Актуальность обусловлена тем, что психолого-педагогическая диагностика открывает перед педагогами-психологами новые горизонты для совершенствования и создания современных обучающих и воспитательных технологий. Она также помогает педагогам и психологам развиваться и становиться лучше. В настоящее время изучение психолого-педагогической диагностики приобретает особую актуальность, так как оно направлено на совершенствование педагогического труда. В быстро меняющемся обществе особенно важно учитывать психологические особенности как отдельных учащихся, так и целых групп в процессе обучения и воспитания. Это, в свою очередь, требует глубокого понимания психологии.
Психолого-педагогическая диагностика является относительно новой научной и практической сферой деятельности, которая до конца еще не осмыслена. Не случайно так мало литературы, посвященной раскрытию особенностей этого вида диагностической деятельности. В основном научные труды посвящены либо психологической, либо педагогической диагностике.
Объект работы: методы диагностики.
Предмет работы: характеристика методов диагностики и их классификация.
Цель работы: охарактеризовать методы диагностики и их классификацию.
Задачи работы:
– рассмотреть понятие диагностика,
– изучить общую характеристику методов диагностики и их классификацию.
Методы работы: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, обобщение.
Таким образом, диагностика представляет собой актуальную область психологической науки и практики, связанную с разработкой и реализацией разнообразных методов и методик выявления индивидуальных личностных особенностей. Определяя наиболее широкую цель диагностики, можно отметить ее направленность на установление уровня развития психических свойств, процессов и состояний в их характерных сочетаниях, определяющих неповторимость изучаемой личности. Диагностика личности – отрасль психодиагностики, разрабатывающая и апробирующая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей, свойств и качеств личности, личностных черт и проявлений. Диагностика личности включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, совокупность приемов и методик, направленных на получение психологического диагноза особенностей личности.
Методы психолого-педагогической диагностики представляют собой инструменты для сбора и уточнения информации о педагогических объектах, психологических явлениях и процессах формирования личности, а также об особенностях развития ребёнка. Среди таких методов можно выделить анализ документов, беседу и наблюдение.
1. Анастази А., Урбина, С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2017. – 140 с.
2. Акимова М.К. Психологическая диагностика. – СПб.: Питер, 2015. – 303с.
3. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз Педагогика и психология. М.: Наука, 2018. – 140 с.
4. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 2018. – №– 6. С. 2–27.
5. Бодалев, А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика СПб.: Речь, 2016. – 440 с.
6. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2016. – 351 с.
7. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. – М.: Наука, 2018. – 150 с.
8. Глуханюк Н. С., Щипанова Д. Е. Психодиагностика. М.: Academia, 2018. – 240 с.
9. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Диагностико-аналитическая деятельность психолога в сфере образования: – М.: Перо, 2016. – 276 с.
10. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Психодиагностика. Новейший справочник психолога. – М.: АСТ. 2019. – 421с.
11. Кулагина И.В. Современная психодиагностика: теория и методы. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2023. – 120 с.
12. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М.: Институт психотерапии, 2022. – 167с.
13. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 2021. – 304 с.
14. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – М.: Наука, 2022. – 472 с.