Реферат
Введение 7
Глава 1. Теоретические предпосылки развития коммуникативных уме- 15 ний педагогов школы
1.1. Сущность понятия «Коммуникативные умения педагогов школы», 15 его структура и виды умений.»
1.2. Развитие коммуникативных умений педагогов школы на основе ор- 23 ганизационно-деятельностной игры
1.3. .Факторы и условия формирования коммуникативных умений педа- 30 гогов
Глава 2. Исследование условий развития коммуникативных умений пе- 35 дагогов
2.1. Принцип проблемности и диалогичности в реализации функций ди- 35 дактического коммуникационного воздействия на педагога школы
2.2. Критерии и показатели сформированности коммуникативных уме- 47 ний педагогов в условиях организационно-деятельностной игры
2.3. Психолого-педагогические особенности обучения педагогов школы 61
Глава 3. Совершенствование условий проведения организационно- 76 деятельностных игр при обучении педагогов образовательной организации
3.1. Модель управления коммуникативными умениями педагогов обра- 76 зовательной организации
3.2. Механизм реализации модели управления коммуникативными уме- 79 ниями через ОД-игры
3.3.Эффективность внедрения разработанной модели управления 83
Заключение 86
Список используемой литературы 87
Приложения 94
Внедрение стандартов нового поколения предполагают ориентацию среднего профессионального образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Создание условий для успешной, самостоятельной учебной деятельности обучающегося является, одной из самых главных задач современного учителя, которая осуществляется через овладение системы универсальных способов мышления и деятельности, общих и профессиональных компетенций.
Цель образования, которая предполагает обучение всех, обозначена на государственном уровне. Это оправданно отражает потребности общества на нынешнем этапе развития и для каждого государства является условием выживания как государства [39,с.25]. Именно поэтому, вопрос об обучении всех, как государственный заказ должен восприниматься региональными органами управления образования и учитываться при создании разнообразных школ и образовательных учреждений. Но это не означает, что все школы должны выполнять этот заказ. Госзаказом предполагается, чтобы в итоге каждый ребенок освоил госминимум. Областью полипрофессиональной мыследеятельности является образование нового поколения вообще и обучение, и воспитание детей в частности и связано с многообразием процессов искусственно-естественной природы.
Благодаря обучению есть история человечества. В организации процессов обучения и воспитания вопросы метода, технологии и методики имеют определяющее значение. В чем бы ни видели смысл обучения ребенка, как добиться реализации этих целей. Это обстоятельство требует теоретического осмысления и оформления общих представлений о способах, формах и средствах организации обучения, а так же разработки конкретных способов, форм и средств организации разнообразных образовательных процессов.
Анализ психолого-педагогической литературы и практики подготовке учителей позволяет сделать вывод о том, что в теории педагогического образования до настоящего времени проблема методических умений остается неразработанной: не определен состав умений, необходимых для компетентного выполнения педагогической деятельности учителя в различных режимах обучения. Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса [47]. Система профессионального педагогического образования, прежде всего, направлена на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить учителя, который обладает сформированными и развитыми компетенциями в сфере решения задач общеобразовательной школы, что, в свою очередь, позволяет обеспечить развитие обеспечивать развитие личности ученика.
В разрешении конкретных педагогических проблем, сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагог, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом. Необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности. Личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия и решения в различных видах жизнедеятельности [51]. Поэтому у педагогов учебных заведений, должны быть уже сформированы основные компетенции и коммуникаций для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций и умений будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.
В этой ситуации важно определить те проблемы и противоречия, которые сопутствуют реализации инноваций в целом и процессу повышения квалификации педагогических работников в частности.
