теоретико-методологические основы исследования.
Методологической основой исследования являются: общенаучная тео­рия систем, теория управления и формирования личности в деятельности и общении, теория учебной деятельности.
Методологическую базу исследования составили концепции психоло­го-педагогических и философских наук: о педагогических системах В.П. Беспалько, В.А. Поляков, Ф.Ф. Ковалев, К.В. Судаков и др.
О природе педагогической деятельности: Л.С. Выготский, А.Н. Леон­тьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.
О природе творчества педагога: В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.П. Шацкий и др.
О развивающем обучении: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М.И. Махму­тов, Г.А. Цукерман и др.
О человеческой деятельности и коммуникативных умениях: М.С. Ка­ган, М. И. Лисина, Е. И. Пассов, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, Куницына В.Н. и др.
Теория педагогической деятельности и формирования личности учите­ля: И.А. Зязюн, В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, П.Ф. Каптерев и др.
Теория игрового обучения: Ю.В. Громыко, С.Д. Неверкович, П.И. Пи- дкасистый, Ю.С. Тюнников, М.Х. Хайбулаев, Д.Б. Эльконин, М.А. Мкртчан, Г.П. Щедровицкий и др.
Для достижения цели, поставленных в работе задач и проверки гипотезы исследования применялись взаимодополняющие методы:
Теоретические методы - анализ психологической, педагогической, методической литературы и Интернет-ресурсов по проблеме исследования, моделирование.
Эмпирические методы - педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, наблюдение.
Математические и статистические методы обработки и представления экспериментальных данных.
База исследования: муниципальное казённое учреждение
«Новосёловский межшколный методический центр» (МКУ «Новосёловский ММЦ»)
Этапы выполнения работы:
На первом этапе был проведен анализ состояния проблемы в психолого-педагогической и методической литературе; изучен опыт ученых по использованию игровых технологий в образовательном процессе
На втором этапе определены методические условия организации организационно-деятельностных игр при обучении педагогов школы; проведен эксперимент на базе: Краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования
«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» ; обработаны и обобщены результаты исследования; сформулированы выводы и оформлена магистерская диссертация.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечи­валась опорой основных положений и научных выводов на достижения пси­хологической, педагогической и методической наук; адекватностью исполь­зуемых методов целям и задачам исследования; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследования, аргументированностью выводов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире каждый педагог хоть раз на своём уроке пробовал активные методы обучения. Загвязинский В.И. считает, что квалифицировать методы как активные не вполне правомерно, так как вызывать активность обучающихся призван каждый метод обучения.
С позиции педагогики и психологии цели и задачи преподавателя действительно достигаются, стоит только дать заметный толчок к расширению дидактического использования активных методов. Естественно есть причины, из-за которых педагоги отказываются от активных методов обучения. К объективным причинам можно отнести небольшое количество часов отведённых на дисциплину, неподготовленность учеников к данному методу обучения. А в большей степени влияние на непопулярность данного метода являются субъективные причины, к которым можно отнести большие энергетические затраты педагога и устоявшиеся традиционные методы. Но стоит только поставить перед собой проблему, оттолкнутся от накопленных поколениями знаний, воспользоваться современными техническими возможностями и результат докажет высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.
Актуальность и необходимость использования игрового обучения заключается в развитии умений самостоятельно мыслить, находить свои подходы к решению проблем, ориентироваться в новой ситуации, устанавливать деловые контакты с аудиторией. Всё это определяет формирование компетентных умений и навыков школьника, а также общепрофессиональных качеств будущего специалиста, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.
