ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ PR-КАМПАНИЙ НА РЫНКЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 7
1.1 Рынок строительных материалов: основные тенденции и специфика
развития 7
1.2 Особенности проведения PR-кампаний на рынке строительных
материалов 16
ГЛАВА 2 PR-КАМПАНИЯ ДЛЯ ООО «ПОКРОФФ» 25
2.1 Исследование деятельности ООО «Покрофф» 25
2.2 Разработка плана проведения PR-кампании для ООО «Покрофф» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Экономический кризис, настигнувший современное общество значительно повлиял на строительную отрасль, но при этом ситуация на кровельном рынке обострилась не настолько, как в других сферах экономики. В последние годы кровельный рынок набирает обороты в своем развитии, динамично расширяется. Это объясняется тем, что люди обладают постоянной потребностью в кровельных материалах и комплектующих к ним.
Кровля предстает предметом постоянного, частого потребления, а так как потенциальный клиент фирмы — человек, строго следящий за состоянием собственного имущества, то он никогда не сократит бюджет на ремонте недвижимости, а урежет его на другие группы товаров. Соответственно, такой сегмент строительного рынка, как кровельный, характеризуется высоким уровнем спроса потребителей, которые внимательно следят за своей недвижимостью. Кровельный сектор рынка имеет постоянную поддержку спросом потребителей, желающих содержать в порядке свою недвижимость.
Рынок строительных материалов является достаточно перспективной областью производства в современном мире, которая требует больших капиталовложений и усилий в разных аспектах. Данный рынок считается показателем экономики страны. Но, в любом случае, компании, которые связаны с этим рынком, нужно умело продвигать. Эффективному продвижению способствует умелое применение рекламных и PR-средств, используемых в комплексе коммуникационных мер.
Если говорить о PR-поддержке строительных организаций, то следует отметить, что это очень важная составляющая их деятельности. Используемые PR-инструменты дают широкие возможности для развития компании в деловой среде. Основной задачей PR-поддержки для организаций, уже занявших определенную нишу на рынке строительных материалов, в данном случае является поддержание делового имиджа организации, ее репутации. Если это компания достаточно новая или только появилась на данном рынке, то основной PR-задачей здесь будет способствование формированию и удержанию бренда в этом сегменте. Наиболее частым способом осуществления PR-поддержки предприятия является PR-кампания. В целом, PR-кампания универсальна для всех сегментов рынка, но имеет целый ряд специфичных инструментов. Для того, чтобы она прошла успешно и дала ожидаемый эффект, необходимо тщательно продумать все нюансы, информационные сообщения и основные каналы взаимодействия с целевыми аудиториями и СМИ.
Данные средства сейчас имеют колоссальное значение не только для строительной сферы, они охватывают все сферы жизни общества. Именно поэтому так важно изучить их влияние на коммуникационную стратегию компании и развитие организации в целом. Этим и объясняется актуальность выпускной квалификационной работы.
Объект выпускной квалификационной работы - ООО «Покрофф».
Предмет ВКР - PR-кампания для ООО «Покрофф».
Цель выпускной квалификационной работы - анализ особенностей организации PR-кампаний на рынке строительных материалов и разработка плана PR-кампании для ООО «Покрофф».
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи ВКР:
• рассмотреть основные тенденции и специфику развития рынка строительных материалов;
• выявить особенности PR-инструментов, используемых
организациями на рынке строительных материалов;
• дать характеристику деятельности ООО «Покрофф»;
• провести анализ конкурентной среды изучаемой организации;
• повести исследование потребительских предпочтений при выборе компаний на рынке кровельных материалов г. Пенза;
• разработать план PR-кампании для ООО «Покрофф»;
• выбрать оптимальные мероприятия для проведения в рамках PR- кампании;
• сформулировать критерии оценки эффективности разработанной PR-кампании.
