Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Состояние и пути оптимизации кадрового обеспечения учреждений здравоохранения Пензенской области

Работа №163021

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное управление

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-правовые аспекты государственного регулирования
развития кадрового обеспечения сферы здравоохранения 7
1.1. Государственное регулирование системы образования и развития
медицинских кадров 7
1.2. Непрерывное профессиональное развитие медицинского персонала,
как основное направление развития государственной кадровой политики 18
2. Направления и итоги деятельности органов государственной
власти Пензенской области по кадровому обеспечению учреждений здравоохранения и повышению эффективности предоставления услуг 32
2.1. Анализ состояния системы здравоохранения и его развития в
Пензенской области 32
2.2. Кадровое обеспечение системы здравоохранения Пензенской
области 50
3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию кадровой
политики в здравоохранении 71
Заключение 79
Список использованных источников


Актуальность исследуемой проблемы обусловлена приоритетной ролью государственной кадровой политики в системе российского здравоохранения.
Действительно, внедрение новых медицинских технологий, высокотехнологичного оборудования и методов лечения, на современном этапе развития общества выявили необходимость подготовки все большего числа высококвалифицированных медицинских работников. Более того, новые технологии в здравоохранении открывают возможности радикального повышения результативности в выявлении ряда заболеваний, их ранней диагностики. Соответственно их внедрение будет стимулировать количественные и качественные сдвиги в системе оказания медицинской помощи, такие как: сокращение объемов стационарной помощи; рост требований к качеству подготовки медицинских кадров. Кроме того, в этих условиях повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество должны соответствовать не только типу и сложности заболеваний, потребностям населения в сфере здравоохранения, но и передовым достижениям медицины.
Важно отметить, в настоящее время в числе приоритетных задач системы здравоохранения стоит - повышение качества оказываемой медицинской помощи населению и доступность услуг. В свою очередь, качество предоставляемых населению услуг зависит, прежде всего, от кадрового состава, способного оперативно решать поставленные перед ним задачи, уровня их профессионализма и системы управления кадровым потенциалом отрасли в целом. Несомненно, основой любой медицинской организации является медицинский персонал, от степени квалификации, мотивированности и удовлетворенности которых напрямую зависит лечебный процесс и эффективность здравоохранения.
Реализуемая в настоящее время государственная политика в сфере здравоохранения и стратегии развития кадровой политики Российской Федерации осуществляется на разных уровнях управления этой крайне важной социальной сферы. Но в не зависимости от уровня реализации основной целью было и остается - сохранение и укрепление здоровья граждан на основе обеспечения повышения доступности медицинских услуг и качества оказания медицинской помощи.
Несмотря на то, что кадровая политика в сфере здравоохранения претерпела серьезные изменения, а именно через введение ряда новшеств, таких как, замена процедуры сертификации специалистов на процедуру аккредитации, совершенствование системы непрерывного образования медицинского персонала, по прежнему остаются не решенными многие кадровые проблемы, что подтверждает актуальность исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Концептуальные вопросы, касающиеся управления персоналом, кадрами организации, системы мотивации персонала (кадров) предприятий и организаций рассматриваются в трудах таких ученых как: Т. Ю. Базаров [22], Д.А. Дашкова [30], А.П. Егоршин [31;32], Ю.Г. Одегов [46], А.Я. Кибанов [36;37], Н.И. Шаталовой [58] и др.
Исследование систем управления, принципов и методов подробно отражены в трудах Э.М. Короткова. Теория управления рассмотрена трудах А.Л. Гапоненко [28] и др. Вопросы управления в здравоохранении рассматриваются в трудах: А.И. Вялкова [26], А.А. Костина, Б.Т. Пономаренко, Ю.В. Самсонова [39], В.А. Медика, О.П. Щепина [60] и др.
Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения раскрываются в трудах: Н.Н. Володина [25], К.Ю. Манилкиной [42], И.А. Каприной [34] и др.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации, непрерывное образование, в том числе в системе здравоохранения рассматриваются в трудах: А.А. Батяева [23], Н.С. Левченковой, В.Г. Морозова [43], Л.К. Мошетовой и О.Л. Задворной [44], Прикот О.Г. [47] и др.
Цель исследования - анализ и выявление проблем в системе государственного управления кадровым потенциалом и разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию кадровой политики в здравоохранении.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Изучены теоретико-правовые аспекты государственного регулирования системы образования и развития медицинских кадров.
2. Рассмотрена существующая система непрерывного профессионального развития медицинского персонала, как основное направление развития государственной кадровой политики.