Анализ ситуации позволил выявить следующие противоречия:
Между необходимостью решения новых образовательных задач в условиях введения и реализации ФГОС и неразработанностью системы методического обеспечения профессионального развития педагогических работников на институциональном, муниципальном и региональном уровне;
Между острой потребностью учителей в повышении квалификации и недостаточно эффективной ее реализацией через традиционно существующие формы, неосвоенностью современных технологий повышения профессиональной компетентности образовательной практикой, включая региональный уровень;
Между растущими требованиями общества к уровню профессионализма учителей и отсутствием у большинства из них системных знаний, умений и навыков развивающего образования; недостаточным владением технологи- ямиразвивающего образования в рамках системно-деятельностного подхода;
Между потребностью школы в высококвалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью механизма их профессиональной подготовки в рамках конкретной школы;
Противоречие между актуальным содержанием основных направлений модернизации образования и содержанием индивидуальных и групповых запросов на повышение квалификации. Нередко эти запросы касаются узких методических аспектов в той или иной образовательной области и не затрагивают ключевых вопросов модернизации образования;
Между требованиями ФГОС и недостаточной готовностью педагогов к решению задач ФГОС;
Между необходимостью командной работы педагогических работников ОУ и неразвитостью данных форм работы в образовательной практике [53].
Анализ ситуации повышения квалификации выявляет основную проблему, проявляющуюся в отсутствии системного подхода к формированию профессиональной компетентности педагогических работников, не освоенности, недостаточной укорененности эффективных технологий развития профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации инноваций. В силу чего результаты часто не соответствуют их целевым ориентациям.
Остается открытым вопрос, в рамках психолого-педагогической или методической подготовки осуществляется формирование коммуникативных умений будущих учителей и молодых педагогов. На деятельностном уровне, также отсутствует механизм диагностики сформированности профессионально значимых умений. Существующая методическая подготовка будущих учителей ориентирована на формирование у них некоторых аналитических умений, связанных с анализом учебных программ, учебно-методической, учебно-материальной базы, умений текущего и перспективного планирования. Разработку дидактических средств, а также контроль учебного процесса, организованного в режиме объяснительно-репродуктивного обучения [40]. Механизмом формирования коммуникативных умений учителя, традиционная методическая подготовка не располагает. Эти умения, в свою очередь, определяют профессиональную готовность учителя реализовать цели и задачи различных видов обучения. Создание условий для формирования профессионально значимых умений предполагает значительную перестройку психолого-педагогической и в том числе методической подготовки педагогов, разработку форм и средств организации профессиональной деятельности и развитие коммуникативных умений в рамках организационнодеятельностной игры.
Нынешняя ситуация и в плане общечеловеческих ценностей, и в плане образовательных потребностей общества требует другого подхода, чем во времена Я.А. Коменского. Сейчас стоит противоположный, в предыдущую эпоху вопрос: как не потерять в учебной группе многообразие, как организовать такое обучение, где, с одной стороны, есть совместное пребывание, совместная деятельность разных людей, но с другой - учитываются индивидуальные особенности об образовательные потребности, реализуются индивидуальные цели обучающихся. Несмотря на то, что члены учебной группы разные и по способностям и по образовательным потребностям, в отношении каждого из них необходимо реализовать общие образовательные цели. Фактически актуализируется задача создания такой технологии организации учебного процесса, которая позволяет реализовать индивидуальные образовательные программы обучающихся в условиях их совместной деятельности [42, с.6]. Но так как, на данном этапе образования все чаще стали использовать игротехнические навыки - организационно-деятельностные игры, которые направлены на формирование общих программных представлений о будущей деятельности. Коллективная мыслительная деятельность в процессе переподготовки позволяет учителям продвинуться в понимании проблемного вопроса, сформировать общие представления о дальнейшей деятельности, а также совершенствовать свои игротехнические навыки.
Цель исследования: Разработка и обоснование методики развития коммуникативных умений педагогов школы на основе организационнодеятельностных игр
Объект исследования: : Муниципальное казённое учреждение «Ново- сёловский межшкольный методический центр»
Предмет исследования: Методика развития коммуникативных умений педагогов школы на основе организационно-деятельностных игр
Гипотеза исследования:
Развитие коммуникативных умений педагогов школы на основе организационно-деятельностных игр будет эффективно, если будут соблюдены следующие условия:
- определена сущность, структура и состав коммуникативных умений педагогов школы;
• определены критерии, показатели и уровни сформированное™ коммуникативных умений педагогов школы;
• определен характер влияния ОДИ на развитие коммуникативных умений педагогов и разработана и реализована методика развития коммуникативных умений у них;
• осуществлена оценка результатов методики развития
коммуникативных умений педагогов школы.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
Провести анализ сущности понятия и структуры коммуникативных умений педагогов школы.
