ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВЕ 10
1.1. Развитие народного образования и становление первых школ в Туве 10
1.2. Первые учителя Тувы 22
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШЕМИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КАК ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ШКОЛ ТУВЫ 28
2.1. История Шеминской средней школы 28
2.2. Основные направления деятельности Шеминской средней школы 32
2.3. Известные люди - выходцы из села 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
Актуальность темы исследования. В условиях демократизации сфер российской общественной жизни важное значение имеет переосмысление и анализ исторического прошлого нашей страны. История развития государства неотъемлема от истории развития образования.
Образование не является замкнутой системой. Любые проблемы, которые переживает общество, сказываются на образовании. Осуществляемая ныне модернизация образования предполагает не только инновации, но и активное внедрение наработанного положительного опыта, поэтому воспроизведение исторической, политической и социальной картины развития системы общего образования Российской Федерации и Республики Тыва вызывает огромный научный и практический интерес. Одним из приоритетных направлений государственной политики было обозначено образование. Началась реализация масштабного национального проекта «Образование», призванного обеспечить крупные изменения по основным направлениям развития системы образования России.
До 1944 года Тува являлась Народной Республикой. В октябре 1944 года по единодушному волеизъявлению тувинского народа Тува вступила в состав Советского Союза на правах автономной области. За короткий период Советской власти в Туве тувинский народ совершил огромное продвижение по пути политического, экономического и культурного прогресса. Всеми своими достижениями тувинский народ обязан Коммунистической партии и Советскому правительству.
Большое значение народного образования и грандиозные перспективы его развития в нашей стране были особо раскрыты в материалах исторического XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза. Дело народного образования является неотъемлемой составной частью той борьбы, которую тувинский народ ведет под руководством Коммунистической партии за новую, индустриально-колхозную Туву с высокоразвитой национальной по форме и социалистической по содержанию культурой.
Большое прогрессивное значение присоединения Тувы к России состояло в том, что оно усиливало связь тувинского народа с великим русским народом, с русским революционным рабочим классом .
Перед молодой республикой стояла неотложная задача - создать на основе опыта Советского Союза единую систему начального и среднего образования в целях воспитания новых кадров - строителей социалистической Тувы. На пути выполнения этой задачи стояли большие, во вполне преодолимые трудности: в стране не было учителей, учебников на родном языке, школьных заданий, учебного оборудования. Феодально-теократические элементы, пробравшиеся обманным путем в правительство, всемерно препятствовали созданию тувинской народной школы.
Неудовлетворительное состояние народного образования в этот период подтверждает тот факт, что «начальное образование стало развертываться только с 1926 года. К первому января 1929 года школ первой ступени в республике было всего три». Школы охватывали незначительное число детей преимущественно из зажиточных слоев населения. Преподавателями являлись ламы; обучение носило ярко выраженный религиозный характер и велось на монгольском языке. Все это позволяет говорить о том, что до 1930 года народной тувинской школы создано не было, несмотря на большие запросы и требования широких трудовых масс. Насколько велико было желание народа учить своих детей, свидетельствует тот факт, что в ряде мест возникли школы по инициативе трудовых аратов. Эти школы, содержавшиеся на средства самого населения, с трудом отстаивали право на свое существование. До 1930 года в стране не было открыто ни одного культурно-просветительного учреждения. Ассигнования на культурные нужды в 1927 г, составляли только 4,4%, а в 1930 г.—4,6% бюджета республики. Трудовые массы крайне слабо привлекались к участию в государственном строительстве.
Успехи, достигнутые в области народного образования, могут быть наиболее полно раскрыты в сопоставлении с той исключительно большой культурной отсталостью, в которой веками пребывал тувинский народ. Такое сравнение счастливого и светлого настоящего с недалеким по времени кошмарным прошлым необходимо также для наиболее полного раскрытия огромной роли Великой Октябрьской социалистической революции и Советского государства в освобождении тувинского народа от многовекового гнета и порабощения.
Именно система общего образования, включающего в себя общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, является одним из важнейших факторов социализации подрастающего поколения, передачи ему накопленного знания, подготовки его к жизни в новых условиях трансформации российского общества.
Целью данной работы является изучение истории Шеминской средней школы Дзун-Хемчискского кожууна Республики Тыва.