3. Проанализировано состояния системы здравоохранения и его развития в Пензенской области.
4. Исследовано кадровое обеспечение системы здравоохранения
Пензенской области.
5. Разработаны рекомендации и предложены мероприятия по
совершенствованию кадровой политики в здравоохранении.
Объект исследования - управление кадровым потенциалом в здравоохранении.
Предмет исследования - совершенствование государственное кадровой политики в здравоохранении.
Научная новизна работы заключается в разработке и анализе кадрового обеспечения здравоохранения Пензенской области и разработке рекомендаций по совершенствованию кадровой политики здравоохранения.
Теоретической и методологической основой исследования являются исследования отечественных и зарубежных авторов в области управления персонала (кадрами) организации, а также материалы региональных, всероссийских и международных научно-практических конференций, периодических изданий.
Информационной и эмпирической базой являются Федеральные законы в области здравоохранения, государственные стратегии и программы в области регулирования различных аспектов системы здравоохранения, а также исследования материалы Федеральной и Территориальной служб государственной статистики, результаты собственного исследования, проведенного в медицинских учреждениях (организациях) здравоохранения Пензенской области, материалы других официальных источников и Интернет ресурсов.
Практическая значимость определяется тем, что основные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности государственных органов в сфере здравоохранения при разработке или совершенствовании политики развития и подготовки медицинских кадров.
Как совокупный результат выполненного в магистерской диссертации исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Систематизация с точки зрения теоретико-правового подхода нормативно правовой документации, регулирующей процессы формирования и развития кадров для учреждений здравоохранения.
2. Мероприятия по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения привели к незначительному и временному улучшению кадровой ситуации в учреждениях здравоохранения.
3. Низкий уровень удовлетворенности качеством трудовой жизни медицинского персонала обусловлен уровнем заработной платы, нерациональной организацией рабочего времени, жилищными условиями, техническим оснащением рабочего места, отсутствием социальных гарантий и условий сохранения здоровья.
4. Приоритетными направлениями развития кадрового потенциала медицинского персонала являются: улучшение материального благосостояния данной категории специалистов, проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа профессии, привлечение абитуриентов в медицинские образовательные учреждения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие здравоохранения его реформирование, модернизация, информатизация обусловили необходимость внедрения кадровых нововведений во всю отрасль как на федеральном, региональном, так и местном уровне. Однако, кроме обеспечения высокого уровня профессионализма медицинских работников, в том числе и посредством непрерывного профессионального развития, необходим контроль за доступностью медицинской помощи, оказываемой населению, качеством медицинской деятельности и кадровой обеспеченности здравоохранения.
В результате исследования были рассмотрены основные уровни государственного регулирования здравоохранении и их задачи.
Исследована правовая база регулирования кадрового обеспечения здравоохранения. Определена основная законодательная база регулирования здравоохранения и кадрового обеспечения данной сферы. Прежде всего, это:
- Конституция РФ, которая закрепляет основы охраны труда и здоровья людей, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан (ст. 7 Конституции РФ);
- Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;
- Федеральный закон РФ от 02.04.1993 № 4741-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и др.
Выявлено, что основные проблемы связанные подготовкой и обеспечением медицинских кадров являются следствием недостатков, не только в системе профессиональной подготовки, системе планирования кадровых ресурсов, но и в системе управления медицинскими кадрами на всех уровнях управления, работающей не на опережение.
В работе рассмотрены направления модернизации образования, а именно переход от сертификации к новой системе «аккредитации» специалистов. Отражена необходимость создания непрерывной системы образования медицинских кадров.
Проведено исследования на основе опроса медицинского персонала. В опросе приняло участие 200 респондентов из числа персонала занятого в медицинских учреждениях (организациях) Пензенской области. Исследование позволило выявить ряд проблем и мероприятий в сфере здравоохранения, требующих решения или совершенствования:
- низкий уровень оплаты труда, что подтверждается и наличием дополнительной работы у 13,5 % респондентов;
- асимметрия информации недостаточный уровень информированности населения и медицинских кадров о реализуемых в регионе государственных и региональных программах в области здравоохранения и кадрового обеспечения;
- низкий уровень удовлетворенности медицинского персонала оплатой труда;
- дефицит медицинских кадров;
- совершенствование системы непрерывного профессионального развития медицинского персонала, в том числе за счет увеличения периодичности и создания возможности для зарубежных стажировок и др.
