ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ
|
Введение 3
Глава 1. Мониторинг качества образовательных программ при реформировании дополнительного бизнес-образования в условиях интернационализации и глобализации образования 11
1.1 Программы дополнительного бизнес-образования и их роль в
современной системе образования 11
1.2 Качество образовательных программ вуза и подходы к его оценке в
мировой практике 27
1.3 Мониторинг качества образовательных программ и его роль во
внутривузовской системе гарантии качества 52
Выводы по главе 1 65
Глава 2. Технология мониторинга качества программ дополнительного бизнес-образования с учетом опыта зарубежных вузов 68
2.1 Сравнительное исследование мониторинга качества образовательных
программ в отечественных и зарубежных вузах 68
2.2 Разработка технологии мониторинга качества программ
дополнительного бизнес-образования 82
2.3 Экспериментальная проверка элементов предлагаемой технологии на
примере программы ДПО «Стратегический менеджмент» 90
Выводы по главе 2 103
Заключение 105
Список использованной литературы 107
Приложения 120
Глава 1. Мониторинг качества образовательных программ при реформировании дополнительного бизнес-образования в условиях интернационализации и глобализации образования 11
1.1 Программы дополнительного бизнес-образования и их роль в
современной системе образования 11
1.2 Качество образовательных программ вуза и подходы к его оценке в
мировой практике 27
1.3 Мониторинг качества образовательных программ и его роль во
внутривузовской системе гарантии качества 52
Выводы по главе 1 65
Глава 2. Технология мониторинга качества программ дополнительного бизнес-образования с учетом опыта зарубежных вузов 68
2.1 Сравнительное исследование мониторинга качества образовательных
программ в отечественных и зарубежных вузах 68
2.2 Разработка технологии мониторинга качества программ
дополнительного бизнес-образования 82
2.3 Экспериментальная проверка элементов предлагаемой технологии на
примере программы ДПО «Стратегический менеджмент» 90
Выводы по главе 2 103
Заключение 105
Список использованной литературы 107
Приложения 120
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что на современном этапе одной из ключевых стратегических целей развития образования является повышение его качества, как базового условия инновационного развития экономики, формирования современного российского общества и каждого гражданина. Данная цель была зафиксирована еще в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
В отношении образовательных программ высшей школы значение проблемы обеспечения качества усиливается под действием тенденций интернационализации и глобализации, следствием которых с одной стороны является расширение возможностей для импорта образовательных услуг, а с другой стороны обеспечение потенциала для развития их экспорта. В этих условиях отечественным вузам необходимо поддерживать определенный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ основного и дополнительного образования, чтобы эффективно противостоять предложениям зарубежных вузов и сохранить контингент, а также преумножить его за счет увеличения доли иностранных студентов, обучающихся в России.
Управление качеством образовательных программ вуза предполагает использование систем его мониторинга и оценки. Притом ключевые специалисты в области высшего образования В. И. Звонников и В. А. Нефедов обосновано отмечают одну из современных мировых тенденций в сфере образования - изменение фокуса оценки качества образовательного процесса с внешних процедур, таких как аттестация и аккредитация, на модели внутренней самооценки [10].
В этих условиях вузам необходимо формировать либо пересматривать собственные системы внутреннего мониторинга и самооценки качества с учетом специфики деятельности на разных уровнях (вуз, институт, факультет, направление подготовки, образовательная программа) и разрабатывать соответствующие технологии мониторинга качества. В решении этой задачи необходимо основываться не только на собственных достижениях отечественной высшей школы, но и использовать уже имеющийся мировой опыт. Так модель, базирующаяся на внутренней оценке, принята в Великобритании, Польше, Австралии, странах Латинской Америки, Филиппинах, Тайване .
Проблема разработки собственной технологии мониторинга и управления качеством особо актуальна для программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Возрастание значения программ ДПО связано с тем, что они являются необходимым промежуточным звеном между основным образованием и требованиями работодателя как основными субъектами спроса на рынке образовательных услуг. Это недостающее связующее звено гармонизации образовательных стандартов и профессиональных стандартов, как отмечают специалисты в области аккредитации [47]. При этом для программ ДПО не разрабатываются ФГОС (их содержание должно формироваться на основе профессиональных стандартов или требованиях работодателей, рынка труда), а с введением нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственной аккредитации подлежат только те программы ДПО, для которых утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) .
Существенные изменения законодательства, регулирующего организацию ДПО, и отказ от модели государственной аккредитации в данном секторе образования актуализируют поиск процедур подтверждения качества реализуемых программ дополнительного обучения . И такие процедуры уже определены. Положения Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 определяют два уровня признания качества в сфере ДПО: 1) профессионально-общественная аккредитация образовательных программ; 2) общественная аккредитация организаций, реализующих профессиональные образовательные программы .
Как показывает опыт, современные вузы не активно подвергают внешней оценке свои программы ДПО, что можно объяснить рядом причин:
- динамичность и вариативность реализуемых программ,
- высокая стоимость аккредитации,
...
В отношении образовательных программ высшей школы значение проблемы обеспечения качества усиливается под действием тенденций интернационализации и глобализации, следствием которых с одной стороны является расширение возможностей для импорта образовательных услуг, а с другой стороны обеспечение потенциала для развития их экспорта. В этих условиях отечественным вузам необходимо поддерживать определенный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ основного и дополнительного образования, чтобы эффективно противостоять предложениям зарубежных вузов и сохранить контингент, а также преумножить его за счет увеличения доли иностранных студентов, обучающихся в России.
