Состояние и пути оптимизации кадрового обеспечения учреждений здравоохранения Пензенской области
|
Введение 3
1. Теоретико-правовые аспекты государственного регулирования
развития кадрового обеспечения сферы здравоохранения 7
1.1. Государственное регулирование системы образования и развития
медицинских кадров 7
1.2. Непрерывное профессиональное развитие медицинского персонала,
как основное направление развития государственной кадровой политики 18
2. Направления и итоги деятельности органов государственной
власти Пензенской области по кадровому обеспечению учреждений здравоохранения и повышению эффективности предоставления услуг 32
2.1. Анализ состояния системы здравоохранения и его развития в
Пензенской области 32
2.2. Кадровое обеспечение системы здравоохранения Пензенской
области 50
3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию кадровой
политики в здравоохранении 71
Заключение 79
Список использованных источников
1. Теоретико-правовые аспекты государственного регулирования
развития кадрового обеспечения сферы здравоохранения 7
1.1. Государственное регулирование системы образования и развития
медицинских кадров 7
1.2. Непрерывное профессиональное развитие медицинского персонала,
как основное направление развития государственной кадровой политики 18
2. Направления и итоги деятельности органов государственной
власти Пензенской области по кадровому обеспечению учреждений здравоохранения и повышению эффективности предоставления услуг 32
2.1. Анализ состояния системы здравоохранения и его развития в
Пензенской области 32
2.2. Кадровое обеспечение системы здравоохранения Пензенской
области 50
3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию кадровой
политики в здравоохранении 71
Заключение 79
Список использованных источников
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена приоритетной ролью государственной кадровой политики в системе российского здравоохранения.
Действительно, внедрение новых медицинских технологий, высокотехнологичного оборудования и методов лечения, на современном этапе развития общества выявили необходимость подготовки все большего числа высококвалифицированных медицинских работников. Более того, новые технологии в здравоохранении открывают возможности радикального повышения результативности в выявлении ряда заболеваний, их ранней диагностики. Соответственно их внедрение будет стимулировать количественные и качественные сдвиги в системе оказания медицинской помощи, такие как: сокращение объемов стационарной помощи; рост требований к качеству подготовки медицинских кадров. Кроме того, в этих условиях повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество должны соответствовать не только типу и сложности заболеваний, потребностям населения в сфере здравоохранения, но и передовым достижениям медицины.
Важно отметить, в настоящее время в числе приоритетных задач системы здравоохранения стоит - повышение качества оказываемой медицинской помощи населению и доступность услуг. В свою очередь, качество предоставляемых населению услуг зависит, прежде всего, от кадрового состава, способного оперативно решать поставленные перед ним задачи, уровня их профессионализма и системы управления кадровым потенциалом отрасли в целом. Несомненно, основой любой медицинской организации является медицинский персонал, от степени квалификации, мотивированности и удовлетворенности которых напрямую зависит лечебный процесс и эффективность здравоохранения.
Реализуемая в настоящее время государственная политика в сфере здравоохранения и стратегии развития кадровой политики Российской Федерации осуществляется на разных уровнях управления этой крайне важной социальной сферы. Но в не зависимости от уровня реализации основной целью было и остается - сохранение и укрепление здоровья граждан на основе обеспечения повышения доступности медицинских услуг и качества оказания медицинской помощи.
Несмотря на то, что кадровая политика в сфере здравоохранения претерпела серьезные изменения, а именно через введение ряда новшеств, таких как, замена процедуры сертификации специалистов на процедуру аккредитации, совершенствование системы непрерывного образования медицинского персонала, по прежнему остаются не решенными многие кадровые проблемы, что подтверждает актуальность исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Концептуальные вопросы, касающиеся управления персоналом, кадрами организации, системы мотивации персонала (кадров) предприятий и организаций рассматриваются в трудах таких ученых как: Т. Ю. Базаров [22], Д.А. Дашкова [30], А.П. Егоршин [31;32], Ю.Г. Одегов [46], А.Я. Кибанов [36;37], Н.И. Шаталовой [58] и др.
Исследование систем управления, принципов и методов подробно отражены в трудах Э.М. Короткова. Теория управления рассмотрена трудах А.Л. Гапоненко [28] и др. Вопросы управления в здравоохранении рассматриваются в трудах: А.И. Вялкова [26], А.А. Костина, Б.Т. Пономаренко, Ю.В. Самсонова [39], В.А. Медика, О.П. Щепина [60] и др.
Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения раскрываются в трудах: Н.Н. Володина [25], К.Ю. Манилкиной [42], И.А. Каприной [34] и др.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации, непрерывное образование, в том числе в системе здравоохранения рассматриваются в трудах: А.А. Батяева [23], Н.С. Левченковой, В.Г. Морозова [43], Л.К. Мошетовой и О.Л. Задворной [44], Прикот О.Г. [47] и др.
Цель исследования - анализ и выявление проблем в системе государственного управления кадровым потенциалом и разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию кадровой политики в здравоохранении.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Изучены теоретико-правовые аспекты государственного регулирования системы образования и развития медицинских кадров.
2. Рассмотрена существующая система непрерывного профессионального развития медицинского персонала, как основное направление развития государственной кадровой политики.
3. Проанализировано состояния системы здравоохранения и его развития в Пензенской области.
4. Исследовано кадровое обеспечение системы здравоохранения
Пензенской области.
5. Разработаны рекомендации и предложены мероприятия по
совершенствованию кадровой политики в здравоохранении.
Объект исследования - управление кадровым потенциалом в здравоохранении.
Предмет исследования - совершенствование государственное кадровой политики в здравоохранении.
Научная новизна работы заключается в разработке и анализе кадрового обеспечения здравоохранения Пензенской области и разработке рекомендаций по совершенствованию кадровой политики здравоохранения.
Теоретической и методологической основой исследования являются исследования отечественных и зарубежных авторов в области управления персонала (кадрами) организации, а также материалы региональных, всероссийских и международных научно-практических конференций, периодических изданий.
Информационной и эмпирической базой являются Федеральные законы в области здравоохранения, государственные стратегии и программы в области регулирования различных аспектов системы здравоохранения, а также исследования материалы Федеральной и Территориальной служб государственной статистики, результаты собственного исследования, проведенного в медицинских учреждениях (организациях) здравоохранения Пензенской области, материалы других официальных источников и Интернет ресурсов.
Практическая значимость определяется тем, что основные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности государственных органов в сфере здравоохранения при разработке или совершенствовании политики развития и подготовки медицинских кадров.
Как совокупный результат выполненного в магистерской диссертации исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Систематизация с точки зрения теоретико-правового подхода нормативно правовой документации, регулирующей процессы формирования и развития кадров для учреждений здравоохранения.
2. Мероприятия по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения привели к незначительному и временному улучшению кадровой ситуации в учреждениях здравоохранения.
3. Низкий уровень удовлетворенности качеством трудовой жизни медицинского персонала обусловлен уровнем заработной платы, нерациональной организацией рабочего времени, жилищными условиями, техническим оснащением рабочего места, отсутствием социальных гарантий и условий сохранения здоровья.
4. Приоритетными направлениями развития кадрового потенциала медицинского персонала являются: улучшение материального благосостояния данной категории специалистов, проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа профессии, привлечение абитуриентов в медицинские образовательные учреждения.
Действительно, внедрение новых медицинских технологий, высокотехнологичного оборудования и методов лечения, на современном этапе развития общества выявили необходимость подготовки все большего числа высококвалифицированных медицинских работников. Более того, новые технологии в здравоохранении открывают возможности радикального повышения результативности в выявлении ряда заболеваний, их ранней диагностики. Соответственно их внедрение будет стимулировать количественные и качественные сдвиги в системе оказания медицинской помощи, такие как: сокращение объемов стационарной помощи; рост требований к качеству подготовки медицинских кадров. Кроме того, в этих условиях повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество должны соответствовать не только типу и сложности заболеваний, потребностям населения в сфере здравоохранения, но и передовым достижениям медицины.
Важно отметить, в настоящее время в числе приоритетных задач системы здравоохранения стоит - повышение качества оказываемой медицинской помощи населению и доступность услуг. В свою очередь, качество предоставляемых населению услуг зависит, прежде всего, от кадрового состава, способного оперативно решать поставленные перед ним задачи, уровня их профессионализма и системы управления кадровым потенциалом отрасли в целом. Несомненно, основой любой медицинской организации является медицинский персонал, от степени квалификации, мотивированности и удовлетворенности которых напрямую зависит лечебный процесс и эффективность здравоохранения.
Реализуемая в настоящее время государственная политика в сфере здравоохранения и стратегии развития кадровой политики Российской Федерации осуществляется на разных уровнях управления этой крайне важной социальной сферы. Но в не зависимости от уровня реализации основной целью было и остается - сохранение и укрепление здоровья граждан на основе обеспечения повышения доступности медицинских услуг и качества оказания медицинской помощи.