Обозначенные проблемы легли в основу разработки рекомендаций по совершенствованию кадрового обеспечения здравоохранения, среди которых: повышение эффективности труда; устранение дефицита кадров; удержание кадров в регионе и их привлечение в регион; повышение уровня информированности населения и медицинских работников о реализуемых в регионе государственных программах в сфере здравоохранения; непрерывное развитие кадров.
Разработанные мероприятия позволят решить ряд проблем, связанных с кадровым обеспечением региона на долгосрочную перспективу.



1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017
2. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации:
Федеральный закон РФ от 02.04.1993 г. № 4741-1 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 24.07.2009. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
Федеральный закон РФ от 21.11.2011г. №323-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017 (Дата обращения 15.12.2017г.)
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
5. О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 г. №1387 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.11.1997. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
6. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до
2013 г.: постановление Правительства Российской Федерации 03.12.2002 № 858. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 15.07.2013. Доступ из
Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
7. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.06. 2012 г. № 608 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 25.09.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
8. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года: постановление Правительства Российской Федерации от 15.07. 2013 г. № 598 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 02.09.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.02.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
10. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»: распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 г. № 2511 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 24.12.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
11. О повышении квалификации специалистов со средним
медицинским и фармацевтическим образованием: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.06.1998 г. № 186 [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 05.08.2003. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017
12. О кадровом обеспечении здравоохранения: Приказ Министерства
здравоохранения РФ от 31.12.2002 № 418 [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 24.12.2012. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017
13. Концепция кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации: приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.07.2010 г. № 210 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.07.2010. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
14. Об утверждении Положения об организации оказания первичной
медико-санитарной помощи взрослому населению: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 г. № 543. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 15.05.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
15. Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. № 66 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.08.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017 (утратило силу)
16. Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата
специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 г. № 982н [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.02.2016. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017
17. Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 г. № 837. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 09.06.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
18. Об утверждении Положения об аккредитации специалистов Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2016 г. №334. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 19.05.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
19. Об утверждении Государственной программы Пензенской области
«Развитие здравоохранения Пензенской области на 2014-2020 годы»:
постановление Правительства Пензенской области от 02.10.2013 № 743[Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.11.2017. Доступ из Справочнойправовой системы «Консультант Плюс» - 2017
20. План мероприятий («дорожная карта»). Изменения в отраслях
социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Пензенской области: распоряжение Правительства
Пензенской области от 28.02.2013 г. №86. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.01.2017. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017
21. О мероприятиях, направленных на повышение доступности оказания первичной медико-санитарной помощи жителям Пензенской области: приказ Министерства здравоохранения Пензенской области от 19.08.2015 г. №290. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 19.08.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
22. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М.: Академия, 2013. - 224 с.
23. Батяев А. А. Идеальный персонал. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. - М.: Альфа-Пресс,2007г - 176 с.
24. Бирюкова Н.Б. Инвайроментальная модель инновативного управления здравоохранением // Власть. - 2017. - № 6. - С. 73-76.
25. Володин Н.Н. Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения и пути их решения. Федеральный справочник. - М., 2003. - 358с.
26. Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009. - 528 с.
27. Гасников В.К. Современные проблемы развития информатизации управления здравоохранением региона // Интеллектуальные системы в производстве. - 2017. - №2. - С.91-96.
28. Гапоненко А.Л. Теория управления. Учебник. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 558с.
29. Данилова Н.В. Анализ состояния медицинских кадров на этапе обновления региональных систем здравоохранения . // Социальные аспекты здоровья населения. - 2011. - Т. 22. - № 6. - С. 10-16.
30. Дашкова Д.А. Управление персоналом / Учебное пособие. - М., 2010. - 283с.
31. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 245с.
32. Егоршин А.П. Организация труда персонала: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 216с.
33. Информационная справка. О стратегическом развитии и
приоритетных проектах в системе здравоохранения до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://minzdrav.pnzreg.ru/files/health_pnzreg_ru/zdravohran/upr_resh/doklad_strategiya_tyugaeva.pdf (дата обращения 15.11.17)
34. Каприна И.А. Совершенствование управления кадровыми процессами в медицинских организациях//Исследования и практика в медицине. - 2017. - Т.4. - №3. - С.108-114.
35. Капитоненко Н.А., Кирик Ю.В., Киселев С.Н. Проблемы эффективного развития системы здравоохранения дальневосточного федерального округа Российской Федерации в условиях модернизации // Дальневосточный медицинский журнал. - 2012. - № 2. - С. 114-117.
36. Кибанов А. Я. Система управления персоналом. - М.: Проспект, 2012. - 174с.
37. Кибанов А.Я. Основы управления. - М.: Инфра-М, 2012. - 448 с.