Задачи работы:
1. рассмотреть развитие народного образования и становление первых школ в Туве;
2. выявить первых учителей Тувы;
3. проанализировать историю Шеминской средней школы;
4. изучить основные направления деятельности Шеминской средней школы;
5. рассмотреть известных людей - выходцев из села.
Объект исследования: история Шеминской средней школы Дзун- Хемчискского кожууна Республики Тыва.
Предмет исследования: становление и развитие Шеминской средней школы как один из первых школ Тувы.
Методы исследования: анализ литературы и архивных материалов по изучаемой проблеме, историко-хронологический, историко-сравнительный и количественный методы.
Историко-хронологический метод позволяет изложить исторический материал в хронологической последовательности.
Историко-сравнительный метод основан на сравнении объектов исторического анализа во времени и пространстве. Благодаря этому методу в истории выделяется общее, особенное и единичное; пути, варианты и модели развития общества, отдельных стран, явлений, благодаря чему возможны построение классификации и типология исторических процессов.
Количественный метод применяется для изучения закономерностей, тенденций, факторов исторического развития, типологической классификаций явлений и процессов, анализа внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей. Использование количественных методов основано на составлении системы числовых характеристик изучаемых объектов, обработке данных показателей математическими методами. Количественные методы эффективны для изучения массовых источников, содержащих количественную информацию. В этом случае для перевода текстовой информации в формализованную применяют специальные методики.
Степень изученности темы исследования. Данной проблемой занимались такие тувинские исследователи, то следует отметить монографию доктора исторических наук Н.А. Сердобова «Народное образование в Туве» , в которой прослеживается история возникновения и развития образования.
Развитие народного образования в Туве рассмотрена в работах Г.С. Сабирзянова «Партийное руководство народным образованием в Советской Туве (1944-1967 гг.)» , Ю.Л. Аранчына «Исторический путь тувинского народа к социализму» , в коллективном труде «История Тувы» . В них отражены руководящая роль партии и правительства в развитии народного образования советской Тувы, эволюция системы образования республики рассмотрена только в положительном ракурсе, отсутствует критика государственной образовательной политики.
В 2003 г. вышла книга «Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди» Л.П. Салчак и К.Б. Салчак . В ней собран богатый материал о первых школах и учителях Тувы, о создании первого высшего учебного заведения, о его роли в подготовке педагогических кадров для молодой республики. Однако представленные в работе материалы носят очерковый характер и многие вопросы о деятельности образовательных учреждений в постсоветский период в ней затрагиваются вскользь.
Проблемам национального образования посвящены кандидатские диссертации тувинских ученых В.Ч. Монгуш, А.К. Сат и Н.М. Очур . К сожалению, вопросы истории создания органов управления образования Тувы отдельно ими не рассматриваются.
В 2013 году кандидат исторических наук Тувинского государственного университета Очур Н.М. защитила диссертацию по теме «История развития общего образования в Республике Тыва в условиях трансформации российского общества (1991-2010 гг.)».
Таким образом, обзор истории системы органов управления образования в Туве говорит о недостаточности научных исследований.
Источниковая база исследования представлена следующими видами исторических источников: законодательные акты, периодическая печать.
Важное место среди исторических источников данной работы занимают законодательные акты. Их изучение позволяло зафиксировать правовую основу возникновения и развития профессионального образования в России и Туве, такие как Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»9, Постановления Правительства Республики Тыва, приказы министерства образования и науки Республики Тыва.
В работе использованы материалы, извлеченные из фондов архива: Центрального Государственного Архива Республики Тыва (ЦГА РТ).
Самая многочисленная и важнейшая часть документов по интересующей нас проблеме сосредоточена в фонде Министерства народного просвещения ТНР (ф.120). При проведении исследования учитывалось то важное обстоятельство, что вопросы организации образования первоначально возлагались на Министерство культуры, созданное в 1930г. Затем в 1941г. произошло разделение на два ведомства: Министерство народного просвещения и здравоохранения. В свою очередь, Министерство народного просвещения ТНР в 1944г. преобразовано в областной отдел народного образования Тувинской Автономной области.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Республики Тыва, включая территорию сумона Шеми Дзун-Хемчикского кожууна.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1944 г. по сегодняшний день, т.е. нач. XXI в.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее содержание и полученные результаты могут быть использованы при подготовке обобщающих работ по истории первых школ Тувы, при подготовке уроков в школе, на факультативных занятиях, в кружковой деятельности.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые обобщен исторический опыт создания и развития Шеминской средней школы.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.