Управление качеством образовательных программ вуза предполагает использование систем его мониторинга и оценки. Притом ключевые специалисты в области высшего образования В. И. Звонников и В. А. Нефедов обосновано отмечают одну из современных мировых тенденций в сфере образования - изменение фокуса оценки качества образовательного процесса с внешних процедур, таких как аттестация и аккредитация, на модели внутренней самооценки [10].
В этих условиях вузам необходимо формировать либо пересматривать собственные системы внутреннего мониторинга и самооценки качества с учетом специфики деятельности на разных уровнях (вуз, институт, факультет, направление подготовки, образовательная программа) и разрабатывать соответствующие технологии мониторинга качества. В решении этой задачи необходимо основываться не только на собственных достижениях отечественной высшей школы, но и использовать уже имеющийся мировой опыт. Так модель, базирующаяся на внутренней оценке, принята в Великобритании, Польше, Австралии, странах Латинской Америки, Филиппинах, Тайване .
Проблема разработки собственной технологии мониторинга и управления качеством особо актуальна для программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Возрастание значения программ ДПО связано с тем, что они являются необходимым промежуточным звеном между основным образованием и требованиями работодателя как основными субъектами спроса на рынке образовательных услуг. Это недостающее связующее звено гармонизации образовательных стандартов и профессиональных стандартов, как отмечают специалисты в области аккредитации [47]. При этом для программ ДПО не разрабатываются ФГОС (их содержание должно формироваться на основе профессиональных стандартов или требованиях работодателей, рынка труда), а с введением нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственной аккредитации подлежат только те программы ДПО, для которых утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) .
Существенные изменения законодательства, регулирующего организацию ДПО, и отказ от модели государственной аккредитации в данном секторе образования актуализируют поиск процедур подтверждения качества реализуемых программ дополнительного обучения . И такие процедуры уже определены. Положения Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 определяют два уровня признания качества в сфере ДПО: 1) профессионально-общественная аккредитация образовательных программ; 2) общественная аккредитация организаций, реализующих профессиональные образовательные программы .
Как показывает опыт, современные вузы не активно подвергают внешней оценке свои программы ДПО, что можно объяснить рядом причин:
- динамичность и вариативность реализуемых программ,
- высокая стоимость аккредитации,
...
Повышение качества образования является сегодня одной из ключевых стратегических целей его развития. В отношении образовательных программ высшей школы значение проблемы качества усиливается под действием тенденций интернационализации и глобализации.
Проблема разработки собственной технологии мониторинга и управления качеством особо актуальна для программ дополнительного профессионального образования. Возрастание значения программ ДПО связано с тем, что они являются необходимым промежуточным звеном между основным образованием и требованиями работодателя как основными субъектами спроса на рынке образовательных услуг.
В решении проблемы формирования технологии мониторинга качества программ ДПО в вузе необходимо основываться не только на собственных достижениях отечественной высшей школы, но и использовать уже имеющийся мировой опыт.
Предлагаемое содержание мониторинга программы ДПО предполагает проведение таких видов мониторинга как: мониторинг актуальности и востребованности программы ДПО, а также готовности вуза к ее реализации; мониторинг процесса реализации программы; мониторинг результатов образовательной программы.
Предложенная технология мониторинга качества программ ДПО является попыткой систематизировать достижения отечественной и зарубежной теории и состоит из следующих этапов:
Этап 1. Постановка целей мониторинга и оценки программы ДПО в соответствии со стратегией развития вуза.
Этап 2. Классификация образовательной программы и выявление ее особенностей.
Этап 3. Сбор необходимых данных, а также проведения мониторинга программ ДПО в соответствии с предложенной картой.
Этап 4. Анализ и оценка результатов мониторинга программы ДПО с учетом целей программы и стратегии вуза, внесение корректировок в программу ДПО (ее содержание, условия реализации и др.).
Экспериментальная проверка предлагаемой технологии включала мониторинг актуальности и востребованности программы ДПО «Стратегический менеджмент» и позволила сделать вывод об ее эффективности.
Проблема разработки собственной технологии мониторинга и управления качеством особо актуальна для программ дополнительного профессионального образования. Возрастание значения программ ДПО связано с тем, что они являются необходимым промежуточным звеном между основным образованием и требованиями работодателя как основными субъектами спроса на рынке образовательных услуг.
В решении проблемы формирования технологии мониторинга качества программ ДПО в вузе необходимо основываться не только на собственных достижениях отечественной высшей школы, но и использовать уже имеющийся мировой опыт.
Предлагаемое содержание мониторинга программы ДПО предполагает проведение таких видов мониторинга как: мониторинг актуальности и востребованности программы ДПО, а также готовности вуза к ее реализации; мониторинг процесса реализации программы; мониторинг результатов образовательной программы.
Предложенная технология мониторинга качества программ ДПО является попыткой систематизировать достижения отечественной и зарубежной теории и состоит из следующих этапов:
Этап 1. Постановка целей мониторинга и оценки программы ДПО в соответствии со стратегией развития вуза.
Этап 2. Классификация образовательной программы и выявление ее особенностей.
Этап 3. Сбор необходимых данных, а также проведения мониторинга программ ДПО в соответствии с предложенной картой.
Этап 4. Анализ и оценка результатов мониторинга программы ДПО с учетом целей программы и стратегии вуза, внесение корректировок в программу ДПО (ее содержание, условия реализации и др.).
Экспериментальная проверка предлагаемой технологии включала мониторинг актуальности и востребованности программы ДПО «Стратегический менеджмент» и позволила сделать вывод об ее эффективности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Общественная аккредитация и профессионально общественная аккредитация образовательных организаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО «FASHION-ИЛЛЮСТРАЦИИ» (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА «ИХСАН»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021