38. Климова А.Р. Непрерывное профессиональное развитие
медицинского персонала// Сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: Наука и Просвещение. - Пенза. - 2016. - С.259-261.
39. Костин А.А., Пономаренко Б.Т., Самсонов Ю.В. Государственная
кадровая политика в сфере здравоохранении. - М.: Международный
издательский центр» Этносоциум», 2015. - 196 с.
40. Коротков Э.М. Исследование систем управления. Учебник. - М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие» ДеКА», - 2003. - 336 с.
41. Маликова Л.М., Петросов С.Н., Учайкин Ю.Н., Финогенов В.В. Обоснование мероприятий по оптимизации управления кадровым потенциалом в сфере общественного здоровья и здравоохранения // Вестник КГМА им. И.К. Ахунбаева.-2016. - №5. - С.43-48
42. Манилкина К.Ю. Особенности кадровой политики в здравоохранении России//Вестник науки и образования. - 2017. - Т.1 №5 (29). - С.50-55.
43. Морозов В.Г., Левченкова Н.С. Непрерывное медицинское образование (НМО) как обязательное постоянное обучение по программам повышения квалификации //Смоленский медицинский альманах. - 2017 . - №2. - С.14-18.
44. Мошетова Л.К., Задворная О.Л. Непрерывное медицинское образование - фактор развития кадров здравоохранения и основа качества медицинской помощи//Офтальмологические ведомости. - 2015. - Т.4 - №2. - С.4-7.
45. Нурлыбаев А.М. Реформы здравоохранения в России: взгляд в прошлое и современность // Журнал международных исследований развития (МИР). - 2014. - №1. - С. 20-28.
46. Одегов Ю. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом // Кадровик. - 2011. - №2. - С.82-84.
47. Прикот О.Г. Дополнительное профессиональное образование и» закон о непрерывном образовании»//Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. - 2017. - №1(5). - С.58-65.
48. Публичная декларация целей и задач Министерства
здравоохранения Пензенской области на 2017 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://minzdrav.pnzreg.ru/files/health_pnzreg_ru/poleznaya_info/publichnaya_deklar aciya_celey_i_zadach_na_2017_god.pdf (дата обращения 15.11.17)
49. Реализация государственной программы Пензенской области
«Развитие здравоохранения Пензенской области на 2014-2020 годы» в 2015 году [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://health.pnzreg.ru/Dolgosrochnye_celevye_programmy/Informaciya_po_realizac ii_gosudarstvennoy_programmy_i_ocenke_ee_effektivnosti (дата обращения 15.11.17)
50. Реализация государственной программы Пензенской области
«Развитие Режим доступа:
http://health.pnzreg.ru/files/health_pnzreg_ru/zdravohran/gos_programma/2016/!_gp _2016_doklad.docx (дата обращения 15.11.17)
51. Сачек М.М., Малахова И.В., Хейфец Н.Е., Хейфец Е.Н., Куницкий Д.Ф. Непрерывное профессиональное развитие врачей: зарубежный опыт организации и оценки качества процесса//Вопросы организации иинформатизации здравоохранения. - 2015. - № 4 (85). - С. 41-65.
52. Смертность населения от отдельных причин смерти [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/statistics/population/ (дата
обращения 15.11.17)
53. Торопушина Е.Е. Муниципальная социальная политика в сфере охраны здоровья: зарубежный опыт северных территорий // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2013. - № 2. - С. 171-180.
54. Утка В.Г.О важности оперативной информации в информационном
обеспечении здравоохранения на региональном уровне//
Социальные аспекты здоровья населения. - 2014. -Т. 10. - № 2. - С. 4-7.
55. Федорова Т.А. Медицинское страхование и защита здоровья населения // Финансы. - 2014. - № 10. - С. 43-47.
56. Черкасов С.Н., Костикова А.Ю. Удовлетворенность врачей государственных медицинских учреждений. Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 4-3 (58). - С. 198-200.
57. Шабров О.Ф. Эффективность государственного управления в условиях постмодерна // Власть. - 2010. - № 5. - С. 5-10.
58. Шаталова Н.И., Эсаулова И.А. Управление персоналом в России: история и современность. Монография. - М.: Инфра-М, 2015. - 240с.
59. Шевский В.И. Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2013. - № 3. - С. 24-47.
60. Щепин О.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник М., 2011. - 592 с.
61. Юсупова Б.М. Совершенствование управления здравоохранением в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. - № 1. - С. 360-364.
62. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросовет. - 2000. - 596с.
63. Grant V., Smith G. Personnel Administration and Industrial Relations. L., 1969. P.I. - 96.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