Новейшая история Тувы показывает, как страна сопор шила исторический переход от феодализма к социализму под воздействием Великого Октября, под идейным знаменем марксизма-ленинизма, в тесном союзе с СССР, под руководством III Интернационала.
За 23 года существования ТНР был сделан крупный шаг в политическом, экономическом и культурном развитии тувинского народа, стала как никогда прочной дружба между народами ТНР и СССР, которая ярким пламенем патриотизма и интернационализма вспыхнула в дни: Великой Отечественной войны. Более разительных, впечатляющих успехов добился тувинский народ в братской семье советских народов благодаря постоянной заботе Коммунистической партии и Советского правительства, щедрой помощи великого русского и других народов СССР.
За исторически короткий срок Тува превратилась из пастушеской единоличной страны в индустриально-аграрную республику.
Учитывая коренные политические, экономические, культурные, этнические изменения в жизни тувинского народа, исходя из пожеланий трудящихся и принципа свободного самоопределения национальностей, в целях обеспечения условий для дальнейшего национально-государственного развития тувинского народа, Президиум Верховного Совета РСФСР 9 октября 1961 г. принял Указ о преобразовании Тувинской автономной области Б Тувинскую Автономную Советскую. Социалистическую Республику, который был санкционирован Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 10 октября 1961г.
Республика ликвидировала неграмотность, успешно решает проблему всеобщего среднего образования, достигла больших успехов в подготовке кадров и охране здоровья людей. На 10 тыс. человек приходится почти 160 больничных коек, 30 врачей и 100 человек среднего медперсонала. Численность тувинцев увеличилась в сравнении с 1924 г. в 3,5, с 1944 г.— в 2,5 раза. В народном хозяйстве трудятся более 19 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, около половины которых — тувинцы.
Таким образом, создание письменности и перевод её на русский алфавит имели решающее значение для развития народной школы. Задачи, стоящие перед новой школой, были сформулированы ещё в решениях VIII съезда ТНРП. В отличие от ламских, монастырских школ, подготовляющих реакционные нетрудоспособные кадры, — говорилось в решениях съезда,— государственные школы должны быть построены на принципах ПОДГОТОВКИ новых кадров—строителей революционного государства. Огромная помощь Советского Союза, создание тувинской письменности, великая тяга трудового народа к знаниям и их большое желание учить своих детей—все это позволило преодолеть значительные трудности и создать на научной основе подлинно народную тувинскую национальную школу. Черты подлинной народности этой школы заключались в её обшедоступности, бессословности и, главное, в том, что в её создании (строительстве) самое активное участие принимали широкие народные массы; школа стала отражать воспитательные цели освобождённого народа и его общественно-политические взгляды.
Начиная о 1930 года, при непосредственной помощи Советского Союза там, где раньше были только следы временных стоянок кочевников, стали возводиться школы, интернаты, клубы и больницы. Создание и развитие национальной школы требовало больших ежегодно возрастающих ассигнований.
Несмотря на рост ассигнований, ограниченные бюджетные возможности республики не могли удовлетворить большие, потребности развивающегося народного образования. Большая помощь и в этом вопросе была оказана Советским Союзом.
Первые школы, клубы, больницы в Туве были построены на средства Советского Союза, что отражало большую помощь советского народа братскому тувинскому народу.
Рост охвата детей обучением зависел в первую очередь от строительства школьных зданий и подготовки педагогических кадров. Задача расширения контингента учащегося неразрывно связывается со школьным строительством. К строительству школ с каждым годом привлекалось все «большее количество населения. Особенно с большим подъёмом при массовом участии аратов осуществлялось строительство в 1938—1940 годах. За период с 1930 года по 1940 год методом народной стройки было построено 235 школьных зданий. В этот же период плановое строительство (за счёт бюджета) дало 22 школьных здания. В 1940 году было закончено строительство 3-х этажного каменного здания учебного комбината в г. Кызыле.
