Реферат
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты формирования бережного отношения к здоровью у дошкольников 15
1.1. Проблемы формирования бережного отношения к здоровью у
дошкольников в психолого-педагогической литературе 15
1.2. Особенности формирования бережного отношения к здоровью у
детей дошкольного возраста 32
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования у дошкольников бережного отношения к своему здоровью в дошкольном образовательном учреждении 55
Выводы по первой главе 70
Глава II. Анализ опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий формирования бережного отношения дошкольников к своему здоровью в дошкольном образовательном
учреждении 74
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы по
формированию у дошкольников бережного отношения к своему здоровью в дошкольном образовательном учреждении 74
2.2. Реализация педагогических условий формирования у
дошкольников бережного отношения к своему здоровью в дошкольном образовательном учреждении 85
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по
формированию бережного отношения к своему здоровью у дошкольников в дошкольном образовательном учреждении 93
Выводы по второй главе 101
Заключение 102
Список использованных источников 105
Приложения
Актуальность исследования. Проблема отношения человека к своему здоровью была актуальна на протяжении многих веков. В реалиях наших дней это имеет особое значение, что обусловлено не только ухудшением здоровья граждан России и высокими показателями детской заболеваемости, но и тем фактом, что, являясь первой и важнейшей потребностью, здоровье обеспечивает гармонию и комфорт в полноценном развитии человека и во многом определяет его способность к полноценной и качественной работе. В то же время важно отметить, что, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, понятие «здоровье» подразумевает не только «отсутствие болезней и физических дефектов», но и «состояние полного физического, психического и социального благополучия». Показательно, что среди актуальных проблем реформирования отечественного образования первостепенное значение имеет проблема целенаправленного создания условий для укрепления здоровья, развития навыков и умений поддерживать физическое и психическое здоровье детей на всех этапах онтогенеза. Именно поэтому одним из основных направлений воспитания подрастающего поколения в нашем государстве является физическое развитие и формирование здорового образа жизни играет особую роль, так как способствует осознанию важности собственного здоровья, развитию бережного отношения к нему и готовности активно участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, отказу от вредных привычек. На сегодняшний день стратегическое направление национальной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентировано и предусмотрено рядом нормативных документов. Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», декларирующий принципы государственной политики в области образования, в числе первых называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободное развитие личности» . В Законе Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» среди мер санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашей страны названы «гигиеническое просвещение и обучение населения, пропаганда здорового образа жизни» (статья 2) . Многочисленные Указы Президента Российской Федерации («О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации» «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» ), «в целях обеспечения здоровья населения и реализации конституционного права граждан Российской Федерации на охрану здоровья» объявляют «обеспечение здоровья населения приоритетным направлением» государственной поддержки. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» рассматривает физическое воспитание как «процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека», с целью «формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры» (статья 2 п. 25) Действующие на территории Российской Федерации Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (далее - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), определяющие требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выделяют задачу «гармоничного развития физического и психического здоровья детей через формирование ценностного отношения к своему здоровью» . Таким образом, анализ нормативной базы позволяет определить абсолютную практическую значимость необходимости формирования у дошкольников бережного отношения к здоровью, повышения мотивации к ведению здорового образа жизни, выработки отношения к укреплению собственного здоровья.
...
Изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования позволили нам определить содержание понятия «бережное отношение к здоровью». Бережное отношение к здоровью дошкольников понимается как совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни, навыков, привычек для поддержки, укрепления и профилактики заболеваний.
Целью формирования бережного отношения к здоровью дошкольников является сохранение и укрепление их здоровья, развитие здоровьесберегающих навыков. В этом контексте формирование бережного отношения к здоровью у старших дошкольников понимается как целенаправленное создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении, предполагающее освоение базовых знаний о здоровом образе жизни; развитие ценностного отношения к своему здоровью, практических навыков и здоровьесберегающих навыков.
В то же время создание здоровьесберегающей среды, направленной на формирование бережного отношения старших дошкольников к своему здоровью, включает в себя следующие структурные компоненты: когнитивный компонент (представления, знания, суждения); эмоциональнооценочный компонент (эмоции, оценка); поведенческо-деятельностный компонент (поведенческие реакции, направленность деятельности).
Охарактеризованы особенности формирования бережного отношения к своему здоровь ю у детей дошкольного возраста с учетом возрас тных особенностей. Дошкольный возраст - это время интенсивного интеллектуального, умственного и личнос тного развития ребенка. Отношения со сверстни ками и взрослыми стано вятся более сложными и значимыми.