Несмотря на то, что кадровая политика в сфере здравоохранения претерпела серьезные изменения, а именно через введение ряда новшеств, таких как, замена процедуры сертификации специалистов на процедуру аккредитации, совершенствование системы непрерывного образования медицинского персонала, по прежнему остаются не решенными многие кадровые проблемы, что подтверждает актуальность исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Концептуальные вопросы, касающиеся управления персоналом, кадрами организации, системы мотивации персонала (кадров) предприятий и организаций рассматриваются в трудах таких ученых как: Т. Ю. Базаров [22], Д.А. Дашкова [30], А.П. Егоршин [31;32], Ю.Г. Одегов [46], А.Я. Кибанов [36;37], Н.И. Шаталовой [58] и др.
Исследование систем управления, принципов и методов подробно отражены в трудах Э.М. Короткова. Теория управления рассмотрена трудах А.Л. Гапоненко [28] и др. Вопросы управления в здравоохранении рассматриваются в трудах: А.И. Вялкова [26], А.А. Костина, Б.Т. Пономаренко, Ю.В. Самсонова [39], В.А. Медика, О.П. Щепина [60] и др.
Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения раскрываются в трудах: Н.Н. Володина [25], К.Ю. Манилкиной [42], И.А. Каприной [34] и др.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации, непрерывное образование, в том числе в системе здравоохранения рассматриваются в трудах: А.А. Батяева [23], Н.С. Левченковой, В.Г. Морозова [43], Л.К. Мошетовой и О.Л. Задворной [44], Прикот О.Г. [47] и др.
Цель исследования - анализ и выявление проблем в системе государственного управления кадровым потенциалом и разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию кадровой политики в здравоохранении.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Изучены теоретико-правовые аспекты государственного регулирования системы образования и развития медицинских кадров.
2. Рассмотрена существующая система непрерывного профессионального развития медицинского персонала, как основное направление развития государственной кадровой политики.
3. Проанализировано состояния системы здравоохранения и его развития в Пензенской области.
4. Исследовано кадровое обеспечение системы здравоохранения
Пензенской области.
5. Разработаны рекомендации и предложены мероприятия по
совершенствованию кадровой политики в здравоохранении.
Объект исследования - управление кадровым потенциалом в здравоохранении.
Предмет исследования - совершенствование государственное кадровой политики в здравоохранении.
Научная новизна работы заключается в разработке и анализе кадрового обеспечения здравоохранения Пензенской области и разработке рекомендаций по совершенствованию кадровой политики здравоохранения.
Теоретической и методологической основой исследования являются исследования отечественных и зарубежных авторов в области управления персонала (кадрами) организации, а также материалы региональных, всероссийских и международных научно-практических конференций, периодических изданий.
Информационной и эмпирической базой являются Федеральные законы в области здравоохранения, государственные стратегии и программы в области регулирования различных аспектов системы здравоохранения, а также исследования материалы Федеральной и Территориальной служб государственной статистики, результаты собственного исследования, проведенного в медицинских учреждениях (организациях) здравоохранения Пензенской области, материалы других официальных источников и Интернет ресурсов.
Практическая значимость определяется тем, что основные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности государственных органов в сфере здравоохранения при разработке или совершенствовании политики развития и подготовки медицинских кадров.
Как совокупный результат выполненного в магистерской диссертации исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Систематизация с точки зрения теоретико-правового подхода нормативно правовой документации, регулирующей процессы формирования и развития кадров для учреждений здравоохранения.
2. Мероприятия по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения привели к незначительному и временному улучшению кадровой ситуации в учреждениях здравоохранения.
3. Низкий уровень удовлетворенности качеством трудовой жизни медицинского персонала обусловлен уровнем заработной платы, нерациональной организацией рабочего времени, жилищными условиями, техническим оснащением рабочего места, отсутствием социальных гарантий и условий сохранения здоровья.
4. Приоритетными направлениями развития кадрового потенциала медицинского персонала являются: улучшение материального благосостояния данной категории специалистов, проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа профессии, привлечение абитуриентов в медицинские образовательные учреждения.
Развитие здравоохранения его реформирование, модернизация, информатизация обусловили необходимость внедрения кадровых нововведений во всю отрасль как на федеральном, региональном, так и местном уровне. Однако, кроме обеспечения высокого уровня профессионализма медицинских работников, в том числе и посредством непрерывного профессионального развития, необходим контроль за доступностью медицинской помощи, оказываемой населению, качеством медицинской деятельности и кадровой обеспеченности здравоохранения.
В результате исследования были рассмотрены основные уровни государственного регулирования здравоохранении и их задачи.