Информация по теме ВКР представлена в различных источниках. В книге «Организация и проведение PR-кампаний», авторами которой являются А. А. Малькевич и В. А. Барежев, раскрывается сущность кампании в сфере связей с общественностью с различных сторон. Выделяются основные характеристики PR-кампании, которые определяют всю. сложность данного процесса организации PR-кампании. Также PR-кампании охарактеризованы с точки зрения различных сфер жизни общества и раскрыты основные этапы и инструменты, используемые при организации кампании в сфере связей с общественностью.
В книге Шишкиной М.А. «Паблик рилейшнз в системе социального управления» автор выделяет и дает всестороннее понимание целей, предмета, содержания, а также результата связей с общественностью. В работе делается попытка институциональной трактовки PR, выделение его социальных функций, механизмов включения связей с общественностью в регулирование отдельных сфер социума.
Также в работе автора Филатовой О. Г. «Технологии и методы PR- продвижения информационных ресурсов» определяются функции PR- продвижения. Рассматривается инструментарий продвижения в Интернете, особенности информационного и строительного PR в сфере информационных технологий на современном этапе развития Интернета.
Учебник «PR-кампания: методология и технология» под авторством Шишкина Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. повествует о сущности, организации и проведения PR-кампаний. Здесь наиболее подробно характеризуются основные ее этапы (аналитический, планирование, реализация, оценка эффективности).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении ВКР обосновывается актуальность выбранной темы, цель и задачи, объект и предмет исследования, а также проводится анализ основных использованных источников.
В первой главе ВКР рассматриваются специфика развития и основные тенденции на рынке строительных материалов, а также особенности проведения PR-кампаний на данном рынке.
Во второй главе ВКР приводится характеристика деятельности и анализ конкурентной среды предприятия ООО «Покрофф», описывается социологическое исследование предпочтений жителей г. Пенза и план проведения PR-кампании для изучаемой организации, обосновывается выбор PR-инструментов, используемых в PR-кампании.
В заключении ВКР подводятся итоги проделанной работы, обосновываются необходимость использования разработанных материалов и практических рекомендаций.
Список использованных источников содержит указания на издания, книги и пособия, которые имеются по теме ВКР
PR является очень важным и многогранным инструментом в продвижении компании во всех сферах жизни общества, на разных рынках товаров и услуг. Он включает в себя множество различных направлений, приемов и действий. PR можно назвать искусством управления общественным мнением. Но при этом PR является долгосрочной и довольно сложной деятельностью в том плане, что не дает мгновенных результатов.
Каждая компания рано или поздно сталкивается с потребностью в проведении PR-кампании, особенно в настоящее время, когда стремительными темпами развиваются различные сферы жизни общества. От того, насколько благоприятно общественность, потребители, клиенты и средства массовой информации будут относиться к организации и ее товарам, зависит успех PR-кампании.
В данной работе были изучены современные тенденции развития рынка строительных материалов, а также проанализированы особенности организации и проведения PR-кампании на данном рынке. Основные тенденции данного рынка таковы:
• отечественным производителям становится труднее конкурировать с импортными товарами;
• объемы строительства увеличиваются, а, соответственно, развитие промышленности стройматериалов должно вестись опережающими темпами;
• предприятия стараются вносить изменения и преобразования в данный рынок, в частности, предлагают объединятся в узкопрофильные общества, некоммерческие организации, холдинги и другие структуры.
PR-кампания на рынке строительных материалов является совокупностью мероприятий, в которых задействованы механизмы создания и распространения позитивной информации о предприятии. Инструментами для распространения информации являются следующие: в интернете это ведение корпоративного блога, постоянные публикации в социальных сетях, размещение интересного контента на сайте компании. Также, чтобы СМИ были осведомлены о деятельности организации необходимо налаживать с ними связь посредством создания PR-материалов. Привлекать СМИ можно посредством проведения круглых столов, семинаров, презентаций и организации пресс-туров.
