Развитие ловкости у детей младшего школьного возраста посредством занятий по нейрофитнесу.
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕЙРОФИТНЕСА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность развития ловкости: виды, методы, средства, критерии
оценивания 9
1.2. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
развития детей младшего школьного возраста 14
1.3. Организация и проведение внеурочных занятий физической культурой
с реализацией средств нейрофитнеса в группах продленного дня 19
Выводы по первой главе 26
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ НЕЙРОФИТНЕСА
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 31
Выводы по второй главе 32
ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ НЕЙРОФИТНЕСА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Разработка и обоснование комплекса внеурочных физкультурных занятий
с применением средств нейрофитнеса для детей младшего школьного возраста, направленных на развитие ловкости 33
3.2. Оценка результативности реализации разработанного комплекса внеурочных физкультурных занятий с применением средств нейрофитнеса у детей младшего школьного возраста для развития ловкости 49
Выводы по третьей главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕЙРОФИТНЕСА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность развития ловкости: виды, методы, средства, критерии
оценивания 9
1.2. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
развития детей младшего школьного возраста 14
1.3. Организация и проведение внеурочных занятий физической культурой
с реализацией средств нейрофитнеса в группах продленного дня 19
Выводы по первой главе 26
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ НЕЙРОФИТНЕСА
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 31
Выводы по второй главе 32
ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ НЕЙРОФИТНЕСА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Разработка и обоснование комплекса внеурочных физкультурных занятий
с применением средств нейрофитнеса для детей младшего школьного возраста, направленных на развитие ловкости 33
3.2. Оценка результативности реализации разработанного комплекса внеурочных физкультурных занятий с применением средств нейрофитнеса у детей младшего школьного возраста для развития ловкости 49
Выводы по третьей главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность:
Нейрофитнес - это комплекс телесно-ориентированных упражнений, направленных на развитие межполушарных связей в структуре головного мозга, мелкой и крупной моторики, повышение когнитивных способностей и достижений в обучении, а также укрепление мышечного корсета. На первый план в образовании выходят развитие, обучение и воспитание мобильной и нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. Реализация потенциала нейрофитнеса на внеурочных занятиях по физической культуре среди детей младшего школьного возраста может помочь достичь метапредметных результатов (освоение межпредметных понятий, а также регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, составляющих основу умения учиться) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) [33].
Нейрофитнес как гимнастика осуществляет стимуляцию различных зон головного мозга, тем самым способствует созданию новых нейронных связей. Увеличение количества нейронных связей находится во взаимосвязи с понятием «ловкость» как одного из основных физических качеств человека. Ловкость включает качественное и быстрое выполнение любых двигательных задач. Следовательно, чтобы улучшить качество, точность и скорость движений непременно важно повышать нейропластичность структур головного мозга. Младший школьный возраст является сенситивным для развития ловкости, так как детский мозг отличается особым свойством нейропластичности. Развитие ловкости в данной возрастной группе послужит фундаментом для успешного овладения сложными двигательными действиям по базовым видам спорта.
С определенным значением приобретаемого двигательного опыта, важную роль в развитии ловкости занимает качество обработки информации сенсорной системой (органами чувств) ребёнка. Корректный и быстрый анализ полученных данных из внешней среды создает предпосылки для более детального познания движения. В основном учителями физической культуры при решении задач по развитию ловкости используется воздействие на крупную моторику такими средствами, как подвижные и спортивные игры, упражнения с элементами внезапности и упражнения, которые предъявляют высокие требования к точности движений. Средства воздействия на мелкую моторику и сенсорную интеграцию используются недостаточно. О важности мелкой моторики ещё в эпоху Просвещения немецкий философ И. Кант писал: «Рука - это вышедший наружу мозг человека». Этому высказыванию на сегодняшний день имеется не одно научное доказательство: треть коры головного мозга является проекция кистей рук.