Исследована правовая база регулирования кадрового обеспечения здравоохранения. Определена основная законодательная база регулирования здравоохранения и кадрового обеспечения данной сферы. Прежде всего, это:
- Конституция РФ, которая закрепляет основы охраны труда и здоровья людей, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан (ст. 7 Конституции РФ);
- Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;
- Федеральный закон РФ от 02.04.1993 № 4741-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и др.
Выявлено, что основные проблемы связанные подготовкой и обеспечением медицинских кадров являются следствием недостатков, не только в системе профессиональной подготовки, системе планирования кадровых ресурсов, но и в системе управления медицинскими кадрами на всех уровнях управления, работающей не на опережение.
В работе рассмотрены направления модернизации образования, а именно переход от сертификации к новой системе «аккредитации» специалистов. Отражена необходимость создания непрерывной системы образования медицинских кадров.
Проведено исследования на основе опроса медицинского персонала. В опросе приняло участие 200 респондентов из числа персонала занятого в медицинских учреждениях (организациях) Пензенской области. Исследование позволило выявить ряд проблем и мероприятий в сфере здравоохранения, требующих решения или совершенствования:
- низкий уровень оплаты труда, что подтверждается и наличием дополнительной работы у 13,5 % респондентов;
- асимметрия информации недостаточный уровень информированности населения и медицинских кадров о реализуемых в регионе государственных и региональных программах в области здравоохранения и кадрового обеспечения;
- низкий уровень удовлетворенности медицинского персонала оплатой труда;
- дефицит медицинских кадров;
- совершенствование системы непрерывного профессионального развития медицинского персонала, в том числе за счет увеличения периодичности и создания возможности для зарубежных стажировок и др.
Обозначенные проблемы легли в основу разработки рекомендаций по совершенствованию кадрового обеспечения здравоохранения, среди которых: повышение эффективности труда; устранение дефицита кадров; удержание кадров в регионе и их привлечение в регион; повышение уровня информированности населения и медицинских работников о реализуемых в регионе государственных программах в сфере здравоохранения; непрерывное развитие кадров.
Разработанные мероприятия позволят решить ряд проблем, связанных с кадровым обеспечением региона на долгосрочную перспективу.
В результате исследования были рассмотрены основные уровни государственного регулирования здравоохранении и их задачи.
Исследована правовая база регулирования кадрового обеспечения здравоохранения. Определена основная законодательная база регулирования здравоохранения и кадрового обеспечения данной сферы. Прежде всего, это:
- Конституция РФ, которая закрепляет основы охраны труда и здоровья людей, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан (ст. 7 Конституции РФ);
- Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;
- Федеральный закон РФ от 02.04.1993 № 4741-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и др.
Выявлено, что основные проблемы связанные подготовкой и обеспечением медицинских кадров являются следствием недостатков, не только в системе профессиональной подготовки, системе планирования кадровых ресурсов, но и в системе управления медицинскими кадрами на всех уровнях управления, работающей не на опережение.
В работе рассмотрены направления модернизации образования, а именно переход от сертификации к новой системе «аккредитации» специалистов. Отражена необходимость создания непрерывной системы образования медицинских кадров.
Проведено исследования на основе опроса медицинского персонала. В опросе приняло участие 200 респондентов из числа персонала занятого в медицинских учреждениях (организациях) Пензенской области. Исследование позволило выявить ряд проблем и мероприятий в сфере здравоохранения, требующих решения или совершенствования:
- низкий уровень оплаты труда, что подтверждается и наличием дополнительной работы у 13,5 % респондентов;
- асимметрия информации недостаточный уровень информированности населения и медицинских кадров о реализуемых в регионе государственных и региональных программах в области здравоохранения и кадрового обеспечения;
- низкий уровень удовлетворенности медицинского персонала оплатой труда;
- дефицит медицинских кадров;
- совершенствование системы непрерывного профессионального развития медицинского персонала, в том числе за счет увеличения периодичности и создания возможности для зарубежных стажировок и др.
Обозначенные проблемы легли в основу разработки рекомендаций по совершенствованию кадрового обеспечения здравоохранения, среди которых: повышение эффективности труда; устранение дефицита кадров; удержание кадров в регионе и их привлечение в регион; повышение уровня информированности населения и медицинских работников о реализуемых в регионе государственных программах в сфере здравоохранения; непрерывное развитие кадров.
Разработанные мероприятия позволят решить ряд проблем, связанных с кадровым обеспечением региона на долгосрочную перспективу.
Подобные работы
- Государственное регулирование сферы здравоохранения в регионе
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Образовательная политика в России (на примере Пензенской области)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование системы здравоохранения в субъекте Российской Федерации
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