Нужно упомянуть о значительных трудностях, с которыми приходилось встречаться при осуществлении школьного строительства. К числу таких трудностей следует отнести отсутствие достаточного опыта в строительстве у аратов, плохую проходимость дорог, недостаточное количество строительного инструмента и транспортных средств. Школьное строительство того времени имело ряд существенных недостатков: многие школы строились без проектов и, как правило, сдавались в эксплуатацию в недостроенном виде—без крыш, без кирпичных печей и без выполнения штукатурно-малярных работ.
Успешное школьное строительство в 1930—1940 годах обусловило значительный рост числа школ и контингента учащихся. Это большое строительство было сужено во время Великой Отечественной войны Советского Союза с гитлеровской Германией. Основные силы тувинского народа в этот период были направлены на оказание всемерной помощи советскому народу в его героической борьбе с фашизмом.
Развитие тувинской национальной школы во многом зависело от работы органов народного образования. До 1930 года руководство народным образованием осуществляло Министерство внутренних дел. В 1930 году на VII Великом Хурале было создано Министерство культуры. На Министерство культуры было возложено руководство народным образованием, политпросвет работой, изданием литературы, научно-исследовательской работой, здравоохранением и обеспечением инвалидов. На X Великом Хурале (1941 г.) Министерство культуры было разделено на два Министерства— Министерство народного просвещения и Министерство здравоохранения. В Министерстве народного просвещения имелись отделы школ, политпросвет работы, науки и издательства. Органами Министерства на местах были культсекторы хошунных хуралов.
Работа первых школ встречала значительные трудности. Феодально-теократические элементы, опираясь на отсталые слои населения и используя в своих целях недостатки в работе первых учебных заведений, старались всеми силами затормозить школьное строительство. В условиях острой классовой борьбы происходило создание и развитие тувинской народной школы. Тувинская народно-революционная партия, осуществляя строительство народной школы, опиралась, как и при решении всех других вопросов развития экономики и культуры, на могучий опыт Коммунистической партии Советского Союза.
1. ЦГА РТ. Ф.434. оп. 1. Д. 8.
2. ЦГА РТ. Ф.22. оп. 1. Д. 1.
3. ЦГА РТ. Ф. 270. Оп. 1. Д.3.
4. ЦГАРТ. Ф. 93. оп. 1. Д.9.
5. ЦГА РТ. Ф. 120. оп. 1. Д.7.
6. Братское содружество народов СССР 1922-1936 гг. Сборник документов и материалов. - М., 1964.
Литература
7. Аранчын, Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. - Новосибирск, 1982.
8. Аранчын, Ю.Л. Тува в годы Великой Отечественной войны Советского союза. - Кызыл, 1954.
9. Белов, В.Ш. Школьное образование в ТНР // ПЗЛС. - 1942. - № 2. - С. 84-96.
10. Биче-оол, В.Л. Шаги вперед. - Кызыл, 1963.
11. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI в.: В поисках практико-ориентированной образовательной концепции. - М., 1997.
12. Дайч, З.Г. Школьная политика в СССР. Уроки партийного государственного руководства, перспективы развития. - М., 1991.
13. Днепров, Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». - М., 1996.
14. Доржу, З.Ю., Очур, Н.М. Школы Тувы в годы перемен (90-е годы
XX-начало XXI вв.): монография / З.Ю.Доржу, Н.М. Очур. - Кызыл: РИО Тувгу, 2015.
15. Дулов, В.И. Социально-экономическая история Тувы XIX-нач. XX вв. - М, 1956.
16. Заслуженные люди XX века. - Кызыл, 2004.
17. История Тувы. Т. 1, 2. - Новосибирск, 1964.
18. История Тувы. Т. 2. - Новосибирск, 2007.
19. История Тувы. В 2 т. - Т. I. - 2-е изд., перераб. и доп. /Под общ. ред. С.И. Вайнштейна. М.Х. Маннай-оола. - Новосибирск. 2001.
20. История Тувы: В 3 т. - Т. II / Под общ. Ред. В. А. Ламина. - Новосибирск, 2007.
21. Козловская, Г.Е. Российское образование на рубеже веков. - М.,2001.
22. Корнетев, Г.Б. Феномен образования и его педагогическая интерпретавция. - М., 2001.
23. Маннай-оол, М.Х. История Тувы. - Кызыл, 1996.