Определить основные критерии, показатели и разработать уровни сформированности коммуникативных умений педагогов школы.
Изучить и выявить положительный характер влияния ОДИ на развитие коммуникативных умений.
Разработать и реализовать методику развития коммуникативных умений педагогов школы.
Провести оценку результатов методики развития коммуникативных умений педагогов школы.
Опытно-экспериментальным путем проверить достоверность предложенной методики.
Теоретико-методологические основы исследования.
Методологической основой исследования являются: общенаучная теория систем, теория управления и формирования личности в деятельности и общении, теория учебной деятельности.
Методологическую базу исследования составили концепции психолого-педагогических и философских наук: о педагогических системах В.П. Беспалько, В.А. Поляков, Ф.Ф. Ковалев, К.В. Судаков и др.
О природе педагогической деятельности: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.
О природе творчества педагога: В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.П. Шацкий и др.
О развивающем обучении: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов, Г.А. Цукерман и др.
О человеческой деятельности и коммуникативных умениях: М.С. Каган, М. И. Лисина, Е. И. Пассов, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, Куницына В.Н. и др.
Теория педагогической деятельности и формирования личности учителя: И.А. Зязюн, В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, П.Ф. Каптерев и др.
Теория игрового обучения: Ю.В. Громыко, С.Д. Неверкович, П.И. Пи- дкасистый, Ю.С. Тюнников, М.Х. Хайбулаев, Д.Б. Эльконин, М.А. Мкртчан, Г.П. Щедровицкий и др.
Для достижения цели, поставленных в работе задач и проверки гипотезы исследования применялись взаимодополняющие методы:
Теоретические методы - анализ психологической, педагогической, методической литературы и Интернет-ресурсов по проблеме исследования, моделирование.
Эмпирические методы - педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, наблюдение.
Математические и статистические методы обработки и представления экспериментальных данных.
База исследования: муниципальное казённое учреждение
«Новосёловский межшколный методический центр» (МКУ «Новосёловский ММЦ»)
Этапы выполнения работы:
На первом этапе был проведен анализ состояния проблемы в психолого-педагогической и методической литературе; изучен опыт ученых по использованию игровых технологий в образовательном процессе
На втором этапе определены методические условия организации организационно-деятельностных игр при обучении педагогов школы; проведен эксперимент на базе: Краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования
«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» ; обработаны и обобщены результаты исследования; сформулированы выводы и оформлена магистерская диссертация.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой основных положений и научных выводов на достижения психологической, педагогической и методической наук; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследования, аргументированностью выводов.
В современном мире каждый педагог хоть раз на своём уроке пробовал активные методы обучения. Загвязинский В.И. считает, что квалифицировать методы как активные не вполне правомерно, так как вызывать активность обучающихся призван каждый метод обучения.
С позиции педагогики и психологии цели и задачи преподавателя действительно достигаются, стоит только дать заметный толчок к расширению дидактического использования активных методов. Естественно есть причины, из-за которых педагоги отказываются от активных методов обучения. К объективным причинам можно отнести небольшое количество часов отведённых на дисциплину, неподготовленность учеников к данному методу обучения. А в большей степени влияние на непопулярность данного метода являются субъективные причины, к которым можно отнести большие энергетические затраты педагога и устоявшиеся традиционные методы. Но стоит только поставить перед собой проблему, оттолкнутся от накопленных поколениями знаний, воспользоваться современными техническими возможностями и результат докажет высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.
Актуальность и необходимость использования игрового обучения заключается в развитии умений самостоятельно мыслить, находить свои подходы к решению проблем, ориентироваться в новой ситуации, устанавливать деловые контакты с аудиторией. Всё это определяет формирование компетентных умений и навыков школьника, а также общепрофессиональных качеств будущего специалиста, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.