Для данного рынка подбор инструментов для целевой аудитории осуществляется в соответствии с ее сегментированием на B2B и B2C. Для сегмента B2B характерно использование таких инструментов, как: организация выставок, формальных встреч с клиентами, а для сегмента В2С - проведение PR-акции (игровой маркетинг), организация специальных мероприятий и сторителлинг, то есть создание историй.
Кроме того, была разработана PR-кампания для организации ООО «Покрофф». Это организация существует уже 20 лет и является крупным региональным производителем кровли и комплектующих к ней.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что ООО «Покрофф» нуждается в проведении PR-кампании с целью формирования у целевых аудиторий положительного отношения к компании и увеличения количества клиентов. Была выбрана PR-кампания краткосрочная. Условно PR-кампания была разработана в четыре этапа: исследование, планирование, реализация и оценка эффективности. Исследование также показало проблемные точки в работе компании, которые необходимо устранять. К ним относятся высокий уровень конкуренции на рынке кровельных материалов г. Пенза и низкая упоминаемость о компании в СМИ.
Планирование, исходя из исследований, дало четкое формулирование проблем, а также целей и задач для их решения. На этапе реализации PR- кампании было важным продумать основные мероприятия, строго следить за качеством их проведения. Если организация не осуществит четкой постановки целей и задач, создания конкретного плана, правильного выбора форматов и каналов передачи информации, то ожидаемая эффективность проведенных мероприятий снизится. Сопровождающим информационным материалом мероприятий были новостные статьи для публикации в СМИ и рассылка пресс-релизов СМИ и представителям целевых аудиторий. Также для участников мероприятий была разработана сувенирная продукция. Она в определенной мере влияет на лояльность потребителей и формирует положительное восприятие образа компании.
Предложенные рекомендации и разработанный план проведения PR- кампании позволит ООО «Покрофф» вести продуктивную деятельность, привлечь новых клиентов, сформировать полноценный образ организации в глазах потребителей, тем самым способствуя росту прибыли компании. В целом, компания способна занять одно из лидирующих мест в нише рынка кровельных материалов, если постоянно будет совершенствовать и оптимизировать деятельность, направленную на достижение тех целей, которые смогут обеспечить расширение аудитории и эффективное освоение смежных рынков.
1. Аакер, Д. Создание сильных брендов. Пер. с англ. / Д. Аакер. — М.: Издательский Дом Гребенникова, 2008. — 255 с.
2. Адамович, Д. А. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью / Д. А. Адамович. — Новосибирск: НГУЭУ, 2008. — 200 с.
3. Азарова, Л.В. Организация PR-кампаний: Учебное пособие / Л В. Азарова, К. А. Иванова, И. П. Яковлев. — СПб: Изд-во СПбГЭТУ , 2000. — 68 с.
4. Азарова, Л.В. Паблик рилейшнз: теория и практика: Учебное пособие / Л. В. Азарова, К. А. Иванова, В. М. Шадрова. — СПб.: ЛЭТИ, 1998. — 182 с.
5. Алешко, О. С. Основные направления развития промышленности строительных материалов / О. С. Алешко // Научные труды: институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. — 2010. — № 5. — С. 445¬450. URL: http://ecfor.ru/wp-content/uploads/2008/sa/22.pdf. (дата обращения: 25. 05. 2017).
6. Байер, Ю. В. Социологическое обеспечение PR-кампаний / Ю. В. Байер, Н. Б. Безруких, Ю. В. Рахманинова. — СПб., 2002. — 200 с.
7. Блажнов, Е.А. Паблик рилейшнз: Приглашение в мир
цивилизованных рыночных и общественных отношений / Е. А. Блажнов. — М.: ИМА-пресс, 1994. — 280 с.
8. Блэк, С. PR: международная практика / С. Блэк. — М.: Довгань, 1997. — 172 с.
9. Блэк, С. Паблик рилейшнз: Что это такое? / С. Блэк. — М.: Довгань, 1990. — 210 с.
