Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы развития лексических навыков иноязычной речи обучающихся начальной школы средствами игрового проекта во внеурочной деятельности
7
1.1 Понятие «иноязычный игровой проект», его виды и функции 7
1.2 Особенности развития лексических навыков у обучающихся начальной
школы 14
1.3 Сущность и назначение внеурочной деятельности 21
Выводы по 1 главе 29
Глава 2 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию лексических навыков иноязычной речи обучающихся начальной школы средствами игрового проекта во внеурочной деятельности 33
2.1 Методическое и организационное описание эмпирического
исследования 33
2.2 Диагностика развития лексических навыков обучающихся 4 класса
МБОУ СШ № 79 средствами игрового проекта «пресс-конференция» во внеурочной деятельности 38
2.3 Методические рекомендации по организации игрового проекта во внеурочной деятельности «пресс-конференция» по теме: ««Экологические
проблемы земли - защита животных»» 43
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А 65
Приложение Б 70
Приложение В 71
Актуальность исследования. На современном этапе развития методики обучения иностранным языкам исследователями и преподавателями осознается важность развития лексических навыков иноязычной речи детей младшего школьного возраста, однако не все вопросы, касающиеся эффективного обучения, полностью|решены. Важным сегодня становится поиск новых приемов и технологий обучения, позволяющих сделать процесс обучения восприятию устной иноязычной речи максимально эффективным, нацелить их на! самостоятельное совершенствование навыков в этом виде речевой деятельности. Сказанное приобретает особую значимость в контексте введения новых
образовательных стандартов|Ьбучения, требующих от общеобразовательных учреждений соответствовать реалиям сегодняшнего дня, которые ориентированы, в частности на проектную деятельность и коммуникацию.
Тем не менее, использование игрового проекта при обучении устным речевым высказываниям на| иностранном языке с целью развития лексических навыков рассмотрено, по нашим данным, в недостаточной степени, что позволило определить тему исследования: «Развитие лексических навыков иноязычной речи обучающихся начальной школы средствами игрового проекта во внеурочной деятельности».
Объект исследования процесс обучения иностранному языку в начальной школе.
Предмет исследования - развитие лексических навыков иноязычной речи обучающихся начальной школы средствами игрового проекта во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие навыков иноязычной речи обучающихся начальной школы будет эффективным, если дети будут включены в образовательный процесс средствами игрового проекта.
Цель исследования - выявить эффективность влияния иноязычного игрового проекта на!развитие лексических навыков иноязычной речи обучающихся начальной школы во внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. на основании анализа психолого-педагогической литературы дать определение понятию «иноязычный игровой проект» и рассмотреть классификации иноязычных проектов;
2. рассмотреть особенности формирования продуктивных лексических навыков обучающихся начальной школы;
3. определить специфику внеурочной деятельности обучающихся по иностранному языку;
4. организовать опытно- экспериментальную работу по разработке авторского иноязычного проекта какЪредства формирования продуктивных лексических навыков обучающихся во внеурочной деятельности;
5. проанализировать данные эксперимента и дать методические рекомендации по развитию лексических навыков иноязычной речи обучающихся начальной школы посредством игрового проекта на уроке иностранного языка.
Теоретическую базу составили работы Е.С. Полат [Полат, 2000], Е.О. Астафьевой [Астафьева, 2018], Е.В. Машуковой [Машукова, 2019], А.А. Золотухиной [Золотухина, 2016], Е.М. Кошелевой [Кошелева, 2020], И.М. Сазоновой [Сазонова, 2016], Ю.В. Амосовой [Амосова, 2015], в них раскрыты аспекты игровой проектной деятельности. Проблема формирования лексических навыков при изучении иностранного языка: И.Н. Дмитрусенко [Дмитрусенко, 2012], В.П. Жежеровой [Жежерова, 2010], Н.Л. Шибко [Шибко, 2014], И.В. Одинцова [Одинцова, 2015], Ю.Г. Давыдова [Давыдова, 2010], Я.В. Яшина [Яшина, 2008], Н.Л. Шибко [Шибко, 2014].
Вопросы современной практики организации внеурочной деятельности: В И. Казаренков [Казаренков, 2019], Л.И. Маленкова [Маленкова, 2011], М А. Опарина [Опарина, 2005].
Методы исследования: анализ лингвистической", психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов, касающихся образовательного процесса в начальной школе; мониторинг учебного процесса; моделирование процесса обучения иноязычной коммуникации в начальной школе; беседа,
анкетирование, опытно-эксперементальная работа; методы статистической обработки данных опытного обчуения.
В ходе исследования будет проведена опытно- экспериментальная работа по проверке гипотезы: развитие навыков будет эффективным, если дети будут включены в образовательный процесс средствами игрового проекта во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования может состоять в возможности использования его результатов при обучении англиискому языку в начальной школе, а также разработке рекомендации' по внедрению модели обучения устному речевому высказыванию на уроке иностранного языка в основной школе.
База исследования: экспериментальная работа проводилась в МБОУ «Средняя школа № 79», г. Красноярска. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 26 обучающихся 4 классов: 13 в экспериментальной и 13 в контрольной группах.
Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 79», г. Красноярск в начальную школу (акт о внедрении
прилагается).
Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, библиографию и приложения. Работа изложена на 72 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы и сведения об апробации.
В первой главе представлено теоретическое обоснование использования игрового проекта во внеурочной деятельности для развития лексических навыков иноязычной речи обучающихся начальной школы, дано определение понятию «иноязычный игровой проект», рассмотрены его виды и функции; определены особенности обучения обучающихся начальной школы; раскрыта сущность внеурочной деятельности.