Игра - один из видов человеческой деятельности. Она прошла путь развития параллельный становлению и развитию человеческого общества. По мнению многих психологов и педагогов возможности игр неисчерпаемы. Они включаются в процесс воспитания личности человека с момента его младенчества и до глубокой старости. В настоящее время перед практикой и педагогической наукой поставлена важная задача - формирование личности, способной к самообразованию и саморазвитию в течение всей жизни. В свою очередь это приведет не только к изменению содержания общего образования, но и технологий, методов и средств обучения.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о развитии коммуникативных умений педагогов школы на основе организационно - деятельностных игр подтвердила свою эффективность. В ходе проведённых исследований были соблюдены следующие условия:
• определена сущность, структура и состав коммуникативных умений педагогов школы;
• определены критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативных умений педагогов школы;
• определен характер влияния ОДИ на развитие коммуникативных умений педагогов и разработана и реализована методика развития коммуникативных умений у них;
• осуществлена оценка результатов методики развития
коммуникативных умений педагогов школы.
Кроме того была разработана модель и механизмы управления развития коммуникативных умений педагогов Новоселовского района Красноярского края, а так же был разработан план мероприятий на 2019-2020 учебный год по развитию коммуникативных умений.
1. Алипханова Ф. Н., Алипханова Ф. М. Виды общепедагогических умений и их содержание //Современные педагогические технологии профессионального образования: материалы Международной заочной научно-практической конференции 17-18 мая 2018 г. - Directmedia, 2018. - С. 112.
2. Артамонова А. А. Роль тренингов и деловых игр в процессе обучения и профессиональной адаптации персонала современной организации //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013.
• №. 2 (24).
3. Богатова В.И. Модель школы с разновозрастными учебными группами / В.И. Богатова, Л.Д. Фомина // Справочник руководителя сельской школы. - 2006. - № 5. - С. 11-17.
4. Богряшова Н. Н., Косточко К. А., Идаятова К. Н. Модель формирования компетенции у будущих педагогов профессионального обучения //Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. - 2015. - С. 103-107.
5. Бондаренко Л.В. Вариант организации самоуправления при коллективных занятиях : метод. рекомендации / Л.В. Бондаренко, М.А. Мкртчян.
• Красноярск: ИУУ, 1988.
6. Бондаренко Л.В. Влияние коллективных учебных занятий на развитие отдельных структур головного мозга / Л.В. Бондаренко, Е.В. Шагаев // Коллективный способ обучения. - Красноярск, 2003. - № 7. - С. 103113.
7. Бондаренко Л.В. Вопросы теории и практики коллективного способа обучения : метод. рекомендации / Л.В. Бондаренко, М.А. Мкртчян. - Красноярск: КСХИ, 1988.
8. Бондаренко Л.В. Изучение текстов по методике Ривина : метод. рекомендации / Л.В. Бондаренко, М.А. Мкртчян. - Красноярск Дом политпросвещения Краевого комитета КПСС, 1989.
9. Бондаренко Л.В. Проблема рефлексии в практике коллективных учебных занятий / Л.В. Бондаренко, Е.А. Пономарева // Коллективный способ обучения. - Красноярск, 2005. - № 7. - С. 123-125.
10. Бондаренко Л.В. Самоуправление в коллективных учебных занятиях как одно из условий формирования отношений со-трудничества // Образование и социализация личности в совре-менном обществе: материалы республиканской науч.-практ. Конференции. - Красноярск, 1999.
11. Булимова Е. А., Бурков В. В., Казанцева Д. Б. Организационно- деятельностные игры как условие развития самоорганизации профессионала //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2013. - Т. 2. - №. 11. - С. 49.
12. Буряков В. Н. и др. Теория и практика развития современного образования в России. - 2017.
13. Волштейн Л.Л. Какой образ жизни строит КСО? // Коллективный способ обучения. - Красноярск, 2001. - № 6. - С. 108-112.
14. Горленко Н.М. В Ивановской сельской школе учатся без уроков / Н.М. Горленко, Г.В. Клепец // Народное образование. - 2005. - № 1. - С. 113-116.
15. Горленко Н.М. Особенности организации индивидуальной работы учащихся // Проблемы и достижения в реализации индивидуальных образовательных программ педагогов и учащихся (по материалам краевой науч.-практ. Конференции). - Красноярск, 2004. - С. 26-29....56