Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социально-бытовых навыков у молодых людей с инвалидностью в условиях учебно-тренировочной квартиры

Работа №163070

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы121
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. НЕЗАВИСИМОСТЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Философия независимой жизни, как методологическая основа
формирования самостоятельности 6
1.2. Анализ имеющихся практик формирования социально-бытовых навыков (КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга» и КГБУ СО «КЦСОН
«Кировский») 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ КВАРТИРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ 16
2.1. Диагностика сформированности социально-бытовых навыков у молодых людей с инвалидностью (КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга» и
КГБУ СО «КЦСОН «Кировский») 16
2.2. Разработка и реализация программы формирования социально-бытовых
навыков у молодых людей с инвалидностью 28
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54


Молодые люди с инвалидностью наиболее тяжело переживают свои ограничения из-за состояния здоровья, поскольку именно молодой возраст наиболее всего подходит для выстраивания своей жизни, закладывания перспектив на будущее - получения образования, формирования отношений, становления в профессии. На сегодняшний день молодые люди с инвалидностью сталкиваются с различным множеством проблем, среди них: затруднения в социализации и интеграции в общество; сложности, возникающие при получении образования, устройстве на работу; передвижение по городу, пользование местами общего доступа и городской инфраструктурой из-за не достаточной оснащённости специальными средствами.
Помимо существования физических барьеров, у молодых людей с инвалидностью есть также психологические, связанные с отношением к ним здоровых людей, которое зачастую является неуважительным. Перечисленные проблемы далеко не все, с которыми приходится сталкиваться молодым людям с инвалидностью, но каждая из них лишает их полноценной жизни в обществе и приводит к ухудшению качества жизни и здоровья.
Одной из самых острых проблем у современных молодых людей с инвалидностью является проблема иждивенчества. Как показали результаты нашего исследования уровня независимости молодых людей с инвалидностью, они не считают себя самостоятельными и не стремятся быть независимыми, проявляют леность и пассивность, поскольку на протяжении всей жизни получали всё в готовом виде от родителей, будь то еда, жильё или деньги. А сами родители молодых людей с инвалидностью не могут или же не хотят понимать, что их уже взрослым детям необходима хотя бы минимальная самостоятельность, для продолжения своей жизни.
Для решения проблемы развития независимости у молодых людей с инвалидностью самое необходимое - это обретение навыков по самообслуживанию, а также самостоятельности в повседневных бытовых делах. С этой целью у молодых людей с инвалидностью важно формировать социально-бытовые навыки. Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в важности формирования у молодых людей с инвалидностью социально-бытовых навыков, которые являются основой для независимой жизни человека.
Проблема исследования: на каком уровне сформированы социальнобытовые навыки у молодых людей с инвалидностью и какие имеются дефициты в сформированности социально-бытовых навыков?
Цель исследования: выявить дефициты в формировании социальнобытовых навыков у молодых людей с инвалидностью, разработать и реализовать программу по формированию социально-бытовых навыков в условиях учебно-тренировочной квартиры.
Объект исследования: сформированность социально-бытовых навыков у молодых людей с инвалидностью.
Предмет исследования: условия, необходимые для успешного формирования социально-бытовых навыков у молодых людей с инвалидностью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать результаты социально - психологических и психолого - педагогических исследований;
2. Организовать и провести диагностику сформированности социальнобытовых навыков у молодых людей с инвалидностью, выявить дефициты;
3. Разработать и реализовать программу по формированию социальнобытовых навыков у молодых людей с инвалидность в условиях учебнотренировочной, выявить её эффективность;
4. Провести анализ полученных данных.
Гипотеза исследования: формирование социально-бытовых навыков у молодых людей с инвалидностью будет эффективнее при создании следующих условий:
- организация диагностического исследования уровня
сформированности социально-бытовых навыков у молодых людей с инвалидно стью;
- разработка и реализация программы формирования социальнобытовых навыков у молодых людей с инвалидностью в условиях учебнотренировочной квартиры, направленной на восполнение выявленных дефицитов.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ключевой в нашем исследовании является проблема сформированности социально-бытовых навыков у молодых людей с инвалидностью, а также дефициты их формирования.
На основе анализа современной литературы и исследований по теме формирования социально-бытовых навыков в условиях учебнотренировочной квартиры мы определили социально-бытовые навыки как, знания и умения, непосредственно связанные с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социальнобытовых ситуациях.
Также мы выделили основные социально-бытовые навыки:
1. Навык «Самообслуживание» - включает в себя следующие социальнобытовые задачи: умение осуществлять уход за собой, умение обращаться с одеждой и обувью.
2. Навык «Уход за одеждой/обувью» - включает в себя следующие социально-бытовые задачи: стирка и утюжка одежды, уход за обувью, хранение одежды.
3. Навык «Уборка помещения» - включает в себя следующие социальнобытовые задачи: влажная уборка, уборка пылесосом, уборка сантехники, вынос мусора.
4. Навык «Приготовление и приём пищи» - включает в себя следующие социально-бытовые задачи: приготовление пищи с использованием бытовых приборов, сервировка стола, мытьё посуды.
5. Навык «Обращение с деньгами и осуществление покупок» - включает в себя следующие социально-бытовые задачи: умение распоряжаться деньгами, ведение бюджета, планирование и осуществление покупок.
Для определения уровня сформированности социально-бытовых навыков у молодых людей с инвалидностью в условиях учебно-тренировочной квартиры на основе выделенных критериев, нами была разработана и проведена диагностика сформированности социально-бытовых навыков. В исследовании принимали участие 17 молодых людей с инвалидностью в возрасте от 16 до 36 лет.
Полученные в ходе исследования результаты позволили нам определить дефициты в сформированности социально-бытовых навыков у молодых людей с инвалидностью и определить необходимость разработки и реализации программы по формированию социально-бытовых навыков, направленной на повышение самостоятельности и независимости молодых людей с инвалидностью.
Программа по формированию социально-бытовых навыков у молодых людей с инвалидностью состоит из 4 основных и 2 дополнительных блоков. Длительность программы составляет - 1 месяц - по 1 неделе на каждый основной блок. Работа по дополнительным блокам программы ведётся параллельно с работой в рамках основных блоков. Мероприятия программы проводились в рамках занятий на учебно-тренировочной квартире 3 раза в неделю по 2 часа (по 6 часов на каждый блок).
Результаты реализации программы по формированию социальнобытовых навыков у молодых людей с инвалидностью показали, что большая часть программы была реализована успешно. Были выявлены положительные изменения по ряду навыков. В основном повысился уровень владения навыками «Уход за одеждой/обувью» и «Уборка помещения». У некоторых ребят положительная динамика наблюдается в освоении навыка «Приготовление и приём пищи».
Таким образом, задачи нашего исследования были выполнены, а цель достигнута. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, была подтверждена.