Проблемой исследования является недостаточное использование современных средств, методов и технологий организации проведения физкультурных внеурочных занятий по нейрофитнесу среди детей младшего школьного возраста в целях развития ловкости.
Таким образом, развитие ловкости в младшем школьном возрасте, совершенствование форм, средств и методов улучшения качества ловкости является актуальной проблемой физической культуры, ориентированной на достижение метапредметных результатов.
Исходя из актуальности и проблемы исследования нами определена тема исследования: «Развитие ловкости у детей младшего школьного возраста посредством занятий по нейрофитнесу».
Объект исследования: внеурочная деятельность первоклассников по физической культуре.
Предмет исследования: средства нейрофитнеса для развития ловкости у первоклассников.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что реализация средств нейрофитнеса на внеурочных занятиях у детей младшего школьного возраста (семь лет) будет способствовать улучшению ловкости.
Цель: составить и апробировать комплекс упражнений для
организации внеурочных физкультурных занятий для детей младшего школьного возраста (7 лет) с реализацией средств нейрофитнеса, направленных на развитие ловкости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную педагогическую литературу по проблеме
исследования: раскрыть сущностные характеристики развития
ловкости у детей младшего школьного возраста; изучить психологопедагогические и анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста; выявить и описать средства нейрофитнеса, применяемые во внеурочной деятельности среди детей младшего школьного возраста; изучить методы исследования развития ловкости у первоклассников, занимающихся нейрофитнесом во внеурочной деятельности; определить этапы организации исследования развития ловкости у детей семи лет на занятиях по нейрофитнесу во внеурочной деятельности;
2. Разработать и обосновать комплекс упражнений с реализацией средств нейрофитнеса для первоклассников во внеурочной деятельности;
3. Проверить результативность разработанного комплекса упражнений по нейрофитнесу для первоклассников во внеурочной деятельности в педагогическом эксперименте.
Для решения поставленных задач мы использовали методы
педагогического исследования:
1. теоретические (анализ психолого-педагогической, справочноэнциклопедической и научно-методической литературы, нормативнопрограммной документации по теме исследования);
2. эмпирические (педагогическое наблюдение, сравнение,
педагогическое тестирование, педагогический эксперимент);
3. статистические (описательная статистика по графическому
изображению);
4. математической обработки данных (t-критерии Стьюдента,
определение прироста показателей в процентах).
Этапы исследования:
1 этап - анализ научной литературы по теме исследования (сентябрь 2022 - декабрь 2023),
2 этап - определение уровня развития ловкости у первоклассников в контрольно-экспериментальном группе на констатирующем этапе эксперимента; разработка и реализация средств нейрофитнеса на внеурочных занятиях по физической культуре у первоклассников (декабрь 2023 - февраль 2024),
3 этап - проведение контрольно-диагностического тестирования на заключительном этапе эксперимента для определения результативности занятий, обработка и интерпретация результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы (март - май 2024).
Экспериментальная база исследования:
Исследовательская работа организована на базе МАОУ СШ «Комплекс Покровский». Экспериментальная выборка составила 30 обучающихся семи лет (15 человек в контрольной группе), (15 человек в экспериментальной). В группах было по семь мальчиков и по восемь девочек. На внеурочных физкультурных занятиях, направленных на развитие ловкости, в контрольной группе (далее КГ) использовались традиционные способы развития ловкости (упражнения и подвижные игры); в экспериментальной группе (далее ЭГ) первоклассников реализовывались средства нейрофитнеса: упражнения и подвижные игры.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты позволяют дополнить, углубить современных представления о развитии ловкости у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, конкретизирует теоретические представления о способах развития ловкости современными средствами физической культуры (нейрофитнес).
Практическая значимость педагогического исследования
заключается в дополнении, обосновании практической реализации внеурочных занятий физической культуры с реализацией средств нейрофитнеса, способствующих развитию ловкости детей младшего школьного возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении экспериментальной работы на базе МАОУ СШ «Комплекс Покровский».
