Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ
1.1. Проблема развития баскетбола как средство реализации вариативного компонента в физическом воспитании учащихся Республики Тыва
1.2. Особенности обучения игре в баскетбол как средство физического воспитания учащихся
1.3. Принципы, средства и методы обучения технике игры в баскетбол учащихся
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Методические подходы и методы воспитания координационных способностей баскетболистов
3.2. Методика совершенствования временной и силовой точности движений у баскетболистов
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Умение вести спортивную борьбу и добиться успеха — искусство, которым необходимо овладевать и которое нуждается в совершенствовании. Это достигается в процессе игровой тренировки. Известно что, задачами игровой тренировки по волейболу являются: совершенствование взаимосвязи всех сторон подготовки; реализация задач физической, технической, тактической, теоретической, психологической подготовки в единстве; повышение работоспособности волейболистов в процессе закрепления достигнутых функциональных возможностей, дальнейшего повышения тренировочной нагрузки; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований.
Во время соревнований проявляются все стороны подготовки спортсмена. Результативность действий игрока зависит от того, насколько умело и эффективно он применяет технические и тактические приемы с учетом складывающейся в каждый момент игровой ситуации. Поэтому важно добиться, чтобы все стороны подготовки нашли свое отражение в действиях волейболиста в игре.
В баскетболе оптимальное соотношение в развитии качеств и совершенствование техники только создают благоприятные предпосылки для эффективного овладения навыками игры. Важнейшее значение здесь приобретает взаимосвязь технической и тактической подготовки, благодаря которой технические навыки успешно реализуются в игре. С этой целью средства подготовки используют в каждом виде в определенной методической последовательности. Причем эта последовательность качественно меняется, но обязательно заканчивается упражнениями, создающими логическую основу для другого вида подготовки. Например, подготовительные упражнения заканчиваются упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от специальной физической подготовки к технической. Упражнения по технике (построенные в определенном порядке усложнения) способствуют формированию тактических умений. На этой основе изучаются индивидуальные тактические действия и т. д. Упражнения, сыгравшие определенную роль в становлении игрового навыка, используют и в дальнейшем, однако их направленность несколько меняется — упрочение навыка, совершенствование спортивного
мастерства, исправление ошибок и т.п.
Поэтому для подготовки спортсменов-баскетболистов, особенно на стадии спортивного совершенствования, необходимо создать базу для развития ведущих физических качеств. Необходимо уделять больше внимания всем видам подготовки, в том числе и интегральной подготовке волейболистов, развитию быстроты движений, координационных способностей, силы и гибкости. Кроме того, высокий уровень интегральной подготовки и развития координационных способностей способствует более эффективному развитию выше перечисленных качеств, выполнению технических действий и снижению травматизма, что положительно влияет на спортивную деятельность. Поэтому изучение новых методик спортивной подготовки, воспитание координационных способностей и их использование в подготовке баскетболистов является
актуальным.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс баскетболистов МБОУ гимназии №5 г. Кызыла.
Предмет исследования - совершенствование методики развития координационных способностей баскетболистов.
Цель исследования - разработка методики развития координационных способностей баскетболистов посредством специальных упражнений.
Исходя из цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщать по данным литературы основы спортивной тренировки баскетболистов и методики развития координационных способностей.
2. Изучить методики видов подготовки, их взаимосвязь в процессе подготовки баскетболистов.
3. Разработать и обосновать эффективность методики развития координационных способностей баскетболистов посредством специальных упражнений.
Гипотеза основывается на предположении о том, что у спортсменов баскетболистов, требующих повышенного проявления двигательно-координационных способностей, на определенном этапе подготовки, особенно на этапе спортивного совершенствования, должно происходить относительное усиление всех компонентов тренировки, которые обеспечивают избирательно направленное воздействие на региональные механизмы локомоторных способностей, координационно проявляемых вместе с тем в форме целостных двигательных действий в волейболе. Отсюда особо актуальной становится проблема разработки эффективных средств и методов относительно локализованного воздействия, определение места и динамики связанных с ними нагрузок в системе построения интегральной подготовки.
Практическая значимость. Разработанная методика подготовки баскетболистов, совершенствования физической и технико-тактической подготовки у баскетболистов посредством стандартной тренировочной программы может быть использована на практике тренерами и учителями физкультуры в качестве учебно-методической рекомендации.