10. Блюм, М.А. PR-технологии в коммерческой деятельности / М. А.
Блюм, Н. В. Молоткова. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. Ун-та, 2012. — 120 с.
11. Бугай, А.В. Современное состояние и тенденции развития отрасли
строительных материалов в России / А. В. Бугай // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 4. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66499(дата обращения: 26.05.2017).
12. Быков, И.А. Организация и проведение кампаний по связям с общественностью: Учебное пособие / И.А. Быков. — СПб.: СПбГУТ., 2003. — 59 с.
13. Варакута, С. А. Связи с общественностью / С. А. Варакута. — М.: ИНФРА-М., 2013. — 340 с.
14. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и Public Relations / И. Л. Викентьев. — СПб.: Бизнес-Пресса, 2013. — 256 с.
15. Гермогенова, Л.Ю. Эффективная реклама в России / Л. Ю. Гермогенова. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 252 с.
16. Дикамова, Э. А. Сегментация рынка строительных материалов / Э.
A. Димакова, Н. А. Хальзова // Электронное научное издание «Ученые
заметки ТОГУ». — 2015. — № 1. URL: http:
//http: //pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_54.pdf (дата обращения 30.05.2017).
17. Ежова, Е.Н. Реклама: технологии воздействия / Е. Н. Ежова. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2013. — 208 с.
18. Катлип, С. Паблик рилейшенз. Теория и практика / С. Катлип. — М.: Вильямс, 2003. — 344 с.
19. Кочеткова, А.В. Теория и практика связей с общественностью / А.
B. Кочеткова, В. Н. Филиппов, Я. Л. Скворцов. — СПб.: Питер, 2014. — 233 с.
20. Крылова, Ю.С. PR и продвижение некоммерческого проекта / Ю. С. Крылова. — СПб.: ЦРНО, 2014. — 45 с.
21. Малькевич, А. А. Организация и проведение PR-кампаний. Краткий курс / А. А. Малькевич, В. А. Барежев. — СПб., 2010. — 156 с.
22. Мурашко, Ю. С. Планирование и проведение PR-кампаний / Ю. С.
Мурашко. — СПб.: НИЯК, 2001. — 230 с.
23. Обзор рынка строительных материалов на 2015. URL: http://kitocenka.ru/obzor-rynka-stroitelnykh-materialov(дата обращения: 29.05.2017).
24. Обзор рынка кровельных материалов. Группа компаний Step by
step. URL: http://www.step-by-step.ru/upload/tochka%20prodaj1.pdf (дата
обращения 31.05.2017)
25. Плюснина, Л.К. Теория и практика связей с общественностью / Л. К. Плюснина. — Новосибирск: НГУЭУ, 2007. — 288 с.
26. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. — М.: «Ваклер», 2009. — 202 с.
27. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. — М. : Ваклер, 2001. — 656 с.
28. Тарнавский, Е.Р. Успешная пиар-кампания: преодоление
стереотипа. URL: http://e-koncept.ru/2014/55238.html. (дата обращения
25.04.2017).
29. Терехов, В. А. Тенденции развития промышленности строительных материалов / В. А. Терехова // Журнал «Строительные материалы». — 2001. — № 1. — С. 14-20.
30. Тимофеева, П. В. Тенденции развития рынка строительных материалов / П. В. Тимофеева, А. В. Цветцых // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2011. — № 7. — С. 21-22.
31. Федеральная служба государственной статистики. Официальный интернет-портал. URL: http://www.gks.ru/(дата обращения: 29.05.2017).
32. Филатова, О. Г. Технологии и методы PR-продвижения информационных ресурсов. Вводный курс: Учебное пособие / О. Г. Филатова — СПб.: НИУ ИТМО, 2012. — 73 с.
33. Шишкина, М.А. Паблик рилейшнз в системе социального
управления / М. А. Шишкина. — СПб., 1999. — 120 с.