Результаты реализации внеурочных занятий физической культурой у детей младшего школьного возраста с использованием средств нейрофитнеса, направленных на развитии ловкости, заслушаны и обсуждены второго февраля 2024 г. на семинаре-практикуме педагогов физической культуры в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования (см. приложение А). Методика занятий по фитнесу и нейрофитнесу представлена на семинаре четвертого марта 2024 г. для тренеров, инструкторов краевой системы образования в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования. Средства нейрофитнеса используются мной в индивидуальной работе с детьми в фитнес-клубе «World class».
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, трёх глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка (33 источника, включая иностранные), трех приложений, 68 страниц.
Нейрофитнес - это комплекс телесно-ориентированных упражнений, направленных на развитие межполушарных связей в структуре головного мозга, мелкой и крупной моторики, повышение когнитивных способностей и достижений в обучении, а также укрепление мышечного корсета. На первый план в образовании выходят развитие, обучение и воспитание мобильной и нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. Реализация потенциала нейрофитнеса на внеурочных занятиях по физической культуре среди детей младшего школьного возраста может помочь достичь метапредметных результатов (освоение межпредметных понятий, а также регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, составляющих основу умения учиться) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) [33].
Нейрофитнес как гимнастика осуществляет стимуляцию различных зон головного мозга, тем самым способствует созданию новых нейронных связей. Увеличение количества нейронных связей находится во взаимосвязи с понятием «ловкость» как одного из основных физических качеств человека. Ловкость включает качественное и быстрое выполнение любых двигательных задач. Следовательно, чтобы улучшить качество, точность и скорость движений непременно важно повышать нейропластичность структур головного мозга. Младший школьный возраст является сенситивным для развития ловкости, так как детский мозг отличается особым свойством нейропластичности. Развитие ловкости в данной возрастной группе послужит фундаментом для успешного овладения сложными двигательными действиям по базовым видам спорта.
С определенным значением приобретаемого двигательного опыта, важную роль в развитии ловкости занимает качество обработки информации сенсорной системой (органами чувств) ребёнка. Корректный и быстрый анализ полученных данных из внешней среды создает предпосылки для более детального познания движения. В основном учителями физической культуры при решении задач по развитию ловкости используется воздействие на крупную моторику такими средствами, как подвижные и спортивные игры, упражнения с элементами внезапности и упражнения, которые предъявляют высокие требования к точности движений. Средства воздействия на мелкую моторику и сенсорную интеграцию используются недостаточно. О важности мелкой моторики ещё в эпоху Просвещения немецкий философ И. Кант писал: «Рука - это вышедший наружу мозг человека». Этому высказыванию на сегодняшний день имеется не одно научное доказательство: треть коры головного мозга является проекция кистей рук.
Проблемой исследования является недостаточное использование современных средств, методов и технологий организации проведения физкультурных внеурочных занятий по нейрофитнесу среди детей младшего школьного возраста в целях развития ловкости.
Таким образом, развитие ловкости в младшем школьном возрасте, совершенствование форм, средств и методов улучшения качества ловкости является актуальной проблемой физической культуры, ориентированной на достижение метапредметных результатов.
Исходя из актуальности и проблемы исследования нами определена тема исследования: «Развитие ловкости у детей младшего школьного возраста посредством занятий по нейрофитнесу».
Объект исследования: внеурочная деятельность первоклассников по физической культуре.
Предмет исследования: средства нейрофитнеса для развития ловкости у первоклассников.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что реализация средств нейрофитнеса на внеурочных занятиях у детей младшего школьного возраста (семь лет) будет способствовать улучшению ловкости.
