ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СТУДИИ 8
§1.1. Сущность и содержание понятия уверенности 8
§1.2. Особенности формирования уверенности в себе подростков 22
§1.3. Занятия в танцевальной студии как средство формирования уверенности в себе подростков 28
Выводы по главе I 31
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ
СТУДИИ 33
§2.1. Методы диагностики и программа констатирующего эксперимента 33
§2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 47
§2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 58
Выводы по главе II 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Актуальность проблемы исследования обусловлена увеличением числа неуверенных детей, отличающихся низкой социальной смелостью, неуверенным поведением и низким самоотношением. В подростковом возрасте неуверенность в себе становится устойчивым образованием.
В наше время, чтобы добиться успеха, человек должен быть сильным и уверенным в себе. Жизнь подростков наполнена тревогой, неуверенностью в завтрашнем дне, они часто не верят в свои силы, испытывают раздражительность и сложности в общении. Они часто впадают в отчаяние, имеют заниженную самооценку. Защитные механизмы подростков еще не успели сформироваться. Если они не будут верить в свои силы, то не смогут добиться намеченных целей, осуществить задуманное, потому что они не до конца оценивают свои способности, они не смогут уверенно заявлять о своей личности, потому что не будут чувствовать себя комфортно в обществе из-за застенчивости и скованности. Такому человеку в будущем крайне сложно влиться в новую компанию, поступить в университет и найти новых друзей.
Вопросом уверенности занимались многие исследователи на протяжении долгих лет, эта проблема и сейчас волнует очень многих ученых.
Уверенность рассматривается как самооценка Е. А. Серебряковой, как установка Л.С. Прангшвили, как умение владеть несколькими простыми навыками В. Ромеком, как черта личности Е. П. Щербаковым, как фактор личностного самоопределения Н. Ю. Будичем, как интеллектуальное состояние человека М.Н. Володарской, как уровень напряжения Н.И. Наенко, а по мнению Риты и Рюдигера Ульрих, как сочетание когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов.
По мнению многих специалистов, такое качество, как уверенность в себе в подростковом возрасте, оказывает наибольшее влияние на жизнь человека в будущем, на его последующее развитие и становление личности.
В качестве заключения по проблеме уверенности в себе мы можем резюмировать, что уверенность в себе - это личностная черта, в центре которой положительная оценка человеком своих собственных способностей и способностей как достаточных для достижения его целей и его значимых целей в сочетании с удовлетворением его потребностей. Следует отметить, что для формирования уверенности в себе важен не жизненный успех, должность, статус, деньги и т.д., а положительная оценка результатов своих действий вместе с оценками значимых людей, которые более важны. Позитивная оценка своих способностей к умениям вырабатывает социальную смелость, которая позволяет самостоятельно мотивировать себя в постановке новых целей и формирует инициативу, с которой человек берет на себя их воплощение.
Адекватная самооценка и уверенность в себе важны для каждого человека, чтобы успешно социализироваться, с умом разрешать конфликтные ситуации.
Эти два аспекта являются основой для развития лидерства. Более того, это благо для каждого, потому что уверенные в себе люди не успевают задуматься о множестве трудностей, хотя они есть, как и у всех других людей.
Уверенность делает человека интересным, опытным специалистом в своей области, защищенным и подготовленным к превратностям судьбы, позволяя ему без проблем найти общий язык с кем угодно и делать значимые вложения в жизнь общества.
Наше исследование основано на идее, что занятия в танцевальной студии смогут помочь испытуемой группе стать увереннее в себе. Танцевальнодвигательные задания, направленные на развитие пластической выразительности движений, снятие внутренних напряжений и групповые дискуссии положительно влияют на уверенность человека.
...
Уверенность в себе - одна из ведущих характеристик личности человека.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы были рассмотрены вопросы, касающиеся изучения уверенного поведения, уверенности в себе подростков и понятия уверенности в себе в целом. В самом общем виде можно определить уверенность в себе как умение, основанное на социальной смелости и инициативности, владеть собой в субъективно сложной ситуации.
Были изучены особенности проявления неуверенности в себе подростков.
Также мы рассмотрели возможности применения средств танца и дали характеристику занятиям в танцевальной студии, как средству формирования уверенности в себе подростков.Целью констатирующего эксперимента было выявление актуального уровня уверенности в себе в подростковом возрасте.
Для этого нами было запланировано экспериментальное исследование.
Для исследования уровня уверенности в себе в подростковом возрасте были выявлены три критерия, такие как: отношение к себе и принятие себя, уверенное поведение и социальная смелость.
Для выявления актуального уровня уверенности в себе у подростков нами были подобраны методики исследования.
Исследовательская программа показала, что большинство подростков отличается недостаточным уровнем уверенности в себе.
В ходе теоретического исследования мы выяснили, что у большей части подростков низкие показатели уверенности в себе. Также у детей низкий уровень отношения к себе и принятия себя. Оптимальной формой работы с детьми являются групповые встречи в форме занятий в танцевальной студии. Такая организация позволяет создать благоприятную атмосферу для повышения уровня самоотношения, позитивного настроя и активного вовлечения в работу каждого из участников.
В связи с выявленными особенностями уверенности в себе нами была составлена программа групповых занятий, построенных на методе беседы, танцевально-двигательных приемах, танцевальных упражнениях и на комплексе на развитие пластической гибкости тела.
Статистическая обработка данных в экспериментальной группе показала существование достоверного различия между результатами констатирующего и контрольного экспериментов на уровне 95% вероятности.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что проведение специально организованных занятий создает благоприятные условия для повышения уровня уверенности.
Проведенное исследование и полученные результаты позволили определить, что программа формирования уверенности в себе подростков 13-14 лет подтвердила справедливость вложенных в нее методических идей и оказалась эффективной.
Результаты исследования дают основания утверждать, что выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась, цель и задачи исследования решены. Осуществленное исследование имеет определенное дидактическое значение, его результаты могут быть использованы руководителями образовательного процесса, преподавателями учебных заведений при разработке активных форм занятий, тренингов, деловых игр, групповых занятий.
1. Альберти Р.Е., Эммонс М.Л. Умейте постоять за себя. Ключ к уверенному поведению. М. : Горбунок, 1992. 95 с.
2. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М.: КСП, 1997. 297 с.
3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: В 3 ч. Екатеринбург. 1993. 320 с.
4. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1 М.: Педагогика, 1982. 153 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. 365 с.
6. Апрелева А. Как музыка делает человека счастливее. Интервью с музыкальным терапевтом Алисой Апрелевой [Электронный ресурс] // Сборник портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2017-1. № 2017-1. с. 1-6.
7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 г. 256 с.
8. Башев В. В. Кризис психического развития в подростковом возрасте. // Бюллетень клуба конфликтологов, 1995, №6. с. 56-59.
9. Белинская Е.П., Тихомандритская О.А. Социальная психология личности. М.: Генезис, 2001. с. 114-117.
10. Белова С.В. Профессионализм учителя - готовность к нескончаемому диалогу / «Народное образование», 2001г. №7. с. 38-42.
11. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. 352 с.
12. Большаков В. Ю. Психотрениг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: Социально - психологический центр, 1996. 384 с.
13. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия : руководство по психотерапии / Л. С. Брусиловский. - М., 1985.
14. Бубер М. Два образа веры. М.: Наука, 1995. 236 с.
15. Будич, Н. Ю. Исследование уверенности в себе / Н. Ю. Будич // Социальная работа в Сибири : сб. науч. тр. / под ред. Е. В. Шабаловой. Кемерово: Графика, 2004. с. 46-52.
... всего 78 источников