Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРУГА ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №163063

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРУГА ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Круг детского чтения и современная «детская литература» 5
1.2 Возрастные особенности читательской деятельности современных
младших школьников 11
1.3 Принципы, критерии и законы формирования круга чтения
современного младшего школьника 16
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО
УРОВНЯ КРУГА ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1 Диагностическая программа определения актуального уровня круга
чтения младших школьников 27
2.2 Результаты и анализ констатирующего эксперимента 29
2.3 Комплекс занятий, направленный на формирование круга чтения
современных младших школьников 36
Выводы по главе 2 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 55

Жизнь без книги немыслима. Книга сопровождает человека с младенчества и до глубокой старости. Чтение книг расширяет кругозор, открывает ребенку дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения.
Безусловно, для достижения максимума положительного эффекта от чтения, следует тщательно выбирать читаемое. От круга чтения зависит и эффект, кото­рый будет оказывать чтение на человека. Это и подводит нас к необходимости грамотно формировать круг своих читательских предпочтений, а также к необхо­димости учиться создавать его с самого школьного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что важнейшими целями при изучении курса лите­ратурного чтения в начальной школе, является «...формирование читательского кругозора младших школьников, приобретение ими опыта самостоятельной чита­тельской деятельности, постоянное совершенствование всех видов речевой дея­тельности; овладение умением работать с разными видами информации» [49].
Вопрос формирования круга чтения современного младшего школьника яв­ляется весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте выстраивается основа развития устойчивого читательского интереса.
Цель - на основе опытно-экспериментального исследования разработать программу внеурочных занятий, направленную на развитие круга чтения млад­ших школьников.
Объект исследования - процесс развития круга чтения современных младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние круга чтения в младшем школьном возрасте и способы его развития.
Гипотеза - мы предполагаем, что современный младший школьник поло­жительно относится к чтению, может самостоятельно либо при помощи взрослых выбрать книгу, соответствующую своим интересам, но круг жанров и набор ав­торских имен, известных младшему школьнику, крайне ограничен.
Задачи:
1) Изучить литературу по теме исследования.
2) Описать принципы и приемы формирования и развития круга чтения младших школьников.
3) Провести опытно-экспериментальную работу по изучению круга чтения младших школьников.
4) Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
5) Составить комплекс внеурочных занятий, направленных на развитие круга чтения младших школьников.
Методы исследования - теоретический (анализ литературы и синтез) и эм­пирический (эксперимент).
База исследования: МБОУ “Гимназия № 16” г. Красноярска, 1 «Б» класс. В исследовании приняли участие 25 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что кругом чтения является некоторый объем и перечень книг и других изданий, предназначенных для читателей определенного возраста с целью их развития, воспитания и обуче­ния, имеющий исторически конкретную и индивидуальную направленность.
Формирование круга детского чтения очень сложный процесс, требующий от взрослых знание психологии возраста и учета особенностей младших школь­ников, наблюдением за состоянием современной детской литературы. Формиро­вание круга детского чтения должно базироваться с учетом принципов, критери­ев, признаков и законов отбора для книг для детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что важнейшими целями при изучении курса лите­ратурного чтения в начальной школе, является «...формирование читательского кругозора младших школьников, приобретение ими опыта самостоятельной чита­тельской деятельности, постоянное совершенствование всех видов речевой дея­тельности; овладение умением работать с разными видами информации». При до­стижении этих целей эффективным будет развитие обучающихся не только на уроках литературного чтения, но и в рамках внеурочной деятельности.
Экспериментальная работа по определению актуального состояния круга чтения младших школьников проводилась на базе МБОУ «Гимназии № 16» горо­да Красноярск. В эксперименте принимали участие учащиеся 1 «Б» класса в со­ставе 25 человек. Констатирующий этап эксперимента по определению уровня сформированности круга чтения состоял из 2 методик, каждая из которых была направлена на исследование критериев: уровня сформированности читательской мотивации, уровня сформированности читательских предпочтений, уровня осу­ществления способа выбора книг.
Данные исследования показали, что в классе преобладает средний уровень сформированности круга чтения.
По результатам констатирующего эксперимента нами был разработан ком­плекс внеурочных занятий «Книга ищет друга».
Мы предполагаем, что реализация предложенного нами комплекса внеуроч­ных занятий поможет развивать круг чтения современных младших школьников.


1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. М.: Академия, 2005. 576 с.
2. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. 1961. № 1. С. 36 - 46.
3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М.: АН СССР, 1953. т. 2. 367 с.
4. Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников. - M.: Педагогика, 1989. 61 с.
5. Бим-Бад Б.М., Кошелева О.Е. Природа ребенка в зеркале автобиографии. М.: УРАО, 1998. 432 с.
6. Воюшина М.П., Кислинская С.А., Лебедева Е. А. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник. М.: Академия, 2010. 288 с.
7. Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной шко­ле. М.: Просвещение, 1984. 73 с.
8. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Изда­тельский центр «Академия», 2007. 320 с.
9. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго...»: Пособие для чтения и рас­сказывания детям 6 - 10 лет. М.: Просвещение, 2004. 144 с.
10. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления // Начальная школа.
2008. № 2. С.15
11. Дзенля Е.А. Методологические основы формирования читательской мотива­ции в начальной школе // Сборник трудов Международной научно­практической конференции "XV Левитовские чтения". М.: Перо, 2020. С. 417­424.
12. Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М.: Книга, 1970. 72 с.
13. Ивашина М.В. Чтение в XXI веке // Литература. 2008. №18. С. 24-28.
14. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006. 240 с.
15. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. М.: Смысл, 2011.287 с....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