1. Бобылева И. А., Григорьева Е. С., Заводилкина О. В. Тренировочная квартира для воспитанников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью: Методическое пособие / ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2019. - 102 с.
2. Горбунова В. В., Берко И. В. Сопровождаемое проживание инвалидов
с ментальными нарушениями // Международный гуманитарных и естественных наук. 2020. №2-1. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdaemoe-prozhivanie-invalidov-s- mentalnymi-narusheniyami (дата обращения: 24.03.2023)
3. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.) // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http:// constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2560820/ (дата обращения: 31.03.2023)
4. Демина Э. Н., Джавид О. С. Сопровождаемое проживание - новый сервис для инвалидов. Обзор литературы // Сервис +. 2018. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdaemoe-prozhivanie- novyy-servis-dlya-invalidov-obzor-literatury (дата обращения: 24.03.2023).
5. Дорохова Т С., Галагузова Ю. Н., Хольм П. Методологические основания реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью // Педагогическое образование в России. 2020. №6. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-realizatsii- soprovozhdaemogo-prozhivaniya-lyudey-s-invalidnostyu (дата обращения: 31.03.2023)
6. Дробот О. С. Концепция независимой жизни как форма интеграции инвалидов в современном мире. - 2011. - №1. С.22-27.
7. Жигунова Г. В. Условия для независимой жизни людей, имеющих
инвалидность (по результатам исследования) // Baikal Research Journal Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 10, № 4. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-dlya-nezavisimoy-zhizni-lyudey- imeyuschih-invalidnost-po-rezultatam-ssledovaniya?ysclid=lc5rjwovkd264746138 (дата обращения: 31.03.2023)
8. Зимина Е. В., Лыкосова Д. Ф. Сопровождаемое проживание инвалидов
как инновационная технология социального обслуживания инвалидов (на примере Иркутской области) // Baikal Research Journal. 2020. №2.
[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdaemoe- prozhivanie-invalidov-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-sotsialnogo- obsluzhivaniya-invalidov-na-primere-irkutskoy (дата обращения: 24.03.2023)
9. Калашникова О. В., Калашников И. Ж. Организация сопровождаемого проживания инвалидов в организациях социального обслуживания Свердловской области: методическое пособие / Министерство социальной политики Свердловской области; Тагильский пансионат для престарелых и инвалидов; НТГСПИ(ф) РГППУ; - Нижний Тагил, 2022. - 100 с.
10. Корешкова И. С. Молодые инвалиды как группа современной
российской молодежи и ее проблемы в меняющемся мире // — Текст: электронный // XIX Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического
исследования": сборник материалов конференции. — Екатеринбург, УрФУ, 2016. — С. 2170-2175. [Электронный ресурс] URL:
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/81617/1/978-5-91416-007-1 2016- 233.pdf?ysclid=lc5ruhvp44331074302 (дата обращения: 17.03.2023)
11. Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Кировский» (КГБУ СО «КЦСОН "Кировский») [Электронный ресурс] URL: https://kcsonkir24.ru/about (дата обращения: 11.04.2023)
12. Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» (КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга») [Электронный ресурс] URL: grcr.ru (дата обращения: 11.04.2023)
13. Кривозубова О. Г. Учебно-тренировочная квартира как форма социализации старших юношей с ментальными нарушениями и инвалидностью / О. Г. Кривозубова, Е. В. Бурая // Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии: вызовы времени: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Шадринск, 19 марта 2021 года / Сост. и ред. И.А. Тютюева. - Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2021. - С. 103
111.
14. Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) //Собрание законодательства РФ. - 2013. - 30 декабря.
[Электронный ресурс] URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 156558/?ysclid=lhn9zjbvxt2 64978795 (дата обращения: 31.03.2023)
15. Пикинская М. В. Особенности формирования навыков самостоятельной жизни лиц с инвалидностью / М. В. Пикинская // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера: сборник материалов всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Ханты- Мансийск, 18-19 ноября 2021 года. - Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2021. - С. 257-263.
... всего 29 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