24. Маннай-оол, М.Х. Тува в эпоху феодализма. - Кызыл, 1986.
25. Моллеров, Н.М. История советско-тувинских отношений (1917-1944 гг.) - М., 2005.
26. Монгуш, Х.Д. Нимачап чагырыкчы болгаш Дондук сайыт. - Кызыл,2002.
27. Мындрима, С.Ш., Толгар-оол, О.А. К сорокалетию образования T НРП УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. X. - Кызыл, 1962. - С. 48—57.
28. Огородников, Ю.А. Философия образования. - М., 1999.
29. По страницам истории Тувы. - Кызыл, 1972.
30. Потапов, Л.П. Очерки народного быта тувинцев. - М., 1969.
31. Прянникова, В.Г., Равкин, З.И. История образования и педагогической мысли. - М., 1995.
32. Сабирзянов, Г.С. Партийное руководство народным образованием в Советской Туве (1944-1967 гг.). - Кызыл, 1967.
33. Салчак, Л.П., Салчак, К.Б. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. Посвящается 50-летию педагогического образования в Туве. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003.
34. Сат, С.Ч. Развитие политической системы Тувинской Народной Республики (1921-1944). - Кызыл, 2000.
35. Сердобов, Н.А. История формирования тувинской нации. - Кызыл,1971.
36. Сердобов, Н.А. Народное образование в Туве. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953.
37. Сердобов, Н.А. О вкладе С. К. Тока в изучение истории Тувы. УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. XVI. - Кызыл, 1973.
38. Смолин, О.Н. Образование. Революция. Закон. Новейшая революция в России: Опыт политико-ситуационного анализа, Три трагедии российской демократии: Систематизированный сборник. - М., 1999.
39. Толгар-оол, О.А. Образование и идейно-организационное укрепление
Тувинской народно-революционной партии (1921—1929 гг.). УЗ
ТНИИЯЛИ. Вып. XI. - Кызыл, 1964. - С. 223—241.
40. Тульчинский, Л.И, Каплунов, А.И. Очерки бюджета Тувы. — Кызыл,1972.
Диссертации и авторефераты
41. Монгуш, В.Ч. История образования в Тувинской Народной Республике (1921-1944гг.): Дис. к.и.н. - М., 2006.
42. Очур, Н.М. История развития общего образования в Республике Тыва в условиях трансформации российского общества (1991-2010 гг.). Автореф...дисс.канд.ист.наук. - Иркустк, 2013.
43. Сат, А.К. Формирование и развитие кадрового потенциала Тувы (1921-2004 гг.). Автореф. ...дис. канд. ист. наук. - Абакан, 2006.
44. Смолин, О.Н. Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества. Научный доклад на соискание ученой степени д-ра
философских наук. - М., 2001.
Периодические издания:
45. Д. Монгуш. Кызылской школе № 2 - 80 лет//Башкы. - №1. - 2008. - С. 43-45.
46. Л. Лисина. С юбилеем, родная школа!//Башкы. - №4. - 2008. - С. 30-32.
47. Тока, С.К. Расцвет культуры возрожденного тувинского народа//«Коммунист», 1970. - № 5. - С. 49-50.
48. Тувинской средней школе 50 лет//Тувинская Правда. - 1958. - 9 сентября.
Интернет-ресурсы
49. Монгуш Хонук-оол Доржуевич. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.c-societv.ru/main.php?ID=271252 (Дата обращения: 02.06.2016 г.)
50. Нимачап Монгуш - шеминский мудрец. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.tuvaonline.ru/ (Дата обращения: 02.06.2016 г.)
51. Ондар Николай Алдын-оолович. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.tuvsu.ru/index.php/(Дата обращения: 02.06.2016 г.)
52. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Тыва. Эл. ресурс. Режим доступа: http://monrt.ru/ (Дата обращения: 02.06.2016 г.).
53. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Эл. ресурс. Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф (Дата обращения: 02.06.2016 г.)
54. Официальный сайт Шеминской средней школы. Эл. ресурс. Режим доступа: http://shemin.edu17.ru/ (Дата обращения: 02.06.2016 г.).
55. Публичный доклад МБОУ СОШ С. Шеми Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва. Эл.ресурс. Режим доступа: Режим доступа: http://shemin.edu17.ru/ (Дата обращения: 02.06.2016 г.).