1. Результаты исследования в целом подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
Во-первых теоретическими основами развития физического воспитания учащихся старших классов средней общеобразовательной школы являются следующие положения:
- в соответствии с тем, что существует взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии физического воспитания, наибольший эффект в их развитии достигается при одновременном развитии нескольких качеств и, следовательно, комплексная, разносторонняя тренировка наиболее эффективна в сравнении с односторонней;
- рассматривая развитие физических качеств в плане повышения их общего уровня, следует считать наиболее целесообразным применение таких средств общей физической подготовки, которые в большей степени развивают быстроту, силу и выносливость;
- для физического развития организма детей наиболее эффективной является комплексная тренировка с направленностью на развитие быстроты, так как вместе с быстротой развивается сила и выносливость, которые необходимы для дальнейшего развития детей;
- на уроках физической культуры в средних общеобразовательных школах большое внимание следует уделять спортивным играм, так как они имеют оздоровительно-гигиенические особенности школьников (большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию физических, моральных и волевых качеств; одновременно с этим в играх совершенствуются жизненно важные умения и навыки; при игре детям легче усваивать и развивать различные качества).
2. Значимость игры в баскетбол для развития физического воспитания учащихся старших классов средней общеобразовательной школы заключается в том, что он влияет практически на все психофизические качества человека одновременно: развивает ловкость, быстроту, выносливость, гибкость и силу, и воспитывает смелость, решительность, настойчивость, инициативность, чувство коллективизма. Быстрый темп вызывает высокий уровень эмоциональности, что обеспечивает огромный интерес к игре, в результате которого большинство людей переходит к активному образу жизни.
3. Использование экспериментальных методических рекомендаций по комплексному развитию физического воспитания старших классов посредством баскетбола с преимущественной направленностью на развитие быстроты позволяют достичь следующих результатов:
- упражнения, развивающие преимущественно быстроту, в большей мере выводят организм из устойчивого состояния, вызывая восстановление с превышением исходного уровня, что создает благоприятные условия для развития быстроты и повышения степени тренированности;
- применение указанных упражнений вызывает нервно-мышечное напряжение, приводящее к быстрому утомлению организма, и в первую очередь ЦНС;
- выявили преимущественно комплексной тренировки с направленностью на развитие быстроты перед остальными (в этом случае динамика результатов по всем контрольным нормативам была выше, чем в контрольной группе).
Практические рекомендации: результаты исследования представляют интерес для учителей физической культуры и студентов-практикантов; могут использоваться в средних образовательных учреждениях, лагерях как на уроках физической культуры, так во внеклассных мероприятиях (секциях, кружках и т.п.).
Практические рекомендации
Задания на точность дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров — наиболее трудные для освоения. Поэтому их рациональнее применять по методике контрастных заданий или сближаемых заданий.
Суть метода «контрастного задания» состоит в чередовании упражнений, резко отличающихся по какому-либо параметру. Например, по пространственному параметру: чередование бросков мяча в кольцо с6и4м, с4и2м; прыжки в длину с места на максимальное расстояние и на половину его; принятие руками положения угла 90 и 45° и т.п. По указанной методике требуется относительно грубая точность дифференцирования.
Что касается методики «сближаемых заданий», то здесь необходимо тонкое дифференцирование. Примеры: принятие руками положения угла 90 и 75е, 90 и 80° и т.п.; прыжки в длину с места (с открытыми и закрытыми глазами) на 140 и 170 см, 140 и 160 см и др.
Однако волейбол требует не только пространственной точности движений, но и высокоразвитого «чувства пространства» — способности верно оценивать пространственные условия действия (расстояние до цели, размеры препятствий, дистанцию при взаимодействиях спортсменов в момент блокирования мяча или в момент нападающего удара, и др.) и точно соразмерять с ними действия.
Для развития «чувства пространства» эффективны описанные выше методы «контрастного задания» и «сближаемого задания». Примерами их применения могут быть практикуемые в спортивных играх упражнения с точно заданным варьированием игровых дистанций — дистанций передачи мяча, шайбы, завершающих ударов по воротам, бросков мяча в кольцо.
Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях (упражнения спортивной гимнастики, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), осуществляется главным образом по таким методическим направлениям:
а) совершенствование точности воспроизведения заданных (эталонных) параметров движений, соответствующих требованиям рациональной техники спортивно-технического мастерства. Применяются задания с установкой:точно и возможно стандартно воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления движений или положения тела. При этом ставится задача по достижению стабильности эталонных параметров движений;
б) совершенствование точности выполняемых движений в соответствии с заданными изменениями параметров. Например, увеличить амплитуду маха на определенное число градусов при размахиваниях на брусьях или высоту взлета перед исполнением сальто. Эти задания носят дифференцированный характер.
Совершенствование силовой точности движений предполагает развитие способностей оценивать и дифференцировать степень мышечных напряжений различными группами мышц и в различных движениях. В качестве средств используются упражнения с различными отягощениями, упражнения на снарядах с тензометрическими установками, изометрическое напряжение, развиваемые на кистевом динамометре, и др.
Для совершенствования способности управлять мышечными усилиями применяют задания по неоднократному воспроизведению определенной величины мышечного усилия или ее изменения с установкой минимально увеличивать или уменьшать усилие в повторных попытках. Размеры отклонений (ошибок) при воспроизведении заданных параметров характеризуют степень силовой точности.
