Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРУГА ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Круг детского чтения и современная «детская литература» 5
1.2 Возрастные особенности читательской деятельности современных
младших школьников 11
1.3 Принципы, критерии и законы формирования круга чтения
современного младшего школьника 16
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО
УРОВНЯ КРУГА ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1 Диагностическая программа определения актуального уровня круга
чтения младших школьников 27
2.2 Результаты и анализ констатирующего эксперимента 29
2.3 Комплекс занятий, направленный на формирование круга чтения
современных младших школьников 36
Выводы по главе 2 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 55
Жизнь без книги немыслима. Книга сопровождает человека с младенчества и до глубокой старости. Чтение книг расширяет кругозор, открывает ребенку дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения.
Безусловно, для достижения максимума положительного эффекта от чтения, следует тщательно выбирать читаемое. От круга чтения зависит и эффект, который будет оказывать чтение на человека. Это и подводит нас к необходимости грамотно формировать круг своих читательских предпочтений, а также к необходимости учиться создавать его с самого школьного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что важнейшими целями при изучении курса литературного чтения в начальной школе, является «...формирование читательского кругозора младших школьников, приобретение ими опыта самостоятельной читательской деятельности, постоянное совершенствование всех видов речевой деятельности; овладение умением работать с разными видами информации» [49].
Вопрос формирования круга чтения современного младшего школьника является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте выстраивается основа развития устойчивого читательского интереса.
Цель - на основе опытно-экспериментального исследования разработать программу внеурочных занятий, направленную на развитие круга чтения младших школьников.
Объект исследования - процесс развития круга чтения современных младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние круга чтения в младшем школьном возрасте и способы его развития.
Гипотеза - мы предполагаем, что современный младший школьник положительно относится к чтению, может самостоятельно либо при помощи взрослых выбрать книгу, соответствующую своим интересам, но круг жанров и набор авторских имен, известных младшему школьнику, крайне ограничен.
Задачи:
1) Изучить литературу по теме исследования.
2) Описать принципы и приемы формирования и развития круга чтения младших школьников.
3) Провести опытно-экспериментальную работу по изучению круга чтения младших школьников.
4) Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
5) Составить комплекс внеурочных занятий, направленных на развитие круга чтения младших школьников.
Методы исследования - теоретический (анализ литературы и синтез) и эмпирический (эксперимент).
База исследования: МБОУ “Гимназия № 16” г. Красноярска, 1 «Б» класс. В исследовании приняли участие 25 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что кругом чтения является некоторый объем и перечень книг и других изданий, предназначенных для читателей определенного возраста с целью их развития, воспитания и обучения, имеющий исторически конкретную и индивидуальную направленность.
Формирование круга детского чтения очень сложный процесс, требующий от взрослых знание психологии возраста и учета особенностей младших школьников, наблюдением за состоянием современной детской литературы. Формирование круга детского чтения должно базироваться с учетом принципов, критериев, признаков и законов отбора для книг для детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что важнейшими целями при изучении курса литературного чтения в начальной школе, является «...формирование читательского кругозора младших школьников, приобретение ими опыта самостоятельной читательской деятельности, постоянное совершенствование всех видов речевой деятельности; овладение умением работать с разными видами информации». При достижении этих целей эффективным будет развитие обучающихся не только на уроках литературного чтения, но и в рамках внеурочной деятельности.
Экспериментальная работа по определению актуального состояния круга чтения младших школьников проводилась на базе МБОУ «Гимназии № 16» города Красноярск. В эксперименте принимали участие учащиеся 1 «Б» класса в составе 25 человек. Констатирующий этап эксперимента по определению уровня сформированности круга чтения состоял из 2 методик, каждая из которых была направлена на исследование критериев: уровня сформированности читательской мотивации, уровня сформированности читательских предпочтений, уровня осуществления способа выбора книг.
Данные исследования показали, что в классе преобладает средний уровень сформированности круга чтения.
По результатам констатирующего эксперимента нами был разработан комплекс внеурочных занятий «Книга ищет друга».
Мы предполагаем, что реализация предложенного нами комплекса внеурочных занятий поможет развивать круг чтения современных младших школьников.
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. М.: Академия, 2005. 576 с.
2. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. 1961. № 1. С. 36 - 46.
3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М.: АН СССР, 1953. т. 2. 367 с.
4. Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников. - M.: Педагогика, 1989. 61 с.
5. Бим-Бад Б.М., Кошелева О.Е. Природа ребенка в зеркале автобиографии. М.: УРАО, 1998. 432 с.
6. Воюшина М.П., Кислинская С.А., Лебедева Е. А. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник. М.: Академия, 2010. 288 с.
7. Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. М.: Просвещение, 1984. 73 с.
8. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 320 с.
9. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго...»: Пособие для чтения и рассказывания детям 6 - 10 лет. М.: Просвещение, 2004. 144 с.
10. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления // Начальная школа.
2008. № 2. С.15
11. Дзенля Е.А. Методологические основы формирования читательской мотивации в начальной школе // Сборник трудов Международной научнопрактической конференции "XV Левитовские чтения". М.: Перо, 2020. С. 417424.
12. Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М.: Книга, 1970. 72 с.
13. Ивашина М.В. Чтение в XXI веке // Литература. 2008. №18. С. 24-28.
14. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006. 240 с.
15. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. М.: Смысл, 2011.287 с....51