Для того чтобы заботиться о своем здоровье, дошкольники должны знать, как его формировать, и иметь достаточный опыт представлений о здоровом образе жизни. Особенности формирования бережного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста заключаются в следующем:
- в дошкольном возрасте происходит освоение начальных представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни;
- происходит формирование представлений и усвоение основных объемов информации;
- большое влияние на формирование бережного отношения к своему здоровью оказывают проведение бесед и консультаций для родителей.
Формирование бережного отношения к своему здоровью у дошкольников реализуется в таких формах, как:
- совместная деятельность взрослого и детей - это занятия, режимные моменты, индивидуальная работа;
- самостоятельная деятельность детей;
- досуги, спортивные соревнования, праздники.
Средствами воспитания являются различные виды деятельности с ведущей ролью игры.
Основой воспитания бережного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста являются методы:
- методы формирования сознания;
- методы организации и формирования опыта поведения;
- стимулирования методы стимулирования.
Для успешного формирования ценностей здорового образа жизни необходимо тесное сотрудничество с семьями учащихся, которое проходит в таких формах, как: информационная; организационная; образовательная; практико-ориентированная.
Организована экспериментальная работа по проверке педагогических условий формирования бережного отношения к здоровью дошкольников.
В целях формирования бережного отношения к своему здоровью у дошкольников реализованы следующие педагогические условия: создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении; формирование бережного отношения к своему здоровью путем
формирования ценностного отношения к здоровью со сторны всех
участников образовательного процесса (детей,1 родителей, педагогов).; целенаправленное и систематическое педагогическое сопровождение процесса формирования бережного отношения к здоровью у дошкольников, предполагающее комплексную систему мер в облас ти формирования основ здоровьесбережения.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проводимой работы, направленной на формирование бережного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста. Успешное формирование бережного отношения к своему здоровью у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в системе ребенок-учитель-родитель, инициированного и координируемого
педагогическим коллективом дошкольного учреждения.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru//70291362/ ( Дата обращения: 23.11.2021).
2. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно
эпидемиологическом благополучии населения» // Гарант [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru//12115118/ (Дата обращения: 23.11.2021).
3. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12157560/ (Дата обращения: 23.11.2021).
4. Указ Президента РФ от 20.04.1993 № 468 «О неотложных мерах по
обеспечению здоровья населения Российской Федерации». // Гарант
[Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru.2108593/ (Дата
обращения: 23.11.2021).
5. Указ Президента РФ от 14.09.1995 № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/184330/ (Дата обращения: 23.11.2021).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
7. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учебное пособие / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. - М.: Прометей, 2013. - 138 с.[Электронный ресурс]. URL: https://iknigi.net/avtor-tatyana-avdulova/90202-lichnostnaya-i- kommunikativnaya-kompetentnosti-sovremennogo-doshkolnika-tatyana- avdulova/read/page-1.html (Дата обращения: 23.11.2021).
8. Адольф В.А. Педагогический поиск в контексте формирования методологической компетентности // Высшее образование в России - № 4 (200). - 2016. - С. 156-160.
9. Адольф В.А., Савчук А.Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография. - Крск, 2014. - 256 с.
10. Алхасов Д.С. Теория и история физической культуры (в таблицах и
схемах): методическое пособие для студентов, обучающихся по
специальности 050141 «Физическая культура» / Д.С. Алхасов. [Электронный ресурс] - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-istoriya-fizicheskoy-kultury-454184 (Дата обращения 15.11.21).
11. Алямовская В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект. [Электронный ресурс] - URL: https://www.studmed.ru/alyamovskaya-v-g-ozdorovitelnye-tehnologii-v- doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-innovacionnyy-aspekt-lekcii-1- 4_a8dbe467036.html (Дата обращения 15.11.21).
12. Антонова Л.Н., Шульга Т.И., Эрдынеева К.Г. Психологические основания - реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. [Электронный ресурс] - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002712656 (Дата обращения 15.11.21).
13. Асташина М.П. Физкультурно-оздоровительная работа с разными
возрастными группами населения: учебное пособие / М.П. Асташина; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физи ческой культуры и спорта. [Элек тронный ресурс] - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=336043 (Дата обращения
15.11.1) .
14. Бережнова О.В., Бойко В.В. Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «Малыши-крепыши». - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016. -136 с.
15. Бехтерев В.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / В.Г. Бехтерев. [Электронный ресурс] - URL: http://dovosp.ru/wp-content/uploads/2020/07/uruntaeva_dv_07_2020.pdf7 (Дата обращения 15.11.21).
... всего 68 источников