Во второй глазе описана реализация игрового проекта во внеурочной деятельности обучающихся начальной школы для развития лексических навыков иноязычной речи, представлены результаты опытноэкспериментальной работы по формированию лексических навыков иноязычной речи средствами игрового проекта; даны методические рекомендации.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 61 наименование работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы и учебные издания.
Приложение А содержит учебно-методические материалы: сценарий игрового проекта «пресс-конференция».
Приложение Б содержит разработанные автором работы критерии оценивания сформированности лексического навыка говорения.
Приложение В содержит акт о внедрении результатов магистерской работы в учебный процесс МБОУ «Средняя школа №79», г. Красноярска.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
В нашем исследовании мы рассмотрели иноязычный игровой проект как средство развития лексических навыков иноязычной речи обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности. На основе анализа научной литературы мы определили в качестве рабочего авторское определение понятия «иноязычный игровой проект» - это метод обучения иностранному языку, который включает в себя комплекс заданий с элементами игры, направленный на формирование языковых навыков, в том числе лексических.
Среди различных видов игровых проектов, которые отличаются по направленности, мы выбрали комплексный игровой проект «пресс- конференцию», который характеризуется тем, что в рамках такого метода создается интерактивное пространство, где каждый обучающийся сможет взаимодействовать, кооперировать с другими учениками, развивать творческие и аналитические способности, перевоплощаться в реального или вымышленного героя.
Определили особенности развития лексических навыков у обучающихся начальной школы:
• непроизвольное запоминание;
• гиперактивность;
• повышенная эмотивность;
• длительность устного опережения;
• речевые потребности;
• когнитивная направленность;
• взаимосвязь между аспектами речевой деятельности.
Основой лексического навыка являются когнитивные связи, выступающие в виде слов и словосочетаний и сопровождающиеся образами в сознании ребенка. Обучение лексическим навыкам должно происходить поэтапно, путем подбора различных заданий, направленных на формирование навыков письма, чтения, говорения, аудирования. Основной упор следует делать на говорении и аудировании.
Рассмотрели вопрос сущности внеурочной деятельности. На основании стандартов разных редакций для ступени начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. No373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный No15785). Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования «внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста» [50]. Внеурочная работа вмещает в себя разные виды деятельности, которые в совокупности содействуют развитию обучающихся начальной школы по всем направлениям.
Разработали и апробировали иноязычный игровой проект «пресс- конференция» во внеурочной деятельности в 4 классе.
Высказанное нами предположение о том, что применение игрового проекта во внеурочной деятельности способствует развитию лексических навыков, и, следовательно, ведет к формированию коммуникативной компетенции, подтверждено апробацией игрового проекта «пресс- конференция» в МБОУ СШ № 79 в 4 классе г. Красноярск.
При изучении темы «Экологические проблемы земли - защита животных» во внеурочной деятельности следует использовать инновационные технологии в обучении иностранному языку. Эта технология формирует в полной мере лексическую и коммуникативную компетентность у обучающихся, как этого требует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Дальнеишая перспектива исследования состоит в создании комплекса иноязычных проектов к каждой теме УМК «Starlight» для обучающихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.) с целью развития лексических навыков обучающихся 2 - 4 классов при обучении говорению.
1. Амосова, Ю. В. Организация проектной деятельности как средство
развития познавательной активности детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. В. Амосова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научно-практической
конференции. - 2015. - № 37. С. - 57-60.
2. Астафьева, Е.О. Играем, читаем, пишем [Текст] / Е.О. Астафьева. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. - 80 с.
3. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков [Текст] / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева - Мн.: Тетрасистемс, 2006. - 288 с.
4. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 12.11. 2021).
5. Бронская, В. С. Теоретические основы формирования и развития
лексических навыков у школьников // Russian Journal of Education and Psychology., 2011 [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-i- razvitiya-leksicheskih-navykov-u-shkolnikov (дата обращения:
22.12.2021).
6. Ваганова, О. И., Смирнова, Ж. В., Маркова, С.М., Чайкина, Ж.В.,
Булаева, М. Н. Организация партнерских отношений дополнительных образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным и культурным центрами // ПНиО. 2019. №3 (39). [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/organizatsiya-partnerskih-otnosheniy- dopolnitelnyh-obrazovatelnyh-uslug-na-primere-vzaimodeystviya- obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s (дата обращения: 22.12.2021).
7. Выборова, Н.Н. Методика проведения урока пресс-конференции [Текст] / Н.Н. Выборова.- М: Паганель, 2010. - С. 1101-1105.
8. Выборова, Н.Н. Методика проведения урока пресс-конференции [Текст] / Н.Н. Выборова.- М: Паганель, 2010. - С. 1101-1105.
9. Гин, А.А. Приемы педагогической техники [Текст] / А А. Гин. - М: Вита-Пресс, 2011. - 112 с.
10. Гин, А.А. Приемы педагогической техники [Текст] / А А. Гин. - М: Вита-Пресс, 2011. - 112 с.
11. Грозина, Е.В. Лекция пресс-конференция как одна из форм проведения занятий [Текст] / Е.В. Грозина // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 26-28.
12. Грозина, Е.В. Лекция пресс-конференция как одна из форм проведения
занятий [Текст] / Е.В. Грозина // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. - Иркутск : Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних
дел Российской Федерации, 2018. - С. 26-28.
13. Григорьев, Д. В. Степанов, П.В. Организация внеучебной деятельности школьников: методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев., П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2012. - 497 с.
14. Давыдова, Ю. Г. Развитие англоязычной педагогической
лексикографии // Царскосельские чтения. 2010. №XIV. [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-angloyazychnoy-
pedagogicheskoy-leksikografii (дата обращения: 22.12.2021).
15. Данилова, С. А. Современный урок иностранного языка: методические формы и приёмы [Текст] / С. А. Данилова // Концепт. - 2017. - № 25. - С. 202-203....61