Цель: составить и апробировать комплекс упражнений для
организации внеурочных физкультурных занятий для детей младшего школьного возраста (7 лет) с реализацией средств нейрофитнеса, направленных на развитие ловкости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную педагогическую литературу по проблеме
исследования: раскрыть сущностные характеристики развития
ловкости у детей младшего школьного возраста; изучить психологопедагогические и анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста; выявить и описать средства нейрофитнеса, применяемые во внеурочной деятельности среди детей младшего школьного возраста; изучить методы исследования развития ловкости у первоклассников, занимающихся нейрофитнесом во внеурочной деятельности; определить этапы организации исследования развития ловкости у детей семи лет на занятиях по нейрофитнесу во внеурочной деятельности;
2. Разработать и обосновать комплекс упражнений с реализацией средств нейрофитнеса для первоклассников во внеурочной деятельности;
3. Проверить результативность разработанного комплекса упражнений по нейрофитнесу для первоклассников во внеурочной деятельности в педагогическом эксперименте.
Для решения поставленных задач мы использовали методы
педагогического исследования:
1. теоретические (анализ психолого-педагогической, справочноэнциклопедической и научно-методической литературы, нормативнопрограммной документации по теме исследования);
2. эмпирические (педагогическое наблюдение, сравнение,
педагогическое тестирование, педагогический эксперимент);
3. статистические (описательная статистика по графическому
изображению);
4. математической обработки данных (t-критерии Стьюдента,
определение прироста показателей в процентах).
Этапы исследования:
1 этап - анализ научной литературы по теме исследования (сентябрь 2022 - декабрь 2023),
2 этап - определение уровня развития ловкости у первоклассников в контрольно-экспериментальном группе на констатирующем этапе эксперимента; разработка и реализация средств нейрофитнеса на внеурочных занятиях по физической культуре у первоклассников (декабрь 2023 - февраль 2024),
3 этап - проведение контрольно-диагностического тестирования на заключительном этапе эксперимента для определения результативности занятий, обработка и интерпретация результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы (март - май 2024).
Экспериментальная база исследования:
Исследовательская работа организована на базе МАОУ СШ «Комплекс Покровский». Экспериментальная выборка составила 30 обучающихся семи лет (15 человек в контрольной группе), (15 человек в экспериментальной). В группах было по семь мальчиков и по восемь девочек. На внеурочных физкультурных занятиях, направленных на развитие ловкости, в контрольной группе (далее КГ) использовались традиционные способы развития ловкости (упражнения и подвижные игры); в экспериментальной группе (далее ЭГ) первоклассников реализовывались средства нейрофитнеса: упражнения и подвижные игры.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты позволяют дополнить, углубить современных представления о развитии ловкости у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, конкретизирует теоретические представления о способах развития ловкости современными средствами физической культуры (нейрофитнес).
Практическая значимость педагогического исследования
заключается в дополнении, обосновании практической реализации внеурочных занятий физической культуры с реализацией средств нейрофитнеса, способствующих развитию ловкости детей младшего школьного возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении экспериментальной работы на базе МАОУ СШ «Комплекс Покровский».
Результаты реализации внеурочных занятий физической культурой у детей младшего школьного возраста с использованием средств нейрофитнеса, направленных на развитии ловкости, заслушаны и обсуждены второго февраля 2024 г. на семинаре-практикуме педагогов физической культуры в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования (см. приложение А). Методика занятий по фитнесу и нейрофитнесу представлена на семинаре четвертого марта 2024 г. для тренеров, инструкторов краевой системы образования в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования. Средства нейрофитнеса используются мной в индивидуальной работе с детьми в фитнес-клубе «World class».
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, трёх глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка (33 источника, включая иностранные), трех приложений, 68 страниц.
По результатам научного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Анализ научно-методической работы показал, что ловкость является сложным психофизическим качеством, связанным с центральной нервной системой. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития ловкости за счёт особенности мозга к наиболее высокой нейропластичности. Цель нейрофитнеса обуславливает повышение нейропластичность мозга.