Примеры заданий: воспроизведение или минимальное изменение усилия на кистевом динамометре, равного 25 и 50% от максимального.
В оценке величины мышечного напряжения наиболее трудные — малые усилия (25% от максимального напряжения) и средние (50% от максимального напряжения), и наиболее легкие — большие (75% от максимального напряжения),
Совершенствование временной точности движений зависит от развития «чувства времени». Чувствовать время — это значит быть способным тонко воспринимать временные параметры, что создает возможность распределять свои действия в строго заданное время. Для совершенствования временной точности движений применяют задания по оценке макроинтервалов времени — 5, 10, 20 с. (пользуясь для проверки секундомером) и микроинтервалов времени — 1; 0,5; 0,3; 0,2; 0,1 с и др. (пользуясь электронным прибором).
1. Айропетенц Л.Р., Радик М.А. Спортивные игры. - Ташкент; Ибн.Син 2001. - 90 с.
2. Баскетбол: «Учебник для институтов физической культуры». - Москва Физкультура и спорт, 2010. - 130 с.
3. Баскетбол: «Учебник вузов физической культуры» под редакцией Портных Ю.И.. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 480 с.
4. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол - Минск: Полынья, 2001. - 111 с.
5. Барышева Н.В., Минияров В.М., Нелюдова И.Г. Основы физической культуры учащихся средних классов - Самара, 2011. - 90 с.
6. Воробьева Н.П. Спортивные игры - М.: Просвещение, 2009. - 150 с.
7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте
- М.: Физкультура и спорт, 2002. - 15 с.
8. Данилов В.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе - М.: Просвещение, 2005. - 43 с.
9. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов
- М.: Физкультура и спорт, 2007. - 35 с.
10. Ж.: —Физическая культура: основы спортивной тренировки” - М.: —Теория и практика физической культуры и спорта”,2004.-47 с.
11. Ж.: —Физическая культур: воспитание, образование, тренировка — - М: —Теория и практика физической культуры и спорта”, 2006.-3 с.
12. Занин А.М. Детский баскетбол - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 187 с
13. Загорельский Б.И. Физическая культура - М.: Высшая школа, 2004. - 150 с.
14. Задорский В.М - М.:—Физкультура и спорт”,2001 -43 с.
15. Зациорский В.М. —Физические качества спортсмена”- М.: Физкультура и спорт”,2009 - 180 с.
16. Кудряшов В.А., Рудакос В.И. Баскетбол в школе. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 154 с.
17. Каледина С.В. Проблемы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 40 с.
18. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол - начальный этап обучения. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 133 с.
19. Климов Е.А. Психология. - М.: Культура и спорт. Юнити, 2002. -144 с.
20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 543 с.
21. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение. Владос, 2011. - 27 с.
22. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках баскетбола // Физическая культура в школе. - 2008. - № 2 - С. 27.
23. Пламонов В.Н. Подготовка квалификационных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 286 с.
24. Пикулов И.Ф. Занятия физическими упражнениями. - Тула, Культура и спорт, 2003. - 12 с.
25. Портных Ю.И. Спортивные игры. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 30 с.
26. Портных Ю.И. Спортивные игры и методика преподавания. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 149 с.
27. Решетников Н.В. Физическое воспитание. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 103 с.
28. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 83 с.
29. Сустнов Б.В. Обучение школьников игре в баскетбол. - Алма-Ата, 2001. - 92 с.
30. Сирин Е.В., Лугина Ю.А. Физическая культура. - Воронеж, Культура и спорт, 2003. - 11 с.
31. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. —Теория и методика физического воспитания и спорта” Учебное пособие для студентов в высших учебных заведениях. М: <Академия> 2003.
32. Шиян Б.М., Минаев Б.Н., Ашмарин Б.А. - Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Просвещение, 2012. - 15 с.
33. Федосеев В.В. На уроках баскетбола. - М.: Просвещение, 2004. - 27 с.
34. Янин Б.П., Лисина Е.Д. Учись играть в баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 120 с.
35. Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 145 с.
36. Официальный сайт Министерства по делам молодежи и спорта Республики Тыва [Электронный ресурс]. - URL: http://molsporttuva.ru/ (10.04.2016).
37. Официальный сайт «Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2015 гг.» [Электронный ресурс]. - URL: http://fcp.minsport.gov.ru/regions/detail/tyva- respublika-tyva/ (10.04.2016).
38. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Тыва [Электронный ресурс]. - URL: http://monrt.ru (10.04.2016).
39. Официальный портал Республики Тыва [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.tuva.ru/ (10.04.2016).
40. Сайт «Университетская библиотека Online» [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru (10.04.2016).
41. Сайт «Российская государственная библиотека» [Электронный ресурс]. - URL: http://rsl.ru (10.04.2016).