Игра - один из видов человеческой деятельности. Она прошла путь развития параллельный становлению и развитию человеческого общества. По мнению многих психологов и педагогов возможности игр неисчерпаемы. Они включаются в процесс воспитания личности человека с момента его младенчества и до глубокой старости. В настоящее время перед практикой и педагогической наукой поставлена важная задача - формирование личности, способной к самообразованию и саморазвитию в течение всей жизни. В свою очередь это приведет не только к изменению содержания общего образования, но и технологий, методов и средств обучения.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о развитии коммуникативных умений педагогов школы на основе организационно - деятельностных игр подтвердила свою эффективность. В ходе проведённых исследований были соблюдены следующие условия:
• определена сущность, структура и состав коммуникативных умений педагогов школы;
• определены критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативных умений педагогов школы;
• определен характер влияния ОДИ на развитие коммуникативных умений педагогов и разработана и реализована методика развития коммуникативных умений у них;
• осуществлена оценка результатов методики развития
коммуникативных умений педагогов школы.
Кроме того была разработана модель и механизмы управления развития коммуникативных умений педагогов Новоселовского района Красноярского края, а так же был разработан план мероприятий на 2019-2020 учебный год по развитию коммуникативных умений.


1. Алипханова Ф. Н., Алипханова Ф. М. Виды общепедагогических уме­ний и их содержание //Современные педагогические технологии про­фессионального образования: материалы Международной заочной научно-практической конференции 17-18 мая 2018 г. - Directmedia, 2018. - С. 112.
2. Артамонова А. А. Роль тренингов и деловых игр в процессе обучения и профессиональной адаптации персонала современной организации //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013.
• №. 2 (24).
3. Богатова В.И. Модель школы с разновозрастными учебными группами / В.И. Богатова, Л.Д. Фомина // Справочник руководителя сельской школы. - 2006. - № 5. - С. 11-17.
4. Богряшова Н. Н., Косточко К. А., Идаятова К. Н. Модель формирова­ния компетенции у будущих педагогов профессионального обучения //Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. - 2015. - С. 103-107.
5. Бондаренко Л.В. Вариант организации самоуправления при коллектив­ных занятиях : метод. рекомендации / Л.В. Бондаренко, М.А. Мкртчян.
• Красноярск: ИУУ, 1988.
6. Бондаренко Л.В. Влияние коллективных учебных занятий на развитие отдельных структур головного мозга / Л.В. Бондаренко, Е.В. Шагаев // Коллективный способ обучения. - Красноярск, 2003. - № 7. - С. 103­113.
7. Бондаренко Л.В. Вопросы теории и практики коллективного способа обучения : метод. рекомендации / Л.В. Бондаренко, М.А. Мкртчян. - Красноярск: КСХИ, 1988.
8. Бондаренко Л.В. Изучение текстов по методике Ривина : метод. реко­мендации / Л.В. Бондаренко, М.А. Мкртчян. - Красноярск Дом полит­просвещения Краевого комитета КПСС, 1989.
9. Бондаренко Л.В. Проблема рефлексии в практике коллективных учеб­ных занятий / Л.В. Бондаренко, Е.А. Пономарева // Коллективный спо­соб обучения. - Красноярск, 2005. - № 7. - С. 123-125.
10. Бондаренко Л.В. Самоуправление в коллективных учебных занятиях как одно из условий формирования отношений со-трудничества // Об­разование и социализация личности в совре-менном обществе: матери­алы республиканской науч.-практ. Конференции. - Красноярск, 1999.
11. Булимова Е. А., Бурков В. В., Казанцева Д. Б. Организационно- деятельностные игры как условие развития самоорганизации профес­сионала //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2013. - Т. 2. - №. 11. - С. 49.
12. Буряков В. Н. и др. Теория и практика развития современного образо­вания в России. - 2017.
13. Волштейн Л.Л. Какой образ жизни строит КСО? // Коллективный спо­соб обучения. - Красноярск, 2001. - № 6. - С. 108-112.
14. Горленко Н.М. В Ивановской сельской школе учатся без уроков / Н.М. Горленко, Г.В. Клепец // Народное образование. - 2005. - № 1. - С. 113-116.
15. Горленко Н.М. Особенности организации индивидуальной работы учащихся // Проблемы и достижения в реализации индивидуальных образовательных программ педагогов и учащихся (по материалам кра­евой науч.-практ. Конференции). - Красноярск, 2004. - С. 26-29....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