Недостаточная ориентация практических физкультурных внеурочных занятий, направленных на индивидуальный поход к формированию метапредметных результатов и недостаточная реализация средств нейрофитнеса учителями физической культуры в целях развития ловкости в младшем школьном возрасте является актуальной проблемой физической культуры и спорта.
2. Для развития ловкости у обучающихся семи лет был составлен комплекс упражнений для внеурочных занятий.
Каждое занятие составлено из различных форм нейрофитнеса и включает пять блоков: упражнения на мелкую моторику,
глазодвигательные упражнения, координационные упражнения, музыкально-ритмичные упражнения, круговые задания на сенсорную интеграцию.
С целью определения эффективности комплекса упражнений во внеурочной деятельности по нейрофитнесу у первоклассников было проведено два контрольных среза уровня развития ловкости в контрольной и экспериментальной группах.
3. По результатам педагогического эксперимента темпы прироста в экспериментальной группе оказались значительно выше, чем в контрольной группе. Прирост в показателях ловкости в тесте «Отбивание мяча от пола» в контрольной группе составил 9%, а в экспериментальной группе - 20%. Прирост по показателям ловкости в тесте «Подбрасывание и ловля мяча» составил 6%, а в экспериментальной группе - 28%.
По результатам вычисления t-критерий Стьюдента для связанных выборок в каждой группе по двум тестам выявлено, что в КГ значения оказались статистически недостоверны (Р>0,05), а в ЭГ - статистически достоверны (Р<0,05), что подтверждает эффективность реализованных средств нейрофитнеса по развитию ловкости детей младшего школьного возраста.
В результате педагогического эксперимента подтвердилась гипотеза исследования, выраженная в предположении о том, что реализация средств нейрофитнеса на внеурочных занятиях у первоклассников будет способствовать улучшению физического качества - ловкость.
1. Анализ научно-методической работы показал, что ловкость является сложным психофизическим качеством, связанным с центральной нервной системой. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития ловкости за счёт особенности мозга к наиболее высокой нейропластичности. Цель нейрофитнеса обуславливает повышение нейропластичность мозга.
Недостаточная ориентация практических физкультурных внеурочных занятий, направленных на индивидуальный поход к формированию метапредметных результатов и недостаточная реализация средств нейрофитнеса учителями физической культуры в целях развития ловкости в младшем школьном возрасте является актуальной проблемой физической культуры и спорта.
2. Для развития ловкости у обучающихся семи лет был составлен комплекс упражнений для внеурочных занятий.
Каждое занятие составлено из различных форм нейрофитнеса и включает пять блоков: упражнения на мелкую моторику,
глазодвигательные упражнения, координационные упражнения, музыкально-ритмичные упражнения, круговые задания на сенсорную интеграцию.
С целью определения эффективности комплекса упражнений во внеурочной деятельности по нейрофитнесу у первоклассников было проведено два контрольных среза уровня развития ловкости в контрольной и экспериментальной группах.
3. По результатам педагогического эксперимента темпы прироста в экспериментальной группе оказались значительно выше, чем в контрольной группе. Прирост в показателях ловкости в тесте «Отбивание мяча от пола» в контрольной группе составил 9%, а в экспериментальной группе - 20%. Прирост по показателям ловкости в тесте «Подбрасывание и ловля мяча» составил 6%, а в экспериментальной группе - 28%.
По результатам вычисления t-критерий Стьюдента для связанных выборок в каждой группе по двум тестам выявлено, что в КГ значения оказались статистически недостоверны (Р>0,05), а в ЭГ - статистически достоверны (Р<0,05), что подтверждает эффективность реализованных средств нейрофитнеса по развитию ловкости детей младшего школьного возраста.
В результате педагогического эксперимента подтвердилась гипотеза исследования, выраженная в предположении о том, что реализация средств нейрофитнеса на внеурочных занятиях у первоклассников будет способствовать улучшению физического качества - ловкость.





